Романтизм как творческий метод и литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

И

стория изучения русского романтизма. Первые попытки определения романтизма в литературно-критических высказываниях О. М. Сомова, (трактат «О романтической поэзии» - 1823), П.А. Вяземского («Разговор между Издателем и Классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова: Вместо предисловия к "Бахчисарайскому фонтану"» - 1824), К.Ф. Рылеева (ст. Несколько мыслей о поэзии» - 1825), А.А. Бестужева (ст. «О романтизме» - 1839) др. Осознание ведущими русскими литераторами сложности романтизма как историко-литературного феномена: «Романтизм, - как домовой: многие верят ему; есть убеждение, что он существует, но где его приметы, как обозначить его, как наткнуть на него палец?» (П.А. Вяземский, письмо В.А. Жуковскому 23 декабря 1824 г.).

Романтизм как предмет историко-литературной науки XIX-XX века. Попытки выделить определяющий признак романтического искусства в трудах А.Н. Веселовского, И.И. Замотина, П.Н. Сакулина, В.В. Сиповского, А.И. Белецкого, П.С. Когана и др. Постановка задачи комплексного исследования романтизма как художественной системы в трудах А.Н. Соколова: «Даже беглый обзор существующих попыток определения романтизма дает чрезвычайно пеструю и противоречивую картину. Каждый исследователь романтизма выдвигает на первый план тот его признак, который ему представляется основным: противопоставление мечты и реальности, утверждение и отображение идеала, субъективизм, индивидуализм, "пересоздающее начало" в изображении действительности, отрицание старых художественных форм, поиски живописности и т. д. Все эти признаки действительно можно найти в романтизме. Но определения романтизма, построенные на каком-либо одном признаке, таят в себе методологическую ошибку, и ошибка эта состоит в их "исключительности", приводящей к односторонности в определении сложного явления. Нужно ли повторять, что романтизм - явление сложное, "комплексное"? А если так, то оно и не может быть определено по одному признаку. Необходимо раскрыть систему признаков романтизма и по этой системе определить изучаемое явление» (А.Н. Соколов «К спорам о романтизме»).

Основные подходы исследователей к осмыслению романтизма как литературного феномена:

1. романтизм как одна из «граней» литературного процесса, субъективный тип художественного мышления (Н.А. Гуляев и его школа);

2. романтизм как особый (пересоздающий) тип творчества (Б.Т. Тимофеев);

3. романтизм как одно из проявлений нормативного принципа отражения жизни (Г.Н. Поспелов);

4. романтизм как конкретно-историческое явление, творческий метод, ставший основой литературного направления в первой половине XIX века (И.Ф. Волков и др.);

5. признание возможности и закономерности двух соотносящихся, пересекающихся, вместе с тем различных аспектов изучения романтизма: гносеологического и конкретно-исторического (И.В. Карташова и др.)

Дискуссионные вопросы изучения русского романтизма:

1. проблема определения хронологических границ русского романтизма в трудах отечественных исследователей, основные точки зрения по данному вопросу:

1.1. русский романтизм возникает в конце 1810 гг. (Г.А. Гуковский, И.Ф. Волков, В.И. Сахаров и др.): «Романтизм как самостоятельное направление в русской литературе утвердился не только вместе, но в значительной мере и в результате творческих исканий и открытий Жуковского» (С.Е. Шаталов);

1.2. формирование русского романтизма относится лишь к началу 1830-х годов: «Понятие ʺромантизмʺ в полном его объеме не может быть без существенных оговорок применено к отечественной поэзии 1820-х годов. Русские лирики в это время, скорее, только еще приближались к романтизму, находились на подступах к нему» (А.М. Гуревич);

1.3. «Русский романтизм знает, по крайней мере, два этапа в своем развитии, две волны своего восхождения. Первая волна <…> обусловлена была событиями 1812 года и последствиями этих событий. Она породила романтическую поэзию Жуковского и поэзию декабристов, она же породила и романтическое творчество Пушкина. Вторая романтическая волна в России наступает после катастрофы 1825 года, после поражения Декабрьского восстания» (Е.А. Маймин).

2. проблема выделения течений внутри романтического направления в трудах Е.А. Маймина, Г.А. Гуковского, А.Н. Соколова и др.

