Музыкальная деятельность

Происхождение

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия). Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского повета и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, получивших свое прозвище от типа казачьей лодки, использовавшейся запорожцами для набегов [ источник не указан 130 дней ]. Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695—1767) участвовал в Полтавской битве, и умер в чине сотника «от ран»[2], хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время. Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 г. перевелся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь; в Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь); в 1776 г. определен городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества; в 1782 году переведен в Вятку, два года спустя произведен в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием. Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведен оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (ее отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей. Илья Петрович, отец композитора, был 10-м ребёнком[3]. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier[4]), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство[5]. В 1837 году Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Отец Дмитрия —Александр Степанович, инженер-химик — любил петь и музицировал на фортепиано, кроме того он собрал большую коллекцию записей звёзд мировой оперной сцены.Дмитрий окончил Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького и Красноярский институт искусств по классу заслуженного деятеля искусств РФ профессора Е. К. Иофель, ученицы М. Н. Риоли-Словцовой — супруги выдающегося русского тенора П. И. Словцова.В 1985—1990 годах был солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.После победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе имеет с 1990 года ангажементы в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден (Лондон), Баварская государственная опера, Munich State Opera, Берлинская государственная опера, театр Ла Скала (Милан), Венская государственная опера, Театр Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирическая опера в Чикаго, Мариинский театр Санкт-Петербурга, московский театр «Новая Опера», оперная

Пётр Ильич Чайковский в молодости

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Молодость

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли; затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

Музыкальная деятельность

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум»[6]. Они планировали пожениться[7][8], но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.

Усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-е годы

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким»[9]. Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался[10][11][12][13][14], по мнению ряда искусствоведов этот факт биографии имел отражение в его творчестве[15]. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался[16]. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой»[17]. Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву — ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным»[18]. Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя.»[18] По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие[19]. Чайковский благодарил императора и Победоносцева; последнему, в частности, писал: «<…> Я глубоко тронут той формой, в которой выразилось внимание Государя к моей просьбе. <…> словами так трудно выразить то чувство умиления и любви, которое возбуждает во мне Государь.»[20]

Памятник Петру Чайковскому перед Московской Государственной Консерваторией

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых ― Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины ― 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Инструмент флейта

 

Фле́йта — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Попере́чная фле́йта (часто просто флейта; итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte, англ. flute, нем. Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра. Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания клапанами отверстий. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.Наименование связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении; мундштук, соответственно, расположен при этом сбоку. Флейты такой конструкции появились довольно давно, в эпоху поздней античности и в древнем Китае (IX век до н. э.)[2]. Современный этап развития поперечной флейты начинается от 1832 года, когда немецкий мастер Т. Бем подверг ее усовершенствованию; со временем эта разновидность вытеснила популярную прежде продольную флейту. Для поперечной флейты характерен диапазон от первой до четвертой октавы; нижний регистр мягок и глуховат, наиболее высокие звуки, напротив, пронзительны и свистящи, а средний и отчасти верхний регистры имеют тембр, который описывается как нежный и певучий.Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — разновидность продольной флейты. Это духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых. В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются т. н. вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).Среди разновидностей продольной флейты блокфлейта определяется как важнейшая. В странах Европы она получает распространение, начиная с XI века; впоследствии популярность данного инструмента возрастала, в результате чего в период с XVI по XVIII век блокфлейта являлась наиболее активно используемой и часто встречающейся разновидностью флейты. Для инструмента характерен мягкий, теплый, кантиленный (то есть певучий) тембр, однако в то же время он отличается ограниченными возможностями с точки зрения динамики. Блокфлейта часто применяется в музыкальных произведениях таких композиторов, как И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и др. В силу того, что звук блокфлейты довольно слаб, ее популярность постепенно сокращалась в связи с распространением поперечной флейты. Тем не менее, в настоящее время данная разновидность пользуется определенным интересом в силу некоторых причин; в их числе — тенденция к возрождению старинной музыки и возможность использования блокфлейты в качестве учебного инструмента (так как техника игры на ней сравнительно проста)

 

