Как жить по-христиански



Дорогая О.!

Получил твое письмо, но придется тебе, деточка, повременить с исполнением своего желания.

Сначала надо поучиться, а потом уж будешь определяться, что делать дальше.

В настоящий момент о тебе нет определения, и в тебе нет решительного и ответственного выбора.

Ты еще и не монашествующая, и не семейная. И мамочка твоя это чувствует и придерживает твою прыть. Ведь она (эта прыть) разжижается парением духа.

А уж как хорошо, если ты получишь специальность. С ней ты и в миру не пропадешь, и в монастыре пригодишься. Повремени, выбор будем делать намного позже.

Храни тебя Господь.

Е., Е.!

В народе говорят: "Гром не грянет, мужик не перекрестится". Так и ты. Бог-то у тебя даже в письме пишется с маленькой буквы, а уж в сердце-то, в жизни-то Ему и совсем мало места отводится тобой. Да, деньги сейчас много делают дел, но нет силы сильнее Божией. Но сумеешь ли ты покаяться за свою прошлую бездумную жизнь, сумеешь ли вымолить милость Божию к себе и своим детям?! Брак-то был ли благословлен Богом?

Молись, научись молиться. Я за тебя этого сделать не могу. Бог слышит лишь тех, кто сам обращается к Нему всем сердцем, чего и желаю тебе.

Дорогая Н.!

Я в своей жизни и служении сменил очень много приходов, но всё это было не по моей воле, а по воле Архиерея. "На благо Церкви, для пользы дела" - такова была резолюция. За 12 лет - 6 приходов. Так восстанавливались храмы. И ни одного человека, самого мне нужного, я не взял ни с одного прихода. Все оставались на своих местах. Но связь наша не только от этого не потерялась, но совсем наоборот. А вот, когда определил меня Господь в монастырь, со всех этих приходов ежегодно приезжали в наш монастырь люди - помолиться, повидаться.

А твой отъезд плохо отразится на твоей семье, и ропот пойдет и на Господа, и на батюшку. И ты не забывай, детка, что нужна и своим родителям, и брату, и на заводе, где ты работаешь, ты тоже нужна.

И связь со своим батюшкой ты не потеряешь, ты будешь у него на приходе желанной гостьей-паломницей, а духовная связь окрепнет ещё больше.

Дорогая о Господе А.!

А Вы пока живите и ни о чем не тужите, работайте Господу и людям с желанием и любовью. Предавайте себя в руце Божии, и Он управит Вас на путь верный, спасительный. Ведь что бы мы ни делали в жизни, важно лишь то, с каким расположением мы это делаем и во имя Кого. Общения не избегайте, пошлет Господь на пути человека по сердцу - хорошо, главное, чтобы все было с любовью и желанием. Сейчас же ничего еще не определилось в Вашем произволении, а это очень важно, к чему склоняется выбор нашего сердца.

Божие благословение Вам.

Е. Е.!

Мне просто дико слышать и читать то, о чем Вы пишете. Вы хотя бы сначала познакомились с Православным катехизисом, да себя бы лучше рассмотрели и познали, и уверен: пришли бы к единственному правильному выводу - надо самому учиться жить по-христиански.

Смотрите, какие абсурдные мысли посещают Вашу голову. Имея жену, благословленную Богом, да еще с больным ребенком на руках, Вы говорите о монашестве. Еще ничего не зная по сути о христианстве, тешите себя мыслью о священстве. Ну, а почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите - надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-Вашему, учиться не надо. Вот и подумайте о себе поглубже.

Дорогая А.!

Ну как же ты читаешь Священное Писание и вдруг говоришь, что не можешь понять причину скорбей.

"В мире скорбни будете, но мужайтесь..."

Да и во что превратится человек без очистительных скорбей? Подумай. А я тебе ещё скажу, дорогая А., настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать.

А ты, детка, не очистив душу от страстей, радости захотела. Страсти наши не дают к душе радости Божией прикоснуться. А потому и желание жить радостями и поиски радостей - явление незаконное. Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души. К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего.

О хоре не грусти, Господь говорит: "Кому хочу, тому даю. И ина слава солнцу, ина луны, и звезда от звезды разнится в славе". Ходи в церковь, молись, а если есть возможность бабулям на левом клиросе помогать, то помогай. Но и это не как первостепенное дело, а доброделание - и только. А если "памяти нет и косноязычна", как ты пишешь, то зачем и мучиться, зачем и в институт поступать?

Не о нас ли в Писании-то сказано: "...всю жизнь учащиеся и не могущие дойти до познания истины". Вот поддерживать-то, что уже получила, и отдавать по силе - это во спасение. А учиться ради того, чтобы время убить,- грех. Временем дорожить надо.

