Защитные механизмы эго 45 страница



Элементализм

Инвайронментализм

Неизменность Субъективность Проактивность

Объективность

Реактивность Гетеростаз Непознаваемость Гомеостаз (Познаваемость \ Рис. 11-1. Позиция Роджерса по девяти основным положениям, касающимся природы

 

человека.

 

в большей степени, чем признает экзистенциальная философия, определяет, в каком направлении пойдет развитие его личности. Следовательно, Роджерс не сомневается, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни.

 

В теории Роджерса свобода рассматривается как составная часть тенденции актуализации. Для этой тенденции естествен уход от контроля внешних подкреплений к внутреннему контролю и автономному поведению [Ко§ег5, 1980]. То есть чем активнее может действовать тенденция актуализации, тем у человека:

 

_ выше вероятность преодоления <условий ценности>, заложенных в ранние годы жизни;

 

_ больше осознанности и открытости для внутренних и внешних переживаний;

 

_ больше свободы в формировании себя и своей жизни.

 

Тенденция актуализации максимально эффективна у <полноценно функционирующих людей>, которых, как уже было сказано, можно описать в терминах эмпирической свободы, организмического доверия и экзистенциального образа жизни. Именно у них человеческая свобода достигает своего пика; эти люди знают, что они свободны, считают себя первоисточником этой свободы и действительно <живут> ею в каждый момент времени. Роджерс всецело привержен положению свободы на индивидуальном уровне. Он признавал за наукой право предполагать определенный детерминизм, но настаивал на том, что нельзя отрицать существование осознанного выбора.

 

Рациональность-иррациональность. Основной предпосылкой теории Род-жерса является то, что человек рационален. Абсурдность многих его поступков, столь очевидная в повседневной жизни (например, убийства, изнасилования, жестокое обращение с детьми, войны), проистекает из-за того, что человечество пребывает <не в согласии> со своей истинной внутренней природой. Также, как в случае со свободой, истинная рациональность человеческого рода будет проявлять себя, когда тенденция актуализации, являющаяся побудительной силой жизни

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 553

 

каждого его представителя, станет действенной. Когда социальные условия позволят людям вести себя в соответствии с их истинной природой, рациональность будет руководить их поведением.

 

Как Роджерс пояснил в опубликованном интервью с Уиллардом Фриком [РпсЬ, 1971], свобода, рациональность и тенденция актуализации сложно переплетены в его представлении человечества. Когда тенденция актуализации имеет возможность проявиться, поведение человека является значительно более свободным и осознанным. В идеальной ситуации поведение человека <исключительно рационально, неуклонно движется по направлению к целям, которых организм стремится достичь> [Роджерс, 1961, р. 195]. Такая концепция человека была бы невозможной без твердого следования положению рациональности.

 

Холизм-элементализм. Роджерс был весьма привержен пониманию и изучению человека как гештальта, или единого целого. Действительно, холистиче-ский акцент очевиден во всех его рассуждениях. Но, возможно, наиболее очевиден он в его центральном теоретическом конструкте - самости. Чтобы теоретик исходил из такого глобального, всеобъемлющего единого конструкта при объяснении поведения, необходимо как минимум полностью принимать положение холизма.

 

Более того, в системе Роджерса самость постоянно движется в направлении все большей целостности. Именно с этой позиции Роджерс объясняет развитие человека, которое начинается с недифференцированного феноменологического поля младенца, продолжается неослабно, пока это поле не становится разделенным на <Я> и окружение (возникает Я-концепция), и достигает наивысшего развития в усилиях организма достичь единства <Я> и согласованности с собой [Ко§ег5, 1963]. Следовательно, если человек здоров, он всегда движется к все большей целостности и единству. Холизм - основной тезис, обычно встречаемый у гуманистически ориентированных персонологов; теория Роджерса ясно выражает этот принцип.

