Третий подход: смеховой



Недавно по телевидению показали кадры из Англии: там местные ученые изобрели аппарат, с помощью которого можно четко и ясно видеть ребенка в утробе матери. И эти английские ученые были в шоке: зародыш и смеется, и плачет… Оказывается эти ученые думали, что такие эмоции, как смех вырабатываются у детей после рождения - в ходе общения с родителями. И вот на тебе! Обратите внимание: только родившийся ребенок еще не умеет говорить, еще много не знает в этой жизни, и много не понимает – а хохотать умеет. Народы мира говорят на разных языках, а смеются одинаково. Видимо, смех – это какой-то Первоязык, какая-то древнейшая система общения. Без смеха (в любом его проявлении: от улыбки и до «ржания») человек не может жить.

В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех – это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий – на правильном пути. Это говорит о том, что они вам доверяют. Особенно важно, чтобы смех (хороший, добрый смех) присутствовал на детских праздниках, на детских концертах, на детских мероприятиях. Я заостряю на этом внимание, потому что сегодня детские сюжетно-игровые программы становятся все правильнее и все скучнее. Массовики стали дублировать школу: они стараются не развлечь детей, а чему-то их научить. Поверьте, хороший, умный и веселый анекдот иногда объяснит человеку больше, чем прочитанные лекция или учебник.

Смех и нужен и полезен. Например, швейцарские ученые разработали систему эквивалентов смеха и физических нагрузок. Они высчитали, что одна минута смеха равноценна полуторачасовому отдыху. А смех 50 раз на день равноценен сорокаминутной пробежке. А американские ученые доказали, что искренний смех облегчает головные и сердечные боли, уменьшает сердцебиение, стабилизирует давление, предотвращает стресс.

Ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта: при смехе в крови увеличивается содержание адреналина, а в мозг поступают эндорфины – созданные матушкой-природой на черный день. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми. Выходит, что здоровье народа в наших руках. Медицина лечит болезни, а мы их предупреждаем.

И мы вновь возвращается к пониманию истинного назначения народных праздников. При совершении языческих обрядов (а язычество – это народное: «язык» – «народ»; «…и назовет меня всяк сущий в ней язык …» (курсив мой В.П.) смех имел чрезвычайно большое значение.

Сегодня пора задуматься о практическом возвращении настоящей смеховой культуры. А это: и смеховая культуры застолья, и смеховая культура эстрады, и смеховая культуры музыки, и смеховая культура песни, смеховая культура танца,, конечно, смеховая культура игры, значит, и смеховая культура праздника.

Прошу правильно меня понять: я не за то, чтобы все поднять на смех, осмеять, шутить по поводу и без повода, а за то, чтобы истинная, светлая (а не нижепоясная) смеховая культура вернулась к нам в полном объеме. И среди современных молодых авторов есть образцы хорошего, вкусного юмора и надо его использовать. Смех – это несомненный атрибут праздника и игры. Но он должен быть здоровым и добрым и не выставлять участника игры на посмешище. Сегодня в эпоху наплыва пошлых игр это особенно важно. Потому, отбирая приколы, розыгрыши, шутки, «примочки», анекдоты, репризы и т. п., смотрите – какого они вкусового качества.

Манок и Провокация

Манок

«Манок» – это прием, которым ведущий-игровик выманивает на сцену (или к микрофону) кого-либо из гостей праздника. В основном, манок используется как прием индивидуального включения человека в игру.

Манком может быть все: имя человека; цвет его одежды или какая-то характерная узнаваемая черта; не отгаданная (штраф) или отгаданная (поощрение) загадка; недоговоренная реплика (если я, как бы «забываю» продолжение фразы «весь мир – театр, а люди в нем…», то зрители, как правило, подсказывают ее: «…актеры»; прикольный вопрос с обратной связью; хороший тост; предмет или игровой реквизит…

Одним словом – все, что вокруг вас, вы можете использовать, как манок. Девушки дуют пушинки в зрительный зал. Зрители ловят эти пушинки: вот и поиск «женихов» по пушинками вызов их на сцену. Манком может быть прикольное приветствие, вкусный анекдот, мелодия узнаваемой песни и т.п.

