Мусульманские праздники и календарь.



Новый год по Хиджре

В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину 16 июля 622 года.

Новый год по Хиджре

В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину 16 июля 622 года. Эта дата является отправной точкой мусульманского лунного календаря. В этот день в городе Медине создалась первая община мусульман, переселившихся сюда из Мекки (поэтому мусульманский календарь называется Хиджра - по-арабски «переселение»). Это событие стало началом новой исламской эры, так как из этой небольшой общины, как из ядра, вырос огромный мир ислама.

Счет годам в Хиджре ведется от этого события. Каждый новый год Хиджры начинается на 11 дней раньше предыдущего, потому что Хиджра - лунный календарь, и год в ней - это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли.

Первые десять дней Мухаррама считаются благословенными для всех хороших начинаний (в том числе и для заключения браков). Как и священный Рамадан, это месяц раздачи милостыни в пользу неимущих, на благоустройство мечетей. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Мухаррам - месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Всевышнему. В одном из изречений Мухаммада (с.г.в.) говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».

Ночь Хиджры

Начало нового года по хиджре и месяца Мухаррам мусульманского лунного календаря, имеющего особое значение в жизни мусульман, а потому он называется священным.

Начало нового года по хиджре и месяца Мухаррам мусульманского лунного календаря, имеющего особое значение в жизни мусульман, а потому он называется священным. В этом месяце, когда Мухаммад (с.г.в.) еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение - Хиджру из Мекки в Ястриб, названный позже городом Пророка, то есть Мединой, вместе с семьей и близкими. Это событие произошло 16 июля 622 года по григорианскому календарю и считается началом мусульманской эры, поэтому месяц Мухаррам так почитаем мусульманами.

Новое мусульманское летоисчисление, в котором точкой отсчета стал день исхода (Хиджры) Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину, ввел в 634 году один из его сподвижников халиф Омар.

День рождения пророка Мухаммада (с.г.в.)

«Маулид» - по-арабски «время (место) рождения».

День рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Маулид ан-Наби отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря. Рождение Мухаммада (с.г.в.) стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама

«Маулид» - по-арабски «время (место) рождения».

День рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Маулид ан-Наби отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль исламского календаря. Рождение Мухаммада (с.г.в.) стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама

Поскольку точная дата рождения Мухаммада (с.г.в.) неизвестна, то празднование этого события приурочено ко дню ухода Пророка из земной жизни, когда он родился для жизни небесной.

В некоторых мусульманских странах это нерабочий день, а в Пакистане, например, ему отводится три дня.

Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммада (с.г.в.), которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом. В некоторых странах мусульмане в день Маулида устраивают праздничные факельные шествия, участники которых несут изображения матери Пророка благочестивой Амины. В мечетях проходят богослужения во славу матери Пророка (с.г.в.).

«Благодарение Аллаху, что послал нам Пророка, который вывел нас из тьмы неверия к свету истинной религии, возвестил нам путь к спасению! Да благословит и да приветствует Аллах нашего Пророка!» - в подобных словах славят мусульмане посланника Аллаха и его Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Ночь Могущества и Предопределения (Ляйлят-аль-Кадр)

Лейлят-уль-Кадр (Лейлят-аль-Кадр) по-арабски, Kadir Gecesi по-турецки, Ночь Мощи (Величественности) или Законодательства по-русски - 27-я ночь Рамазана, сообразно лунному календарю Хиджры в честь открытия Мухаммаду (с.г.в.) первой суры Корана в 610 году в пещере Хира горы Джабал ан-Нур.

Лейлят-уль-Кадр (Лейлят-аль-Кадр) по-арабски, Kadir Gecesi по-турецки, Ночь Мощи (Величественности) или Законодательства по-русски - 27-я ночь Рамазана, сообразно лунному календарю Хиджры в честь открытия Мухаммаду (с.г.в.) первой суры Корана в 610 году в пещере Хира горы Джабал ан-Нур.

Ее именуют по-разному, но, независимо от написания, это всегда ночь Сошествия Корана (так на арабском языке Laylat - ночь, Qadr - откровение). Однако в Турции этот праздник носит также название Kadir Kandili, что восходит к правлению Селима II. В XVI веке в темное время суток молельные дома освещались исключительно подсвечниками (оттуда и пошло слово канделябр). Сияющие минареты указывали людям место, где они могли попросить прощения и облегчить страдания своей души. Вместе с тем, Кадыр Геджеси является всего лишь одним из нескольких конфессиональных фестивалей.

В эту ночь, согласно исламским источникам, к молящемуся Мухаммаду (с.г.в.) явился архангел Джабраил и, указав на свиток, сказал: «Читай!» (Коран!). Ночь предопределения празднуется в конце девятого месяца Рамадан. В Ночь предопределения принято просить прощения у Бога за совершенные грехи и читать Коран.

Согласно Корану:

«Поистине, Мы ниспослали Коран в ночь аль-Кадра. А что даст тебе знать, что такое „ночь аль-Кадра"?! Ночь аль-Кадра лучше тысячи месяцев: в нее нисходят Ангелы и Дух с соизволения Господа их для всяких повелений. Она - есть мир до начала рассвета!» (Коран: Сура 97, Аяты 1-5).

Об этой ночи говорится, что ее следует искать между двадцатым и тридцатым числами месяца Рамадан. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала слова Посланника Аллаха (с.г.в): «Ждите (наступления) ночи Предопределения в одну из десяти последних нечетных (ночей) Рамадана» (аль-Бухари). Мудрость неопределенности Ночи Могущества заключается в том, чтобы люди смогли, пройдя через собственные старания и усердия, в полной мере прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.

Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с 20-й (и нечетные, и четные), чтобы быть более уверенным, что застанешь Ляйлят-аль-Кaдр и все ее благости.

