На святую Пятидесятницу беседа вторая



Увещание слушателям радоваться по случаю праздника, который есть главизна праздников. — В этот день мы получили исполнение обетования Сына Божьего. — Все благодатные дары мы получаем от Духа Святого. — Его Божественность вопреки лжеучению македонян. — Объяснение того, почему Иисус Христос не тотчас послал Святого Духа своим ученикам по вознесении, и почему Святой Дух сошел в виде огненных языков. — Необходимо украшать свои души всеми добродетелями, чтобы получить плоды, приносимые Святым Духом. — Увещание к человеколюбию и обличение зависти. — Увещание новокрещенным о том, чтобы сохраняли полученный ими дар благодати.

 

В ЕЛИКИ, возлюбленные, и выше всякого слова человеческого дары, ниспосланные нам сегодня от человеколюбивого Бога, — будем, поэтому все мы вместе радоваться и с восторгом прославлять нашего Владыку. И подлинно, нынешний день для нас праздник и торжество. Как в преемстве дней и времен года одна перемена следует за другой, так точно и в церкви праздник следует за праздником и один отсылает нас к другому. Недавно мы праздновали кресту, страданию, воскресению, потом вознесению на небо Господа нашего Иисуса Христа; а сегодня, наконец, достигли до самой вершины благ, вступили в самую столицу праздников, пришли к самому плоду обетования Господня. «Если Я пойду», сказал Он, «иного утешителя пошлю к вам, и не оставлю вас сиротами» (Иоан. 14:18; 16:7). Видите ли Его попечение? Видите ли неизреченное человеколюбие? Перед этими днями Он восшел на небо, воспринял царский престол и воссел одесную Отца, а сегодня дарует нам пришествие Святого Духа, и через Него ниспосылает нам с небес бесчисленные блага. И что, скажи мне, из относящегося к нашему спасению не Духом устроено для нас? Через Него мы освобождаемся от рабства, призываемся в свободу, вводимся в усыновление, вновь, так сказать, созидаемся, слагаем с себя тяжкое и смрадное бремя грехов; через Духа святого мы видим лики священников, имеем полки учителей; от этого источника и дары откровений, и дарования исцелений; и всем прочим, что обыкновенно украшает ее, церковь снабжается отсюда. И Павел взывает так: «все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). «Как Ему угодно», говорит он, а не как Ему повелевается; «разделяя», а не подвергаясь разделению; «властвуя сам», а не подлежа власти. Таким образом, Павел приписывает и Духу Святому такую же власть, какую по свидетельству его, имеет Отец. Как об Отце он говорит: «Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:6), так и о Святом Духе: «вся же сие», говорит, «производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Видишь ли совершенную власть? У кого одна сущность, у тех, очевидно, одна и самобытность; у кого равночестно достоинство, у тех одна и сила и власть. Через Него мы получили отпущение грехов; через Него мы смыли всякую нечистоту; по Его дару мы, притекшие к благодати, стали из людей ангелами, не переменившись по естеству, но, что гораздо удивительнее, оставаясь в естестве человеческом проявляем жизнь ангельскую. Такова сила Святого Духа. Как чувственный огонь, приняв мягкую глину, делает ее твердой черепицей, так точно и огонь Духа, объяв благомыслящую душу, хотя бы нашел ее мягче глины, делает ее тверже железа, и того, кто незадолго был осквернен нечистотой греховной, вдруг являет светлейшим солнца. Этому научая нас, блаженный Павел взывал так: «не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9–10). Исчислив, так сказать, все виды нечестия и научив, что виновные в таких грехах чужды царствия, он тотчас прибавил: «и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались». Как и каким образом? Скажи, — в этом и вопрос. «Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). Видишь ли, что Дух Святый истребил все это нечестие и тех, которые прежде погибали от собственных грехов, вдруг возвел до высочайших почестей.