Группа Симфомания

Symfomania («Симфомания») — украинский женский инструментальный коллектив из Киева. Стиль группы можно охарактеризовать как симфонический рок или неоклассика. В составе группы две скрипки, две виолончели, клавишные и ударные инструменты. Группа Symfomania появилась на основе классического квартета, созданного студентками музыкальной академии им. П. И. Чайковского весной 2004 года. Основу репертуара первоначально составляли классические произведения и популярные мелодии, которые участницы коллектива исполняли в собственном переложении. Квартет начал выступать под названием «Империя». В коллективе всё делалось своими силами — самостоятельно писались обработки, шились костюмы, делались записи в домашней студии, сочинялись собственные произведения…Летом 2004 года состоялось знакомство с Александром Милевским, в лице которого девушки нашли творческого единомышленника. Александр начинает заниматься всеми организационными вопросами коллектива.В ноябре 2005 года состав группы пополнился двумя новыми участницами — барабанщицей и клавишницей.Появление барабанов и клавишных открывает новый этап в творчестве коллектива. В это время, параллельно с концертной деятельностью, накапливается новый музыкальный материал, идёт работа над усовершенствованием образа.Через несколько месяцев совместной работы утверждается основной состав группы. В 2007 году, в связи с семейными обстоятельствами двух участниц, Марины Лосицкой и Ирины Шкулки, в коллектив приходят Вероника Черняк и Дарья Седова.С конца 2008 года коллектив продолжает работать под новым названием Symfomania и в 2009 году выпускает дебютный альбом — «Empire», в котором собран самый ценный материал, за весь период профессионального становления группы. Также в 2009 году Symfomania записала второй альбом, в основу которого положены песни российской рок-группы «Ария».Летом 2009 года в состав коллектива возвращаются Марина Лосицкая и Ирина Шкулка, но в декретный отпуск уходят Мария Бродова и Валентина Буграк. Таким образом, состав снова меняется.17 августа 2010 года стало известно, что Symfomania исполнит кавер-версию композиции «Последний закат» группы Ария, которая вошла в трибьют-альбом «A Tribute to Ария. XXV».20 декабря 2010 года выходит альбом «Aria», состоящий из инструментальных кавер-версий песен группы Ария. С момента основания группа выступала на многих музыкальных фестивалях и концертах, таких как: открытие «Евровидение 2005» в Киеве, международный музыкальный фестиваль «Таврийские игры 2005—2006», международный турнир по бодибилдингу «Золотой каштан 2005—2006», украинский музыкальный фестиваль «Лазурный берег 2006», церемония награждения премии в сфере телевидения «Телетриумф 2006», первый украинский бал «Золотая Амфора», церемонии награждения номинаций «Лучший спортсмен года 2006», «Гордость страны 2007», «Панацея 2009», а также открытие выставок и презентаций компаний «Microsoft», «Samsung», «LG», «Audi», «Toyota», «Subaru», «KIA», «HP» и других брендов. 30 апреля 2010 г. группа участвовала в торжественном открытии Формулы-2 в Марракеш, Марокко. 28-29 октября 2010 г. группа выступала на 13-й международной авто выставке в Стамбуле, Турция.

 

Хит парад певиц классики всех времен и народов

 

  Анна Нетребко Сопрано Россия
  Анджела Георгиу Сопрано Румыния
  Натали Дессей Сопрано Франция
  Тарья Турунен Сопрано Финляндия
  Рене Флеминг Сопрано США
  Даниэль Де Низ Сопрано США
  Чечилия Бартоли Меццо-сопрано Италия
  Анна Катерина Антоначчи Меццо-сопрано Италия
  Магдалена Кожена Меццо-сопрано Чехия
  Джойс ДиДонато Меццо-сопрано США
  Эва-Мария Вестбрук Сопрано Нидерланды
  Кейт Ройял Сопрано Великобритания
  Барбара Фриттоли Сопрано Италия
  Аманда Рукрофт Сопрано Великобритания
  Николь Кабель Сопрано США
  Миша Брюггергосман Сопрано США
  Вальтрауд Майер Меццо-сопрано Германия
  Элина Гаранча Меццо-сопрано Латвия
  Вероника Жан Сопрано Франция
  Кэтрин Дженкинс Меццо-сопрано Великобритания

 

 

Евгений Онегин-П.И Чайковский

Евгений Онегин - лирическое толкование романа. Чайковский счел необходимым подчеркнуть в названии своего произведения. "Евгений Онегин" Чайковского не носит обычного наименования оперы. "Евгений Онегин. Лирические сцены в трех действиях. Текст по Пушкину. Музыка П. Чайковского" — таков заглавный лист "Евгения Онегина" Чайковского.