Вопрос о воскресной школе надо обсуждать с отцом А. А мы с тобой о занятии с детьми уже говорили. Так что помоги тебе Господь, а ты и сама не ленись, трудись во славу Божию. И когда только ты успеваешь сидеть перед телевизором? Как-нибудь спастись не удастся, а телевизор - это такая печать, сквозь которую трудно Божьему пройти, а если и пройдёт, то не приживётся. И ставим мы эту печать сами с желанием и любовью. Вот и подумай, как жить дальше. А., время коротко, и жить расхлябанно никак нельзя.

Божие благословение тебе на возвращение домой.

12 июня 2000 года

Дорогая Е.!

А я бы Вам на данном этапе жизни от души посоветовал жить, не мудрствуя лукаво. Не требовать ни от себя, ни от близких своих чего-то сверх того что есть и что дать сейчас они не могут.

Хорошо бы принять благой закон супружеской жизни - к себе быть построже, а к мужу поснисходительнее. Время раздумий и выбора окончилось, когда Вы решили сочетать свою жизнь с жизнью В.. А это значит: из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество, и сказал бы я, что оно посложнее, чем владеть акварелью. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Их несть числа. И одно из главных - молитва, живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога.

И, пожалуй, самое главное - любовь в Боге. Любить своего жесткого супруга ради Бога как данного Вам свыше помощника на пути спасения.

Дорогая К., приучайте себя всякое дело начинать и оканчивать молитвой. И тогда жизнь пойдет внешне прежним руслом, но содержание ее будет иным. Она вся будет освящаться Божиим благословением.

Умудри Вас Бог! Дай Вам Бог успехов и в творчестве Вашем, и будет и оно освящено благой целью служить людям ради Бога. Только не выдумывайте сама свою жизнь.

Приимите Божью. Сейчас лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо бояться. Ложь, фальшь, лукавство - это гибель. Божие благословение семье.

Дорогая о Господе И.!

Знакомиться с людьми и можно, и надо. Но говорить о семье еще очень и очень рано. Ведь ты еще школьница, так я понял по твоему письму. А в общении не связывай себя перспективной целью. Пусть еще очень долго для тебя будут все просто друзьями. Береги себя. Богу нужна жертва чистая. И очень хорошо, что у тебя доверительные отношения с родителями - их опыт поможет и тебе не сделать в жизни ошибки.

Дорогая О.!

Да, много воды утекло с тех пор, как Вы навестили меня. И мне теперь уже 90 лет, и мне трудно прочитывать всю ту массу писем, что шлют мне. В молитве я пока еще не отказываю никому, а вот советовать уже не берусь. Да, а Вам уже всё сказано, ведь советы-то обычно даются не на один день или год. Вот и Вы не без Божией помощи стали реставратором. Так продолжайте трудиться не для Влад. П., не для о. В., но для Бога и для тех святых, чьи иконы приходят в Ваши руки. А отца В. Господь призвал на такое трудное послушание, что он теперь уже, даже если бы и хотел, не может удовлетворить своих духовных чад. Слава Богу, что еще молитвой не оставляет никого.

Реставрацию не оставляй, тебя любят святые, которым ты даруешь свой труд. Но трудись по силе и возможностям, а не сверх сил.

Божие благословение тебе и мамочке.

Дорогой о Господе В.!

А Вам надо бы еще поработать в школе с детьми. Дело в том, что Вы еще не начали относиться к своей работе как к послушанию. И ведь Вы так много могли бы сделать для детей, если бы работали для Бога, ради Бога и во славу Божию. А все Ваши предложения в поисках своего места в жизни исходят не из христианского отношения к жизни и к себе. Ваш внутренний человек еще не начал своего духовного восхождения. И потому Вы мечетесь, падаете и, не успев встать, опять готовы упасть. Нет стержня. А стержень - это христианское мировоззрение, которое связывает в нас грех. И если этого нет, то чем бы Вы не занимались, все будет не во благо душе, не во спасение. Так и будете порхать.

А нам завет такой: "Кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет",- говорит Спаситель.

Умудри Вас Господь.

Дорогая А.!

Молитвенная помощь и благословение на учебу в институте от меня готовы тебе. От остального устранюсь до времени. Детка, не берусь судить о качествах твоего избранника, не буду обсуждать ни его прошлого, ни настоящего. Если в прошлом не было христианских воззрений на жизнь по неведению, то как-то не усматриваю их и теперь уже в ведении.

Ведь надо время и много усилий и подвига жизни, чтобы с легкой поверхности опуститься на глубину.

Но дело, А., даже и не в этом, а в том, что тебе только 18 лет, и ты только переступила порог учебного заведения, где тебе предстоит получить путевку в самостоятельную жизнь. И поэтому всё, что будет препятствовать этому главному, не имеет сейчас права на жизнь.

Храни тебя Господь!

Дорогая Л.!

Один Бог знает, от чего Он хранит тебя. И ни в какую Флоренцию тебе ехать не надо. Живи в своей квартире и работай на благословленной тебе работе. И молись Богу, предавая себя вполне Его воле. Настанет время, и ты всё поймешь, и сердце твое переполнится благодарностью Богу за Его милости тебе.

