Философия, история, ораторское искусство античной культуры. А. - Перед чтением раздела вспомните, что вам известно из истории Древней Греции и Рима

А. - Перед чтением раздела вспомните, что вам известно из истории Древней Греции и Рима. Предположите, какие знания вам понадобятся в первую очередь для изучения античной литературы. Обоснуйте свою точку зрения.

- Вспомните авторов, произведения, героев античной литературы, с которыми вы знакомились в 5 – 8 классах. Какое представление об этой литературе у вас сложилось? Какими вам запомнились герои? Каковы главные темы этой литературы? Пафос? Авторский идеал?

- Как вы думаете, почему систематический курс литературы начинается именно с литературы Античности? Обоснуйте свою точку зрения.

- В ходе изучения материалов раздела отберите аргументы, которые помогут вам поддержать одного из участников интернет-форума (дискуссии). Вы вправе принять любую точку зрения. Главное – суметь ее доказать. Подводя итог изучению раздела, организуйте дискуссию в классе.    

Интернет-форум:

1. Проходили античку. Уважаю в общем-то.
Все авторы древности хороши по-своему: тут и эпический красноречивый слог Гомера, и лирика Сапфо, великая троица: Эсхил – Софокл - Еврипид; из римлян: Вергилий, не может оставить равнодушным надрывность и искренность стихов Катулла (видимо, он мне больше всех нравится, прямо что-то общее с Лермонтовым). Многое читал… даже "Илиаду" - полностью.

2. Почему Вам интересно читать их произведения?

А заодно, пожалуйста, просветите, что конкретно современный человек может почерпнуть из этой покрытой пылью веков мудрости?

 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Одним из самых значительных явлений в истории мировой культуры является античное искусство. Основу античного искусства составляет античная литература. Термин «античный» происходит от латинского слова antiguus – «древний». Античной литературой называют литературу, зародившуюся в Древней Греции более тысячи лет до нашей эры на территории полуострова Пелопоннес, близлежащих островов в Эгейском море, омывающем юг Греции, и западного побережья Малой Азии. В З-ем столетии до нашей эры развивается литература древнего Рима и окружающих его районов, продолжающая традиции литературы Древней Греции и формирующая свои национальные и исторические особенности. Завершился период античной литературы в 5 веке нашей эры вместе с распадом Римской империи. Всего античная литература насчитывает 1200 лет активного существования (VII в. до н.э. – V в. н.э.). ЗДЕСЬ УМЕСТНА КАРТА.

Античная литература проходит следующие этапы своего зарождения, развития и угасания.

1. Архаический или доклассический этап (IX – VIII вв. до н.э.). Основным содержанием устного творчества этого периода была древнегреческая мифология (деяния богов, героев, легендарных правителей, многочисленные легенды и предания). Главным событием, вокруг которого создавалось множество сказаний, была Троянская война, исполняемых певцами и сказителями – рапсодами. К концу этого периода предположительно относится создание двух величественных эпических поэм Гомера – «Илиады» и «Одиссеи» ( не позднее VIII в. до н.э.).

2. Классическийэтап античной (древнегреческой) литературы (VII – III вв. до н.э.). Открывается этот период поэмой древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни» ( предположительно рубеж VIII – VII в. до н.э.). Этим же временем датируются первые письменные памятники древнегреческой литературы. Классический этап древнегреческой литературы представляет собой процесс бурного развития античной лирики, драмы и прозы. Расцвет литературы этого периода пришелся на V – первую половину IV вв. Среди множества великих имен древнегреческой литературы особо выделяются поэты Алкей и Сапфо, драматурги-трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан, философы Платон и Аристотель, историки Геродот и Фукидид, оратор Демосфен.

3. Эллинистический этап античной литературы (III в. до н.э. – V в. н.э.). Начало этого периода отмечено развитием литературы Древнего Рима, таким образом понятие «античная литература» расширилось, включив в себя, кроме древнегреческой, древнеримскую литературу. Процесс развития древнеримской литературы связан с ростом Римской империи, по политическому влиянию и могуществу пришедшей на смену Древней Греции и перенявшей достижения ее культуры. Однако литература Древнего мира не ограничилась лишь продолжением традиций древнегреческой, а выработала свое, оригинальное наследие, отразившее более чем 7-вековую эпоху жизни древнего мира. В древнеримской литературе наиболее известны имена Катулла, Горация, Вергилия.

 

- Определите территориальные и временные границы существования античной литературы.