Но главный манок – это сам Ведущий: его стиль, его шарм, его имидж («имидж – это хорошо просчитанный образ»), темперамент, эрудиция, мировоззрение, чувство юмора, внимание к людям, его владение профессией. Не каждому ведущему люди будут доверять. Ведущий-игровик – самая сложная профессия на эстраде. Попробую объяснить – почему. Люди, заполняющие зрительные залы на концертах юмористов, сатириков, певцов и других артистов, идут на них добровольно. Можно спорить о вкусах: кому-то нравится В. Полунин, кому-то Е. Петросян, но люди покупают билеты и приходят на этих артистов сами, по собственному желанию.

Массовики-затейники приглашаются на праздник. Они не знаю, к каким людям они пришли. И люди не знают – кто этот человек, который собирается их развлекать. Вот здесь и проявляется истинный профессионализм Ведущего: надо найти подход к людям, нащупать те струны, через которые начнется то, что мы называем игровым общением. Ведь именно для этого, а не только для развлечения приглашают затейника на вечер отдыха, тамаду (а у русских – это «дружка») на свадьбу. Ведь игра – это одна из форм общения. И не только у людей, но и у животных. Первоевпечатление, которое ведущий произведет на гостей праздника и есть главный манок. Вспомните: «Встречаем по одежке, а провожаем по уму».

Второй главный манок – это люди, которых вы выманили и включили в игру. У затейников считается дурным тоном хватать кого-то за руку и тянуть к микрофону. Но то, что не дозволено ведущему – позволяется самим гостям праздника. Через вызванных людей всегда можно вытянуть их друзей или коллег, да и совершенно незнакомых людей.

В Театре Охочих комедиантов была придумана игра, которая называется «обжималки». Впрочем, «придумано» – это громко сказано. Есть игра, которая называется «молекула». Суть ее простая. Звучит музыка. Люди танцуют, музыка обрывается и ведущий называет число – допустим «три» – и все хватаются по трое, а кто оказался лишним – выбывает.

Мы повернули эту игру наоборот: «лишний» не выбывает, а добирает нужное ему число людей. То есть игровой танец «молекула» превратился в танец-манок, который теперь называется «обжималки». И поверьте: на площадях, в школах, в ресторанах и прочих мероприятиях при применении «обжималок» люди мгновенно (и с радостью) включаются в игровую стихию праздника. Это прием группового включения людей в игру.

При индивидуальном выманивании человека на эстраду я, например, довольно часто применяю такой манок, как «веселые фразы». Они у меня приклеены на игральных картах (можно их и запомнить, но карты привлекают к себе внимание зрителей и, значит, тоже являются манком), и разделены по тематике. Принцип простой: я предлагаю людям выслушать фразу (она читается не до конца) и предложить ее точное завершение. Это может быть и слово, реплика: на логику, и на юмор, и на ассоциативность.

Вот примерные фразы:

- «внутри каждого яблока, как правило, лежит …?» (огрызок);

- «женщина никогда не опаздывает: она приходит или …?» (не приходит)

- «ничто так не ранит человека, как осколки собственного …?» (сча стья)

- «у хорошего танцора всё …?» (пляшет)

- «к сожалению, для некоторых женщин выражение "привести голову в порядок" означает просто…?» (причесаться)

- «хранить верность нелюбимому человеку - значит изменять…?» (самому себе)

- «редкая снегурочка долетит до середины…?» (костра)

- - «мудрость - это не морщины, а …?» (извилины)

- «ухватив мысль, вы тем самым прерываете её …?» (полет)

- «только по-настоящему умная женщина способна совершить по-настоящему…?» (глупый поступок)

- «она приехала в Сибирь и испортила там ему всю…?» (каторгу)

-«если женщина говорит, что ей нечего одеть, это значит, что закончилось всё…?» (новое)

- «когда мужчина говорит, что ему нечего одеть, это значит, что закончилось всё…?» (чистое)

Люди охотно реагируют на эти фразы, даже, если не угадывают, то улыбаются и смеются. И ни разу не было так, чтобы кто-то – из угадавших – отказался выйти на сцену.

