Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала «самопожертвование за благо других» своим долгом.



ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.

Перед великим умом я склоняю голову,

Перед сердцем великим – колени.

Гете.

История сестринского дела охватывает тысячелетия. Сестринское дело называют самым древним искусством и самой юной профессией.

На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий.

Индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буддизм явился миссией сострадания, защиты слабых, с призывом взаимопомощи. Особенно много для ухода за больными сделало христианство. Христине верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о больных.

В одном древнем патерике рассказывается, как некий послушник спросил старца: - Авва, один брат шесть дней ничего не есть и только на седьмой принимает немного пищи, а другой ухаживает за больными. Чей подвиг выше?

Старец ответил:

- если тот брат, который постится, за ноздри себя повесит, всё равно не сравнится с тем, который ухаживает за больными.

Милосердие - высшая, бескорыстная форма любви, свободная от эгоистических устремлений и не нуждающаяся во внешних мотивациях.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины.

Византийско – татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себе какой бы то ни было гражданской деятельности: «одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные». Большинству женщин приходилось выбирать терем или монастырь.

Но все же у женщин – затворниц не могло быть убито и заглушено то, что составляет основную черту женственности- человеколюбие и сострадание. Помощь ближнему являлась той отдушиной, которая помогала существовать в затхлой и мертвящей атмосфере теремной жизни.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».

Среди женщин московской Руси была глубоко развита частная благотворительность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей жизни», освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги…».

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине Х века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашали для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра-божий работник».

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле, Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд «служебных больничных» был очень тяжелым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни проведенные в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление «молением и трудом».

Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастырскую больничную палату: «Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего – чтобы удовлетворить себя». Монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями: это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

В 1545 году на стоглавом соборе было сказано: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженных и престарелых описать по всем городам отдельно от здоровых строев… да в каждом городе устроить богадельни мужские и женские, где прокаженных, престарелых и неимущих, куда голову подклонить, устроив в богадельнях пищею и одеждою… да приставить к ним здоровых строев и баб стряпчих сколько пригоже будет».

Определенное распространение женский труд по уходу за больными и ранеными в лазаретах получил при Петре 1, хотя женщины чаще использовались в госпиталях только на вспомогательных ролях. Попытки привлечения женщин к уходу в госпиталях были сделаны в 1727 году, когда медицинская канцелярия ввела в госпиталей должности для женщин. Его осуществляли так называемые «бабы-сидельницы», выполнявшие функции санитарок. Однако широкого распространения женский труд по уходу за ранеными не получил и период царствования Екатерины 1 был отменен.

Таким образом, до конца ХVIII века специально обученных сестер для ухода за больными не было. Потому можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1813 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приемы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. В 1822 году вышло в свет первое руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Оппеля.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширила сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестер милосердия возникла в 1844 году в Петербурге. По уставу общины – впоследствии она стала называться Свято-Троицкой. В нее принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Они были обязаны дежурить у постели больного на дому или в больнице через 4 – 5 дней, помогать врачу на приеме. Первый год был испытательным, через год сестры давали присягу и становились полноправными членами общины.

Для того, чтобы понять дальнейшие пути развития сестринского дела в России, следует сделать небольшое отступление и сказать несколько слов о влиянии и взглядах английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910 г.). Родилась Флоренс Найтингейл во Флоренции, в аристократической английской семье. Она получила блестящее образование. Флоренс много путешествовала, изучала организацию госпиталей и существующие в них порядки. В то время профессия медсестры была неуважаема в обществе. Сестрами в госпиталях становились представительницы низших слоев общества, плохо образованные и нередко занимающиеся противозаконной криминальной деятельностью. Врачи считали медсестер девушками для приготовления пищи и наведения порядка (третий фольклорный образ: «медсестра – служанка врача и больного»).

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными. В своих знаменитых «Записках об уходе» Флоренс обобщила и систематизировала все накопленные до нее знания и опыт сестер милосердия.