 

Знаменательно, что свое имя он скромно поставил после имени Пушкина.Конечно, из этого не следует, что "Евгений Онегин" не опера, а произведение какого-то иного жанра. Конечно, "Евгений Онегин" — опера (так и называет его Чайковский в письмах), но опера особого, лирического типа.Что же вошло из романа Пушкина в оперу Чайковского? Перечислим важнейшие, узловые сцены (опуская связанные с ними менее значительные события).Первая встреча Онегина с Татьяной в доме Лариных, куда привез Онегина Ленский (первая картина оперы). Сцена письма—в комнате Татьяны (вторая картина). Объяснение Онегина с Татьяной (третья картина).

 

Семейный праздник в доме Лариных; ссора Онегина и Ленского (четвертая картина). Дуэль и смерть Ленского (пятая картина). Встреча Онегина с Татьяной и ее мужем на петербургском балу (шестая картина). Заключительная сцена—последнее объяснение Татьяны и Евгения (седьмая картина).Стоит заметить, что в первой редакции "лирических сцен" Чайковский допустил существенное отступление от пушкинского романа: в заключительной картине Татьяна падала в объятия Онегина! Очень скоро Чайковский понял, что таким завершением оперы искажается замысел Пушкина и облик Татьяны меняется не в лучшую сторону. В окончательном варианте сцены романа. Таким образом, в семь картин, на которые разбиты три действия "лирических сцен", вошло все, что составляет драму Татьяны, Ленского и Онегина в пушкинском романе."Лирические сцены" Чайковского сохранили наименование романа Пушкина. Не раз говорилось, что с большим правом Чайковский мог бы дать своей опере другое название: "Татьяна Ларина". Действительно, именно Татьяна — главная героиня "лирических сцен", ее облик больше всего привлекает слушателя, ей отданы лучшие, вдохновеннейшие страницы музыки.Пожалуй, глубже всего раскрывается облик героини романа в тех строках, где Пушкин говорит, что Татьяна

...от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

 

Именно такой видит свою Татьяну Чайковский. "Татьяна, — говорит он, — не только провинциальная барышня, влюбившаяся в столичного франта. Она — полная чистой женственной красоты девическая душа, еще не тронутая прикосновением к действительной жизни; это мечтательная натура, ищущая смутно идеала и страстно гоняющаяся за ним. Не видя ничего подходящего к идеалу, она остается неудовлетворенной, но покойной.. Но стоило появиться лицу, по внешности отличающемуся от среды пошло-провинциальной, она вообразила, что это—идеал, и страсть охватила ее до самозабвения. Пушкин превосходно, гениально изобразил мощь этой девической любви, и я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясен до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны после появления Онегина".

 

Мелодия, красивая, пластичная, передающая тончайшие оттенки чувства, — самое сильное из музыкально-выразительных средств в искусстве Чайковского. И музыкальный образ Татьяны создается прежде всего чудесными мелодиями, в которых часто слышатся отзвуки задушевной русской романсовой лирики. Первое знакомство слушателя с Татьяной происходит, в сущности, до появления ее на сцене и даже до поднятия занавеса. О "чистой женственной красоте девической души" Татьяны рассказывает лаконичное вступление. Задумчивая и грустная мелодия говорит здесь о мечтаниях Татьяны, о стремлении ее к счастью и о том, что мечтам о счастье не суждено сбыться. Эта мелодия возвращается и в дальнейшем, приобретая новые оттенки, выражая различные чувства героини оперы. В первой картине эта мелодия говорит о волнении Татьяны, впервые встретившей Онегина.Во всей полноте облик Татьяны обрисован во второй картине был бы потрясен силой и глубиной чувства, выраженного в этой сцене. Чайковский считал, что тем впечатлением, какое производит сцена письма, она обязана гению Пушкина; себе Чайковский отводил второе место. Конечно, именно пушкинские образы зажгли "огонь вдохновения" Чайковского. Но музыка его не уступает в эмоциональной силе пушкинским стихам. Строфы Пушкина и музыка Чайковского сливаются в единое целое, глубоко захватывая слушателя.

