Возникновение схоластической науки



Однако в 11-м, особенно, в 12 –м веках возникает известный перелом в отношении к науке и знанию, связанный с общими изменениями условий жизни. В это время в Западной Европе происходит “технологическая революция” прежде всего в сельском хозяйстве, связанных с целым рядом технических изобретений и нововведений. В 10 веке благодаря распространению подковы ширится использование лошади в сельском хозяйстве, в 11-м в. вместо древнего шейного хомута внедряется плечевой хомут, увеличивающий в 4 раза тягловую силу лошади. В том же веке внедряется совместное использование нескольких тягловых животных, новый тяжелый колесный плуг. Широко распространяются водяные мельницы, в Испании появляются впервые отмеченные у арабов ветряные мельницы. Все это существенно повысило продуктивность сельского хозяйства. Происходят изменения в ремесленных искусствах – варка цветного стекла, плавка чугуна, благодаря мощным мехам, приводимым в движение силой воды. В руках человека впервые в истории сосредотачивается такая сила – мощность водяных мельниц достигает 40 – 60 лошадиных сил. Все это, в свою очередь; приводит к развитию торговли и росту городов. Не стоит отбрасывать последствия крестовых походов, существенно раздвинувших горизонты общественной мысли. В обществе наряду со знатью и крестьянством, появились еще два многочисленных класса: буржуа и рыцарство.

Все это, в конечном счете, потребовало обществу большого количества образованных, по крайней мере, грамотных, людей. Историк 1-го крестового похода Гвиберт Ножанский (род. в 1053 г.) писал: “Незадолго до моего детства, да, пожалуй, и тогда еще школьных учителей было так мало, что в маленьких городках найти их было почти невозможно, а в больших – разве что с великим трудом, да если и случалось встретить такого, то знания его были столь убоги, что их не сравнить было даже с ученостью нынешних бродячих клириков”.

 

Именно в это время возникают первые университеты в Париже, Болонье, Оксфорде, Кембридже. Затем – в Неаполе, Риме, Падуе. В этих университетах высшим факультетом являлся богословский. В парижском – существовали еще медицинский и юридический. Подготовительным факультетом был философский факультет, или так называемый, факультет искусств. Обучение на этом факультете слагалось из двух ступеней – 1-я – тривиум (грамматика, риторика, диалектика); 2-я – квадривиум (музыка, геометрия, астрономия, арифметика). Ясно, что основой учебы на этом факультете были античные авторы. Какие же?

Выше мы рассмотрели 3 основные научные программы античности: атомистическую Демокрита, математическую Платона, «физическую» Аристотеля. В вопросе о статусе природы Платон был ближе всего к христианской теологии (тезис о сотворении космоса Демиургом, несамостоятельность материи, учение об идеях). Августин писал, что Платон и неоплатоники ближе всех философов к христианству и что именно чтение неоплатоников содействовало его переходу от манихейства к христианской вере. Однако за основу средневекового естествознания была принята “Физика” Аристотеля. Почему?

1. Наверное, потому, что физическая картина мира более разработана у Аристотеля, чем у Платона, а общественная жизнь и практика требовали опоры на наиболее солидный фундамент. Труды Аристотеля образуют настоящую энциклопедию человеческого знания: логика, физика, астрономия, метафизика, биология, психология, этика, политика; за исключением математики и медицины – кладезь премудрости открывается перед жаждущим умом.

2. Аристотелева физика более соответствует непосредственно наблюдаемой природе. А она вполне реальна для христианина и вовсе не так низка как у Платона. Что касается “другой реальности” - то здесь есть Откровение, в котором дается истина. Здесь не нужен платоновский философский аппарат, ведь основным инструментом познания 2-й реальности является вера и только потом – разум.

3. Именно в это время с арабского Востока приходит громадный корпус сочинений, переводов трудов Аристотеля, неизвестных либо утраченных ранее в Европе. При этом Аристотель это единственный греческий автор, все труды которого были переведены на арабский, а с него на латынь.

4. Труды Аристотеля – находка для профессоров, а именно для нужд образования требовался философский фундамент. Они написаны в виде лекций, в отличие от диалогов Платона (вовсе не школьная форма). Аристотель широко обсуждался и комментировался и в эллинистическую эпоху и на арабском Востоке. Арабские последователи и комментаторы Аристотеля являлись учителями и комментаторами латинского Запада [5]. Последние самостоятельно просто не могли понять “Физику” и “Метафизику” Аристотеля, “Альмагест” Птолемея (без помощи Фаради, Авиценны(Ибн-Сины) и Аверроэса).

