Учение В.И.Вернадского о биосфере.



В буквальном переводе термин “биосфера” обозначает сферу жизни и в таком

смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и

палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831 – 1914).Первоначально под всеми этими

терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих

на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими,

геологическими и космическими процессами, но при этом скорее обращалось

внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неорганической

природы. Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых

организмов в образовании земной коры, был Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829). Он

подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и

образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых

организмов. Очень важным для понимания биосферы было установление немецким

физиологом Пфефером (1845 – 1920) трех способов питания живых организмов:

. автотрофное – построение организма за счет использования веществ

неорганической природы;

. гетеротрофное – строение организма за счет использования

низкомолекулярных органических соединений;

. миксотрофное – смешанный тип построения организма (автотрофно-

гетеротрофный).

Биосфера (в современном понимании) – своеобразная оболочка Земли,

содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты,

которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биосфера

охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Центральным в этой концепции является понятие о живом веществе, которое

В.И. Вернадский определяет как совокупность живых организмов. Кроме

растений и животных, В.И. Вернадский включает сюда и человечество, влияние

которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных

живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом

геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность

людей оказывает на остальное живое вещество. По мнению В.И. Вернадского, в

прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют

живые тела и продукты их жизнедеятельности:

открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с

дисимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной

особенности живых тел;

явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их

влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живое

вещество, но и разнообразные неживые тела, которые В.И. Вернадский называет

косными (атмосфера, горные породы, минералы и т. д.), а также и биокосные

тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные

воды и т. п.).

В.И. Вернадский считает, что живые организмы являются функцией биосферы и

теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются

огромной геологической силой, ее определяющей. В.И. Вернадский высказывает

предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции,

проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости

от изменения среды. Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся

появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в

целом, в том числе и на природные биокосные тела, например, почвы, наземные

и подземные воды и т. д. По нению В.И. Вернадского, дают возможность

высказать предположение, что жизнь как материя и энергия существует во

Вселенной вечно и поэтому не имеет своего начала. Но такое предположение

есть не больше, чем эмпирическое обобщение, основанное на том, что следы

живого вещества до сих пор не обнаружены в земных слоях.

 

 

Предмет и содержание современного естествознания 1

Общей целью естествознания является создание научной картины мира как части общей личностной картины мира. Естественнонаучная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы. Физическая картина мира традиционно ограничивается рамками неживой природы и изменяется с развитием науки. На ее базе формируется научная картина мира, включающая в себя также знания о живой природе и внутреннем мире человека.

Так как все науки и естествознание в целом находятся в развитии, выделяют следующие условные рамки периодов становления естествознания: до 1900 гг. – классическое, 1900-1960 гг. – неклассическое (квантовое), начиная с 1960-70-х гг. – постнеклассическое. В последний временной период происходит объединение принципов и методов отдельных наук, поворот к выбору общих объектов исследования. Главная принципиальная особенность современной естественнонаучной картины мира — принцип глобального эволюционизма. Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах могут существовать только при условии непрерывного развития.

Помимо принципа глобального эволюционизма, следует указать еще некоторые тенденции в формировании современной естественнонаучной парадигмы:

1. переход от дробления наук к их объединению, то есть возникновение на стыке различных наук новых, междисциплинарных областей знаний;

2. учет роли и особенностей человека в процессе получения новых знаний, что подробно позже также будет освещено в лекциях;

3. переход от идеи покорения природы к эволюции вместе с ней (теория коэволюции);

4. объединение естественнонаучной и гуманитарной культуры.

Исторические этапы познания природы 2

Первой в истории человечества формой существования естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura — природа), или философия природы, которая характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Счи­талось, что философии — в ее натурфилософской форме — отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она яв­ляется вместилищем всех человеческих знаний об окру­жающем мире, а естественные науки являются лишь ее со­ставными частями. Оно содержало много вымышленного, фантастического, далекого от действитель­ного понимания мира.

Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI в. до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся ре­зультатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются ука­занные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстракт­ность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного факти­ческого материала о явлениях природы.

В дальнейшем развитии мировоззрения большую роль сыграла математическая программа Пифагора-Платона. Платон (427-347 гг. до н. э.) полагал, что основой мира являются огонь, воздух, вода, земля. Пифагор и его последователи высказали мысль о шарообразности Земли: Земля — сфера, подобная самой себе во всех направлениях: она не имеет ни верха, ни низа. Платон высказал предположение, что Земля находится в центре мира, что вокруг нее обращаются Луна, Солнце. У Платона впервые встречаются названия планет по имени богов, полностью совпадающие с вавилонскими. Представления о равномерном, круговом, совершенно правильном движении небесных тел высказал также Платон. Он впервые сформулировал задачу: найти, с помощью каких равномерных и правильных круговых движений можно "спасти явления, представляемые планетами".

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н. э.), взгляды которого безраздельно господствовали в физике и астрономии в течение почти двух тысяч лет. Учение Аристотеля, которое отрицало пустоту (вакуум) в природе, считало, что материальная субстанция беспредельно делима, и разграничивало "земное" и "небесное". Аристотель, вслед за философом Эмпедоклом (ок. 490-430 гг. до н. э.), предположил существование четырех "стихий": земли, воды, воздуха и огня, из смешения которых будто бы произошли все тела, встречающиеся на Земле. По Аристотелю, стихии вода и земля естественным образом стремятся двигаться к центру мира ("вниз"), тогда как огонь и воздух движутся "вверх" к периферии и тем быстрее, чем ближе они к своему "естественному" месту. Поэтому в центре мира находится Земля, над ней расположены вода, воздух и огонь. Таким образом, Аристотель различает естественные и насильственные движения тел.

Большое влияние на становление реалистической картины мира оказала также атомистическая физическая программа Демокрита-Эпикура. Основателями атомистики в Древней Греции считаются Левкипп и его знаменитый ученик Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). По мнению этих философов, возникновение живого — естественный процесс, результат природных сил, а не "акта творения" внешних сил. Согласно Левкиппу и Демокриту, в мире есть лишь два "начала" — пустота (небытие) и атомы (бытие). Атомистическая физическая программа древних греков поистине удивительна: мы, люди XXI века, находим в ней предвидение многих сторон современной научной картины мира.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!