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).

В Ляйлят-аль-Кадр самым лучшим для человека будет совершение покаяния - тауба и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, строятся планы на будущее.

Праздник разговенья - Ураза-байрам (Ид аль-Фитр)

Праздник разговения - исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Начал отмечаться в 624 году.

Праздник разговения - исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Начал отмечаться в 624 году.

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника раздаётся закят. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости с подарками, стараются веселиться, готовят традиционные блюда, которыми обмениваются с соседями.

Ураза-байрам - один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. По преданию, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду (с.г.в.) первые стихи Корана.

В это время принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Отмечают Праздник Разговения, собираясь в мечетях, чтобы всем миром почувствовать радость великого праздника. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети,- это праздничная коллективная молитва-намаз. Об этом в хадисе сказано: «Первое, с чего мы должны начать наш день,- это совершить намаз» (аль-Бухари, Муслим). Подобает вступать в мечеть для совершения намаза неспешно, чинно и степенно и прежде, чем переступить порог, мысленно произнести «Аллаху акбар», и после совершения моления вернуться по иному возможному пути, как делал наш Пророк Мухаммад (с.г.в.), дабы получить еще больше вознаграждения от Аллаха.

Праздник жертвоприношения - Курбан-байрам (Ид аль-Адха)

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

История этого праздника восходит к известному сюжету о принесения пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила (Исаака) в жертву Богу. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Утром мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где произносят хором славословие Всевышнему Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.

Коран об обряде: «Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие». («Хадж», 37).

Жертва

Жертвой может быть баран, верблюд или бык.

Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Жертвоприношение в день праздника Курбан-байрам является обрядом ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «...молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) принёс в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах, прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах, прими это от Мухаммада, его уммы, тех, которые засвидетельствовали Твоё единство и засвидетельствовали моё исполнение миссии».

Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения - это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».

Праздник жертвоприношения отмечается в десятый день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку.

Дни Ташрик

Дни Ташрик - продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам, которое отмечается с 11-го по 13-е числа последнего месяца исламского лунного календаря. Сам праздник жертвоприношения отмечается 10-го числа месяца Зульхиджа. Данный месяц считается у мусульман благословенным, когда верующие совершают хадж (паломничество).

Дни Ташрик - продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам, которое отмечается с 11-го по 13-е числа последнего месяца исламского лунного календаря. Сам праздник жертвоприношения отмечается 10-го числа месяца Зульхиджа. Данный месяц считается у мусульман благословенным, когда верующие совершают хадж (паломничество).

Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов - малый Джамрат аль-Ула, средний Джамрат аль-Вуста и большой Джамрат аль-Акаба - бросается по 7 камешков. Там же они проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз, после которого читают такбир (восхваление Аллаха). Далее снова совершается бросание камней, которое продолжается и на третий день Ат-Ташрик.

Произнесение такбира Ташрик обязательно в следующих случаях: если намаз был совершен в коллективе женщин, следовавшей в совершении намаза своему мужу, а также страннику. Если странник совершит намаз отдельно, а также женщина при совершении намаза следует женщине - это не обязательно.

 

Календарь

Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры

Структура

Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.

Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.

Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13,2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни


37. Религиозный аспект масонства.

Масо́нство) — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии.

Предыстория

Легендарная история масонства доводит братство у иных писателей — до Адама, у других — до построения Храма Соломона; более скромные исследователи находили корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан или тамплиеров. Лишь в середине XIX века Клосс (J. G. B. Fr. Kloss) впервые вполне определенно указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей[6].

Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, её упоминают эдикты лангобардскогокороля Ротари[7]. В эпоху готики возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, в течение которых рабочие и художники, поселявшиеся близ построек (их инструменты хранились в особых бараках, англ. Lodge, нем. Bauhütte), постепенно вступали в тесное общение. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приема новых товарищей, разрешения возникавших между сочленами споров и прочее. Вместе с тем был установлен известный церемониал на разные случаи товарищеской жизни.

Цеховая организация строительных работ, безусловно, была присуща и возведению соборов Англии, где каменотесы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone-Mason. Обстоятельства возникновения строительных лож в Англии весьма темны. В частности весьма сомнительной представляется хартия 926 года, дарованная якобы королем Этельстаном свободным каменщикам Йорка, с которой было принято начинать историю строительных артелей в Англии[8]. В современной масонской литературе указывают около 20 манускриптов со специфическими масонскими текстами, относящимися к раннему периоду. Старейший из них датируется XIV веком; это — поэма Regius, манускрипт с текстом который был найден в Старой Королевской библиотеке в Британском музее в 1830-х годах[9].

В течение XVII века строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок и к началу XVIII века почти перестали существовать вместе с прекращением возведения готических соборов. Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI века туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и ученые люди, внесшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике[10]. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства[11]. Вероятно именно тогда у просвещенных сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви.

 

Идеология и символика

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства[20] в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство, и многие ложи так называемого «либерального масонства»), делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их[21]. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Символика

Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми братьями движения.

Известны следующие самые значимые символы[22]:

· Мозаичный пол

Шахматного типа. Цвет чёрно-белый — ячейки раскрашены как на шахматной доске; или все ячейки белые, разделяемые сеткой линий чёрного цвета.

· Циркуль и наугольник, отвес, уровень, резец и молот, камень грубый и камень совершенный, мастерок, фартук

Толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы.

· Книга Священного Закона

· Лучезарная Дельта

Общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence (англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизируетТроицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора)[24][25].

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном («прогрессивном») масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципом сознания.

· Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и так далее. В масонстве широко используется Библейский рассказ о строительстве Храма Соломона.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!