Провокация

«Провокация» – это игровая технология вызова у зрителей (в массе, а не поодиночке, как с помощью манка) нужных чувств или нужных действий. При этом люди на сцену не вызываются, но весь зрительный зал делает то, что нужно ведущему-игровику или персонажу игрового спектакля.

Приведу пример из спектакля «Хитрюндий Великолепный».

Хитрюндий (колдует). Эх, трам-с-бамс! Трах-тарарах! Цып-скрип! Тра-ля-ля! Чтоб вас всех скрючило! (Злорадно убегает.)

Жители Города в шоке.

Невидимая волшебная Сила закрутила их, задергала, скрючила.

Матрена Ай, что он со мной сделал?

Силач. О-о-ой! Я не здоров!

Фея. Я вся такая странная! Я вся такая необычная! Мне даже не по себе!

Солдат и Повар (ревут). А-а-а-а-а-а!

Звездочет (в зал). Ребята, помогите нам! Спасите нас!

Матрена. А как они помогут нам? Они же дети!

Фея. Можно я?! Можно я?! Я знаю! (В зал). Ребята, надо хором сказать волшебные слова: "Тили-тили! Тра-ли-вали! Мы Хитрюндия прогнали!" Это очень страшное заклинание! Я не хотела его применять! Но Хитрюндий меня рассердил!

Звездочет (в зал). Ребята, повторите, пожалуйста, волшебные слова, чтобы не ошибиться!

Дети повторяют заклинание.

Фея. Это замечательно! Такие памятливые дети! Такие чудесные запоминалки!

Силач (в ужасе). О-о-ой! Он идет сюда!

Матрена (в испуге). Это Хитрила возвращается!

Фея (в страхе). Ребята, как Хитрюндий появится, кричите заклинание! А то он и вас всех во что-нибудь поперевращает!

Жители Города в страхе убегают.

Появляется Хитрюндий. Он страшен и великолепен.

Хитрюндий (в зал). А сейчас я вас всех в жаб и лягушек превращать буду!

Дети кричат заклинание.

Загремела музыка. Засверкали молнии. Загрохотал гром.

Хитрюндий запрыгал, заскакал, замахал руками.

Что вы делаете? Прекратите! Прекратите это кричать!

Дети кричат заклинание еще громче.

Волшебная сила закрутила Хитрюндия и унесла в неизвестном направлении: в том самом, откуда его и принесла.

 

Провокация бывает прямой – как в вышеприведенном примере, и обратной, когда обманным путем вызывается действие, нужное плохому герою представления.

Вот еще один пример из спектакля «Хитрюндий Великолепный».

Хитрюндий (в зал, словно вспомнив о чем-то важном). Ой, ребята, у Короля сегодня день рожденья, а он спит! Так он проспит весь праздник! А давайте его позовем! Крикнем: "Король! Король!" Ну-ка, все вместе!

Дети зовут Короля.

Тс-с-с...

Король (голос из-за кулис). Слышу-слышу! Иду-иду! Спешу-спешу!

Хитрюндий (в зал). Вот я вас и второй раз обманул. Король еще спал, а вы его разбудили, а он очень не любит, когда его будят. Обманули дурачков на два десятка пяточков! (Передразнивает детей и Короля.) Сейчас Дедуля как выскочит! Как выпрыгнет! Как закричит! Как замычит! Ручками замашет! Ножками задергает! И пойдут клочки по заулочкам! (Колдует). Чики-брык. (Исчезает.)

Вы, наверняка обратили внимание, что манок, как правило, используется в игровых программах, а провокация – в игровых спектаклях.

И последнее: основное и главное в профессии ведущего игровых программ – это не количество игр, которые он знает, а количество манков и провокаций, которыми он владеет.

 

Поворот игры

Игра похожа на женщину (на топ-модель) на подиуме: она так же хочет, чтобы ее рассмотрели со всех сторон и увидели все ее достоинства. Почти любую игру можно повернуть так, что она засияет по-новому. И Игра ждет такого внимания к себе.