 

Именно в сцене письма Татьяна превращается из мечтательной девочки в любящую девушку, наделенную "воображением мятежным" и "сердцем пламенным и нежным". Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Здесь возвращается и первая тема Татьяны — тема вступления; но основные музыкальные образы еще не знакомы слушателю. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Начинается сцена письма кратким оркестровым введением;тема его только что прозвучала в разговоре с няней со словами "Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую". Эту патетическую, страстную мелодию можно назвать темой любви и страданий Татьяны.

 

Решимость, горячий порыв звучат в первых словах Татьяны: "Пускай погибну я". Характер этой волевой, стремительной мелодии хорошо определяет ремарка Чайковского:"С одушевлением, с силой и страстью". Начало письма — "Я к вам пишу, чего же боле?"—Татьяна произносит с доверчивой простотой, почти речитативом. Мелодию Чайковский поручает здесь оркестру: эту грустную, неторопливую мелодию, в которой чувствуется затаенное волнение, поет гобой на фоне трепетного сопровождения струнных инструментов. И снова пылкий порыв: "Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердце я!" В последнем разделе письма—необычайное по силе эмоциональное нарастание: от мягкой нежности пленительной кантилены на словах "Кто ты, мой ангел ли хранитель или коварный искуситель" до самозабвенно-пламенного призыва: "Я жду тебя! Единым словом надежды сердца оживи, иль сон тяжелый перерви..."

 

Еще одним появлением—-снова в оркестре — темы любви и страданий Татьяны заканчивает Чайковский вторую картину "лирических сцен".В третьей картине, в сцене объяснения Татьяны и Онегина, музыка о чувствах Татьяны говорит немного. Но уже с первых звуков оркестра, с первых слов, которые произносит Татьяна до появления Онегина, слушателю ясно, какой ответ ожидает несчастную девушку, когда придет Евгений.В сцене семейного праздника у Лариных чувства Татьяны не выявляются. Встреча же с Онегиным на петербургском балу вносит новые черты в облик Татьяны. Изящной, небыстрой, спокойно-приветливой мелодией Чайковский рисует новую Татьяну. Эта мелодия не говорит о душевных волнениях Татьяны, а создает тот образ "величавой" и "небрежной" "законодательницы зал", который дан у Пушкина.

 

У Пушкина это изложено так:

Погибнешь, милая; но прежде

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь,

Ты негу жизни узнаешь...

Эти строки Чайковский превращает в прямую речь Татьяны.

 

Но не во всем Чайковский следует за Пушкиным. По роману, при встрече с Онегиным Татьяна не обнаруживает внутреннего волнения.

 

...ей ничто не изменило:

В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих ее поклон.

 

Слушатель оперы яснее представляет себе душевное состояние Татьяны. И не только по брошенной ею фразе, которую добавил к пушкинскому тексту Чайковский: "Боже! Помоги мне скрыть души ужасное волненье!" Чайковский пользуется здесь одним из тех особых средств, которыми располагает оперный композитор: Онегин, Татьяна и ее муж равнодушным тоном ведут учтивую светскую беседу, а в оркестре звучит страстная тема любви и страданий Татьяны, говоря о внутреннем, скрытом под маской светского спокойствия, волнении княгини.

В заключительной сцене этой маски светского безразличия уже нет.

 

О, кто б немых ее страданий

В сей быстрый миг не прочитал!

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

 

Кульминация последней сцены, как и у Пушкина, — монолог Татьяны "Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была". Это взволнованная исповедь со сменой печальных воспоминаний, горьких укоров и пламенных порывов, где гениальные строки Пушкина так органично слиты со столь же гениальной музыкой Чайковского.У Пушкина Евгений во всей этой сцене не произносит ни слова. Вполне понятно, что Чайковский не мог завершить ее, а вместе с ней и всю оперу молчаливым уходом Онегина. К монологу Татьяны Чайковский добавляет диалог и дуэт Татьяны и Онегина (используя в значительной мере стих Пушкина из других строф романа). Не внося нового в развитие сюжета, эта дополнительная сцена рисует "бурю ощущений" и Онегина и Татьяны Мольбы и "тоска безумных сожалений" Онегина, мысль обоих о возможном и навсегда ушедшем счастье (дуэт "А счастье было так возможно, так близко!"), борьба Татьяны между любовью к Евгению и чувством долга — таково содержание завершающего эпизода заключительной картины оперы.Если Татьяна Чайковского вобрала в себя все, чем так богато одарил свою героиню Пушкин, то нельзя сказать этого об Онегине. Чайковский отнесся к Онегину, пожалуй, суровее, чем Пушкин.Яснее всего свое отношение к Онегину Чайковский выявляет в сцене первого объяснения с Татьяной. В арии Онегина нет сочувствия Татьяне, нет сожаления о судьбе девушки. А Пушкин дает для этого основания:

...получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был...

 

В сцене дуэли у Чайковского на первом плане Ленский. Чувства Онегина перед поединком выявлены лишь в лаконичном драматическом дуэте с Ленским: "Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?"Душевное состояние Онегина после смерти Ленского у Пушкина раскрыто ярко и полно:

 

В тоске сердечных угрызений,

Рукою стиснув пистолет,

Глядит на Ленского Евгений.

"Ну, что ж? убит", решил сосед.

Убит!.. Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовет.

 

И долго, долго преследовало пушкинского Онегина воспоминание о погибшем друге.

 

...видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

 

Чайковский в сцене дуэли ограничивается краткой ремаркой: "Онегин в ужасе схватывает руками голову".По существу, Чайковский почти что прошел мимо горьких мыслей и чувств Онегина после гибели Ленского. Сделал он это, очевидно, потому, что в образе Онегина его влек "один драматический мотив": пламенная любовь к Татьяне, пришедшая на смену тому снисходительному равнодушию, которое он испытывал к выросшей в деревенской глуши девочке. И этот "драматический мотив" выявлен в "лирических сценах" Чайковского едва ли не сильнее, чем в романе Пушкина. В заключительной сцене и у Пушкина и у Чайковского Онегин выслушивает суровую отповедь Татьяны:

 

...Что ж ныне Меня преследуете вы

Зачем у вас я на примете?

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор?

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

 

Пушкинским Онегиным эти жестокие укоры в какой-то мере заслужены.Но когда слушаешь Онегина в последних двух картинах "лирических сцен", этот упрек не кажется справедливым. Слушатель понимает, что не тщеславием рождено внезапно вспыхнувшее чувство Онегина к Татьяне. Евгению дорог теперь образ "прежней Тани", дорога и новая Татьяна, "с умом и волею живой", которые обогащены страданиями, долгими размышлениями.Страстная речь Онегина искренна, музыка его обращения к Татьяне красива, благородна и полна чувства. Онегин в заключительной сцене не тот пресыщенный холодный резонер, каким он предстает в первых картинах. Онегин вызывает жалость. Но все-таки не больше! Тогда как судьба Татьяны, ее любовь, твердость в выполнении долга оставляют слушателя глубоко взволнованным. В конечном счете заключительная сцена воспринимается не как трагедия Онегина, а как трагедия Татьяны, трагедия благородной, любящей и самоотверженной женской души.Третий герой оперы Чайковского и романа Пушкина — Владимир Ленский. В нем нет раздвоенности Онегина, нет мучительных душевных коллизий Татьяны.Создавая этот образ, Чайковский тоже не во всем следовал за Пушкиным. Если отношение Пушкина к Ленскому не лишено иронии, то Чайковский полностью отказывается от иронических штрихов. Ленский "лирических сцен" — обаятельная и цельная натура. Он привлекает и юношеской пылкостью, и юношеской непосредственностью, чистотой чувства.Всего три раза появляется на сцене Ленский, и каждое его появление вносит новые черты в его облик. В первой картине — пылкое, страстное и полное нежности признание: ариозо "Я люблю вас, Ольга, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена". Ленский верит в светлое будущее, в предстоящее счастье.

 

Светлая восторженность звучит и в музыке ариозо. В четвертой картине, на балу у Лариных, Ленский потрясен "коварством" друга — злой выходкой Онегина, проявившего неуместное внимание к Ольге, и "изменой" невесты. Потерявший способность владеть собой.

 

Ленский в гневе, в возмущении бросает оскорбление Онегину: "Вы — бесчестный соблазнитель!" Путь к примирению отрезан, бывшим друзьям придется встретиться у барьера. В музыке Ленского звучат страдание ("В вашем доме, как сны золотые"), горечь, негодование.