2. Кто же достойно пожалеет и оплачет тех, которые решаются хулить достоинство Духа, которые, как бы умоисступленные, даже величием благодеяний не могут быть удержаны от своего безумия; но осмеливаются делать все к вреду своего спасения, отнимая у Него, сколько это возможно для них, достоинство Владыки, и стараются низвести Его в ряд тварей? Я хотел бы спросить их: для чего вы объявляете такую войну против достоинства Духа, или лучше, против собственного спасения, и не хотите взять в рассуждение сказанное Спасителем ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19)? Видишь ли равночестное достоинство? Видишь ли точно выраженное согласие? Видишь ли нераздельность Троицы? Разве есть здесь различие, или изменение, или уменьшение? К чему вы осмеливаетесь прибавлять к словам Господа новое повеление? Или вы не знаете, что и в человеческих делах, если бы кто покусился или дошел до такой дерзости, что прибавил бы что–нибудь или убавил в грамоте царя, который одного с нами рода и причастен одному и тому же естеству, то подвергся бы крайнему наказанию и ничто не могло бы избавить его от этого наказания? Если же столь велика опасность из–за человека, то, какое может быть прощение тем, которые оказывают столь великое безумие, покушаются искажать слова общего нашего Спасителя и не хотят слушать и Павла, который имел в себе Христа, и который громким голосом взывал и говорил так: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9)? Итак, если ни око не видало, ни ухо не слыхало, ни сердце не могло вместить познания о том, что уготовано любящим Его, то откуда мы, блаженный Павел, можем получить познание об этом? Подожди немного, и услышишь, как он объясняет и это. Он прибавляет: «нам Бог открыл это Духом Своим» (1 Кор. 2:10); и на этом не останавливается, но чтобы показать и величие силы и единосущие Духа с Отцом и Сыном, говорит: «Дух все проницает, и глубины Божьи». Потом, желая из примера человеческого преподать нам точнейшее наставление, присовокупляет: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего» (1 Кор. 2:11). Видишь ли совершенное наставление? Как того, что находится в уме человека, говорит он, может знать никто другой, а только сам он один знает свое, так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия, — а это весьма важно и вполне достаточно показывает достоинство Духа. Приводя этот пример, он как бы так говорит: невозможно, чтобы кто–нибудь из людей когда–нибудь не знал того, что находится в уме его; и как это не возможно, так и Божье, говорит он, с такой же точностью знает Дух Святый. Недоумеваю, — неужели и эти слова блаженного Павла не повлияют на людей, которые по собственному предубеждению, к вреду своего спасения, объявляют такую войну против достоинства Духа, отнимают у Него, сколько это возможно для них, достоинство Владыки и низводят Его в ничтожество тварей? Но если они расположены спорить, восставая против сказанного в божественном Писании, — то мы, принимая божественные наставления, как свыше принесенные прорицания, станем воссылать подобающее славословие, показывая с правой верой и правильное разумение истины. Итак, против тех, которые решаются учить противно изреченному Духом, довольно сказано; но вашей любви необходимо сказать, почему Господь не тотчас после Своего вознесения даровал нам виновника таких благ, а попустил, чтобы ученики прежде провели несколько дней и пробыли одни с самими собой, и тогда ниспослал благодать Духа. Не напрасно и не без причины было и это. Он знал, что род человеческий недостаточно ценит те блага, которые у него в руках, и не чтит по достоинству того, что является приятным и великим, если не случится что–нибудь и из противоположного. Например, скажем об этом яснее: здоровый и сильный телом не чувствует и не может в точности знать, сколько благ доставляло ему здоровье, если он не испытает болезни, когда его постигнет немощь; также и тот, кто видит днем, не так ценил бы свет, если бы его не сменяла темнота ночи. Подлинно, испытание противоположного всегда бывает ясным учителем относительно того, чем мы прежде наслаждались. Посему и тогда, так как ученики в присутствии (Христа) наслаждались бесчисленными благами и во время обращения с Ним были в великом благоденствии, — все ведь жители Палестины взирали на лица их, как на некоторые светильники, потому что они и воскрешали мертвых, и очищали прокаженных, и изгоняли бесов, и исцеляли болезни и много других являли чудес, — посему, так как они были столь неизвестны и славны, то Он и попустил им на малое время лишиться силы Содействовавшего им, дабы они, оставшись без нее, узнали, как много Его присутствие доставляло им благости, и, восчувствовав важность прежних благ, с большей готовностью приняли и дар Утешителя. Дух Святый и утешил их в скорби и светом Своим озарил их, сетовавших по причине разлуки с Учителем и исполненных уныния, и воздвиг почти лежащих, и разогнал облако печали, и разрешил недоумение. Так как они слышали повеление Господа: «идите, научите все народы» (Матф. 28:19), но еще недоумевали и не знали, куда каждому из них должно направиться и в какой стране вселенной нужно проповедовать учение, — то приходит Дух Святый в виде языков, отделяя каждому из них страны учительства во вселенной, и данным языком как бы на некоторой скрижали обозначая каждому предел вверенного ему начальства и учительства.