В спектакле «Сказка о Трусливом Солдате» одна и та же игра – со зрителями – у нас проходила дважды:

Начало спектакля:

Снегурочка. И я тоже очень люблю играть! Я однажды так заигралась, что не заметила, как весна пришла! Я чуть-чуть не растаяла! А играла я тогда в «Ёжики» – такая интересная игра!.. Давайте поиграем в «Ёжики»?!

(Дети отвечают.)

Игра простая: я говорю волшебные слова и делаю разные движения, а вы вслед за мной повторяете эти движения, а потом, когда я скажу: «Девочки!», девочки громко отвечают: «Де-воч-ки!», а когда я скажу: «Мальчики!», то уже мальчишки повторяют: «Маль-чи-ки!» Вот и проверим, кто же дружнее: мальчишки или девчонки!? Готовы? Начинаем!

Два притопа!

(Снегурочка весело топает ногами.)

Два прихлопа!

(Хлопает в ладоши.)

Ёжики-ёжики!

(Держа руки ладонями в сторону зрителей, сжимает и разжимает пальцы, словно показывая, как прячет-открывает свои колючки ёжик.)

Наковали-наковали...

(Стучит по два раза кулачком о кулачок.)

Ноженьки-ноженьки!

(Протягивает руки вперед и несколько раз скрещивает и разводит руки друг над дружкой.)

Побежали-побежали...

(«Бежит» на месте.)

Зайчики-зайчики!

(Поднимает над головой руки, имитируя заячьи уши).

Ну-ка вместе, ну-ка дружно: Де-воч-ки!

(Девочки отвечают: «Де-воч-ки-и-и!»)

Мальчики!

Мальчики отвечают: «Маль-чи-ки-и-и!»

Снегурочка слушает, кто же дружнее кричит. И предлагает сыграть в эту игру еще раз, но в более быстром темпе. Игра проводится три-четыре раза со все большим ускорением.

Ближе к финалу спектакля:

Дед Мороз. А сейчас мы проведем игру «Страшные ёжики»!

Снегурочка. Ой! А как это, дедушка?

Дед Мороз. А все так же, только очень страшно - страшными руками, страшными глазами, страшными ногами и страшными голосами. А в конце посмотрим, кто страшнее крикнет: мальчики или девочки. Сделали все «страшные руки», «страшные ноги», «страшные глаза» и «страшные голоса». И делаем все «страшно-страшно»!

Дед Мороз и Снегурочка проводят игру «Страшные ёжики.

Игра, известная всем как «Экскурсия в планетарий», в варианте спектакля «Дед Мороз на пиратском острове»:

Фли (в зал). Здорово! У меня потрясающая группа разведки! Все такие супер-джеймс-бомжики! Ой!.. Супер-пупер-джеймс-бондики! Ребята, вы меня потрясли! У меня - «классная» команда!

А теперь, мы идем в разведку! Делайте, пожалуйста, все, что я попрошу. Итак!.. Мы идем в разведку... (Делает руками, как бы шпионские передвижения.) Чух-чух-чух-чух!

Здесь и далее - дети повторяют все движения за Фли.

Забираемся на дерево!.. Хоп-хоп-хоп-хоп! (Делает движения, словно лезет по стволу пальмы.) Смотрим по сторонам! Ну-ка, ну-ка, ну-ка! (Смотрит по сторонам «из-под козырька».) И видим!.. Ого-ого-ого-о-о! (Смотрит по сторонам «из-под козырька».) Вижу дедушку Мороза! Ой, как похож! Ах! Ох! Ах! Ох! (Показывает движения огорченного Деда Мороза.) Ого! Крадется старина Пи...Утю-тю-тю...Утю-тю... (Передразнивает движения Пирата.) Ой! Маскируется мамаша Ко: вжиг-тр-р-р-р...Вжиг-трр-р-р-р... (Имитирует движения Ко.) Та-ак … Лежит мешок Деда Мороза: плюх-пш-ш-ш-ш.. А где посох?.. А посоха не видно!.. Ну и ладно! Сбегаем за мешком, а посошок от нас никуда не денется... Сперва на мешок, потом на посошок! (В зал). А мы все вместе возвращаемся из разведки в обратном порядке...

