Зачатки научных знаний в Вавилоне

Вавило́н (др.-греч. Βαβυλών, от аккад. bāb-ilāni «врата богов») — один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад. Важный экономический, политический и культурный центрДревнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис»[5], известный символхристианской эсхатологии и современной культуры. Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (мухафаза Бабиль, Ирак).

Площадь города составляла около 4 км², а с учётом территории «Большого Вавилона», охваченного внешней стеной, она достигала порядка 10 км². Вавилон имел обустроенную, мощёную набережную, множество каналов, снабжавших городские кварталы водой, мосты, соединяющие различные части города, дворцы, огромное количество храмов, а также грандиозные сооружения — зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) и Второе чудо Света — Висячие сады. Многие постройки имели облицовку глазурованным кирпичом, барельефами, фризами; ярусы зиккурата были окрашены в разные цвета. Геродот, побывавший там в V в. до н. э., назвал Вавилон самым красивым из всех городов, которые он знал[27].

В эпоху древневавилонского царства в Южном Двуречье существовали уже известные зачатки научных знаний, имевшие практическое приложение к быту и хозяйству. Главным образом эти зачатки относятся к области астрономии и ма-тематики и связаны со счетом времени и землемерным делом, а так-же с регулированием оросительной сети и потребностями обмена и ростовщичества.

Начатки астрономии, выработанные в Двуречье в течение III и начала II тысячелетия, получившие некоторое дальнейшее развитие в последующие эпохи истории Междуречья, являются той основой, на которой впоследствии развилась греческая и затем арабская астро-номия. Эти последние астрономические системы легли в основу ев-ропейской астрономии, и потому современная астрономическая наука своим исходным пунктом считает вавилонскую астрономию.

Астрономические представления вавилонских жрецов базирова-лись на их космогонических представлениях, унаследованных от первобытной древности. Основными элементами мироздания они счи-тали землю, небо и океан. Земля — нечто вроде круглой горы,. стоящей посреди Мирового океана. Над землей высится, наподобие опрокинутой чаши, небесная или воздушная сфера, над ней находит-ся небесная плотина, на которой живут боги, а кругом-плотины — небесный океан, который по нижним краям воздушной сферы сливает-ся с земным океаном. Звезды первоначально уподоблялись овцам, пасущимся на небесной плотине, солнце и луна считались светиль-никами, сделанными богами.

К началу II тысяче-летия вавилонские астрономы отделили от неподвижных звезд пять планет, которые мы теперь называем римскими именами,— Венеру, Марс, Юпитер, Меркурий и Сатурн.

На основе примитивных астрономических наблюдений была выра-ботана календарная система, подобная той, какая независимо от вавилонян была выработана китайцами; сходными; с ними были и древнейшие американские системы. Древневавилонская календарная система имеет особое значение в истории культуры потому, что она была в ее позднейшей усовершенствованной форме частично унасле-дована европейскими народами.

По небесным и атмосферным явлениям вавилонские жрецы пыта-лись предсказывать будущее. Астрологией эту систему можно назы-вать лишь с оговорками, ибо предсказания делались по совокупно-сти метеорологических и астрономических примет. Например: «Если Адад (бог грозы.—Ред.) прогремит своим голосом в. день исчезно-вения луны, то будет богатый урожай и устойчивые цены на рынке». Гадания имели сплошь да рядом важное политическое значение.

Вавилонские математики положили начало алгебре и геометрии, овладели способом приближенного извлечения квадратных корней, решения квадратных уравнений. Вавилоняне изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» письменного исчисления. От этой системы идет современный счет времени (1 час = 60 минутам и 1 минута = 60 секундам).
Мировоззрение вавилонян, как и других народов Древнего Востока, неотделимо от мифологии — первой попытки осмыслить наблюдаемые явления природы. Большую роль здесь играло жречество, которое насаждало религиозные верования. Мифические сказания о возникновении богов («теогония») превращаются в верование о происхождении мира («космогонию»). Светила рассматривались не только как средство для исчисления времени и астрономических предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. Главным светилом, «отцом богов», считалась у вавилонян Луна. Звезды — божества, которые светят только ночью. Солнце — сила, погашающая сияние небесных светил, стало быть, оно источник тьмы, сила подземного мира, оно приносит смерть. Луна, умирая, воскресает к новой жизни, поэтому она образ вечной, неистребимой жизни.

С развитием рабовладения и обострением социальных отношений в Вавилоне появляются произведения, не только порывающие с мифологией, но и содержащие зачатки атеистической мысли. Наиболее яркий литературный памятник этого рода — «Диалог господина и раба «о смысле жизни»». В этом произведении подвергаются критике религиозные догматы, высказывается мысль о том, что нелепо выполнять предписания религии, приносить жертвы богам, надеяться на награду в загробной жизни.

 

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!