 

 

В пятой картине — последняя встреча слушателя с Ленским. Основной, самый сильный по музыке эпизод в сцене дуэли — ария Ленского. Текст арии — стихи, набросанные Ленским ночью перед поединком. Всем известны строки, где Пушкин говорит об этих стихах: Владимир книгу закрывает, Берет перо; его стихи, Полны любовной чепухи, Звучат и льются. Их читает Он вслух, в лирическом жару, Как Дельвиг пьяный на пиру. Эти строки предшествуют стихам Ленского. А приведя их, Пушкин добавляет:

 

Так он писал темно и вяло...

И наконец перед зарею,

Склонясь усталой головою,

На модном слове идеал,

Тихонько Ленский задремал...

Чайковский отверг этот оттенок иронии. Ему ближе тот взгляд Пушкина на стихи Ленского, который выражен в других строках романа:

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

И полны истины живой

Текут элегии рекой.

 

Элегию, "дышащую любовью", Чайковский услышал и в предсмертных стихах Ленского. Чайковский был прав, так прочитав стихи Ленского, потому что Пушкин вопреки собственной иронической оценке вложил в них глубокое искреннее чувство. И это понятно: Ленский был дорог Пушкину; мягкая усмешка, легкое иронизирование над восторженностью Владимира не мешали поэту любить своего юного героя. Глубине чувства нисколько не противоречат введенные в элегию Ленского условно-романтические, традиционные в ту эпоху поэтические образы ("Паду ли я, стрелой пронзенный", "Придешь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней урной..."). Юный поэт, "без малого в осьмнадцать лет", и не мог бы тогда написать свою элегию иначе.Ария Ленского — лирический монолог. Возможная близкая гибель, красота мира, которую, быть может. Ленский видит последний раз, и, наконец, пламенная любовь к Ольге—таков круг мыслей и чувств этого элегического монолога.

 

И по музыкальному содержанию арию Ленского можно назвать элегией. В музыке нет чувства обреченности, безысходности. Скорбь, жалоба, нежность, страстные порывы — вот что звучит в чудесной кантилене арии Ленского. По выразительности мелодий эта ария, быть может, лучший эпизод "лирических сцен". Основной мелодический образ арии появляется после краткой речитативной фразы "Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?", со словами "Что день грядущий мне готовит?". Эта изумительная по красоте и вместе с тем предельно простая мелодия приобретает различные оттенки. Сначала она полна печали; но затем проникается нежной лаской, когда мысль Ленского обращается к Ольге: "Скажи, придешь ли, дева красоты..." Потом эта мелодия насыщается горячей страстностью: "Ах, Ольга, я тебя любил, тебе единой посвятил рассвет печальный жизни бурной".В заключении арии Чайковский создает сложный музыкальный образ.

 

В кантилене Ленского "Желанный друг, приди, я твой супруг" восторженный порыв (здесь появляется новая, тоже певучая, но очень взволнованная мелодия). Ленский снова верит в возможность счастья. А оркестр говорит совсем другое: мерный суровый ритм похоронного шествия предвещает трагическую судьбу Ленского. В самом конце арии оркестр еще раз напоминает нежно-печальную мелодию "Что день грядущий...". Эта мелодия звучит и в сцене поединка и в заключительных тактах пятой картины — теперь уже как воспоминание о погибшем юноше.Остается упомянуть еще о двух персонажах оперы. Ольга, малозначительная фигура в романе Пушкина, не более значительна и в "лирических сценах" Чайковского. Арию Ольги в первой картине ("Я не способна к грусти томной"), приятную, мелодичную, все же трудно признать полной творческой удачей композитора.

 

Иное дело—муж Татьяны: князь N—у Пушкина, князь Гремин — у Чайковского. Его единственное высказывание — ария в сцене петербургского бала: встретив "родню и Друга своего" Онегина, князь рассказывает ему о своем счастье, о том светлом, радостном, что внесла в его жизнь Татьяна.