- Оформите основную информацию об этапах развития античной литературы, переданную в тексте, в виде таблицы. Пусть она включает столбцы: 1) название; 2) временные рамки; 3) особенности; 4) представители. Какие выводы можно сделать, проанализировав систематизированный материал?

ЖАНРЫ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

АНТИЧНАЯ ПОЭМА

В начале античной литературы стоят две великие древнегреческие поэмы,авторство которых отдается слепому поэту Гомеру, - «Илиада» и «Одиссея». Пушкин писал о своем впечатлении от чтения древней поэмы, воображая ее создателя и подражая античному стиху:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой.

Однако гомеровские поэмы создавались в атмосфере, созданной богатейшей древней литературой: и до Гомера существовало множество песенных форм, отражавших античный мир мифов и быта, и в его время разнообразная жизнь Древней Греции и сопредельных стран получала яркое выражение в устном народном творчестве и первых письменных памятниках. Особенно популярным был Троянский цикл (произведений о Троянской войне). Поэмы Гомера обобщили опыт многочисленных произведений о войне греков с троянцами: в «Илиаде» описывается сама война и взятие Трои, в «Одиссее» - возвращение героя войны Одиссея на родной остров Итаку. Эти грандиозные эпические поэмы представили полную картину античного мира, его цивилизации и культуры, и поэтому в истории литературы получили определение – мировые поэмы.

Величественная «Илиада» повествует о «гневе Ахиллеса», то есть о войне греков за владычество в древнем мире и объединении государства. Об этом выразительно предвещает первая строка поэмы:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына (Пер. Н.И.Гнедича)

Поэма путешествия «Одиссея» проводит героя по огромному миру, занятому древнегреческой культурой. Преодоление опасностей и препятствий и возвращение Одиссея домой после войны знаменует начало мирной жизни государства. Первые строки поэмы обращает внимание не на гнев и войну, а на «многоопытность», умудренность героя:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою (Пер.В.А.Жуковского)

По сравнению с возвышенными по содержанию и высокими по стилю поэмами Гомера поэма Гесиода «Труды и дни», написанная на рубеже VIII-VII вв., отличается сдержанностью и строгостью стиля. Это дидактическая поэма, насыщенная нравственными наставлениями, утверждающая мир и земледелие, воспевающая труд:

Труд человеку стада добывает и всякий достаток,

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям… (Пер. В.В.Вересаева)

В древнеримской литературе самой значительной поэмой является «Энеида» римского поэта Вергилия. В ней воспевается история героя Троянской войны Энея, родственника троянского царя Приама, спасшегося при разгроме и скитавшегося по древнему миру. Поэма призвана была показать рождение римского народа (римлян) и государства, поэтому она создавалась в параллель с «Илиадой» и «Одиссеей». Вергилий писал «Энеиду» с 29 до 19 г. до н.э. и умер, выполнив лишь половину замысла (12 песен).

М.б. информациювойне? Хорошо бы иллюстрацию с войной.

- Вспомните, в чем особенность жанра поэмы. Какие произведения этого жанра, созданные в новое время, вам известны?

- Соотнесите названия великих античных поэм с именами их авторов и расположите произведения в хронологическом порядке:

«Энеида» «Илиада» «Труды и дни» «Одиссея»

Гесиод Гомер Вергилий

 

Античная лирика

Важнейшей частью античной литературы была лирика. Само название этого рода литературы, происходящее от музыкального инструмента лиры, свидетельствует, что лирическое словесное произведение существовало нераздельно с музыкой – мелодикой и ритмом, очень часто при этом его исполнение сопровождалось танцем. В большинстве своем это были ритуальные жанры, связанные с религиозными празднествами, сельскохозяйственными работами, бытом. Как самостоятельные, лирические произведения отделились с появлением авторской поэзии.

Самой распространенной в древнегреческой поэзии была форма двустишия (дистиха). Античный дистих состоит из двух нерифмованных строк, первая написана гекзаметром, вторая – пентаметром. Дистихи могли выступать как отдельные стихотворения или как часть больших лирических произведений. Например, Архилох (VII в. до н.э.), первый известный европейский лирический поэт, пишет об ушедших соратниках, используя эту форму:

Лучших людей поглотила волна многошумного моря,

И от рыданий, от слез наша раздулася грудь (Пер. В.В.Вересаева)

Дистих часто применялся для написания элегий, эпиграмм и других античных жанров. Другой разновидностью лирики были ямбы – сатирическая поэзия, мастером которой также был Архилох.