Но в то же время Аристотель и тем более его мусульманские последователи крайне далеки от христианской догматики, а поэтому история сращивания Аристотеля с христианской теологией не лишена конфликтов. Вот тезисы аристотелево-аверроистского учения, приписываемые Сигеру Брабантскому и отвергнутые церковью:

- Интеллект всех людей один по числу и один и тот же.

- Ложно и неподобающе утверждать: человек познает.

- Воля человека желает и выбирает исходя из необходимости.

- Все, что происходит в этом мире, подчиняется закону небесных тел.

- Мир вечен.

- Никогда не было первого человека.

- Душа, которая есть форма человека, подобно тому, как и человек, погибает вместе с разрушением тела.

- Душа, отделившись от тела после смерти не страдает от телесного огня.

- Свобода решения – это пассивная потенция, а не активная, и по необходимости она приводится в движение тем, к чему стремится.

- Бог не познает частности.

- Бог не познает чуждое ему самому.

- Деяния человека не направляются божественным провидением.

- Бог не может дать разрушимой и смертной вещи бессмертия и нетленности.

Отбрасывая аверроистские наслоения, можно вычленить следующие главные антихристианские тезисы Аристотеля [4]:

1) вечность и несотворенность мира;

2)достаточность естественной необходимости (причин) для объяснения мира;

3)учение о смертности души;

4) научное познание мира – как самоцель человеческой деятельности, что называлось в христианстве “похотью очес”.

Как же могло произойти совмещение столь несовместимых идеологий как философия природы Аристотеля и христианская теология?

Принятие аристотелевой программы облегчалось принятием принципа двойственной истины, который заключался в признании прав “естественного разума” наряду с христианской верой, основанной на Откровении. Естественно, что в 12-13-м вв. оба эти источника знания не были равноценны. Философские положения Аристотеля и его арабских комментаторов признавались вероятными, а не истинными в строгом смысле слова. Альберт Великий: “Никогда по закону природы не прекращалось и не прекратится рождение. Если же кто-то скажет, что по воле бога рождение когда-нибудь прекратится, так же как когда-то не существовало … я скажу, что мне нет дела до чудес бога, когда я рассуждаю о естественных вещах, следуя естественной логике”. Здесь нет еще гордыни ученого перед верующим, здесь есть лишь разделение предметов, но это только первый шаг. Как отмечает Г.Мейер: «Несмотря на это, вместе с фактическим разрывом философской и теологической – или, правильнее, христианской – картин мира, уже был сделан первый шаг на пути, который затем будет пройден до конца натурфилософией и естествознанием последующих столетий. Ближайшей вехой на этом пути будет та, когда естественный разум будет поставлен рядом с божественным откровением и авторитетом церкви; последней же вехой – когда будет поставлен выше откровения».

Что нового внесла средневековая наука в аристотелево учение?

Итак, в соединении философии Аристотеля, которого в средневековых университетах называли просто Философом, и христианской догматики в 12-м в. рождается схоластическая наука и философия, достигающая расцвета в 13-14-м вв. трудами Вильгельма Оккама (1270-1347), Альберта Великого (1193-1280), Раймонда Луллия (1234-1315), Роджера Бэкона (1214-1292), Жана Буридана (1300-1358), Никола Орема (1323-1382), Альберта Саксонского (1316-1390) и других. Схоластика определяется ныне как тип религиозной философии, характеризующийся принципиальной подчиненностью примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. При разработке этой “формально-логической проблематики” рождается ряд интересных для естествознания положений и нововведений.

1. Всемогущество и сверхприродность бога открывает для средневековых ученых интересный метод, который назывался “воображаемыми допущениями”. Для античности характерно уважение к природному закону. Но поскольку бог выше природных законов, то он может вносить в них изменения. Открывается широкий простор воображения; что возможно в природе при том или ином вмешательстве бога? Пример: “Может ли бог создать пустоту?” (Генрих Гентский) “Может ли бог заставить последнее небо (неподвижные звезды) двигаться прямолинейным движением?” Эти допустимые возможности создают глубокие противоречия в аристотелевой физике и даже логике. Как совместить идею конечного замкнутого космоса Аристотеля с бесконечностью божественного всемогущества? И, хотя с трудом (не так просто богу сражаться с Философом – так, с большой буквы величали Аристотеля в средневековых университетах), через логические допущения (если бог вездесущ, то ничто, пустоты как такового нет, она становится возможной для существования, а значит может существовать место, в которое космос может перемещаться) возникают идеи о множественности миров, о существовании пустоты и т.п. Всемогущество бога служит, таким образом средством отмены тех запретов, которые составляют сущность аристотелевской научной программы:

- запрет мыслить пустоту как место или пространство вне мира;

- запрет мыслить прямолинейное движение не вверх и не вниз, а за пределы мира;

- тезис о недопустимости актуальной бесконечности, т.е. существования бесконечно большого тела.