Божие благословение тебе, детка.

Дорогая матушка А.!

Беду Вашу я знаю, сам неоднократно разговаривал с отцом А. Болезнь, постигшая его, тяжела, и он хотел бы исцелиться, но не может. Воля парализована, а это пострашнее, чем когда руки и ноги не действуют. Молюсь я о вас постоянно, но, как видите, мало что от этого меняется. А как Вам поступать, это надо решать Вам самой на месте. Только Вы знаете обстановку во всей полноте, знаете, что и оставить мужа - гибель ему, и жить невозможно. Придется из всех зол выбирать наименьшее. Квартиру в М-е Вы, наверное, сдаете, и от этого есть какие-то средства? И дети уже подросли, можно и о работе подумать. Но, все решать надо на месте, исходя из своих возможностей и обстановки общей.

Умудри Вас Бог.

Дорогая о Господе Н.!

Письмо А. я написал отдельно. А Вы молитесь за сына и дай Бог, чтобы и он, и В. поняли и приняли нормы христианской жизни, чтобы в основание своей жизни не заложить разрушающую всё доброе силу греха. А я бы им обоим сказал, что благоразумнее отдать все свои душевные и физические силы главному делу - учебе, которое предлежит им на 5 лет. Совместить два дела - учебу и создание семьи - невозможно без ущерба и тому, и другому. Умудри Вас Бог!

А просьбу о молитве исполню.

Дорогой о Господе А.!

Имейте мя отречена от решения своих задач. Пишете в своём письме всё последовательно и исчерпывающе - остаётся самому и сделать выводы: "... сам я к этому (к принятию священнического сана) не готов, нет ни опыта, ни образования, ни авторитета. И смогу ли я быть пастырем, если в своей собственной семье нет мира...". Умудри Вас Господь. Божьего ли мы ищем? То, что по душе Вам - "тишина, спокойствие, уединение" - по времени ли? "Уготовайте душу свою не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения", - это ведь завещал уже в своё время преп. Сергий Радонежский, а что о нынешнем времени говорить?!

Меня простите великодушно, и писем мне больше не пишите. Я стар и немощен, и мне уже не по силам расплетать казуистику современных противоречий в людях. На словах - "Господи, Господи!", а на деле - "имей мя отречена". Так почти у всех, за крайне редким исключением.

Дорогая О.!

Не Господь наказывает нас, нет! Наказываем себя мы сами - тем, что живем без Бога. И какие бы хорошие не были мы по человеческим меркам, там, где нет Бога, нет жизни живой, созидающей, нет радости жизни. Где нет Бога, там хозяйничает враг Божий.

И "наказание" или жизненная туга - это его проделки. А когда человек после долгого вражьего водительства обращается к Богу, то и тут начинается на какое-то время усиленная месть врага, и нужно много терпения и несомненной веры, что враг силен, но всесилен лишь Господь, и Он не оставит усердно прибегающего к Божией помощи.

Господь да умудрит Вас и поможет.

Письма отца Иоанна к А. Е. (1989-2001 годы)

Дорогой о Господе Ж.!

Вот и понятно становится из твоих писем, почему отец Елевферий убоялся взять тебя под руководство. Дорогой мой, ты, как ни странно, не умеешь пока не только слушаться, но и слушать.

Ведь канва твоей жизни тебе была дана в моей келье, а ты ничего не услышал и в парении духа своего продолжаешь сокрушать то, что Господь строит о тебе Своим божественным промыслом.

С твоей стороны Господь не хочет ничего, кроме "Сыне, даждь Ми твое сердце" - твое только волеизъявление, желание - а совершитель, делатель твоей жизни христианской и воспитатель души - Сам Господь.

И от тебя сейчас требуется сугубое внимание к душе своей, но не деятельное вмешательство в жизнь, - ибо истинного понятия православного восприятия жизни нет еще. Зачем ушли из дома твоего пластинки? Лучше бы они продолжали периодически питать твою душу тем хорошим, что в них есть. С их уходом нищеты духа не прибавилось в тебе, а гордость непременно найдет лазейку, питаясь этой твоей жертвой. Жертвой, которой от тебя никто не требовал. Так впредь не поступай ни с вещами, ни с людьми, ни с жизнью твоей. Ничего не надо выдумывать, Господь в жизни твоей давно и ведет тебя по ней не с того момента, как ты осознал это. А ты вот, почувствовав Его милость, стал вламываться в жизнь свою, разрушая то, что созидал Бог.

Только внутреннее, только душа с проявлениями греховными должна быть тебе подконтрольна, а внешнее все на своих местах, и ты в этом внешнем познаешь свое внутреннее.

