Евреи. Общие сведения



ЕВРЕИ – само название и общее этническое название (на русский язык) народов, живущих в разных странах, но ведущих своё происхождение от древнееврейской народности; верующие евреи исповедуют иудаизм. В 13 – 12 вв. до н.э. древнееврейские скотоводнические племена, кочевавшие в Аравии, переселились в Палестину, где частично смешались с хараанеями и хеттами и перешли к оседлости и земледелию. Их родоплеменной строй сменился классовым, образовалось единое государство (около 1000 лет назад до н.э.), чему способствовала борьба с соседними племенами (филистимлянами и др.). Около 935 лет назад до н.э. это государство распалось на два: северное – Израильское и южное Иудейское царство. В 586 году до н.э. последнее было завоёвано – Вавилонией, часть жителей была угнана в Месопотамию, что положило начало расселению евреев по странам мира (т.н. диаспоры). Основные массы евреев возвратились из вавилонского плена лишь через 50 лет. В 63 году до н.э. Иудея была захвачена Римом. При подавлении восстания евреев против Рима, Иудея подверглась разграблению и опустошению. Много евреев было убито, продано в рабство, часть расселилась по всей Римской империи и за её пределами. В 132 – 135 годах н.э. произошло последнее крупное восстание евреев Палестины против Рима под предводительством Бар-Кохбы.

В эпоху раннего средневековья евреи жили главным образом в странах Западной Европы, где в отношении евреев издавались специальные законы, ограничивавшие их в правах и занятиях, в частности в праве владения и пользования землёй. Эти ограничения заставляли их селиться в городах, где они занимались ремёслами и торговлей, а более богатые – ростовщичеством. Евреи не допускались в цехи и гильдии, подвергались ограблениям и изгнаниям. Имущество ограбленных, изгнанных и убитых евреев присваивалось феодалами, бюргерами и католической церковью, насаждавшей вражду к ”врагам христовым”. Тысячи евреев пали жертвами инквизиции. В ряде случаев евреи поголовно изгонялись из некоторых стран (из Англии в 13 во., Франции 14 в., Испании и Португалии в конце 15-го в. И т.д.). Основной причиной этих преследований было противоречие интересов христианских и еврейских купцов и ремесленников. Наряду с этим преследования евреев уже в средние века имели целью отвлечь народный гнев от феодалов и богатых горожан и направить его против евреев. Еврейская беднота, помимо национальной дискриминации, подверглась экономическому и культурно-бытовому гнету со стороны еврейской общины (когол, кагал), и клерикальной верхушки, заправлявших коголом. Последний, в свою очередь, насаждал отчуждение и вражду евреев к христианам. Века гонений и беспощадного гнета внутри еврейской общины привели к громадной смертности и пауперизму евреев. Периодически среди евреев возникали движения против когольной верхушки и мессианские движения, выражавшие в религиозной форме протест масс против социального и национального гнета. В результате буржуазной революции 17-19 вв. в Западной Европе ограничения евреев были отменены. Но, подобно другим буржуазным реформам, равноправие евреев на практике было урезанным. Свирепый средний век антисемитизм был заменён более мягкими формами религий и расовой дискриминации в государственной и общественной жизни и в быту. Буржуазный строй не мог коренным образом разрешить еврейский вопрос.

В конце 18-го века большинство евреев жило в Польском государстве и при разделах Польши значительная часть их перешла под власть Российской империи, где вскоре после этого начали проводиться ограничения евреев. Царское правительство с целью отвлечения народных масс от революционного движения натравливало на евреев самые отсталые и невежественные элементы населения, учинявшии евреям погромы. Классовый и национальный гнет в России привёл к тому, что в конце 19 века от 25% до 38% евреев в ряде городов жили за счёт благотворительности, многие (главным образом еврейская беднота) были вынуждены эмигрировать (особенно в США и другие страны Америки). Непрерывно расширялась и углублялась социальная дифференциация среди евреев, значительно вырос ремесленный отчасти фабричный пролетариат, возникла промышленная буржуазия; происходило приобщение евреев к демократической русской культуре и революционному движению, а также к светскому просвещению. Большевики боролись за приобщение рабочих евреев к общероссийскому социал-демократическому рабочему движению, против националистического мелкобуржуазного Бунда, за уничтожение бесправия евреев (законопроект об отмене всех ограничений, связанных с национальной принадлежностью, был внесён большевиками в 1914 году в 4-ю государственную думу), против погромов и т.д. октябрьская социалистическая революция и последовавшие после 2-ой мировой войны революции в Польше, Венгрии и др. странах полностью уничтожили вековое бесправие и в этих странах. Ликвидация эксплуатации человека человеком, создание социалистических, экономических и общественных отношений обеспечили дружбу и равенство народов, населяющие социалистические страны, и ликвидировали социальную почву для национальной дискриминации вообще и для социальной дискриминации евреев в частности. Пролетарский интернационализм, равноправие и тесное содружество народов – основа национальной политики социалистических государств. В этих странах ведётся борьба против пережитков веками насаждавшегося антисемитизма, а всякая его проповедь карается законом. На основе общности экономических, политических и духовных интересов, братской дружбы и сотрудничества евреев вместе со всеми народами СССР и других социалистических стран участвуют в строительстве социализма и коммунизма. В 1934 году в СССР была образована Еврейская автономная область.