 

Конституционализм-инвайронментализм. Теория Роджерса показывает умеренную приверженность конституционализму в самом широком смысле: при тщательном изучении его теоретических трудов поражаешься частому употреблению таких словосочетаний, как <природа человека>, <истинное "Я" человека>, <врожденный потенциал человека>, которые подразумевают биологическую основу человеческого развития и личности. Это конституциональное научение, возможно, является наиболее очевидным в роджерсовской концепции тенденции актуализации. Не нужно забывать, что мотив достижения совершенства в жизни основывается на физиологических процессах и является биологическим фактом жизни. Описание унитарного мотива, лежащего в основе всей деятельности человека, в таких терминах четко отражает положение конституционализма.

 

Но это не все. Так как <Я> появляется в ранней жизни, на него существенно влияют переменные окружения. <Безусловное позитивное внимание> от других, составляющих окружение, способствует здоровому саморазвитию; навязывание <условий ценности> препятствует ему. Следовательно, возникновение Я-концеп-ции у человека затруднено влиянием окружения. Поэтому теория Роджерса никоим образом не лишена положения инвайронментализма.

 

Все же, чтобы увидеть положение конституционализма-инвайронментализма в правильном свете, необходимо рассмотреть его связь с положениями свободы

 

554 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

и рациональности. Как указывалось в главе 1, девять основных положений не являются полностью взаимозависимыми; то же самое верно и для позиции любого теоретика. Роджерс понимал, что люди - единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое будущее [РпсЬ, 1971]. Поскольку люди по природе рациональны и свободны, они могут как-то преодолеть влияния - конституциональные и, в особенности, окружения, посягающие на их развитие. Короче говоря, убеждение Роджерса, что люди формируют собственную судьбу, сдерживает действие положения конституционализм-инвайронментализм.

 

Изменяемость-неизменность. Отчетливым признаком приверженности пер-сонолога положению изменяемости является акцент на постоянном личностном росте в его теории. Теория Роджерса как раз демонстрирует такой акцент в концепции тенденции актуализации. С помощью тенденции актуализации все люди, а также все другие живые организмы описываются как беспрестанно растущие, развертывающие свой врожденный потенциал и изменяющиеся в этом процессе. Личностные изменения являются составной частью того, что в теоретической системе Роджерса подразумевается под человеческим бытием.

 

Наличие возможности для личностных изменений становится еще более очевидным, если мы вновь рассмотрим взаимодействие тенденции актуализации со свободой и рациональностью в феноменологической теории. По Роджерсу, по мере того, как человек взрослеет, он становится все более свободным и рациональным. Следовательно, в значительной степени человек может решать, каким он намеревается стать в будущем. Все это ясно говорит о том, что люди могут значительно меняться в течение жизни. Приверженность Роджерса положению изменяемости бесспорно является очень сильной.

 

Субъективность-объективность. Субъективность является ключевым положением в теории Роджерса. Вся феноменологическая теория сформировалась непосредственно на основе этого положения. По Роджерсу, каждый человек живет в мире богатых, вечно меняющихся, личных, субъективных переживаний, в котором он занимает центральное место. Каждый человек воспринимает мир субъективно и соответственно этому реагирует. В основе системы восприятия лежит Я-концеп-ция. Следовательно, по Роджерсу, поведение человека всегда будет недоступно для понимания без ссылки на личный мир переживаний. В противовес Скиннеру и современному бихевиоризму Роджерс настаивал на том, что мы никогда адекватно не сможем объяснить действия человека, если будем изучать только объективные условия окружения. Мы должны всегда рассматривать внутреннюю сущность человека и пытаться увидеть мир его глазами, чтобы понять поведение. Субъективность является сущностью феноменологической позиции, и приверженность Роджерса этому положению чрезвычайно сильна.

 

Проактивность-реактивность. Роджерс утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он в высшей степени проактивен. В теории Роджерса проактивность человека становится еще более очевидной, когда мы рассматриваем энергетический источник поведения всех людей - тенденцию актуализации. Так как этот мотив достижения совершенства присущ всему живому, человечество всегда движется впеоед, растет, словом <пппяктивипуртгя>

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 55.