А то, что ты внешне проявляешь свое мировоззрение, и носит это, думаю, точное определение твоего мудрого хозяина - "цирк" - должно тебя весьма насторожить. Ибо это значит, что ты начинаешь не внутреннее делание, a внешнее. А Господь говорит, что надо войти в клеть свою и помолиться Отцу, который втайне, и Он воздаст тебе явно. А так ли ты? Вот в чем дело, Ж.!

Обязательно закрепись работать и на будущее в своем институте и не борзись, не рвись в небеса, ибо туда только два пути, и оба не в твоей власти - один Благодать Божия, другой - прелесть и лесть демонская. А грешным людям достойно и праведно ходить смиренно по земле, моля Бога не о духовных дарованиях, а о прощении грехов.

Это кратчайший путь обрести милость. Иначе враг посмеется тебе.

Божие благословение тебе. И писем нам не пиши, довольствуйся беседами с о. Василием. И у него бери благословение на все.

Дорогой Е.!

Мир тебе и Божие благословение. Письмо твое прочитал. Очень рад, что у тебя все слава Богу во внешнем, а внутреннее - предстоит усовершенствование, над которым ты уже и трудишься, и впредь "твори такожде". Продолжай исповедоваться у о.Алексия и периодически причащайся. Божие тебе благословение на посещение Почаевской лавры и поступление в аспирантуру. К бабушке и дедушке езди и молись за них. Если у них будет желание почитать еще что-то, кроме Евангелия, то давай. Все надо делать осторожно и с рассуждением.

Бодрствуй, крепись и восходи по лествице добродетелей не спеша!

Дорогой Е.!

Батюшка шлет тебе Божие благословение с наисердечными благопожеланиями провести поприще Великого поста в добром здравии и духовном преуспеянии. Письмо твое батюшка получил. Тебе уже все сказано на несколько лет вперед. Поступай в аспирантуру - это твое внешнее делание.

Внутреннее - внимание к своему внутреннему человеку в тех условиях, что благословил Господь. Будь взрослым по уму, злобой же младенствуй. Храни, укрепи и помоги тебе во всем Господь! (написано по благословению и слов батюшки).

Дорогой Е.!

Божие тебе благословение на учебу в аспирантуре и учебу серьезную и успешную. А потому молиться надо так, чтобы душа радовалась, но сердце физически не болело. Утренние, вечерние молитвы, одна глава Евангелия и две главы Апостола. Кафизмы только по возможности - таково твое правильце, благословленное батюшкой.

Помоги и умудри тебя Господь!

(без обращения, записка)

Первоочередная задача остается, а следовательно, до времени отложи, вернее - обуздай свое стремление за послушание.

И Боже упаси, такие опыты над собой, ты спешишь заглянуть за завесу, но враг посмеется над тобой. Занимайся усердно своим делом, иди царским путем, в меру ешь, в меру спи - мера не пустынножителя и не инока монастырского, но мера человеку, живущему в миру и умственно трудящемуся. Ж., ты не умеешь делать основного, ты не умеешь слушать и слушаться. Вот на это и стоит обратить внимание. И это, поверь, труднее, чем есть или не есть.

Божие благословение тебе.

Дорогой Е.!

Твое письмо батюшке передали. Он помолится за тебя. И все-таки, к сожалению, ты батюшку не слушаешь или не хочешь слышать. Смотри, конечно, сам, но как бы чего плохого с тобой не случилось из-за непослушания. Внимай примерам, описанным в книге "На берегу Божией реки" Сергия Нилуса (написано со слов батюшки).

Дорогой о Господе Е.!

С тобой происходит сейчас то же, что и с большей частью молодежи, ввалившейся сейчас в церковь. Вы оказываетесь не способны ни к какому послушанию, вы не хотите слышать и слушать. Тебе уже все сказано, но что ты из всего этого делаешь? При таком настрое, кто защитит тебя от бесовской одержимости? И твои опасения не напрасны. Скажу еще раз - живи в Вырице, ходи к отцу Алексию, занимайся в институте и не мни о себе ничего. Господь Сам найдет тебя, когда сердце твое будет к тому готово. Но не приготовь сердечко свое другой силе. Господь все дал тебе, чтобы этого не случилось. А сейчас спит сердце твое, но мудрит ум и бесы хозяйничают умом. Пойми это.

Божие благословение тебе.

Тебе надо учиться христианскому отношению к жизни у бабушки твоей Псковской. А таких современных умников и лжеподвижников сейчас несть числа.

Ж., перечитай письма, написанные тебе ранее. Повторяться я не буду.

Дорогой о Господе Е.!

Вопрос о дальнейшем твоем жизненном пути у нас с тобой еще не стоит. И я тебе об этом говорил. Сейчас живешь дома, лечишься, молишься и ничего о себе не выдумываешь. Причащайся сейчас по возможности чаще, хоть и каждое воскресение. А вот к голосу своего сердца в отношении проповедей отца Павла надо прислушаться и, чтобы не смущаться самому и косвенно не смутить других, ходи в другую церковь, но себя не афишируй, помогай потихонечку тем, чем помогал в Вырицкой церкви. Но тоже осмотрительно, чтобы это не было сверх сил тебе.

