Слово о происхождении смерти



В прошедшем собеседовании нашем мы видели, даже при слабом мерцании слабого ума человеческого, что смерть не есть и не может быть принадлежностью самой природы нашей и произведением нашего Творца и что думать таким образом, как, к сожалению, думают некоторые, значило бы оскорблять величие Божие, и особенно Его несомненную, бесконечную благость, даже Его правосудие. После сего представляется не­избежный вопрос: откуда же смерть и как она взошла к нам, в природу нашу и во весь род человеческий?

Собственная природа наша не дает на это ответа; не отве­чают и летописи, ни самые предания рода человеческого.

Но дает ответ Откровение Божественное, такой ответ, ко­торый невольно принимает здравый разум человеческий, не зараженный мудрованием и предрассудками.

Изложим сей ответ во всей его простоте, как подобает важ­ности подобного предмета.

Смерти не было и не могло быть во вселенной, как произ­ведения Существа всесовершенного, в Царствии Божием. Она есть произведение не Творца, а самых тварей, следствие зло­употребления их свободы и деятельности. Тут весьма понятно для каждого, что существа разумно-свободные могли употре­бить и произвол, и волю, и силы свои, как восхотели, - на добро или на зло: могли устремиться по пути правды и жизни вечной или, устремившись по противоположному пути зла и неправды, пойти вопреки законов своего Творца, отделиться от Него, единственного Источника жизни и благобытия, и в сем отделении от Него и противоположности Ему необходимо сретиться с падением, превращением своих сил, истощением и, наконец, смертью.

Где и как произошло это ужасное разлучение существ разумно-свободных с Источником жизни и бессмертия - с Богом?

Слово Божие сказывает нам - и кто бы мог сказать это нам без него? - что такое ужасное превращение последовало не на земле, а на небе; последовало, по всей вероятности, еще до со­творения земли нашей и рода человеческого.

Первый мертвец был не на земле, в Эдеме, как мы обыкно­венно представляем, а на небе, у самого престола Божия, и был не человек, а Архангел, даже едва ли не первый из Архангелов. Он был ближайшим зрителем совершенств Божиих, первым преемником света несозданного и, следовательно, блаженней­шим из существ сотворенных.

Что могло недоставать к совершенству его, к упрочению за ним сего совершенства на всю вечность, кроме благодарного поминовения и любви к своему преблагому Создателю? Но се­го-то именно и недостало! Как и почему недостало? Это тайна, для нас неисследимая! Но сей светоносный Архангел не устоял в своем чине, не удовлетворился своим достоинством и бла­женством, восстал против своего Творца и Благодетеля, во­зомнил безумно, что не только может обойтись без Его благо­воления, но и открыто вступить с Ним в борьбу.

Произошла брань твари с Творцом: Архангел с клевретами своими (ибо безумие его разделили с ним и другие Ангелы) не ус­тоял против Всемогущего и с неба низринут в преисподнюю!..

Вот первый мертвец и первое кладбище в мире! Не имея, как духи, нашего тела, возмутившиеся Ангелы не могли иметь нашей смерти; но вместе с возмущением своим, с отлучением чрез грех от Бога они тотчас потеряли жизнь и блаженство, соделались мерт­выми для жизни в Боге, потеряли силу и блаженство. Как духи не­тленные, они не могли потерять вовсе бытия, не могли разре­шиться на части и истлеть, как тлеет наше тело, но подверглись стократ большей смерти - вечному и невозвратному отлучению от Бога - единственного Источника всякой истинной жизни.

Можете представить, какой ужасный беспорядок должен был произойти во всем сотворенном мире от этого ужасного превращения бесплотных духов, от этой смерти Архангелов и Ангелов!.. Тут можно было ожидать разрушения всей вселен­ной!.. Можно было ожидать, что само творчество Божествен­ное откажется более творить и производить новые роды су­ществ разумно-свободных.

Но здесь-то и открылась преизбыточествующая бездна премудрости и силы Божией. Явился новый мир - наш, и среди него человек... Он также, как увидим, не устоит в данном ему совершенстве, подвергнется в свою чреду смерти, но как бы именно для того, чтобы на нем открылось, что для всемогуще­ства и благости Божией нет пределов, как мечтал безумно пер­вый падший архангел. Аминь.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!