Вот почему Дух сошел в виде языков; и не только поэтому, но и для того, чтобы напомнить нам о древнем событии. Так как в древности люди, впав в безумие, вздумали построить башню, которая достигала бы до неба, а Бог через разделение языков разрушил их злое согласие, то ныне Дух Святый нисходит на апостолов в виде огненных языков, чтобы через это соединить разделенную вселенную. И совершилось дело новое и дивное: как тогда в древности, языки разделили вселенную и расторгли злое согласие, так ныне языки соединили вселенную и бывшее разделенным привели в единомыслие. Итак, для этого Он сошел в виде языков, а языки были как огненные, потому что в нас разрослось терние греха. Как земля тучная и плодородная, если остается невозделываемой, произращает великое множество терний, так точно и наше естество, вышедши из рук Создателя прекрасным и способным к произведению плодов добродетели, но, не принимая в себя плуга благочестия и семени богопознания, породило нечестие, как бы некоторое терние и другое бесполезное растение. И как часто бывает не видно лица земли от множества терний и дурных трав, так и благородства и чистоты души нашей не видно было, пока Возделыватель человеческого естества, пришедши и ниспославши огонь Духа, не очистил ее и не сделал способной к принятию небесного семени.

3. Такие и еще большие блага дарованы нам в настоящий день. Поэтому я увещеваю, — станем и мы праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но, украшая души, не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей, дабы таким образом мы могли и принять благодать Духа, и собрать происходящие от Него плоды.

Какие же плоды Духа? Послушаем Павла, который говорит: «плод же духа: любовь, радость, мир» (Гал. 5:22). Посмотри на точность его выражений, на последовательность учения: сначала он поставил любовь, и потом упомянул о том, что следует далее; положил корень, и потом показал плод; утвердил основание, и потом возвел здание, начал с источника, и потом перешел к потокам. Не прежде может быть положено основание радости, как если наперед мы станем считать благоденствие других своим собственным и блага ближнего принимая за свои собственные; а это может произойти не иначе, как если возобладает в нас сила любви. Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Подлинно она, как корень, произращает бесчисленные ветви добродетелей; как источник, производит множество потоков; как мать, объемлет в лоне своем прибегающих к ней. Зная это, блаженный Павел и назвал ее плодом Духа; а в другом месте он усвоил ей такое преимущество, что назвал ее даже исполнением закона: «исполнение закона», говорит он, «любовь есть» (Римл. 13:10). И Владыка всех, в качестве надежного признака и достоверного отличия Своих учеников, предложил нам не иное что, но любовь, сказав: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Иоан. 13:35). Поэтому, увещеваю, к ней все мы прибегнем, к ней прилепимся и с ней встретим этот праздник, так как где любовь, там перестают проявлять себя душевные недостатки, где любовь, там утихают неразумные порывы души. «Любовь», сказано, «не превозносится, не гордится, не бесчинствует» (1 Кор. 13:4–5). Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата. Уничтожь источник зависти, уничтожишь и поток всех зол; отрежь корень, уничтожишь вместе и плод. Это я говорю, заботясь более о тех, которые завидуют, так как первые особенно и причиняют себе величайший вред и навлекают на себя великую гибель; а для тех, которым завидуют, зависть служит, если они захотят, даже поводом к получению венцов. Посмотри, как праведного Авеля воспевают и прославляют каждый день, и причина убиения сделалась для него поводом к прославлению. Он и после смерти смело вещает своей кровью и громким голосом обвиняет убийцу; тот, оставшись в живых, в воздаяние за дела, получил плод дел своих, и проводил жизнь «стеная и трясясь на земли» [77] (Быт. 6:12), тогда как убитый и лежащий на земле, после смерти, показывал еще большее дерзновение. И как тому и живому грех приготовил жизнь несчастнее мертвых, так этого и по смерти добродетель еще более прославила. Поэтому и мы, дабы приобрести нам и здесь и там большее дерзновение, дабы получить нам большую радость от праздника, снимем с души все нечистые одежды, особенно же сбросим одежду зависти, потому что хотя бы мы, по–видимому, совершили бесчисленное множество добрых дел, но лишимся всего, если на нас лежит бременем эта ужасная и жестокая зараза, — и дай Бог избежать ее всем нам, особенно же тем, которые сегодня, благодатью крещения, совлекли с себя ветхую одежду грехов и могут блистать подобно лучам солнечным. Итак, убеждаю вас, вписанных сегодня в сыновство и облекшихся в эту светлую одежду: соблюдайте ту светлость, в какой вы теперь находитесь, всячески охраняя ее, со всех сторон заграждая вход дьяволу, дабы, получив обильнейшую благодать Духа, вы могли принести плоды — иной в тридцать крат, иной в шестьдесят, а иной во сто, и удостоились с дерзновением встретить Царя небесного, когда Он благоволит придти и распределять неизреченные блага между проведшими настоящую жизнь добродетельно, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Notes

