Основные этапы развития Абсолютной Идеи.



Итак, первична идея, мысль. Но мысль предполагает наличие предмета мысли. Ясно, что в условиях своего безраздельного существования идея может осмысливать только самое себя. Задумавшаяся над собой мысль раздваивается в результате этого на объект и субъекта. Далее к этому раздвоению подключаются механизмы синтеза и конкретизации; происходит восхождение от абстрактных понятий ко все более конкретным. Например, понятия ничто и нечто находят свой синтез в становлении. Становление, в свою очередь, ведет к качеству, количеству и мере как единству качества и количества. Одна триада дает жизнь другой триаде – с более насыщенным содержанием.

С помощью таких приемов, найденных еще предшественниками, Гегель в «Науке логики» систематизирует все известные к тому времени категории.

Логический этап развития завершается переходом к природе как «идее в её инобытии». Природа - это иное бытие идеи. Значит ли это, что когда-то идея существовала сама по себе? Убедительного ответа у Гегеля нет. И природа, и «Абсолютная идея» равно не имеют начала во времени. Кроме того, природа и не развивается - она лишь развертывается в пространстве, и Гегель не дает этому утверждению положительного обоснования.

Некоторым оправданием гегелевского догматизма может служить уровень науки того времени. В естествознании за исключением механики шел период накопления эмпирического материала и оно занималось описаниями и классификациями. Идея развития еще не проникла в науку и - более того - почти на каждом шагу приходила с ней в противоречие. Отсюда гегелевская диалектика оказалась обращенной к областям, весьма далеким от естествоиспытателей, и осталась неизвестной им.

Последнюю большую ступень развития идеи образует человеческая история или история духа. Дух, поясняет Гегель, есть идея, обретшая самосознание. Процесс самопознания проходит три стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Таким образом история превращается Гегелем в историю развития познания и культуры. При этом человеческий индивид рассматривается как единственная живая форма, в которой только возможно самопознание идеи. Значимость человеческой индивидуальности для концепции самореализации духа впервые была показана русским последователем Гегеля И. А. Ильиным.

Ещё в «Науке логики» Гегель сформулировал немало идей, предвосхищающих современные трактовки и подходы. Так в проблеме свободы он сдвигает фокус анализа со свободы воли на возможности реализации выбора. В своих целях человек, по наблюдениям Гегеля, скорее подчинен внешней природе, тогда как в орудиях он властвует над ней. Плуг с этой точки зрения есть «нечто более достойное, нежели непосредственно те выгоды, которые доставляются им и служат целями».

Попытки по-новому оценить современные ему общественные тенденции продолжены в «Философии духа», где даются глубокие и точные характеристики человека, гражданского общества, права и государства. Американский исследователь А. Селигмен указывает, что гегелевский анализ бюрократии и данное позднее Максом Вебером описание экономической (целерациональной) деятельности во многом дополняют друг друга (Sеligman A. The idea of civil Society. N.Y., etc. 1992. P.213). В целом, однако, надо признать, что философия духа является наиболее устаревшей частью гегелевской системы. В решающей мере эта характеристика обусловлена идеализмом Гегеля.

 

Полная схема основных идей гегельянства достаточна объемна. Тем не менее, она может быть сведена к следующим трем исходным пунктам. 1. Реальность как таковая есть бесконечный Дух. 2. Структура, или, лучше сказать, сама жизнь Духа, а значит, и процесс, в соответствии с которым развивается философское познание, есть диалектика. 3. Особенностью, ярко отличающей эту диалектику от всех предшествующих ее форм, является то, что Гегель назвал «спекулятивным» моментом, то есть некое «снятие», сочетающее в себе одновременную функцию «устранения-и-сохранения».

Для понимания Гегеля необходимо усвоить главное: реальное и действительное - это не «субстанция» (то есть более или менее застывшая сущность, как традиционно считалось), а Субъект, Мысль, Дух. Утверждать, что реальность не субстанция, а субъект, Дух, равносильно положению, что она есть деятельность, процесс, точнее, самодвижение. Дух воплощается в вечно меняющихся формах, иначе говоря, это единство-множественно-создающее-себя. Возьмем для примера вегетативную структуру: цветок, бутон и плод. «Бутон исчезает, когда распускается цветок, и мы спешим с выводом, что он опровергается цветком. Как и появление плода делает цветок ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но один не менее необходим, чем другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Есть еще один важный момент. Движение как свойство Духа, подчеркивает Гегель, - это движение самопознания. В движении Духа философ различает три момента: 1) бытие-в-себе; 2) инобытие, бытие-для-другого; 3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя. Гегель иллюстрирует схему примером «эмбрион-человек». Последний момент, когда личность не просто дана в себе, но и для себя, наступает вместе с моментом созревания разума, который и есть подлинная реальность. Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Вот почему Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе. Именно поэтому гегелевская философия делится на: 1) логику; 2) философию Природы; 3) философию Духа. Логика изучает Идею-в-себе, в то время как философия Духа занята Идеей-в-себе-и-для-себя, после периода отчуждения в природе.

Логика. Фундаментальный тезис гегелевской логики состоит в том, что мышление и бытие совпадают, следовательно, логика совпадает с онтологией (метафизикой). Логика подразделяется на логику бытия, логику сущности и логику понятия. Можно сказать, что в логике бытия мысль скользит по горизонтали, в логике сущности мысль прорастает на глубину, в логике понятия мысль достигает полноты в круговом движении.