От катехизаторской деятельности пока уклоняйся. Вот ходи и в Покровскую церковь на акафист Покрову Матери Божией, и в собор на воскресный акафист нараспев, и везде ходи и везде смотри и учись.

Господь дает тебе время осмотреться и одуматься, вот и пользуйся данной возможностью.

Да еще, я должен тебе сказать, что вряд ли смогу отвечать на все твои письма, ты человек сейчас свободный и времени у тебя много и силы есть. У меня же дефицит и того, и другого. Да и зачем переливать из пустого в порожнее, я тебе на все твои вопросы уже ответил.

А думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку,- не вижу смысла и пользы - станешь расслабленным. Мне напишешь лишь, когда закончится курс лечения, и врачи изрекут свое о тебе определение. Божие благословение тебе, ты привык много говорить, учись молча думать теперь, и не спешить всякую свою думу выплескивать наружу.

Ж.!

Поздравляю тебя с нашим престольным праздником Успения Божией Матери. Очень рад, что ты провел его в стенах обители нашей, я тебя видел несколько раз в эти дни. А на твое письмо скажу тебе, что "благо мне, яко смирил меня Господь".

Сейчас и до конца дней наших основным деланием нашим должно быть стремление зреть своя грехи и в них каяться.

И думаю, что ты еще вглубь не ушел и пока пишешь и мнишь покаяние поверхностное.

Но все в свое время и во всем закон постепенности - нельзя сразу забраться на гору, минуя труд, поты и болезни восхождения на нее. Божие благословение тебе на труд по диссертации. А о каком внешнем блеске пишешь ты, дорогой мой, сейчас по своему внешнему и внутреннему состоянию ты больше похож на мокрую курицу, а о блеске тебе еще нашептывает павлин, живущий в сердце твоем,- гордость прошлой жизни.

А богослужение изучай без перспективных планов, но чтобы вникнуть в величие Божие и зреть свою крайнюю малость.

Божие благословение тебе.

Отцу Алексию братское приветствие и передай ему в подарок от меня проповеди - другого ничего нет под рукой. Уж пусть простит меня великодушно и не сочтет за недолжное.

Дорогой Е.!

Занимайся-ка наукой своей и ни на какие пророчества не реагируй. Все, что будет в жизни, примем от Господа.

Ж., молись, чтобы ум твой был чист и зрел Бога, тогда и труды твои пойдут Божиим благословением легко. Молимся о тебе всегда.

Ж.! Слава Богу!

Трудись. "Господи! Тебе все ведомо, сотвори со мной, как изволишь". Аминь!

Ты меня своим письмом порадовал. Перед началом новой работы отслужи молебен св. муч. Трифону и его зови себе в помощь ежедневно.

Божие благословение на труды.

Дорогой Е.!

Бог тебе в помощь. Молимся об успешном завершении твоей работы.

(на вопрос о фиктивном браке) Дорогой Ж.!

Благословение на оказание такого рода помощи человеку тебе нет. Это искушение.

Поезжай с Богом и трудись во славу Божию, не связывая себя никакими узами - ни настоящими, ни фиктивными.

Клевета

Дорогой о. В.!

Сердечно благодарю за память, за присланный сборник. Смею надеяться, что и впредь Вы будете вспоминать обо мне, когда что-либо издадите под своей редакцией.

А вот личность N-ой, которая становится одиозной фигурой в наших отношениях, нам с Вами придется оставить.

Вас Господь освободил от этой непосильной ноши, а мне Он ее и не давал.

Да N-ва и не нуждается ни в чьем духовном руководстве, она уже хочет руководить сама и Вами, и мной.

Слухи о лживой информации со стороны группы людей, в которую входит N-ва, до меня доходили и раньше, но я слухам не верил, пока их высказывания не услышал из уст Ваших, почтенного, уважаемого мной человека, которого никак не могу заподозрить в этом "творчестве". А потому на всё, что от них исходит, не обращаю внимания сам и советую игнорировать и моим близким. Сейчас в жизни столько серьезных задач и проблем, что отвлекаться на пустое уже не приходится. Надо беречь время и силы.

Я сам отвечаю на письмо, адресованное Вами Т. С., так как ее участия во всех этих кляузных делах нет совсем.

Разве что терпеть ей приходится нападки. Я, конечно, стар, но не настолько немощен, чтобы свои дела и свою ответственность передать в другие руки.

Помогай Вам Бог нести тот серьезный подвиг служения Церкви, к которому Вы избраны Промыслом Божиим.

Молюсь о Вас всегда, о всем Вашем дружеском пастырском союзе.

Вы - в центре, где тесно и извне, и изнутри.