Сложность изучаемого явления как основная причина полифонизма научных мнений: «В нашем представлении романтизм по своему содержанию и форме является полиморфным, философски бездонным, исторически многомерным понятием: это и тип культурного сознания, эстетического мышления писателя, его система философского, социального, художественного мировоззрения в слове, образе, это и творческий метод как способ создания текстовых реалий, это и литературное направление, объединяющее под эгидой романтического метода многочисленную ʺплеяду творцовʺ. Каждое из этих структурных слагаемых верно как относительно устоявшаяся и научно апробированная литературоведческая частность, но ни одно них, взятое автономно, каким бы оно ни было важным и существенным, не может досконально и всеобъемлюще охарактеризовать романтизм. Только нерасторжимая совокупность их может дать некоторое приблизительное представление о сущности романтического мировидения» (В.В. Липич).

Романтизм как творческий метод и литературное направление. Своеобразие социально-исторической ситуации рубежа XVIII-XIX веков, обусловленное процессом крушения феодальной общественно-экономической системы и утверждением новых, буржуазных социально-экономических отношений: «Переходный характер сложившихся тогда объективно-исторических обстоятельств состоял в том, что они, разрушая старые, некогда казавшиеся вечными связи человека с обществом, не давали человеческой личности иных, прочных, надежных связей, как бы предоставляя ее самой себе, то есть погружая ее в буржуазную стихию отношений между индивидами» (И.Ф. Волков). Главные аспекты романтической концепции мира и человека: конфликный характер отношений между человеком и дурно устроенным миром, культ отдельной, самодостаточной личности, обладающей неограниченными возможностями и не зависящей от окружающей ее, враждебной ей действительности. Идеалистическая философия как мировоззренческая основа романтического сознания. Философское обоснование преклонения перед человеческим «Я», устремленности к абсолютной личной свободе (вплоть до своеволия) в учении И. Г. Фихте, предлагавшего понимать мир как совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, утверждающего себя в акте самосознания. Скептическое отношение к реальности, устремленность к интуитивному постижению скрытого, идеального, духовного начала бытия как результат широкого распространения идей Ф. В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля (объективный идеализм).

Воплощение романтической концепции мира и человека в специфической системе эстетических принципах отбора, воспроизведения и оценки действительности (творческий метод).

Художественное воспроизведение человеческого характера вне его зависимости от окружающих жизненных обстоятельств. Открытие эстетической ценности индивидуального, неповторимого содержания внутренней жизни человека, воплотившееся в особом типе героя – уникальной и исключительной личности, духовное бытие которой определяется концепцией романтического двоемирия (противопоставление мира идеала, созданного в душе, мечтах героя¸ созвучного его внутреннему миру и обретающего в его сознании статус единственно истинного, миру реальному, утрачивающему подлинную значимость).

Интерес романтиков к тонким, уникальным, «невыразимым» состояниям человеческой души, стремление уловить и художественно воплотить динамику внутренней жизни в ее принципиальной незавершенности и незавершимости как фактор активного развития и обогащения художественного психологизма.

Утверждение приоритета эмоционально-интуитивного пути познания, позволяющего уловить скрытые смыслы бытия и воплотить их в художественном образе мира, определяемого внутренней динамикой диалектически взаимосвязанных процессов. Органичность обращения романтиков к проблеме художественного историзма и субъективность предложенного ими решения, основанного на абсолютизации индивидуальной воли исключительных исторических личностей как главной движущей силы истории («Мы все глядим в Наполеоны;/ Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно…» - А.С. Пушкин).

Открытие своеобразия национальных культур и сознаний, интерес к их художественному воспроизведению. Субъективность романтического решения проблемы народности в искусстве: игнорируя причинно-следственные связи между характером народа и обстоятельствами его социально-исторического бытия, романтики улавливают и изображают лишь внешние особенности, колорит (язык, костюм, особенности быта, нравов – «изображение сарафана» по Н.В. Гоголю).

Специфика романтической концепции эстетических взаимоотношений искусства и действительности. Понимание искусства как единственной сферы, в которой духовные силы человека проявляются вполне свободно благодаря творчеству, созидающему особую реальность, воплощающую идеал, позволяющую воспарить к духовным первоосновам мироздания. Внесение в дурно устроенный мир красоты и гармонии как высшая задача искусства, возвышающегося над действительностью и не зависящего от нее.