Джон Баконторп (1316): “бог в силу абсолютного могущества может сделать актуально бесконечное”.

2. При этом меняется отношение к бесконечному. Если для греков бесконечное – это буквально дурное бесконечное. Платон (да и Аристотель) выстраивая пары противоположностей, размещает бесконечное, беспредельное вместе с отрицательными категориями:

- предел – беспредельное;

- единое – многое;

- мужское – женское;

- свет – тьма;

- хорошее – дурное.

У Евклида: “При вычитании одной несоизмеримой величины из другой возникает некая бесконечность, при созерцании которой ум теряется, ибо этот непостижимый хаос бесконечности делает души ленивыми и печалит их”.

У христианских теологов бесконечное лишается такого морального осуждения. Наоборот, единое, предел, конечное – это творение бога, сотворенное, не имеющее источника и своей цели в самой себе. И наоборот, трансцендентный бог, находящийся за пределами космоса, во всех отношениях бесконечен. Дунс Скотт: “Напротив, бесконечное представляется ему (уму человека) самым совершенным предметом постижения”. Как пишет В.П. Зубов /7/: “Утверждение Дунса Скотта подготовляло возможность признания бесконечной материи и бесконечной вселенной – правда, только подготовляло, но еще не реализовало.

Вот интересный пример. Никола Орем изучает вопрос: соизмеримы или несоизмеримы движения небесных сфер? Если соизмеримы – то всегда существует так называемый великий год (цикл) который далее бесконечно повторяется, а, следовательно, в силу связи земных и небесных явлений, повторяется и земная история. Если нет – то каждому моменту истории соответствует никогда ранее не осуществлявшееся расположение светил, т. е. ничто не повторяется. Для Орема второй случай предпочтительнее. “Более отрадным и совершенным кажется и более подобающим божеству, чтобы не столько раз повторялось одно и то же, но чтобы всегда появлялись новые и несходные с прежними констелляции и разнообразные действия, дабы тот длинный ряд веков, который подразумевал Пифагор под “золотой цепью” не замыкался в круг, но уходил по прямой всегда вдаль”. Таким образом здесь мы видим обоснование и предпочтение линейного характера времени, в том числе исторического.

3. Очень важные изменения произошли в учении Аристотеля о движении, именно в связи с аспектом бесконечного.

1) Рассматривая теорию вечного двигателя (перводвигателя) средневековые ученые разделили понятия силы и энергии. Вечный двигатель имеет бесконечную энергию, но движет Вселенную посредством конечной силы.

2) Жаном Буриданом был опровергнут тезис Аристотеля, что при насильственном движении брошенного тела последним движет воздух. Было введено понятие “импетуса” (напора), что является зачатком учения об инерции, количестве движения.

3) Начали подробно изучать не только равномерное (с постоянной скоростью), но и равномерно-переменное движение (с постоянным ускорением). Этим занимался Никола Орем, который впервые построил систему координат путь-время, впервые дал графическое представление движения;

4) Произошел отход от “целевых причин” Аристотеля (цель движения является причиной движения, например, абсолютное “место” вещи) к “действующим причинам”. Указание места как цели недостаточно для объяснения причин движения. Нужно обязательно найти соответствующую движущую причину, которая бы приводила тело в движение в собственном смысле слова.

4. И последнее. Поскольку творец творит мир из ничего по собственному усмотрению, то мир в его руках – это некая машина, механизм, лишенный собственной сущности. Но и человек, творя орудие, является подобием творца. Орудие имеет ту же природу, что и собственно природный мир. Таким образом, познание природы через орудие лишается античного запрета, который утверждал, что искусственное и природное есть качественно разные вещи, явления, и поэтому познание природного через искусственное невозможно. Отсюда – предпосылки экспериментальных методов в физике.

 

3.2. Возрождение (1450 – 1600гг.). Новый тип человека – новый тип Вселенной

 

Социально-психологическое состояние общества. Яркую характеристику эпохи Возрождения дал Ф.Энгельс в своей “Диалектике природы”. Это эпоха “которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. Почти все они принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе”.

Вот, например, характеристика человека, оставившего след в истории науки и техники: Иероним Кардан (1501 – 1576), тот самый, с именем которого связаны всем известный карданов подвес, а также формула решения кубических уравнений. Помимо этих достижений, Джероламо Кардано (как он звался на народном итальянском) известен как врач, второй после Андрея Велизария. Как он сам подсчитал, он описал приемы излечения до 5 тысяч болезней, число решенных проблем и вопросов – 40 тысяч, а более мелких указаний дал 200 тысяч. Он – астролог, составлявший гороскопы самому папе. Он – механик, его книга о гидростатике известна весь 17-й век как учебник. Работал он и в других областях физики: над определением плотности веществ, электрическими, магнитными явлениями, теорией приливов.