Характерной особенностью построения гегелевской логики является принцип троичности, или триады: тезис - антитезис - синтез. Выдвигается некоторое положение, затем следует его отрицание и далее отрицание отрицания. Гегелевское отрицание означает не уничтожение предмета, а его развитие. Уничтожить зерно можно различными способами: размолоть, сжечь, сгноить; диалектическое отрицание зерна осуществляется лишь одним путем: когда созданы условия для его прорастания и превращения в стебель. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин «снятие», что означает упразднение и одновременно сохранение.

Логика бытия подразделяется на логику: 1)качества, 2)количества, 3)меры. Качество - это определенность, тождественная с бытием; если исчезает данное качество, нечто становится другим. Количество - это определенность, безразличная для бытия; количественные изменения не устраняют бытия предмета. Дом остается тем, что он есть, будет ли он больше или меньше. Но только до известного предела, за которым наступает качественное изменение. Для примера Гегель приводит древний софизм «Лысый». Если выдернуть один волос из головы, два, три - станет ли человек лысым? Разумеется, нет. Но если продолжать выдергивать из головы по волосу, то рано или поздно появится лысина. Изменение чисто количественное переходит в качественное. Единство количества и качества есть мера. Этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается самим собой.

Учение о сущности - главная часть гегелевской логики. Сущность - это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия. Сущность в своем существовании есть явление. Это значит, что сущность не может быть в «чистом виде», сама по себе, она наличествует только в явлениях объективного мира. Но последние в свою очередь не существуют сами по себе, они всегда служат выражением определенной сущности. Сущность является, а явление существенно. Сущность глубже, но явление богаче. Единство сущности и явления составляет действительность. Действительность включает в себя возможность и необходимость. Действительность - это не только осуществленная возможность, но и реальные возможности дальнейшего развития. То, что реально возможно, по Гегелю, необходимо.

Логика понятия начинается с рассмотрения содержания формальной логики: понятия, суждения, умозаключения. Завершается логика анализом идеи (истины). Истина, по Гегелю представляет собой не только соответствие понятия предмету, но и соответствие предмета своему понятию. Подобное понимание истины встречается отчасти и в обычном словоупотреблении: мы говорим, например, об истинном друге и понимаем под этим человека, поведение которого соответствует понятию дружбы.

Философия природы состоит из трех частей: 1) «механика», изучающая универсальную телесность, внешнюю пространственность; 2) «физика», идущая дальше понятия механической массы, вникающую в магнитные, электрические и химические процессы; 3) «органика», изучающая геологию, растительный и животный миры.

Философия Духа. Достигнув ступени Духа, Идея приступает к самопознанию. Дух - это Идея, вернувшаяся к себе из своего иного. Дух есть высшая манифестация (проявление) Абсолюта. Философия Духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном Духе.

Учение о субъективном Духе распадается на антропологию, феноменологию и психологию. Антропология изучает «душу», то есть ту часть духовной деятельности человека, которая непосредственно связана с его телесностью. Но душа только сон Духа. Он просыпается в сознании, изучение которого составляет предмет феноменологии. Феноменология рассматривает сознание как таковое, самосознание и разум. Сначала человек смотрит на себя как нечто противостоящее объекту. На следующей ступени человек познает себя, приходя к этому через другое сознание, изучает свою личность через личность другого. На ступени разума человек раскрывает свое тождество с духовной субстанцией мира, «распредмечивает» объективный мир. В психологии предметом изучения являются формы знания и деятельности человека, взятые в отрыве от содержания. Это восприятие, представление, мышление («теоретический дух»), чувства и воля («практический дух»). Содержанием они наполняются в сфере объективного и абсолютного духа.

Объективный Дух раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах - словом, в истории как она есть. 3 момента объективного Духа: 1) право; 2) мораль; 3) нравственность. Исходным пунктом права выступает свободная воля. Воплощение воли в вещах - сфера формального и абстрактного права, отношений собственности. Первая заповедь права, по Гегелю, - будь юридическим лицом и уважай других в качестве таковых. Вкладывая свою волю во внешний предмет, любой человек тем самым приобретает право на присвоение вещей. Но воля личности должна проявиться не только в чем-то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль. Моральная воля обнаруживается не в мыслях и намерениях, а в делах. Мы должны не просто хотеть чего-то великого, но и уметь добиться его, в противном случае наше желание ничтожно. Выше морали Гегель ставит нравственность. Если мораль характеризует личную позицию индивида, то в нравственности проявляются органические формы общности людей - семья, гражданское общество, государство. Нравственность - вечная справедливость, по сравнению с которой суетные действия индивидов являются лишь игрою волн.

Абсолютный Дух - это Идея, познавшая себя абсолютным образом. Это и самопознание Бога, где, впрочем, человеку отведена существенно значимая роль. Знание Духа о самом себе реализуется в диалектическом триадическом процессе: 1) искусство; 2) религия; 3)философия. Философия - завершающая ступень гегелевской системы. Здесь находится «абсолютный конечный пункт» саморазвития Духа: учение Гегеля - конец пути. Но Гегель не склонен был приписывать заслугу обретения абсолютной истины своему гению. В своей философии он видел лишь последний, завершающий этап длинного пути саморазвития Духа, как бы заключительную главу в коллективном труде.

 

 

Тексты


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!