Малыш Фли и дети делают все движения в обратном порядке.

Спасибо, ребята! Вперед! За мешком!

Фли убегает.

 

Та же игра в варианте «Открытия Центра игрового досуга»:

Второй. Этакие – «детенки – взросленки»!.. А счастливы мы потому, что открылся новый Центр досуга и нам предложили первыми в нем побывать! Представляете: Первый Центр Досуга Двадцать Первого Века! Центр Досуга Будущего!

Первый. Поэтому приготовьте ваши ладони и повторяйте за мной и жестами и звуками все, все, что мы будем просить вас сделать.

Второй. Мы просто пойдем на экскурсию в Будущее этого Центра досуга.

Первый. Начинаем!

Ведущие проводят игру, в которой принимают участие зрители. Очень важно, чтобы ведущие деликатно, но настойчиво и с юмором, заставили зрительный зал повторять за собой все движения. Очень важно, чтобы игра проводилась с ускорением.

- Мы идем в Центр досуга!

Бьют ладонями по бедрам.

- Шлеп - шлеп - шлеп - шлеп!

Зрители повторили движения.

- Поднимаемся по ступенькам!

Движения опущенными пальцами вниз - как на "каблучках".

- Цок - цок - цок - цок!

Мы идем в Центр досуга:

Шлеп - шлеп - шлеп - шлеп!

Поднимаемся по ступенькам:

Далее: после объяснения каждого нового движения все

начинается сначала - с постепенным ускорением.

- Открываем двери:

Вжиг - вжиг!

Движение руки вправо и влево, как шторы.

- Заходим в фойе: Ва-а-а-ау!

Широко раскрытые от изумления руки.

- А там: движутся ансамбли бальных танцев:

Парам - парам -парам - пам -пам: «Мелодия "Венского вальса».

Показывает руками движения вальса.

- И танцуют ансамбли народных танцев:

Хач - хач - хач - хач!

Показывает юморные движения народного танца.

- А на сцене выступают актеры театра:

Ля - ля - ля - ля!

Ля - ля - ля -ля!

Весело пародирует звуками и жестами драматических актеров.

- А в аудитории изостудия картины рисует:

Чпок - чпок - чпок - чпок!

Изображает нанесение мазков на холст.

- А в другой аудитории вокалисты и фольклористы песни поют:

О-о-о-о-о-о-а-а-а-а-а-у-у-у-у-у-у!

Пародирует жесты и звуки певцов.

- И бегают режиссеры и командуют:

Ух - ух - ух - ух!

Тычет пальцем в разные стороны и качает головой.

- А методисты сценарии пишут:

- Пис - пис - пис - пис!

Изображает написание сценария.

- И тут появился директор Центра досуга.

Кричит громким голосом:

«А вы что тут делаете?»

И мы с перепугу удираем в обратном порядке!

Повторяют все движения в обратном порядке.

- Ну как, понравилось в Будущем Центре досуга?

Зрители отвечают.

Тогда давайте пойдем туда еще раз, но только тихо-тихо! А то директор уж больно строгий...

Игра повторяется еще раз, но полушепотом.

- И тут опять появился директор Центра досуга...

Громким голосом.

«А вы что тут делаете?»

- А мы отвечаем: «А мы к вам пришли! В гости!»

А он в ответ: «Добро пожаловать!»

Первый. Слово предоставляется директору Центра досуга...

 

Известная всем игра «Счёт» (см. раздел «Конкурс») легко поворачивается на любую тему. Возьмем, например, тему нового года.

«Новогодняя елка»:

Ведущий выманивает на эстраду несколько человек и предлагает им рассчитаться по-порядку чисел. Но тот, на кого выпала цифра «три» или цифра и число, которое делится на «три», не называет доставшуюся ему цифру (число), а хлопает в ладоши и громко называет любое елочное украшение.

Например:

«Один!»

«Два!»

«Хлопушка!»

«Четыре!»

«Пять!»

