О диалектическом и историческом материализме



 

В 1938 году И. В. Сталиным была написана работа «О диалектическом и историческом материализме» как составная часть «Краткого курса истории ВКП(б)». В этом труде дано цельное, стройное и систематическое изложение основ марксистской философии. Это произведение является философским обобщением всего богатейшего опыта борьбы рабочего класса и Коммунистической партии Советского Союза за социализм, обобщением революционного опыта самой богатой и сложной эпохи в истории человечества. Произведение И. В. Сталина основано на обобщении богатейшего философского наследства Маркса, Энгельса и Ленина. В этом произведении показаны неразрывная связь диалектического материализма с пролетарским социализмом, революционно-практическое значение философии марксизма-ленинизма. Своим определением диалектического материализма как мировоззрения марксистско-ленинской партии нового типа И. В. Сталин показал величайшую роль научной философии в борьбе рабочего класса и его партии за переустройство мира. В ясной и простой форме в этом произведении изложены основные черты марксистского диалектического метода, марксистского философского материализма и исторического материализма.

Излагая марксистский диалектический метод как прямую противоположность метафизическому методу, И. В. Сталин сводит сущность материалистической диалектики к четырём основным чертам. Диалектический метод: 1)рассматривает явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности; 2)исследует явления в их постоянном движении, развитии, возникновении и отмирании; 3)исходит из того, что процесс развития – не простой процесс роста, а движение поступательное, совершающееся путём перехода количественных изменений в качественные, причём возникновение нового совершается путём скачка и развитие идёт от простого к сложному, от низшего к высшему; 4)требует учитывать, что предметам, явлениям природы свойственны внутренние противоречия и что борьба противоположностей составляет внутреннее содержание процесса развития.

Переходя к характеристике марксистского философского материализма, теории, коренным образом противоположной идеализму, И. В. Сталин отмечает три его основные черты. Марксистский философский материализм исходит из того, что 1)мир материален и все многообразные его явления представляют различные виды движущейся материи; 2)материя первична, а сознание, мышление вторично; 3)мир и его закономерности познаваемы, и наши знания об этом мире, проверенные практикой, являются достоверными знаниями. Сделанные в этом произведении выводы, вытекающие из диалектического метода и марксистского материализма, имеют огромное значение для практической деятельности партии пролетариата, для изучения истории человеческого общества. Они показывают, что марксистский диалектический метод и философский материализм есть незаменимое теоретическое оружие познания и революционного, коммунистического преобразования мира. 

В своём труде И. В. Сталин уделяет большое внимание вопросам исторического материализма: об условиях материальной жизни общества, о способе производства и его двух сторонах – производительных силах и производственных отношениях, об основных типах производственных отношений в истории общества и т. д. В сжатой форме, за которой скрывается глубокое

содержание, раскрываются законы развития общества. Основной и главной силой развития общества является способ производства материальных благ. Каков способ производства, таков весь общественный строй, таковы политические учреждения, право, теории и идеи людей. Исторический материализм вместе с тем подчёркивает громадное значение политических учреждений и идей. Их роль в деле преобразования общества исключительно велика. И. В. Сталин показывает теоретическую несостоятельность и политическую реакционность взглядов и теорий всякого рода вульгарных экономистов, отрицающих активную роль надстройки, в частности идей. «Новые общественные идеи и теории потому собственно и возникают, что они необходимы для общества, что без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы НЕВОЗМОЖНО разрешение назревших задач развития материальной жизни общества» («Вопросы ленинизма»). Опыт истории показывает, что провал утопистов всех антимарксистских партий, выступавших в России, - народников, эсеров, меньшевиков, анархистов – объясняется, между прочим, тем, что в своей работе они руководствовались антинаучными, идеалистическими теориями, оторванными от реальной жизни общества. Победила Коммунистическая партия, и в этом огромную роль сыграли марксистско-ленинская теория, диалектический и исторический материализм, вооружившие партию знанием законов общественного развития. Исторический материализм учит, что, только глубоко поняв особенности производства, можно уяснить законы общественного развития, в каком направлении должны действовать рабочий класс и его партия, чтобы ускорить ход общественного процесса.