Буржуазия в период общего кризиса капитализма всё чаще прибегает к усилению расизма в разных видах, в т.ч. к антисемитизму – распространению вражды к евреям, правовым их ограничениям, изгнаниям, погромами и т.п. в руках эксплуататорских классов антисемитизм является одним из средств отвлечения трудящихся от демократической и революционной борьбы, средством разжигания среди недостаточно сознательных слоёв трудящихся расистских и националистических предрассудков, чуждых большинству рабочего класса и трудящегося крестьянства. Реакционные круги, насаждавшие антисемитизм, опираются главным образом на неустойчивые в идеологическом и моральном отношениях мелкобуржуазные элементы. Так, в Германии антисемитизм насаждался фашистами; в 1935 году гитлеровское производство издало так называемые ”Нюрнбергские законы”, по которым евреи в Германии были лишены всех гражданских прав и ограблены, в 1938 году по всей стране гитлеровцы организовали массовые погромы, а во 2-ой мировой войне истребили миллионы евреев в самой Германии и в оккупированных странах. В странах капитализма теперь, как и раньше, процесс сближения наций затруднён в результате шовинистической антисемитской пропаганды, дискриминации евреев и некоторых других народов. Вместе с тем еврейские буржуазные националисты ведут пропаганду идей сионизма и классового мира внутри евреев, причём эта пропаганда находит особенно благоприятную почву среди той части евреев, которая вынуждена была эмигрировать из фашисткой Германии и стран, ею оккупированных. Идеи сионизма широко используются правящими и клерикальными кругами созданного в 1948 году еврейского государства Израиль, пытающимися направить процесс формирования еврейской буржуазной нации в Израиле по пути возрождения архаических еврейских обычаев.

К началу 20-го века во всём мире было около 10 миллионов евреев и из них 75% жило в Европе (в России, Австро-Венгрии, Германии). В 1939 году число евреев увеличилось до 16,7 миллионов человек, из которых около 57% жило в Европе и 33% в странах Америки (главным образом в США). В результате зверского уничтожения 6 миллионов евреев значительно уменьшилось и в 1959 составляло 12,8 миллионов человек; из них в США – 5,8 миллионов человек, СССР – 2268 тысяч человек, Израиле – 1,8 миллиона человек, Великобритании – 450 тысяч, Бразилии – 130 тысяч, Румынии – 100 тысяч евреев, проживающие в той или иной стране, живут общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью населения этой страны и в большинстве говорят на языке этого населения. Значительная часть евреев стран Восточной Европы и Америки говорит на языке идиш (близком к немецкому языку). В СССР, согласно переписи 1959, 21,1% евреев назвали идиш родным языком. Часть евреев на Балканах и Ближнем Востоке – потомки выходцев из Испании, говорит на языке испаньоль (ладино) романской группы. В Израиле большая часть евреев говорит на языке иврит (получивший значительное развитие в литературе и обиходной речи древнееврейского языка, относящийся к семито-хамитской семье языка). Верующие евреи пользуются им как языком культа. Среди евреев СССР имеются небольшие группы горских евреев (в Дагестане), говорящих на татском языке, грузинских евреев (в районе Тбилиси), говорящих на грузинском языке, среднеазиатские евреи (в районе Бухары), говорящих на таджикском языке, и так называемых крымчаков – крымских евреев, частично ещё говорящих на татарском языке.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!