«Гирлянда!» и т.п.

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Я предлагаю всем читателям этой книги провести эксперимент: взять самые пошлые игры из интернета и попробовать их повернуть в другую сторону. Из пошлого сделать красивое. Или взять старинную народную игру и попробовать адаптировать ее к современности.

Удачи вам!

 

Этика ведущего

Нежелательно, чтобы на сцене люди ели и пили.

Во-первых, любая игра с пищевым продуктом, если это не дома, не в кругу близких людей (но даже и там) – это кощунство. И хлеб и другая пища – это все-таки, продукты питания, а не предметы для игр. А во-вторых, не дай бог, если крошка попадет в дыхательное горло. Выходя на сцену человек вам доверяет. Так не подставляйте его.

Нежелательно на сцене заставлять людей раздеваться и разуваться. Если человек знает, что ему придется снять брюки – он придет готовым к этой процедуре. А так – мы не знаем, что у него под рубахой, в каком состоянии носки, да и кожа какая – может человек чем-то болен или что-то не в порядке.

Нежелательно заставлять людей подниматьтяжести, в том числе и других людей. Лично видел, как однажды, пытаясь поднять женщину на руках, мужчина уронил ее и она получила травму головы. Человек должен чувствовать себя на сцене комфортно. Нельзя забывать вызванных на сцену участников, и обязательно надо провожать их аплодисментами.

Нежелательно использовать в играх острыепредметы. Народная игра в «ножички» была достаточно спокойным развлечением: т. е. игралась не на конкурсном раже, а в спокойной обстановке… Да и то… Вспомните царевича Димитрия.

Ведущий должен знать смысл вызова человека на сцену, должен знать, зачем он это делает. Бессмыслица нахождения на сцене – оскорбительна. Учитесь поворачивать любую игру на поддержание чести и достоинства ее участника, а не на унижение и осмеяние.

Приведу пример, которого, надеюсь, будет достаточно.

Тунис. Гостиница. Вечер. У бассейна эстрада. Собрались отдыхающие. Местный ведущий вызвал для участия в конкурсе пять человек. Все они оказались нашими соотечественниками.

Сама игра.

Ведущий прячет за спиной: в одной руке пинг-понговый шарик, в другой руке – сырое яйцо. Надо, в момент его броска, от яйца – увернуться, а шарик – отбить головой. Первый бросок: и голова и рубаха играющего в яйце. У второго и третьего участника – то же самое, четвертый – увернулся от теннисного шарика, пятый отбил шарик головой. Ведущий вручил им призы. Они все ушли и не вернулись. Вечер испорчен.

Город Киров. Праздник. На сцену пригласили десять мужчин. Вынесли лукошко с яйцами и предложили отбивать яйца лбом. Девять яиц – сварены «вкрутую», одно яйцо сырое. Если кто-то не желает принимать участие в этом развлечении – пожалуйста, можно уйти.

Остались все. Лихо отбивали варенные яйца крутыми лбами, последнее яйцо и в самом деле оказалось сырым. Участник был к этому готов: разбил яйцо лбом, ему тут же вытерли лоб полотенцем. Аплодисменты, призы и т.п.

Турция. Вечер отдыха. Стоят по парам – друг против друга – две шеренги людей. Каждой паре дается по сырому яйцу. Надо – передать яйцо из рук в руки и сделать шаг назад. И снова передать (или перекинуть) яйцо из рук в руки и опять сделать шаг назад. Те, у кого яйцо упало и разбилось – выбывает из игры. Побеждает та пара, которая отошла друг от друга дальше всех.

Все бы хорошо в последнем примере (есть уже какая-то система подстраховки друг друга – не как в Тунисе), но…

Яйцо – это живой организм…

Яйцо – это матрица мира…

Яйцо, в конце концов, – это продукт питания.

Почему бы не сделать тогда соревнования – кто быстрее пройдет по кускам хлеба? Актеры Театра Охочих комедиантов последний, турецкий вариант игры повернули так: вместо яиц взяли «капитошки» – воздушные шарики, наполненные водой. Все! Игра сразу приобрела другой характер. Скажу больше – это изменение потребовало перевода игры от линейного в круговой: «капитошки» передаются по кругу, а по свистку все участники игры отходят на шаг назад и круг расширяется. Игра стала другой и более радостной.