В работе «О диалектическом и историческом материализме»даётся подробная характеристика особенностей производства. Первая особенность производства заключается в том, что оно никогда не застывает на одном месте, оно постоянно изменяется, и изменение в способе производства вызывает изменение всего общественного строя. Это значит, что история общества есть прежде всего история развития производства, история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса. Вторая особенность производства состоит в том, что изменение производства начинается с изменения производительных сил, в первую очередь с появления новых орудий труда, а с изменением производительных сил соответственно изменяются производственные отношения. В работе глубоко вскрывается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений, показывается закономерность возникновения на определённой ступени развития способа производства несоответствия, противоречия между ними, преодолеваемого путём уничтожения старых и возникновения новых, более прогрессивных производственных отношений. В работе даётся сжатый и глубокий очерк развития производительных сил с древних времён до наших дней и показывается, как на этой основе изменялись производственные отношения общества. Характеризуя производственные отношения социализма, И. В. Сталин показал, что они находятся в полном соответствии с характером производительных сил, ибо общественному характеру производства соответствует общественная собственность на средства производства. Но понятие «полное соответствие» не означает, что в процессе развития социалистического способа производства не возникнет несоответствие, противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Такое противоречие закономерно возникает и в развитии социалистического способа производства, но здесь оно не доходит до конфликтов, как это имеет место при капиталистическом способе производства. Оно преодолевается партией и государством путём своевременного приведения в соответствие отстающих производственных отношений с характером развивающихся производительных сил. Третья особенность производства состоит в том, что новые

производительные силы и производственные отношения возникают не отдельно от старого строя, а в недрах этого строя, возникают не в результате преднамеренной, сознательной деятельности, а стихийно, бессознательно, независимо от воли людей. После того как историческая необходимость коренных изменений в способе производства созрела, люди осознают эту необходимость и путём революционной борьбы реализуют её.

«Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. Надстройка – это политические, правовые, религиозные, художественные, философские взгляды общества и соответствующие им политические, правовые и другие учреждения» (И. В. Сталин, «Марксизм и вопросы языкознания»).

Ныне переживаемый период есть следствие того, что в своё время (50-е годы прошлого века) был игнорирован закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Базис и надстройка подвержены взаимному влиянию, которое может носить как прогрессивный, так и реакционный характер. Задача Коммунистической партии и диктатуры пролетариата – всемерно поддерживать прогрессивные тенденции в базисе подавлять реакционные. Эти последние не были устранены, поэтому и произошёл откат назад.

«Если изменяется и ликвидируется базис, то вслед за ним изменяется и ликвидируется его надстройка, если рождается новый базис, то вслед за ним рождается соответствующая ему надстройка» («Марксизм и вопросы языкознания»).

«Надстройка порождается базисом, но это вовсе не значит, что она только отражает базис, что она пассивна, нейтральна, безразлично относится к судьбе своего базиса, к судьбе классов, к характеру строя. Наоборот, появившись на свет, она становится величайшей активной силой, активно содействует своему базису оформиться и укрепиться, принимает все меры к тому, чтобы помочь новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Иначе и быть не могло. Надстройка для того и создаётся базисом, чтобы она служила ему, чтобы она активно помогала ему оформиться и укрепиться, чтобы она активно боролась за ликвидацию старого, отживающего свой век базиса с его старой надстройкой. Стоит только отказаться надстройке от этой её служебной роли, стоит только перейти надстройке от позиции активной защиты своего базиса на позицию безразличного отношения к нему, на позицию одинакового отношения к классам, чтобы она потеряла своё качество и перестала быть надстройкой» (Там же).

Этим и объясняются как предыдущие, так и сегодняшние экономические и политические процессы в обществе, именно поэтому ныне всячески разрушается общественный характер производства и само производство. Только за счёт элементарного растаскивания остатков материально-технической базы, дезорганизации производительных сил и производственных отношений сегодняшний «выходец с того света» - капитализм может существовать. Развивая же общественное производство, он НЕИЗБЕЖНО родит себе могильщика в лице организованного пролетариата, который НЕИЗБЕЖНО воспримет марксизм-ленинизм как идею, наиболее полно выражающую его коренные интересы, и тогда производственные отношения будут приведены в соответствие с производительными силами РЕВОЛЮЦИОННЫМ ПУТЁМ. А сегодня задача коммунистов заключается в разъяснении широким массам ИСТИННЫХ причин сегодняшнего положения и путей выхода из него, попутно разоблачая реакционеров, прикрывающих красным флагом своё контрреволюционное нутро.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 660; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!