Гроза преступников, невинных утешитель.



О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

СОВЕСТЬ

Голос Божий в человеке

Архимандрит Александр (Милеант)

Добродетель

 

Мы под именем добродетели подразумеваем свободное, сознательное, искреннее и постоянное исполнение нравственного закона Божия. По духу учения и примеру жизни Иисуса Христа подобное добродетельное состояние возможно приобрести только при помощи Божественной благодати, которая дается христианам в таинствах.

Преосвященный епископ Феофан в своей книге «Начертание христианского нравоучения» следующим образом раскрывает учение о добродетели, как о добром поведении, « Доброе расположение, - говорит он, - есть чувство и любовь к известного рода добрым делам, лежащее в основании их. Смирение, например, называется добродетелью, но оно не есть какое-нибудь определённое дело, а есть пребывающее в сердце расположение, виднее во всех смиренных делах, - терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются добродетелями, но они не являются определёнными делами, а являются чем-то скрытым, лежащим в основании их, чем-то постоянно пребывающее в сердце, внедрённое в него, а именно - непрестанная любовь к этим делам. Эти добрые расположения и есть добродетели. Но тот безгневен, кто бранит своего обидчика, тот, кто в сердце своём к нему имеет беззлобие. Вера не есть аера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие, смирение не есть смирение, но есть притворство - когда не в сердце, дружба не дружба, когда внешне только является, а в сердце не имеет места».

Добродетель имеет величайшую для нас важность исоставляет необходимейшую обязанность. Бог для того только и сотворил человека, что бы он преуспевал в добродетели и совершенстве. Без добродетели нет и не может быть истинного счастья в жизни общественной, ни в жизни семейной, ни в жизни частной. Это служит верным залогом, если не всегда безболезненной, то всегда мирной и непостыдной христианской кончины.

Чтобы добродетель могла соответствовать высокому своему достоинству, для этого она должна иметь свои необходимые свойства.

 

Свойства христианской добродетели следующие:

 

1. Свобода. Только те действия человека могут быть призваны нравственно-добрыми, которые совершаются им свободно по определённой любви к Богу и ближним. Нравственный Евангельский закон не принуждает, а убеждает людей жить добродетельно. Поэтому, где замечается принуждение, там нет истинной христианской добродетели, а только может быть приготовление или приближение к ней.

2. Постоянство. Естественные стремления человека к добру и случайные отдельные добрые дела, не составляют ещё христианской добродетели, которая должна быть непрерывным и постоянным стремлением души жить в Иисусе Христе и стараться исполнять Евангельский закон, А так как жизнь в Иисусе Христе состоит из великих нравственных подвигов самоотречения, смирения и любви, то для укрепления в христианской добродетели необходимо пламенно молить Бога, что бы Он помог преодолеть все мирские соблазны и переносить испытания и скорби, которые встретятся на пути к нравственному усовершенствованию.

«Братия мои, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем» /1 Коринфянам 15;58/

3. Исполнение всего нравственного закона Божия, - а не тех или других отдельных добрых дел. Это свойство христианской добродетели вытекает из основного начала христианской нравственности - справедливой любви к Богу и к ближним, и есть цель., к которой христианин должен стремиться всю земную жизнь всеми силами своей души при помощи благодати Святого Духа «Будьте совершенны, как совершен Отец наш небесный» /Мф. 5;48/

4.Сознательность. Добродетель есть христианское сознательное стремление к добру. Это значит, что христианин, совершая доброе дело, осознаёт, что это дело не только его собственной личности, но и содействующей ему силы божественной.

Будучи одной по существу, добродетель имеет разные виды, которые различаются по предметам, проявлениям, по лицам и другим отношениям. Добродетель действительно одна, если иметь в виду свойство действующей воли, единства закона и единство характера, вырабатываемого нравственной добродетелью. Но добродетелей много, если учитывать множество предметов, на которые направляется человеческая нравственная деятельность, множество сторон в этой деятельности, переживаемых человеком в своём нравственном усовершенствовании.

Из многих видов добродетели Слово Божие и Церковь особенно различает главные и необходимейшие. Это:


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!