Примечания

Старой называлась часть города, расположенная при реке Оронте; здесь была церковь, называвшаяся также «старой» или еще «апостольской», так как основана была апостолами.

????????? — этим именем назывался храм Спасителя в Иерусалиме.

Разумеется 1–я беседа, произнесенная еще до мятежа в Антиохии.

т. е. императору.

en lupaiV — в скорбях.

Везде, где в Септуагинте и славянском переводе стоит «три дня и Ниневия будет разрушена», в синод. переводе стоит «сорок дней».

См. предыдущ. V бесед. п. 3 и сл.

См. предыдущ. VI бесед. п. 4.

См. предыдущ. VII бесед. п. 4.

т. е. ходить в присутственные места до обеда. Так было, например, в Афинах.

См. Бес. VIII, 4.

???????????? — «некие сестры», так как в греч. подлиннике и день и ночь — слова женского рода.

У Элиана в De Animalibus III, 42 упоминается птица Porphyrion, которая отличалась даже большей красотой, чем павлин.

Окружил небо окружением славы — Сир. 43:13.

Здесь Септуагинта не согласуется с Синодальным переводом. — и. Н.

т. е., преступник, которого с веревкою на шее ведут на место казни.

т. е., в которую он будет брошен палачом.

т. е., пресвитеры антиохийские.

т. е., «Павел юзник Иисус Христов».

Это был Македоний. См. Theodor. Hist. XIII.

т. е. как не повредила трем святым отрокам разженная вавилонская печь.

Константинополь.

Епископ Флавиан.

Так св. Златоуст называет обряды иудейские, которые потеряли всю силу свою с пришествием Спасителя.

т. е. отнятие у Антиохии некоторых преимуществ.

В славянск. перев. Библии: в Сеннааре.

т. е. христианские.

Th Kuriakh thV episwzomenhV… Семеон Алляций в соч. de Dominicis et hebdomadibus Graecorum говорит, что 'Episwzomenh назывался у каппадокийцев праздник Вознесения Господня: там же он замечает, что h Kuriakh thV hpiV. называлось 5–е воскресенье по Пасхе, т. е. то самое, которое предшествовало Вознесению. Но Тильмон, а за ним и новейшие издатели творений Златоуста — Монфокон и Минь склонны скорее признать в h Kuriakh thV episwzomenhV одно из последних воскресений четыредесятницы, в частности — воскресение страстей (т. е. неделю ваий).

Жители сел и деревень в окрестностях Антиохии говорили сирским языком.

Tribon — спартанский плащ (короче и грубее, чем иматий), а также — потертое платье, которое носили бедные; со времени Сократа — обычная одежда всех философов.

Беседа 15:5.

Последние слова 6–го ст. читаются в тексте LXX: tou epifainesqai auth (ampelw) ta klhmata authV (ampelou) ep? authn kai ai rizai authV upokatw authV (ampelou) hsan; в тексте Злат. вместо ep? authn и upokatw authV читается: ep? auton (aeton), upokatw autou (aetou), т. е. лозы его (винограда) на нем (орле) и корни его (винограда) под ним (орлом) были.

Этим словом (и оплетение его на нем, kai o elix authV ep auton) в слав. соответствуют: «и корение его к нему» (kai ai rizai authV proV auton).