Укрепи Вас Господь!

Дорогой о. Т.!

Приветствую Вас с грядущими праздниками. Посылаю на разговенье на всех коробку благословенную.

Вас благодарю за заботу обо мне. И жду от Вас письма - результата разговора со Святейшим.

В отношении взрыва всяческой клеветы вокруг моего имени, думаю уж - не последнее ли это искушение?

Ну, кому могло прийти в голову такое, как можно встать пред престолом Божиим даже с гневом на кого-нибудь, а уж не говорю "с проклятием?"

Да ведь ко мне приезжали почтенные, маститые, именитые московские протоиереи выяснять, что я говорю о них, ибо моим именем пытаются навести свой порядок в их приходах. Лично им мне сказать было просто, и они уехали без тени сомнения в правде моих слов, но тех, кто умышленно сеет ложь, кто и чем может убедить, да и надо ли. И обидно на такую пустошь тратить и без того малые силы.

А программа "София" беспрецедентна. Да запретит им Господь.

Мы молимся, а Вы уж потрудитесь, наше молчание может быть воспринято как согласие с ними.

Я благодарю Вас за подарки, за любовь и неизменно отвечаю Вам тем же. А то, что мои нынешние ответы на письма не всегда благостны, Вы испытали на себе. Но этого требует дело.

Ведь дожили до такого времени, что тебя просто не слышат и не понимают, когда ты говоришь своим тихим голосом, а чтобы человек услышал и восчувствовал себя, приходится напрягаться, иначе не могу достигнуть цели. Я ведь прежде всего духовник в отношениях-то с людьми. И если они погибают, тут еще и не то скажешь и не так.

Братское приветствие и целование Вам и всем отцам.

Компьютер

Дорогие И. и А.!

Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: "Без Меня не можете творити ничесоже".

И компьютер - это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: "Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого - в погибель.

Умудри Вас Бог!

Крест

Дорогая моя Н.!

А знаете ли Вы, что с креста-то не сходят, с креста снимают. А крест Ваш, если мужественно донести его до конца, даст большой плод духовный, преобразуя и Вашу душу, и препитая и близких Ваших. И особая трудность в том, что восстает на всё сугубо еще и враг рода человеческого, раздражаемый благотворным действием вашей сострадательности, которая есть начало любви. А у нас нет сил и умения, поняв козни врага, противостать ему. А ведь надо это делать.

Давайте начнем с усиленной молитвы к Богу о помощи и молитвы к апостолу любви Иоанну Богослову, и еще молитвой о Г. и о себе одновременно. Почитайте 1-ое Послание к Коринфянам, главу 13, которую возьмем для себя как образ любви христианской и будем хоть по пунктику осуществлять его в жизни. Владыка Антоний приводит пример из своей жизни, как однажды долго - годы пришлось вымаливать ему у Господа любви для себя к человеку, которого не принимала душа. Вот и мы с Вами потрудимся.

Сама не делайте никакого шага ни к разводу, ни к супружеским отношениям, тем более что Вы ничего не обещали Г. Только молитесь, чтобы затеплилась в душе христианская любовь, ведь первый шаг все же был сделан - жалость и сострадание - путь к любви. Дорогая моя, подвиг-то всякий труден, а Ваш особенно, но христианство, если оно не одни красивые слова, таково и есть. А результат подвига - жизнь с Богом, в Боге и на вечность.

Вот Вы смогли в свое время забыть о себе ради Н., потом забыли о себе ради сострадания к погибающему человеку, теперь надо забыть о себе ради любви Божией.

Давайте отдадим Господу свое сердечко, и Он наполнит его такой любовью, что станет светло жить в ней и Н., и Н., и Г. Дорогая моя, я буду об этом молиться для Вас. А Вам пока надо потрудиться, познать и усталость, и падение, и в конечном счете узнать великую силу Божию, преобразующую мир и человека.

А о Н. тоже молитесь, вымолите ей жениха. За другого ее не отдадим. Так живите пока с Г. добрыми соседями, с Н. близкими людьми, помогающими друг другу нести крест жизни, и Господь за общие труды ваши и терпение пошлет облегчение, а со временем и совсем упразднится крест этот.

В отношении духовника я бы посоветовал остановиться на отце Т. И хоть изредка приезжайте к нам, чтобы у него поисповедоваться и поговорить с человеком умудренным и взрослым.

Это будет для Вас и отдых, и помощь, и разрядка. Обязательно надо это делать. Ваше отношение к Г. - плотная опека вражья на Вас. А от врага не бежать надо, но с ним бороться.

Божие благословение Вам на труд любви ради Бога.

Дорогая о Господе В.!

Вашу просьбу о молитве за вашу семью и сугубо за сына выполню. Но исцелить мальчика, как Вам бы того хотелось, не могу. Ведь его болезнь - это Божие обращение ко всем вам, это крест вашей семьи, а кто может поспорить с Богом?