 

Соответствующего монолога князя в романе Пушкина нет. По существу, образ Гремина создан Чайковским самостоятельно. Правда, текст арии Гремина ("Любви все возрасты покорны") в большей своей части состоит из пушкинских стихов; но стихи эти у Пушкина не связаны с мужем Татьяны.Как и князь N у Пушкина, Гремин у Чайковского не принимает сколько-нибудь активного участия в развитии Драмы. Драматургический смысл арии Гремина в том, чтобы дать слушателю более полное представление о Татьяне: не о "девочке несмелой" и не о "законодательнице зал", а о женщине, по своим душевным качествам высоко стоящей над светским обществом. Именно поэтому Чайковский вводит в арию Гремина обличительные строки из первого издания "Евгения Онегина" Пушкина (выделены курсивом).

 

Среди лукавых, малодушных, Шальных, балованных детей, Злодеев и смешных и скучных, Тупых, привязчивых судей, Среди кокеток, богомольных, Среди холопьев добровольных. Среди вседневных модных сцен, Учтивых, ласковых измен... Она блистает как звезда Во мраке ночи, в небе чистом, И мне является всегда В сияньи ангела лучистом Ария Гремина с ее плавной, неторопливой, несколько торжественной и вместе с тем очень теплой кантиленой воспринимается как своего рода лирическое размышление благородного и умного человека.Лишь немногие сцены своей оперы Чайковский уделяет быту, обрисовке жизни, окружающей его героев. Но в этих немногих сценах — в народных хорах первой и третьей картин, в сцене праздника у Лариных с популярнейшим вальсом и забавными куплетами гувернера-француза Трике, в картине петербургского бала с эффектным, торжественным полонезом — во всех этих сценах перед нами встает картина России пушкинского времени.

 

ИСТОЧНИК: Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960.

 

Загадки

 

Интересные факты

Кто написал ноты, которые могут читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, образуя дуэт двух скрипок?

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются от друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Кто умеет определять музыку на пластинках без её прослушивания?

 

Американский врач Артур Линтген обладает уникальной задокументированной способностью — он умеет определять классическое оркестровое музыкальное произведение на виниловой пластинке без её прослушивания. Сначала он по контурам и впадинам дорожки распознаёт места, где музыка тише или громче, а также длительность каждой части произведения, а затем сопоставляет результат с обширной базой знаний европейской классической музыки из своей головы. Способности Линтгена не безграничны — по его словам, он плохо определяет музыку добетховенской эпохи, так как она слишком однородна по своей структуре.

Какой композитор умер от неправильного движения прототипа дирижёрской палочки?

До рубежа 18-19 веков в оркестрах не было привычного нам дирижёра с палочкой, а такт отбивал сам композитор либо один из музыкантов каким-нибудь инструментом или кивками головы. Для одного из композиторов 17 века, создателя французской национальной оперы Жана-Батиста Люлли, трость для отбития такта стала причиной смерти. Он поранил ногу наконечником трости во время концерта, и развившаяся из раны гангрена привела к летальному исходу.

Какая консерватория носит имя композитора, которому отказала в приёме?

Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. Юному Верди было сказано, что он на 4 года старше обычного возраста принимаемых, не является гражданином Ломбардо-Венецианского королевства и лишён музыкального таланта.

Сколько музыкантов и композиторов произошло из семьи Бахов?

 

Иоганн Себастьян Бах был не единственным талантом в своей семье. Бахи дали миру более 50 известных музыкантов и несколько замечательных композиторов. Сам Иоганн Себастьян был признан наиболее выдающимся из них намного позже своей смерти. В последние же годы жизни Иоганна Себастьяна его больше почитали за воспитание Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее.

Какой композитор писал музыку, будучи глухим?

 

На момент написания своей знаменитой девятой симфонии Бетховен был абсолютно глух.

Кто начал писать музыку в 5 лет?

Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку в 5 лет.

Почему длительность звучания и диаметр компакт-диска выбрали именно такими?

 

Согласно официальной весии компании Philips, вместимость компакт-диска была выбрана японскими разработчиками так, чтобы на нём полностью поместилась девятая симфония Бетховена — любимое произведение вице-президента Sony. Однако по свидетельству одного из инженеров, непосредственно причастного к созданию нового носителя, итоговый диаметр 12 см стал результатом простого компромисса между Philips и Sony, а легенду про Бетховена придумали позднее.

До свидания!

Ждите новых

Выпусков!

 


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!