Развитие античной лирики после Архилоха связано с двумя именами – Алкеем и поэтессой Сапфо, уроженцами острова Лесбос и жившими в VII-VI вв. Оба представители мелической (вокальной) лирики, сочиняли гимны и любовную лирику. Сапфо вошла в историю поэзии как уникальная поэтесса в выражении любовного чувства, ее поэзия настолько связана с любовью, что даже существует легенда о Сапфо, бросившейся со скалы от неразделенного чувства. Столетием позже творил еще один переживший в своем творчестве тысячелетия поэт – Анакреонт, создатель поэзии, прославлявшей веселую, беспечную жизнь, ее наслаждения, вино, любовь. Анакреонт в поэзии явился последователем древнегреческого поэта Эпикура, утверждавшего ценность сегодняшнего дня, настоящего момента жизни. Анакреонтическая лирика оказала огромное влияние на европейскую поэзию позднего времени, в особенности на юного Пушкина, написавшего ряд стихотворений, посвященных Анакреонту. Шестнадцатилетний Пушкин так пишет о поэзии древнегреческого поэта в стихотворении «Гроб Анакреона» (1816):

Он у времени скупого

Крадет несколько минут.

Древнеримская лирика богата на классические произведения, легшие в основу последующей мировой поэзии. Среди поэтов Древнего Рима в истории литературы выделяются Катулл (первая половина I в. до н.э.), применивший многие приемы греческой поэзии к латинскому языку; Гораций (вторая половина I в. до н.э.), самый значительный поэт «золотого века» римской поэзии, времени императора Августа Октавиана; Овидий – поэт рубежа тысячелетий, умерший в изгнании по приказу императора на Черном море в начале нашей эры, создатель знаменитых книг «Метаморфоз», поэтических любовных трактатов и скорбных песен. Овидий был одним из любимых античных поэтов Пушкина. Оказавшись в Южной ссылке в местах изгнания Овидия, Пушкин писал в стихотворении «К Овидию» (1821):

Здесь, оживив тобой, мечты воображенья,

Я повторил твои, Овидий, песнопенья.

 

- Вспомните, каковы главные особенности лирики как рода литературы. Назовите имена известных вам лириков нового времени. Каковы основные мотивы их поэтического творчества?

- Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: каковы темы античной лирики.

- Объясните, что такое дистих.

- Установите соответствие:

Древнегреческие поэты   

 

Архилох Овидий Алкей Катулл Сапфо Гораций Анакреонт

 

Древнеримские поэты  

 

Античная драма

Расцвет древнегреческой драмы приходится на VI – V вв. до н.э., творчество великих трагиков: Эсхила ( 524-456 гг. до н.э.), Софокла (496- 406 гг. до н.э.) и Еврипида( 480 – 406 гг. до н.э.). Эсхил, старший из них, создал трагедию, ставшую образцом жанра для последующих драматургов, - «Прикованный Прометей» точных сведений и времени написания и поставке нет, что характерно для многих древнегреческих произведений). В основу трагического конфликта драмы положен факт похищения титаном Прометеем огня для беззащитных людей и пренебрежение волей верховного бога Зевса. Прометей оказывается в трагической ситуации, в которой он не может оставить людей беззащитными и не должен нарушать закон, установленный Зевсом, - классической ситуации трагедии: неизбежная борьба несовместимых сил и начал жизни.

Трагедии Софокла представляют собой шаг вперед по сравнению с творчеством Эсхила: в таких трагедиях, как «Царь Эдип», «Антигона» и других, внимание драматурга сосредоточено уже не столько на богах древнегреческом фатуме (роке), сколько на поступках людей, их характерах и поведении в исключительных обстоятельствах. Например, в трагедии «Антигона» героиня предает захоронению тело своего брата вопреки запрету правителя Креонта, и в наказание Антигону казнят. А жених Антигоны, сын Креонта и его мать кончают жизнь самоубийством. Несмотря на простоту сюжета, конфликт и смысл трагедии до сих пор вызывают многочисленные толкования. Кроме того Софокл в искусство трагедии немало нового: ввел на сцену третьего актера, чего не было раньше, отказался от обязательной трилогии, объединяющей сюжеты и персонажей.