Вот и Вы - молитесь, причащайтесь по возможности чаще и сами и его причащайте, и начинайте учиться жить по заповеди Божией, и так постепенно всё в жизни и сама жизнь преобразится, и крест Ваш будет во спасение всей семье. Укрепи вас Господь в вере, надежде и любви.

Дорогая О. В.!

Несение креста и восшествие на него ни для кого не было безболезненно. А без креста не увидим мы Христа. Выбор креста делается однажды, а остальное время жизнь с ним в том, что этот крест предлагает. Ваш выбор Вы сделали, когда выходили замуж за вдовца, а это значит, что если супружество и создание новой семьи есть крестный подвиг, то создание семьи на чужом фундаменте подвиг вдвойне. Умудри Вас Бог и укрепи. И многое зависит и от Вас самой. Сейчас, когда Вы вдруг сосредоточились на себе и своих обидах, отделяя себя от семьи - "я" и "они", хочу сказать Вам только одно: у Вас столкнулись два противоположных восприятия жизни, и это не теперь случилось, но было, когда Вы давали согласие на брак с этим человеком, а значит, всё это было заложено в основание Вашего жизненного креста. А решать: нести ли этот крест до конца или бросить его и взять другой, но думаю, что не менее тяжелый, - придется Вам самой.

Дорогая О., жизни учит сама жизнь, надо думать и о себе, и о Ж., и о супруге. Но если мы сознательно грешим, то на других этот грех не переложим. Тот, другой, отвечает за свое, а мы - за свое. Помоги Вам Господь, а наше дело, и мое, и отца Г. только молиться и о Вас, и о всех, кто к нам приходит. Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу.

Умудряйтесь.

Дорогая о Господе Т.!

В терпении Вашем спасайте души Ваши.

Куда бы мы ни поехали, наш спасительный крест легче не станет. Внешние скорби отступят на время, но тут же навалятся внутренние, еще более тяжкие и глубокие.

А вопрос о переезде Вам надо обдумывать с дочерью, на этом же консилиуме прикинуть, где Вас ждут с любовью и в простоте сердца. Есть ли такое место? А надежнее всего искать Бога, жить жизнью Церкви, ее Таинствами, и это значит - начать исполнять Ваше обещание - жить верой. Евангелие читайте постоянно.

Умудри Вас Бог!

Дорогая Л.!

Надо полечиться, во-первых, а, во-вторых, помолиться о даровании чада святым праведным Иоакиму и Анне - родителям Святой Преблагословенной Девы Богородицы, и Святым праведным Захарии и Елисавете - счастливым родителям Иоанна Предтечи. Вот Вы боитесь креста, но он Вас не минует никак, в любом случае, будут дети или нет. Уже то, что Вы создали семью, само по себе предполагает крестный подвиг.

И чего только нет на пути несения этого креста: и отношения с мужем, и болезни, и скорби о детях, когда их нет, и скорби о них, когда они есть и ими надо терпеливо заниматься. И все скорбь и скорбь, и волнение, и переживание.

А вот отсутствие детей - это одна из важнейших причин, по которой распадаются браки. Так что лечитесь, и умудри Вас Бог.

Дорогая о Господе О.!

Операцию Е. надо сделать обязательно и именно в нежном младенческом возрасте, пока она не понимает ущерба своей внешности. Ведь, если Вы этого не сделаете сейчас, то впоследствии это может обернуться для нее трагедией в жизни. Она ведь девочка и будущая барышня. Вспомните себя в юношеском возрасте и свое отношение к своей внешности. О работе для супруга молиться святому мученику Трифону, и важно понять, что супруг по заповеди Божией должен работать ради пропитания себя, своей семьи, своих чад, "в поте лица своего зарабатывать хлеб свой". Это и будет во Славу Божию. Насчет родителей, дорогая моя,- пока не родители для Вас - крест, но вы всей семьей - для них крест, и крест немалый. Дай им Бог терпения, а Вам дай Бог мудрости принести в их семью веру в Бога не словесной проповедью, а самой жизнью во Христе, где любовь на первом месте. Господь с Вами.

Дорогая о Господе Л.!

Крест никогда и ни для кого не был радостью, разве что для тех, кто сознательно пошел за Господом. Вот и Вы себе задайте этот вопрос - хотите ли Вы, действительно, прожить жизнь под Божиим водительством? А ведь спасительный крест чего только не вмещает в себя, какие только боли не восстают на крестоносца, вплоть до богооставленности.

Ответьте себе, Л., на этот главный вопрос, и тогда найдется для Вас путь к решению проблемы. С Креста, данного Богом, не сходят, с него снимают - и это путь за Господом. А радость взаимопонимания, любви и прочих земных утех, да еще если требуется перечеркнуть то, что было благословлено свыше, начертывают уже другой путь, в другом направлении. По Апостолу, если неверующий муж согласен жить с верующей женой, да не разводятся. А что это значит? А значит, что жена несет крест ежечасного страдания и венчается от Господа как мученица. Выбирайте.