 

Заключение

Я не ставил своей целью создать наукообразный трактат по празднику и игре: их и без меня создано уже предостаточно.

Приведенная выше система игровых принципов – не для теоретического исследования, а для практического использования.

Эта книга для людей, которые создают – в силу своего умения, своих навыков и своего таланта – большие и маленькие праздники.

Это аниматоры, работающие в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на курортах; культорганизаторы, которые трудятся в клубах, Домах и Дворцах культуры, в парках культуры и отдыха, в центрах культуры и досуга; это работники внешкольных учреждений: Домов и Дворцов детского и юношеского творчества; это ведущие, массовики-затейники, шоумены различных концертных организаций; это актеры и режиссеры игровых спектаклей, праздничных мероприятий и праздников. Это все те люди, которых можно назвать одной фразой: Мастера Хорошего Настроения.

К большому сожалению, сегодня люди этой уникальной и очень древней профессии, работают на основе очень скудного игрового багажа. И моя задача показать, что Игра явление многогранное.

Приведенные в данной работе игровые принципы – не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. И именно в этом единство такого явления, как Игра. Нельзя построить дом из одних кирпичей. Обязательно нужен цементный раствор. Именно он из отдельных кирпичей создает стену. Но стена не устоит без фундамента. А фундамент – это обряды и традиция. Но главное все равно в другом… Подмечено, что Дом без Человека быстро стареет, рушится и становится сперва развалинами, а потом – руинами. Так и Игра. Без человеческого внимания она становится пережитком. А Человек без Игры во всем Её многообразииперестает быть Человеком. В белом цвете – вся палитра Радуги. Так и Игра сияет, как Радуга – многообразием своих игровых принципов.

Конечно, к теме «Человек – Игра – Праздник» можно подойти и с другой стороны… Точнее – с других сторон…

Например – со стороны игрового общения Человека и Стихий.

Это игры с Воздухом; с Водой и на Воде; с Огнем и у Огня; с Землёй и на Земле; со Снегом и на Снегу… И вообще любопытно, кто с кем играет: Человек со стихиями или Они с человеком?

Ветерок треплет мои волосы, словно уговаривая: «Бросай всё! Пошли запускать «воздушного змея»!..» Весенний журчащий ручей – тоже «манок». Он соблазняет (по крайней мере это было в моем детстве): «Давай запускать кораблики!» Сегоднядети умеют делать кораблики из бумаги, пемзы, деревяшек? А бумажных голубей и воздушных змей – умеют делать? А когда вы в последний раз видели во дворе снежную крепость? А активную игру в «снежки»?

Так что же мы хотим от грядущих поколений, если мы лишаем их возможности прикоснуться к Празднику (а стало быть, и к Богу) через Игру во всем Её многообразии?.. Повторю: возможен итакой поворот взгляда на тему «Игра и человек». Но это тема уже другойкниги.

Но вернемся к вышеописанной системе игровых принципов. Смотрите, какие задачи в празднике ставятся, какие условия есть, и отсюда и выбирайте игры того игрового принципа, который здесь более важен и более нужен. Мое убеждение – без Игры нет настоящего Праздника. Хороший Праздник подобен костру, а люди с их радостными чувствами – как искры: не «агнцы» (ягнята на закланье), а «агнии» – «Огоньки Божьи».

По-моему – именно в этом Суть создания Человека, как Промысла Божьего.

Именно вокруг народных, светлых праздников, как вокруг костров, и собираются наши Боги и наши Предки (что, впрочем, - одно и то же) и греются нашими Чувствами, и нашей Радостью, грустят под наши Песни, любуются нашими Плясками, переживают когда мы состязаемся.

И, поэтому, выходя к людям, Вы – Мастера Хорошего Настроения – обязаны знать законы и приемы создания и созиданияПраздника, и применять их на деле…

А я буду рад, если эта книга поможет Вам.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!