 Своеобразие трагедий Еврипида, современника Софокла, настолько разительно, что они кажутся написанными в более позднее время. Во-первых, среди героев пьес Еврипида оказываются люди простого происхождения, а также в них появляются детали быта, повседневной реальной жизни. Во-вторых, трагедии Еврипида насыщены психологизмом в представлении поведения его героев, их выбора и поступков. Внимание у внутренней жизни человека, его переживаниям у Еврипида осуществляется в общих ситуациях человеческой жизни: любви, ревности, соперничества, страдания и радости. Таковы лучшие из дошедших до нас трагедий Еврипида «Медея» о мифологической волшебнице, совершившей детоубийство из страсти и ревности, и «Ипполит» о чистом душой юноше-герое, отвергнувшем преступную страсть своей мачехи Федры, за это оклеветанного и погибшего.

Таким образом, три величайших древнегреческих трагика, живших в одно время, представили своим творчеством три этапа в развитии драмы – жанра трагедии. Эсхил заложил основы трагического конфликта, создал образцы трагедий о богах; Софокл ввел в трагедию характеры людей в исключительных обстоятельствах; Еврипид обогатил жанр сценами реальной жизни и психологизмом.

Другим ведущим жанром древнегреческой драмы была комедия, классиком которой является знаменитый комедиограф Аристофан (446-385 гг. до н.э.). Сатирический пафос комедий Аристофана носил политический характер. Уже в первых своих комедиях Аристофан резко критиковал правителя Афин Клеона, благодаря богатству и связям узурпировавшему власть над афинянами. Так, в двадцать года Аристофан создает комедию «Всадники», в которой под видом старика Демоса вводит образ обманутого афинского народа, а в лице его пройдохи-слуги Кожевника подразумевает Клеона. Никто, кроме Аристофана, не решился бы выставить властителя государства в столь смешном виде, как это сделал комедиограф. Есть даже свидетельства, что Аристофан сам готов был играть роль слуги. Конечно, Аристофан подвергался преследованию за свою смелость и в последние годы жизни не мог писать обличительных комедий. Однако во всем смех Аристофана распространялся на все достойное критики, а положительным героем его комедий был здравый народный смысл, исполненный правды и гуманного отношения к людям.

Древнеримская драма ориентировалась на греческие образцы, однако драматурги, взяв за основу прежние правила создания произведений, вносили в них современную проблематику и национальный колорит. Если сравнить греческого комедиографа, последователя Аристофана, Менандра (IV-III вв. до н.э.), который описывал распад греческих городов-полисов, то перед римскими авторами стояла другая задача – утверждать укрепление римского государства. Среди римских комедиографов наиболее выделяются Теренций и Плавт,жившие в III-II вв. до н.э. Различие между комедиями Теренция и Плавта состоит в их стиле, языке и персонажах: язык Теренция чище и благороднее, Плавт – мастер грубоватой, бытовой комедии. Из римских драматургов-трагиков достаточно хорошо известен лишь философ Сенека (I в. н.э.), консул Рима и наставник  молодого императора Нерона. Трагедии Сенеки внешне повторяют сюжеты греческих, они также основаны на мифах и классических ситуациях (например, «Федра» или «Медея»), однако используются для поучений и иллюстрации взглядов Сенеки – философа-стоика. Ярко выражена в произведениях Сенеки и его гражданская позиция, взывающая к справедливости в обществе. Показательна смерть Сенеки: он покончил жизнь самоубийством по приказу бывшего воспитанника императора Нерона.

- Вспомните, что такое драма как род литературы. Какие драматические произведения нового времени вам известны? Назовите главных героев и кратко охарактеризуйте основной конфликт каждого произведения.

- Расскажите, что общего между комедией и трагедией и чем они различаются.

- Почему в тексте утверждается, что трагедии Софокла – это шаг вперед по сравнению с творчеством Эсхила?

- Почему трагедии Еврипида кажутся написанными в более позднее время?

- В чем заключается политический характер комедий Аристофана?

- Верно ли утверждение, что римская драма является подражанием древнегреческой? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на прочитанный текст.

- Установите соответствие:

Заложил основы трагического конфликта, создал образцы трагедии о богах

 

            Эсхил Софокл Еврипид

Ввел в трагедию характеры людей в исключительных обстоятельствах
Включил в трагедию сцены реальной жизни и психологизм

 

 

Философия, история, ораторское искусство античной культуры

Важнейшими памятниками культуры и литературы стали памятники-произведения античных философов, историков и ораторов, не только свидетельствующие о высочайшем уровне мысли и искусства древнего мира, но и послужившие основой для развития мировой, прежде всего европейской культуры.