Романтический культ поэта, художника – существа исключительного, гениального, творящего под непосредственным воздействием высших духовных сущностей: «Поэт действует по вдохновению и столь же мало гордится своею жизнию, как своими творениями, ибо чувствует, что все, ему данное, есть дар свыше, а он только бренный сосуд той божественной силы, которая обновляет и возрождает человечество» (В.К. Кюхельбекер). Актуальность темы трагической судьбы поэта в жестоком мире, конфликта между художником и «толпой» и темы самосожжения во имя идеала, пророческой миссии поэта-провозвестника высшей истины.

Опора художников-романтиков на личный, индивидуальный опыт как главный источник вдохновения, размывание границ между реальностью и творчеством как фактор феномена романтического жизнетворчества (собственная жизнь начинает восприниматься как поэтический сюжет, а произведение – как художественное самовыражение души его автора).

Отрицание возможности установления каких-либо жестких правил, жанровых и стилевых норм, регулирующих творческую деятельность, утверждение абсолютной творческой свободы художника как единственного пути проникновения в тайны бытия. Культ творческого воображения, фантазии, с уровнем развития которых напрямую связывается степень художественного прозревания глубинных сущностей бытия, полного загадок, тайн, неопределенных и не определяемых до конца смыслов. Заметная субъективизация структуры художественного произведения, понимаемого как способ самовыражения внутреннего содержания души автора-демиурга, творящего по вдохновению: подчинение логики сюжета, характера развязок, способов разрешения конфликта воле творца, изображение желаемого как действительного, тяготение к прихотливым, многослойным композициям, двуплановость образов, широкое использование художественной условности, формальной незавершенности повествования как способ художественного воплощения концепции интуитивного постижения непостижимого рационально бытия. Активная разработка принципов и приемов суггестивной (термин, введенный в отечественную филологию А.Н. Веселовским) поэтики, основанной на принципе намека, внушения, воздействия на нерациональные сферы воспринимающего сознания (широкое использование тропов, образов символов, мелодических возможностей словесного ряда и т.п.).

 

Национальное своеобразие русского романтизма:

1. более сжатые хронологические рамки, нежели в Европе (1810-1830- гг.), необычайная интенсивность творческого развития («золотой век» русской лирики);

2. содержательная специфика: отсутствие мощного мистического течения, непопулярность мотивов «мировой скорби», индивидуалистического бунта личности, сдержанное отношение к «романтической иронии», оптимистичность, наступательность, популярность гражданских мотивов:

3. более тесная, нежели в Европе, преемственная связь с традициями просветительской литературы XVIII века.

Литература

Основная

1. Ванслов В. В. Эстетика романтизма. – М.: Искусство, 1966. – 397 с.

2. Волков И. В. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1989. – С. 123- 167.

3. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975. – 240 с.

4. Манн Ю. В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. – М.: РГГУ, 2007. – 518 с.

5. Соколов А.Н. К спорам о романтизме // Проблемы романтизма.- Вып.1. – М.: Искусство, 1967. – С. 5-40.

 

Дополнительная

 

1. Гуревич А. М. Романтизм в русской литературе. - Москва: Просвещение, 1980. - 104 с.

2. Гуляев Н. А. О спорном в теории романтизма // Русская литература. – 1966. - № 1. – С. 66 – 78.

3. Гуляев Н. А. Социально-эстетическая и гносеологическая сущность романтизма // Русский романтизм. – М.: Высш школа, 1974. – С. 5-34.

4. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825). – М.: Наука, 1979. – 309 с.

5. Карташова И.В. Итоги изучения проблем романтизма в отечественном литературоведении // Литературоведение на пороге XXI века/ Материалы международной конференции, 1997. – М.: Рандеву-АМ, 1997. – с.277-281.

6. Липич В. В. Методологические особенности изучения романтизма – URL: http://www.jurnal.org/articles/2008/fill30.html

7. Сахаров В. И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 320 с.

8. Поспелов Г.Н. Что же такое романтизм // Проблемы романтизма.- Вып.1. – М.: Искусство, 1967. – С. 41-76.

9. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971. - С.108.

10. Фохт У. Р. Некоторые вопросы теории романтизма // Проблемы романтизма.- Вып.1. – М.: Искусство, 1967. – С. 26-31.

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!