В слав. пер.: «бысть в лето девятое царства его, в месяц десятый прииде… Греч. (LXX) изд. 1810 г. en tw mhni tw dekatw endekath tou mhnoV (одиннадцатый день месяца).

ton Safan; в слав. «Софонию» (Sofonian).

Слов «Сафана архистратига», совершенно нет в слав. переводе, равно как и у LXX.

т. е. низвержением царских статуй.

Епископа Флавиана в столицу.

Епископ Флавиан.

Константинополя.

Конечно, Босфор, которым отделяется европейский берег, где стоит Константинополь, от азиатского.

Святой Иоанн Златоуст приписывает эти слова Иисусу сыну Сирахову.

т. е. с Христом (1 Кор. 15:20. Кол. 1:18).

Епископ Флавиан.

т. е. предстоящим в храме.

Упоминаемая здесь утренняя беседа не дошла до нас.

т. е., что не был стражем брату.

т. е., проповеданием.

т. е., непамятование о предмете прежней беседы.

Самая мелкая монета.

т. е., кроме милостыни и молитвы.

т. е. повеления Божьего — не вкушать от дерева познания добра и зла.

Встань и иди в Ниневию и проч. (Ион. 1:2).

т. е. брошенного в ров пророка.

т. е. епископ Флавиан, в присутствии коего говорена была беседа.

т. е. собрание слушателей.

т. е. Навуходоносор, царь вавилонский.

В переводе Юнгерова это место звучит так: «Обвинитель в первой речи своей на суде — прав по отношению к себе», но поскольку Златоуст это место понимает иначе, мы оставили тот смысл, который присущ славянскому переводу. — и. Н.

Настоящая беседа произнесена была Златоустом, как полагают, 25 декабря 386 г. Так как обычай праздновать день Рождества Христова 25 декабря был новым в Антиохийской церкви — еще десяти лет не прошло с тех пор, как он был перенесен сюда с запада (раньше же в Антиохии как и вообще на востоке, Рождество Христово праздновалось в один день с Богоявлением — 6 декабря), то среди Антиохийской паствы возникли споры по поводу нового праздника: одни признавали его, другие отвергали. Настоящею беседою св. Златоуст желает прекратить эти споры и приводит три доказательства в пользу того, что день Рождества Христова должен праздноваться 25 декабря.

Беседа произнесена, как с вероятностью можно думать, в 387 г. в праздник Богоявления: следовательно, спустя несколько дней после предшествующей беседы — в день Рождества Христова.

Так у Златоуста, в славянской же Библии: «что принесете в храм, то Я развею».

Время произнесения этой беседы с точностью неизвестно; можно только полагать, что она произнесена ранее нижеследующей второй беседы.

Беседа произнесена, как полагают, в великую пятницу 392 г.

В синод. пер. «во гроб».

Время произнесения этой, равно и следующей — второй беседы, неизвестно.

Указывается на беседы против аномеев и, так как беседы против аномеев сказаны в 386 году, то и беседу о воскресении мертвых нужно относить к ближайшему затем времени, всего вероятнее к началу 387.

Слав.: «аки стояща мнеша сия, и не яко бежаща». Здесь мы делаем прямой перевод с греч., потому что в синод. перев. смысл совсем иной. — и. Н.

Здесь есть оттенки смысла, которые пропадают в русском переводе. В греческом оригинале стоит не просто «облечься», но то, что в славянском выражено «пооблещися», т. е. одеть сверху. Об этом Златоуст и рассуждает далее. — и. Н.

Предполагают, что сказано в 395 г.

Здесь использован не синод. перевод. — и. Н.

Буквальный перевод: «не упивайтесь вином, в котором есть блуд».

Романезия — загородная местность в Антиохии. Год произнесения беседы неизвестен.

Епископ Флавиан.

1–я и 2–я беседа в день Пятидесятницы произнесены в Антиохии; год произнесения неизвестен.

Из важнейших праздников святой Златоуст перечисляет только три, причем первым называет Богоявление, вторым — Пасху, третьим — Пятидесятницу: вероятно, он приспособлялся в этом случае к издревле установившемуся обычаю у антиохиан — почитать эти три праздника за самые важные, и так как Рождество Христово, которое в ряду праздников должно бы быть поставлено на первом месте, еще недавно в Антиохии стало праздноваться особо от Богоявления, то он не упоминает его особо.

У Златоуста вместо Малахии назван Михей.

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!