Помолимся о Вас, чтобы Вы сознательно и добровольно избрали свой дальнейший жизненный путь. Или возьми крест твой и по Мне гряди, или плюй на всяческие заветы. Пути два. Выбирайте.

Л.!

А ведь Вы обращаетесь ко мне, как к гадалке. Мне знать, что с Вами будет завтра, не дано. Крест, который приходится Вам нести сейчас, у Вас самодельный, а поскольку Вы в своем бывшем муже видите скорее не человека, а источник благополучия, то, думаю, что вряд ли восстановить семью будет возможно. Похоже, что христианского восприятия брака у Вас нет, да и не было. И именно поэтому семья распалась. А уж кто - гордый, кто - смиренный, один Господь знает. Хорошо бы и себя видеть Вам.

Помолиться не откажусь, а вещать Вам о будущем не могу.

Дорогая о Господе Л. А.!

Письмо Ваше я получил. Крест Ваш тяжел, и единственное утешение,- что он не выдуманный, а данный свыше, и терпеливое несение его, без сомнения, ходатайствует спасение.

Мысль о принятии монашества - смущающая. Скажу, что Вы не знаете, чего просите. Нести подвиги монашеского делания при ваших болезнях невозможно, во-первых, а, во-вторых, у Вас жив супруг, и это тоже тягота в жизни и крест, едва ли не больше креста болезни, и его надо донести до конца. Так что эту мысль совершенно сотрите из сознания своего.

С вопросом о завещании справитесь сами со временем, а пока Вы свою собственность завещайте О., а О. свою - Вам.

А врачи и лекарства - от Бога, и, чтобы не искушать себя, надо лечиться и у врачей. Сначала - обращение к Врачу душ и телес наших в Таинствах соборования, исповеди и причастия, а после - с верой отдаться на попечение врачей.

Умудри Вас Бог!

С.!

Вас истязают не чужие бесы, но те, которых Вы вызвали на себя своей жизнью. Разве не знаете Вы, что у священника супруга должна быть девицей, когда он ее берет в жены после венчания? А Вы всё ищете причины вовне, а они внутри Вашей жизни.

Помолиться обещаю, а вот освободить от скорбей и от нападений темной силы не могу. Вам нужно нести свой крест и сознавать, что только он Вам и есть во спасение.

Помоги Вам Господь очиститься от грехов молодости и неведения.

Дорогая о Господе В.!

Письмо я получил и просьбу о молитве выполняю. А Вы почаще смотрите на Спасительный Крест Господень, чтобы в Вашем сердце прижилась мысль о Вашем личном кресте, который тоже будет во спасение.

О супруге молитесь, но ему этого не показывайте, жалейте его. Вы-то с Богом и то изнемогаете под тяжестью житейского креста, а он - один, как перст, и от того и сердится. Умири его Господь, а Вас умудри сохранять семью.

Раба Божия Е.!

Милости Божией нет предела. Это Вы должны опытно и хорошо знать на себе.

А как жить Вам дальше - это уже выбор только Ваш. Я ни благословлять, ни препятствовать не могу. У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то, и другое - крестоношение, это безусловно. Так что и в самом счастливом браке креста не избежать. Ну, а если еще он и несчастливый будет, тогда вдвойне тяжко, и это Вы знаете опытно.

Так что почитайте 1-е послание к Коринфянам и пораскиньте умом своим. И выберите сами крест по желанию сердца.

Дорогой о Господе А.!

Из Вашего далекого "рая" трудно представить, что же творится у нас. А потому и не спешите теоретически решать свой вопрос, и меня не зовите на помощь. А вот будет возможность, приезжайте, посмотрите своими глазами и своим умом. Позондируйте почву. Потом сравните возможности на будущее для себя там и у нас и будете решать. Сейчас везде хорошо, где нас нет. Одно ясно, что от Креста освобождаться мы можем, только совсем отойдя от Бога. Но тогда вместо Креста наденем другое ярмо и безнадежное.

А Россия опять оказалась на передовой. Живем пока с Божьей помощью и надеемся, что обрящется у нас на Родине десять праведников, ради которых помилует Господь Россию. Да еще надеемся на предстательство Матери Божией, Державной нашей Владычицы, и святых наших сродников, положивших жизнь свою за крест Христов. Храни Вас Господь!

Н.!

"В терпении Вашем спасайте души Ваши!" А тебе бы все готовое да хорошее, а семью-то созидать надо вместе, да с Божией помощью, с постоянным обращением за милостью Божией к нам, грешным. И монашество - крест, и супружество - не меньший крест. Но без креста не увидим и Христа. Крест взят и благословлен Вам, - и теперь надо учиться нести его во спасение, помогая себе и своим близким чуткостью и молитвой.


Дата добавления: 2015-12-19; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!