 

Хотя Роджерс признавал, что необходима какая-то внешняя стимуляция дл? развертывания самоактуализации, внешние стимулы в его теории являются тем, < чем врожденная тенденция актуализации взаимодействует, а не тем, что ее обус лавливает. В самом прямом смысле человек психологически потребляет внешних стимулы, а не просто реагирует на них. Учебная аудитория является в данно> случае хорошим примером. С точки зрения Роджерса, научение человека не явля ется просто прямой функцией того, чему <научают> (то есть реакцией на внешни. стимулы) [Ко§ег5, 1969]. Но люди могут получить пользу от аудиторного обуче ния: у них есть врожденная способность расти и расширять свои горизонты (тенденция актуализации), и хороший курс может способствовать росту, побуж дая их двигаться в направлениях, которые они, возможно, еще не рассматривали Следовательно, в теории Роджерса внешние стимулы поддерживают рост челове ка и дают ему пищу, но единственной движущей силой поведения является тен денция актуализации - внешняя стимуляция не побуждает человека к деятель ности. Эта точка зрения отражает сильную приверженность Роджерса положе нию проактивности.

 

Гомеостаз-гетеростаз. Поскольку это положение касается мотивационноп аспекта, нам необходимо вернуться к единственному динамическому конструкт: Роджерса, чтобы определить его позицию по этому поводу. Этот конструкт - тенденция актуализации - несомненно, является гетеростатической концепцией

 

Как вы могли убедиться, тенденция актуализации всегда направлена к росту интенсификации и самореализации человека. Побуждения, которые другие теоре тики считают гомеостатическими (например, голод, секс и компетенция), в теори: Роджерса относятся к категории гетеростатического мотива достижения совер шенства. Более того, тенденция актуализации цветет пышным цветом при увели чении напряжения, а не при его уменьшении. Естественным образом люди стр{ мятся к стимуляции, к риску и новым возможностям для личностного росте Данное положение находит наивысшее выражение в формулировке Роджерсо] понятия <хорошей жизни>. Вспомним, что он описывал ее как направление, а н как конечную точку. Следовательно, полноценно функционирующий человек все гда стремится к движению, расширению, всегда ищет возможности для актуализг ции своего потенциала. Приверженность гетеростатическому положению у Ро жерса чрезвычайно сильна.

 

Познаваемость-непознаваемость, феноменологическая позиция Роджерс недвусмысленно предполагает, что человек непознаваем в традиционном научно смысле. Как уже отмечалось, положение субъективности является философско сущностью феноменологического направления. Субъективность означает, чт каждый человек живет в личном мире переживаний, которые только он имее возможность адекватно трактовать. Следовательно, нельзя ожидать, что психолс гическая наука в один прекрасный день полностью поймет тот предмет, которы она исследует, а именно человека.

 

Роджерс безусловно обращался к этому вопросу, в котором, вероятно, наиболе точно представлена его теория [Ко§ег5, 1959]. Хотя он допускал, что может сущ< ствовать такая вещь, как <объективная истина> или <реальность>, он также нг стаивал на том, что никто не сможет достичь ее, потому что каждый из нас живет мире личных, субъективных переживаний. Роджерс писал: <Следовательно, н(

 

556 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием> [Коегз, 1959, р. 192]. Если такой вещи, как научное знание, в принципе нет, можно смело сказать, что природа человека никогда не будет понята с научных позиций.

