Каноническое расположение храмов



1.Храм - символ неба и земли, рая и ада.

2.Топографическая символика.т.е. каждая часть храма напоминала какое-то место в Палестине, где произошло то или иное событие в жизни Иисуса Христа.

3.Временная причина. В христ. церкви были объеденены прошлое и будущее. в порядке, соответствовавшем церковному календарю, и располагались сюжеты на стенах церкви.

4. Господствует циркулярный ритм - движение по кругу, вокруг одного.(представление о цикличности времени)

5. три зоны размещения сюжетных композиций. верхняя(купола, барабан, конха апсиды) - сцены, которые мыслились на небе.-Христос, Богоматерь, ангелы. вторая часть - эпизоды из жизни Христа.здесь 12 праздников:Благовещение, рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие св.Духа на апостолов, Успение Богоматери. третия зона, самая низшая - святые, апостолы, пророки.

Мозаика и фреска, художественные особенности:

1.композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде. 175 изображений святых

2. Яркие, чистые цвета, выразительные лики с неестественно увеличенными глазами, фронтальныепозы, не всегда правильные пропорции фигур, скованность движений фвились результатом того, что авторы этих мозаик работали далеко от столицы и были воспитаны на образцах искусства восточных провинций имп.

3.подчеркивание жестов персонажей.*Омовение ног. Апостол поднимает руку вверх

*Зоя и Константин Мономах перед Христом. У Константина в руках - мешочек с золотом, у Зои - свиток с текстом священного писания. Мозаику переделали. ПРактически такая же картина у Иоанна 2 Комнина и его жены Ирины. стоят перед Богоматерью.

4. кубики мозаики стали меньше размерос. оттенков цветов очень большое кол-во(30 оттенков)

5. художники работают не только в имп, но и за границей, их популярность оч велика

6. три темы иконографии:Христос Пантократор, Вознесение Христа и Сошествие св.Духа на апостолов. И были введены 2 новые темы: Сотворение мира и История св. Марка.

*Градиозный собор Успения Богоматери в Монреале(к 12 в)

*Вход в Иерусалим.12в. Палестинская капелла в Палермо

*Владимирская Богоматерь

*Григорий Чудотворец

Заключение:

в рассмотренный период очень возросла роль Константинополя как центра, в котором возникали произведения, служащие образцом для копирования в провинции и в других странах. Это прежде всего может быть сказано о рукописной книге. ПРавда, константинопольским образцам подражали не всегда успешно. Но именно к данному периоду относится определение Константинополя как "Парижа средневековья", которое дал ему один из исследователей византийского иск-ва, французский ученый начала 20 в Ш.Диль.

6.Искусство Византии первой половины 13 века
Захват Константинополя крестоносцами 1204 год.Фрески нартекса-фигуры помещены на синий фон.Росписи церкви отличаются манерой письма,звучностью колорита,персонажи представлены в сильном движении
акцент в рукописях
многофигурные сцены заменяю изображение 1/2 действующих лиц;художник вводит поясные изображения фигур
композиции фрагментарны-черты распадающегося неоклассицизма;внимание уделяется жестам персонажей;изображение обнажённого тела
достижения:
появляется более развитая архитектура
интерес к эмоциональным характеристикам

