Общее и единичное (проблема универсалий)



Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается самым крупным представителем схоластической философии,систематизатор. основными принципами которой выступают принцип разъяснения и принцип принятия и согласования противоположных тенденций.

Главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры.

Фома Аквинский (1226-1274) — теолог, крупнейший систематиза­тор схоластики, канонизированный католической церковью в 1323 г. Доказывал, что Бог познается не только посредством откровения, но и научного изучения его творения — природы. Использовал философию Аристотеля для всестороннего обоснования католицизма. Был одним из первых теологов, признавших необходимость науки в познании Бога.

Основные сочинения — «Сумма против язычников» и «Сумма тео­логии».

Трансформации Фомы Теология — высшая наука и заимствует свои положения как через откровение от Бога, так и от других наук и из опыта. Философия Ари­стотеля лучше всех остальных отвечает целям теологии.

Бог — вечное, бесконечное, ничем не ограниченное, неделимое и потому совершенное существование, совпадающее со своей сущно­стью (в природе такого совпадения нет). Бог предшествует всякому другому бытию и является его причиной и целыо. Бог существует, ибо он причина:

□ всякого движения в природе (так как Бог — перводвигатель),

□ всех природных причин (так как Бог — первая причина);

□ природной необходимости и случайности (так как Бог — первая необходимость);

□ всех степеней блага и совершенства в природе (так как Бог — пер­вое благо и совершенство);

□ целесообразного существования всех природных вещей (так как Бог — первая цель).

Бог есть истина и высший критерий истинности любых суждений. Познание природы достигает цели лишь тогда, когда заканчивается признанием существования Бога.

Платон не прав: идеи (сущности) не существуют отдельно от ве­щей. Сущности вещей существуют — до вещей в уме Бога, в вещах как их сущность, в человеческом уме как абстрагированные формы.

Бог как абсолютно совершенное бытие не препятствует наличию зла в мире, ибо причина зла — недостаток блага. Бог создает зло не­преднамеренно. Только выбор между злом и благом делает человека свободным. В противном случае нельзя было бы говорить о нравствен­ном, свободном выборе.

Августин и его последователи недооценивают величие творения и естественного порядка вещей. Пренебрежение природой — пре­уменьшение Божественного могущества и мудрости.

«Это унижает порядок мироздания, сплоченный упорядоченностью и причинными связями, тогда как в действительности Первая Причи­на, от избытка своей собственной благости, сообщает другим вещам не только возможность быть, но и возможность быть причинами» («Об истине»).

Душа человека — индивидуальная форма тела, дается человеку Бо­гом в момент рождения, продолжает жить после смерти тела. Отвечает перед Богом в день Страшного суда за земную жизнь.

 

Западная христианская философия развивалась в полемике между сторонниками разных точек зрения на соотношения общего и единичного. Схоласты предложили несколько решений этого вопроса. Основных решений данного вопроса было два. Первое, отстаивавшееся Иоганом Скотом (Эриугеной) (810 — 877), Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), Альбертом Великим и Фомой Аквинским, состояло в утверждении, что общее или “универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи”, подобно платоновским идеям. Взгляд этот получил название “реализма”.

Так, Фома Аквинский доказывал, что универсалии существуют до вещей как реальные прообразы индивидуальных предметов в Божественном разуме, где они возникают как понятия путем абстрагирования от отдельных вещей. Первичными и общими, следовательно, являются Божественные универсалии, а вторичными — материальные вещи.

Другое решение проблемы соотношения общего и единичного было предложено оппонентами реализма, получившими прозвание номиналистов.

Номиналисты (от латин. nomina — имена) доказывали, что реально существуют конкретные вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее, понятия связаны лишь с человеческим сознанием. Это имена, которые человек дает вещам, группам и классам вещей. Одни номиналисты, например, Росцелин (ок. 1050 — 1110), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (ок. 1300 — 1350) считали, что общее суть лишь дуновение звука, существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного. Другие, как, например, Дунс Скот (ок. 1265 — 1308) полагали, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.

Номинализм представлял собой умонастроение, содержащее зародыш материалистического понимания мира вещей. Не случайно поэтому в 1092 г. в Суассоне было осуждено церковным собором учение Росцелина, а в 1121 г. — учение Абеляра. Не следует забывать, что средневековый номинализм содержал лишь зародыши материализма, но не отрицал Бога и его могущества.

Уильям Оккам приобрел особую известность среди представителей номинализма в европейской средневековой схоластике. Ему принадлежит идея, согласно которой “сущности не следует умножать без необходимости”. Эту идею он выразил на самом деле иначе, а именно: “Бессмысленно делать из большего то, что может быть сделано из меньшего”. Данная идея получила в философии статус принципа, названного “бритвой Оккама”. Согласно этому принципу, имея дело с предметами, важно установить, какие сущности явно присутствуют и далее необходимо формулировать высказывания в терминах этих сущностей.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!