Метафизика и диалектика в истории юридической науки. Метафизика – философское учение о неизменных, раз и навсегда данных началах, рассматривающее явления вне их взаимных связях



Метафизика – философское учение о неизменных, раз и навсегда данных началах, рассматривающее явления вне их взаимных связях, вне движения, изменения и развития. 

Как метод обнаружила себя в философии средневековья в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Идеи неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несуществующих изменений провозглашается Творец.

Изъяны: 1) догматизм – опора на церковные догмы, неспособность творчески анализировать бытие; 2) эклектика – бессистемность мышления, неумение применить наиболее эффективный метод анализа; 3) софистика – стремиться акцентировать один из такого ряда подходов, но как правило, ошибочно подменяет эффективный метод неэффективный.

В 18-19 вв метафизика допускает признание изменчивости, т.е. признание важности плавных последовательных изменений. + принимает социальные реформы; - отвергают революцию.

Метафизика познает то, что не может быть познано другими знаниями (религия).

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими яв-ся законы диалектики – объективнеы, общие повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Выделяется 3 базовых закона диалектики:

1)Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые будучи единым по своей природу, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное)

2)Закон перехода количественных изменений в качественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменения качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета.

3)Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым.

 

Диалектический метод делится на 2 вида: материалистическая диалектика, считающая, что главным фактором возникновения и развития государства и права выступает социально – экономический фактор; и идеалистическая диалектика, считающая причиной происхождения государства либо абсолютную идею, либо сознание человека.

В отличие от диалектики, которая рассматривает государство и право в их динамике, в развитии и связи с иными явлениями общественной жизни, метафизический метод рассматривает все явления как вечные и не связанные с другими явлениями.

Наша наука исследует государство и право не в статике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамические, изменяющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и правовой культуры. В этой связи в российской юридической науке предпочтение отдается диалектическому методу познания.

 

Билет № 12

Германия в XV-XVII – появление пандектов, сочинений, излагавших римское право.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергскойЗамковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом. Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.

В 1522-1523 гг восстало имперское рыцарство, в 1524 г началась Крестьянская война (1524-1526). Это были первые крупные революционные движения социально-политического характера в немецкой истории, оба восстания были жестоко разгромлены, выгоду от этого получили только мелкие князья.

В эпоху реформации, по Аугсбургскому религиозному миру (1555) протестантское вероисповедание стало равноправным с католическим, а князья получили право устанавливать в своих владениях главенство той или иной религии.

Религиозный раскол Германии был завершен: страна стала преимущественно протестантской.

Пандектное право - частное право, действовавшее в Германии в 16—19 вв.; сформировалось на базе переработанного глоссаторами римского права с добавлением норм канонического права и германских феодальных правовых обычаев. В противоположность партикулярному праву отдельных германских государств П. п. рассматривалось как общее право Германии (DasGemeineRecht). Сыграло определённую роль в развитии единых хозяйственных связей и капиталистических отношений в Германии в целом. Кодификации права, проведённые в 18—19 вв. в некоторых германских государствах, в значительной степени отразили потребности развивающейся немецкой буржуазии. После завершения таких кодификаций П. п. приобрело субсидиарное (дополняющее) значение, а с введением в 1900 Германского гражданского уложения прекратило своё существование, хотя многие его положения были восприняты буржуазным гражданским правом. Термин «П. п.» иногда использовался для обозначения немецкой науки гражданского права.

В ХIV-ХVI веках важнейшим источником права становится рецензированное римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определенного правового единообразия. Источником права Германии следует признать обращение к ученикам-юристам (глоссаторам) с целью заключения по различным юридическим вопросам. В конце ХV века Свод гражданского права стал руководящим источником права для всех судов.

Издание общеимперского уложения вовсе не означало его обязательности для князей, в него была включена оговорка о том, что курфюсты, князья и сословия не должны быть лишены старых обычаев. За каждой землей было сохранено ее уголовное и уголовно-процессуальное право, а "Каролина" предназначалась для восполнения пробелов в местных обычаях и законах. Как общеимперское уложение "Каролина" провозгласила верховенство имперского права под правом отдельных земель. "Каролина" свой несправедливый характер откровенно обнаруживает в наказаниях. Привлечение к уголовной ответственности основано на презумпции виновности. Царицей доказательств считалось собственное признание обвиняемого, которое достигалось пыткой. Уголовный процесс делился на предварительное следствие и судебное разбирательство. Кодификацией германского права явилось принятое в ХVIII веке Прусское земельное уложение, воплотившее в себе римское право, "Саксонское зерцало", и многие другие правовые памятники.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!