20. Отличие романских и готических конструкций в архитектуре
В отличие от романского храма, готический собор больше украшен снаружи, чем изнутри. Его скульптура, как бы обращённая к толпе проповедь. Здесь можно видеть все сословия. В готическом соборе почти исчезает гладкая поверхность стены. Вместо фресок появляются большие окна, на которых теперь появляются изображения – витражи. Витражи скорее можно сопоставить с мозаикой, чем с живописью. На смену полуциркульной романской арки приходит стрельчатая готическая. Применение её облегчает распор свода. Стрельчатый крестовый свод позволяет перекрывать не только квадратный, но и прямоугольный, и даже более сложный пролёт. Это дало возможность отказаться от «связной системы», к которой прибегали романские архитекторы, когда они перекрывали крестовыми сводами центральный и боковые нефы. Архитектура готики более единая, чем романская. Готическое здание лёгкое, стремится вверх, а романское грузное, приземистое и тяжёлое. Готическое здание в отличие от романского не огорожена непроницаемыми толстыми стенами, оно открывается в окружающее пространство проёмами огромных порталов и окон. Вертикальные тяги на фасадах, остроконечные завершенья над окнами и входами (вимперги), целый лес окружающих здание контрфорсов с островерхими башенками (пинакли), поднимающиеся от них к высоким сводам центрального нефа аркбутаны. Лёгкие башни над западным фасадом, прорезанные узкими стрельчатыми проёмами, - всё увлекает вверх взор, стоящего перед ним человека. Повсюду введена скульптура. В отличие от романских нерасчленённых сводов, готические своды изрезаны сетью выступающих рёбер – нервюр, сходящихся в пучки на опорных столбах. Романский строитель обеспечивал прочность конструкции за счёт инертной тяжести больших масс камня, то для готических зодчих характерно стремление выделить основной несущий каркас и, добившись его устойчивости, до предела облегчить остальные части сооружения.

8. Дороманское искусство.

Великое переселение народов. Начиналось формирования феодализма. Наиболее жизнеспособным государством было государство франков. В 800 году франкский король Карл Великий короновался в Риме положив начало 1-ой средневековой империи. Искусство периода феодализма делится на 3 этапа. – искусство периода варварских королевств (6-8 вв.)- каролингской империи (кон. 8-9вв)- переход к зрелому феодализму. Искусство 6-8 вв.

Примитивные формы.

Не воспринимали античные традиции

Чуждо изображение человека.

Любил изображать мотивы зверей птиц. Различных чудовищ и демонов.Первые монументальные постройки варворов говарят об упадке строительной техники. 6 по 7 в широкое строительство церквей. а затем и монастырей. Главным типом христианского храма остаётся базилика. Встречается старая форма храма без трансепта. (церковь Санты Аполинаре Нуово в Равенне нач 6 в.)Ювелирные изделия 4-8 в выполнялись из металлов(серебро и золото) Стилизация фигур (животных или птиц) ПРИМЕР.: фибула из Чизены (фигура сидящего орла) Любовь к ярким краскам и драгоценным металлам. ОРНАЕНТ(его называли абстрактный звериный орнамент) -украшали сложным узором всякую своюодную поверхность. Начиная с 6 в излюбленным типом узора становится мотивы плетений. (появляется птичья голова или крыло звериные лапы и.т.д.) Подобные орнаменты появляются и на страницах рукописей. Книги 7-.8 вв резко отличаются от анатичной по самому принципу декора(художник не поясняет текст.Декор распростраяеся и на сам текст.

Внимание уделяют заглавной букве –инициалу. Она становится важным декоратиыным элементом.

Иллюстрация не получает значительного развития.

Для искусства раннего средневековья характерно любовь к орнаментации и покланение перед книгой словом буквой.

Среди рукописей книг выделяют книги вышедшие из скрипториев французских, английских и ирландских монастырей. Основное их украшение.это изоморфический инициал. (т.е заглавная буква сделана в виде стилизованной фигуры)

В декоре меровингских книг используется символика. На страницах встречаются излюбленные раннехристианские символы.

Орнамент англо-ирландских рукописей. он подчиняет человеческую фигуру. ПРИМЕР. Евангелие Матфей. Мниатюра Евангелия из Дурроу.

Большой экспрессией и динамкой обладают изоюражение животных. ПРИМЕР Символ евангелиста Марка. Миниатюра Евангелия из Эхтернаха.

 

Монументальное искусство не получает развития в 6-8 вв.

Монументальная скульптура отсутствовала лишь в Европе. делались надгробные плиты. ПРИМЕР. Нарбоновская плита. 8в.

Всадник. Рельеф из Хонаузена.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!