Флоренс утверждала, что сестринское дело – это не только уход за больным, но и оказание помощи людям в налаживании нормального образа жизни. «Следить надо за здоровыми, чтобы они не стали больными», - писала мисс Найтингейл. Но для этого необходимы научные знания. Например, до того как люди узнали о бактериях и микробах, одну кровать использовали для нескольких больных без смены белья, «от дурной язвы перейдут к перевязыванию чистой, не умывая рук», - с возмущением писала Флоренс Найтингейл. Больница порождала столько же болезней, сколько и лечила. Приобретенными там болезнями были и пневмония, и сепсис, и лихорадка…

День 24 июня 1860 года стал знаменательной датой в истории Англии. В этот день в больнице Сан-Томас была открыта школа сестер милосердия под руководством Флоренс Найтингейл. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя ее заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.

Но всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании (1854-1856 г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью «дамами высокой души» отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву, и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность с 50% уменьшилась до 2%, за счет внедрения принципов гигиены и питания. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл становится известной под именем «Леди с лампой», часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них, и у нее в руках была лампа, Лонгфелло обессмертил имя Флоренс в своей поэме «Святая Филомела».

Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформиться сестринскому делу в качестве самостоятельной профессии. В 1919 году Лига Международного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, как высший знак сестринского отличия, присуждаемый 1 раз в два года в день ее рождения 12 мая (международный день медсестры) – только «за исключительные заслуги в сестринском деле, вызывающие восхищение всего человечества»

По примеру Флоренс Найтингейл и почти одновременно с ее инициативой помощи раненым в России великая княгиня Елена Павловна основала в 1854 году Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия – первый союз русских женщин, объединившихся для ухода за пострадавшими на полях сражений. Руководство общиной взял на себя великий русский хирург И.Пирогов.

Помимо сестер милосердия Крестовоздвиженской общины помощь раненым оказывали жены, сестры и дочери севастопольцев.

По предложению красного креста разные государства заключили между собой женевскую конвенцию, запрещающую применять оружие против раненых. В соответствии с условиями конвенции больные и раненые солдаты должны получать помощь без различия, к какому лагерю они относятся, а медицинский персонал, его оборудование и учреждения – пользоваться правом неприкосновенности. Они обозначаются отличительной эмблемой – красный крест на белом фоне, а для стран мусульманской религией – красный полумесяц на белом фоне. Последующие конвенции разработали правила ведения войны на суше и на море.

Россия присоединилась к женевской конвенции в 1867 году, тогда же на базе крестовоздвиженской общины было создано общество попечения о раненых и больных воинах. Это общество в 1876 году было переименовано в российское общество красного креста (РОКК), основной задачей которого являлсь благотворительная деятельность и подготовка сестер милосердия. Но если во время войны обучение сестер милосердия проводилось на базе краткосрочных медицинских курсов, то в мирный период в основу подготовки сестер милосердия была положена форма подготовки, выработанная крестовоздвиженской общиной. К 1892 году насчитывалось уже 109 общин сестер милосердия, которые работали в военных госпиталях, городских лечебницах и лечебницах красного кресте, они направлялись на работу в местности, пораженные эпидемиями и стихийными бедствиями.

Кроме общин красного креста обучение сестер милосердия велось при монастырях и на курсах при больницах.

Профессия сестер милосердия была уважаема в обществе, требовала особых душевных качеств, человеколюбия и даже самоотречения. Сестры милосердия работали в госпиталях во время русско-турецкой (1877-1878 г.г), русско-японской (1904-1905 г.г), первой мировой (1914-1918 г.г) войн. К 1877 году Россия имела 300 дипломированных сестер.

Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская. Баронесса, дочь генерала, она считала «самопожертвование за благо других» своим долгом.

Сологуб В.А. писал: «Я всю жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своею наружностью, но и своей женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой…. Никогда эта женщина не сказала ни о ком дурного и у себя не позволяла никому злословить, а, напротив, всегда и в каждом старалась выдвинуть хорошие стороны». С началом русско-турецкой войны Ю. Вревская едет на фронт. «На 400 человек, - пишет она – нас 5 сестер, ранения все очень тяжелые… Я весь день в больнице» Юлия Вревская заразилась тифом в госпитальном бараке и скончалась 24 января 1878 года.

И.Тургенев посвятил ее памяти стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской»

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь в разорено болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднималась со своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшим губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два – три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастья, … не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась, - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!