Свое знаменитое изобретение – карданов подвес - он преподнес в подарок императору Карлу V, после того как сопровождал торжественную процессию входа императора в завоеванный Милан и наблюдал за страданиями последнего от подагры в результате толчков и ухабов. Он предложил снабдить карету подвеской из двух валов, качение которых не выведет карету из горизонтального положения. Кардан оставил потомкам книги по философии, этике, об игре в кости. Сам себя в знаменитой автобиографии он характеризует так: “Я обладаю от природы философским и способным к наукам умом. Я остроумен, изящен, приличен, благочестив, верен, друг мудрости, предприимчив, изобретателен, трезв, работящ. Я весельчак, сладострастен, хитер, ожесточен, коварен, предатель, колдун, противен, строг, клеветник, податливый, изменчивый, – вот какие во мне противоречия характера и поведения!” В жизни Кардана была и нищета и роскошь, путешествия и профессорская кафедра, тюрьма и дворец. Он перенес чуму и видел казнь своего сына. Сам отрезал в наказание уши другому своему сыну. Сам предсказал себе смерть на семьдесят пятом году и, как говорят, чтобы исполнить предсказание уморил себя голодом.

В отличие от средневековья (да, пожалуй, и от других эпох) гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека эпохи Реннесанса. Нельзя сказать, что до 15-го века не было людей всесторонне образованных, талантливых, энергичных (Данте, Р.Бэкон, Фома Аквинский). Однако в отличие от Леонардо да Винчи, Макиавелли, Бенвенуто Челлини они не стремились всех превзойти, это не было их сознательной целью, причем всех превзойти не только в одном каком-нибудь искусстве или науке, но именно в разносторонности, в умении все сделать и все познать. Б. Челлини: “Все эти художества весьма и весьма различны, так что если кто исполняет хорошо одно из них и хочет взяться за другие, то почти никому они не удаются; тогда, как я изо всех сил моих старался одинаково орудовать во всех этих художествах”.

Другой титан Возрождения - Леон Батиста Альберти с самого детства оказывался первым во всем, чем только может человек отличаться от других. Он удивлял всех в гимнастических упражнениях, одному себе обязан успехами в музыке, тем не менее, знатоки удивляются его произведениям. Он стал изучать право, но заболел от переутомления – к 24-м годам у него стала ослабевать память к словам – тогда он перешел к изучению физики и математики, не прекращая, впрочем, изучения искусств и ремесел, вплоть до сапожного мастерства. Всего круг его занятий: теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика.

Стремлению быть выдающимся Мастером – художником, поэтом и ученым – содействует общество, окружающее одаренных людей буквально религиозным поклонением; их чтят теперь так, как в античности героев или в средние века святых. В Италии каждый город стремится обладать прахом какого-нибудь из знаменитых людей (как мощами святых). Отсюда сильнейшее честолюбие и жажда славы, не останавливающаяся порой ни перед чем. Неверно думать, что все эти люди были в конфликте с церковью – только некоторые, да и то в конце Ренессанса, да и то не со всей церковью.

Сама себя эта эпоха ощущала как время возвращения античности (у “экстремистов” – нового язычества), возрождения античной культуры, античного образа жизни, образа мышления и чувствования. Однако это не так: понимание роли и места человека отличает эту эпоху, как от античности, так и от христианского средневековья. Пико делла Мирандола в своей “Речи о достоинстве человека” вкладывает в уста бога обращение к Адаму: “Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю”. Таким образом, между человеком и природой – принципиальное различие.

В античности же человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены его природой, и от него зависело только: последует ли он своей природе или отклонится от нее – человек должен познать, в чем состоит добро, а, познав это, он уже последует доброму. Внеприродная, сверхприродная сущность человека – это христианское положение, согласно которому Творец дал человеку свободную волю и поставил господином над природой, однако лишь постольку, поскольку человек – раб божий; так как подлинным творцом мира и самого человека является бог. Эпоха Возрождения в Западной Европе снимает с человека это ограничение, оставляя ему божественные свойства, ему уже не обязательно быть рабом, чтобы творить и управлять природой.
Таким образом, человек ощутил себя ничем не ограниченным – ни природой, которая была божественным началом у греков, ни богом христианской религии, отменившим божественность природы, а теперь постепенно теряющим власть над человеком. Человек становится равным Творцу, поэтому такое большое значение принимает в Реннесансе фигура художника. Творческая деятельность приобретает характер сакральности (священности). При этом впервые снимается граница, которая существовала между наукой (как постижением сущего) и практическо-технической деятельностью. Искусственное и естественное – это продукты творчества, причем, теперь, даже в отличие от Средневековья, это равноценные продукты. Поэтому так поднимается значение эксперимента – инженер и художник подражает самому творцу: в созданиях бога, то есть в природных вещах, он стремится увидеть закон их построения.