Самым великим философом древности считается Сократ, живший в V в. до н.э., современник Софокла, Еврипида, Аристофана. Имя Сократа обросло легендами, его личность – домыслами, что произошло прежде всего из-за устного характера его философии, которая выражалась в беседах философа с учениками и спорах с оппонентами. Об учении Сократа нам известно благодаря трудам двух его верных учеников – Платона и Ксенофонта. Философия Сократа положила начало новой эпохе в истории человеческой мысли: поиск гармонии между государством и личностью. Сократ, по сложившимся представлениям, является идеалом личности философа. Хорошо известна история смерти Сократа: он умер как истинный философ, в полном сознании, выпив по приговору суда яд – чашу с цикутой.

Платон (V-IV вв. до н.э.), в отличие от своего учителя Сократа, за 80 лет своей жизни создал множество произведений. Среди них знаменитая «Апология Сократа», диалоги (к этой форме, записи устной философской беседы Платон прибегал часто, например «Пир») и другие. Платон первым в истории мировой философии разработал учение об идеях (эйдосах), которые дают начало вещественному миру. Влияние Платона на последующие века философской мысли огромно и сохраняется по сей день.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в молодости учился у Платона, слушал его лекции и какое-то время был его последователем, однако в более поздние годы разрабатывал самостоятельное учение, во многом не соглашаясь с Платоном, прежде всего с его учением идеях. Величайшим достижением Аристотеля явилось то, что он объединил знания, достигнутые греческой наукой, в общую систему. Научный авторитет Аристотеля в течение двух последующих тысячелетий был непререкаем. Яркий пример тому – геоцентрическая теория Аристотеля, доминировавшая весь этот период. Аристотель был воспитателем самого великого завоевателя в истории – Александра Македонского.

Наиболее известными философами римского периода были Лукреций (I в. до н.э.), создатель философской поэмы «О природе вещей», Сенека(I в. н.э.), философ-стоик, развивавший учение о морали, Марк Аврелий (II в. н.э.), политический деятель, последнее десятилетие жизни – император Рима, официально обожествленный после смерти, прозванный «философом на троне», стоик по взглядам и сторонник нравственной философии.

Самым значительным древнегреческим историком, которого называют «отцом истории», является Геродот (V в. до н.э.), живший в знаменитое историческое время, классический период греческой культуры. Геродот написал первый известный исторический трактат «Истории», передав в нем последовательную хронику греко-персидских войн начала века. Другой древнегреческий историк Фукидид, младший современник Геродота, создал труд «История Пелопоннесской войны» о войнах Афин и Спарты, главный источник наших сведений о них. Среди римских историков большую роль сыграл Тацит (I в н.э.), оставивший нам богатые сведения об отношениях Рима и Иудеи.

Помимо древних философов, обладавших даров речи и убеждения, в античном мире особую популярность снискали ораторы, владевшие риторикой – искусством красноречия. Главным для ораторского искусства была не только яркость и богатство речи, а ее функциональность, то есть соответствие речи оратора цели выступления. Именно это качество отмечал самый крупный оратор Древней Греции Демосфен (IV в. до н.э.), выдающийся политический деятель, произнесший множество речей в защиту подлинной демократии и независимости Афин. Из римских ораторов следует отметить Цицерона (I в. до н.э.), автора более ста блистательных речей времени Юлия Цезаря и начала правления императора Августа Октавиана. Имя Цицерона стало нарицательным, обозначая вершину ораторского мастерства человека.

- Объясните, почему в раздел об античной литературе включен материал о древнегреческих и древнеримских философах, историках, ораторах.

- Какие из упомянутых в тексте имен вы встречали раньше? Что уже знали о них и их творчестве?

- Установите соответствие между философским учением и его автором:

Поиск гармонии между государством и личностью

 

 

Сократ  Платон Аристотель

Учение об идеях, которые дают начало вещественному миру
Объединение знаний, достигнутых греческой наукой, в систему

 

Античное стихосложение (это надо поместить как какую-нибудь врезочку или вставочку там, где лирика, не знаю, где лучше).

В стихосложении древнегреческой и древнеримской поэзии ритм стиха образуется чередованием долгихи кратких слогов. Стопа в античном стихосложении представляет собой повторяющиеся группы долгих и кратких слогов, в отличие от силлабо-тонической системы стихосложения, в которой стопа состоит из повторяющихся групп ударных и безударных слогов. В античной стопе различаются сильные слоги (обычно долгие) и слабые (обычно краткие). Ударение в античных стопах носит преимущественно ритмический, а не словесный характер. Античное стихосложение называетсяметрическим. Наиболее распространенными в античном стихосложении являются гекзаметр(шесть стоп дактиля) и пентаметр(пять стоп дактиля)..


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1077; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!