Ф. относится к миропониманию.



ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ ОБЩЕСТВА.

 

Ф возникла в конце 7-6 вв. до н.э. Ф. относится к мировоззрению.

Мировоззрение (М) (совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем чел).

В структуре М выделяются несколько составляющих:

а) Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона М)

б) Мировосприятие (формирование познавательных образов на основе наглядных представлений).

в) Миропонимание (все взгляды, представления связанные с пониманием и объективным).

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание же – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

Ф. относится к миропониманию.

Выделяют 2 основных уровня М:

Обыденный (сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека).

Характер: хаотичность представлений; наличие заблуждений в рамках обыденного М;

Догматичность (представления, которые не подвергаются критике, устоявшиеся представления).

 

Ф является в историческом смысле далеко не первым типом Мировоззрения, а самым поздним из всех существовавших.

Самый первый тип Мировоззрения - миф. Миф – особый тип М для кот характерны единство, слитность, нерасчлененность, универсальность. Представляет собой собрание всего, что знал человек о мире. Главной функция мифа - регулирующая.

В 6 в до н.э. начинает появляться другой тип мировоззрения Религия. Оно близко к мифическому, много сходств, но даже в современных религиях есть мифические представления. Самое главное отличие – миф не разделяет земное (естественное) и сверхъестественное, а религия четко их разделяет. Р в переводе означает благочестие.

Р (такой тип М для которого характерно удвоение мира на мир естественный (посюсторонний) и мир сверхъестественный (потусторонний).

Главный признак Р вера в реальное существование сверхъестественного.

Ф опирается на разум, а для Р вера всегда стоит выше разума.

В это же время, в 6-5 вв. до н.э. начинает формироваться наука (пред наука, первое научное представление). Научные представления начинают ставить под сомнение мифы. Но наука не способна выполнить мировоззренческую функцию и нишу занимают Р и Ф.

Здесь надо знать, что всякая философия – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Носителем мировоззрения является человек или социальная группа людей, воспринимающих действительность через призму того или иного типа мировоззрения. Практическая значимость мировоззрения проявляется в выборе норм поведения, жизненных устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.

Первый, кто предпринял попытку выделить Ф, как особую отрасль знания в отдельную систему мировоззрения был Аристотель в 4 в. до н.э.

Специфика философского знания:

Первым употребил слово философ Пифагор. Дословный перевод с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. (Только богу доступна истинная мудрость(софия).

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития. Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. Содержанием, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него "... кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник" (Ксенофонт. "Воспоминания о Сократе", I, II, 32). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых - техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!