Не случайно первый набросок принципов экспериментального исследования дает великий художник Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Леонардо был незнатного происхождения, внебрачным сыном зажиточного нотариуса. Родился в селе Анкиано, около г. Винчи между Флоренцией и Пизой. Образование получил в мастерской А. Вероккьо, был, по сути, самоучкой, далеким от философского образования и, в известной мере, имел “комплекс” по этому поводу. “Хотя я не умею так, как они, цитировать авторов, я буду цитировать гораздо более достойную вещь – опыт, наставника из наставников. Они …ходят напыщенными…не своими, а чужими трудами, а мне в моих собственных трудах отказывают, и если они меня, изобретателя, презирают, то насколько больше следует презирать их…- пересказчиков чужих трудов”. Опыт он называет единственным источником познания. Причем познание должно строится следующим образом:

1. Познание идет от частных опытов, от полученных при этом частных результатов к научному обобщению. “Моя цель состоит в том, чтобы представить сначала эксперимент, а затем доказать посредством рассуждения, почему данный эксперимент должен привести к этому результату, а не к какому-либо другому, и это есть верное правило, которому должны следовать изучающие явления природы, так как, хотя природа начинает с разума, а кончает опытом, нам надлежит идти противоположным путем, то есть начинать с эксперимента и при его помощи проверять рассуждения.

2. Необходимо многократно провести эксперименты. “И этот опыт пусть будет произведен много раз, так чтобы какое-то случайное обстоятельство не помешало этому доказательству или не исказило его, ибо опыт может оказаться ложным и обмануть или не обмануть экспериментатора”. Очень важное положение, закладывающее представление о теории погрешностей эксперимента.

3. Больше того, выведенные из первоначальных опытов суждения, то есть общие законы должны быть проверяемы опять таки на опыте, который является не только источником, но и критерием познания. “Те науки пусты и полны ошибок, которые не рождены опытом и которые не кончаются опытом”.

4. Характерно, что каждый раз он из опытов стремится вывести общий и, притом, количественный закон. Ни одно человеческое исследование, считает Леонардо, не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство.

Вот закон о трении скольжения между твердыми поверхностями, выведенный Леонардо путем многочисленных опытов на специально сконструированной лабораторной установке: “Каждым тяжелым телом побеждается сопротивление трения по весу, равное четвертой части веса тела”. То есть сила трения равна 1/4 веса тела. Если учесть, что коэффициент трения для многих технологических поверхностей близок к 0.25, то перед нами открытие второго количественного (после закона Архимеда) физического закона. После Леонардо он был сформулирован только в 18-м веке Ш. Кулоном.

Более чем ученый-теоретик, Леонардо да Винчи известен как изобретатель. Некоторые (Фельдгауз) считают его величайшим инженером-изобретателем, которого знала история. Вот список его наиболее известных изобретений:

1. Приспособления для преобразования и передачи движения (например, стальные цепные передачи и сейчас применяемые в велосипедах);

2. Простые и переплетенные ременные передачи;

3. Различного рода сцепления (конические, спиральные, ступенчатые);

4. Роликовые опоры для уменьшения трения;

5. Двойное “карданово” соединение;

6. Различные станки (молотобойная машина для формовки слитков золота, точный станок для автоматического нанесения насечки на монетах);

7. Приспособление для улучшения четкости чеканки монет;

8. Скамья для опытов над трением;

9. Прообраз шариковых и роликовых подшипников;

10. Многочисленные ткацкие машины (стригальная, сучильная, чесальная);

11. Механический ткацкий станок и прядильная машина для шерсти;

12. Боевые машины для ведения войны (например, танк и паровая пушка);

13. Различные замысловатые музыкальные инструменты;

14. Землечерпалки во всем сходные с современными;

15. Усовершенствованные шлюзы.

Без сомнения главной мечтой Леонардо был полет человека. Отсюда – модель летательного аппарата, парашют, геликоптер. К сожалению, большинство открытий и изобретений Леонардо не оказало влияния на развитие науки, так как он их не публиковал, а их расшифровка была произведена только в наполеоновскую эпоху.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!