 

Тогда что же, с точки зрения Роджерса, является целью психологического исследования? Возможно, его ответ объясняет, почему комитет по наградам за научные заслуги Американской психологической ассоциации удостоил его титула <уважаемый надоеда>, и почему он с готовностью принял его. В течение всей научной карьеры Роджерс выступал против традиционных основ научной психологии (например, против структуры и негуманной природы образования в этой области); первым провел научные исследования в сфере субъективных переживаний (например, исследования по психотерапии) и вообще делал все возможное, чтобы расширить диапазон научных концепций и методологии для наиболее полного включения принципа субъективности. Хотя, несомненно, его усилия не прошли даром, однако, читая его труды, неизбежно приходишь к выводу, что он больше узнал о переживаниях человека и поведении от своих многочисленных клиентов, а не из психологической литературы или эмпирических исследований. Роджерс писал: <Я никогда не учился чему-нибудь по исследовательским работам... Я не настоящий ученый. Большинство моих работ призваны были подтвердить то, что я уже признавал как истину> [Вег§т, §<гирр, 1972, р. 314].

 

В следующем разделе представлены данные, полученные на основе эмпирических исследований, вызванных к жизни феноменологической теорией личности Роджерса.

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Теория Роджерса имеет отношение не только к проблеме личности, но также к психотерапии и изменению поведения человека. Практически все эмпирические исследования, которые проводил Роджерс, были нацелены на разъяснение и понимание природы терапевтического процесса, условий, которые способствуют росту личности, и эффективности терапии в достижении стабильных поведенческих изменений. Психотерапевтические исследования косвенно позволили получить многочисленные данные, касающиеся Я-концепции и ее влияния на психологическую адаптацию человека. Это и понятно, так как концепция самости является основным положением теории Роджерса. Именно благодаря Роджерсу психотерапия и природа <Я> стали важной областью исследований. В основном благодаря его усилиям, персонологи теперь признают самость как полезный конструкт, применимый для объяснения поведения человека [Маг1ш5, 1983; МагЬиа, Мигшз, 1986]. Еще важнее то, что формулировка Роджерсом феноменологической теории сделала самость объектом заслуживающих внимания эмпирических исследований [5415, 0гееп\уа1с1, 1983]. В современной психологии именно Роджерс оказал огромное влияние на интеллектуальную атмосферу, в которой успешно развивались исследования, посвященные Я-структуре.

 

В этом разделе мы рассмотрим два направления, в которых осуществлялась проверка научной валидности концепций Роджерса. Однако сначала необходимо

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 55

 

познакомиться с точкой зрения Роджерса на психологическую науку и исследо вания, с его методом измерения Я-концепции и с исследовательской стратегией которую он применял для изучения изменений Я-концепции в процессе терапии

 

Точка зрения Роджерса на научные исследования

 

Роджерс был привержен феноменологии как основе для развития науки о челове ке и как методу исследования эмпирической валидности теоретических концеп ций. Своей задачей феноменологический подход считает изучение и объяснени явлений, имеющих место в субъективном мире сознательных переживаний челове ка. Роджерс полагал, что такой метод обеспечит самую выгодную позицию дл понимания сложных процессов, лежащих в основе человеческого поведения.

 

Роджерс считал, что наряду с экспериментальными исследованиями достовер ным источником феноменологических данных являются клинические наблюде ния, полученные, например, в ходе психотерапии. Такие клинические наблюдения обычно представляющие собой отдельные выдержки из записанных на магните фон интервью в клиент-центрированной терапии (иногда также снятых на видес пленку), позволили исследователям впервые изучить взаимодействие клиент-психотерапевт. Следует отметить, что Роджерс всегда заранее спрашивал разр(шение клиента на запись или съемку и обнаружил, что это не мешает курс терапии. В то же время он подчеркивал, что процесс научного исследования ю когда не должен отклоняться от рамок ценностей и целей человека. <Наука сущ(ствует только в людях. Каждый научный проект имеет свое творческое начале свое течение и гипотетическое заключение в человеке или людях. Знание - да> научное знание - это то, что субъективно приемлемо> [Комета, 1955, р. 274]. Ро жерс распространял этот принцип на область науки. Он полагал, что поскольк наука сама является нейтральной, она никогда не обезличивает, не контролируя людей и не манипулирует ими. Это могут делать только сами люди. Следовател] но, способ, каким используются научные открытия в персонологии, будет зависет от выбора ценности, сделанного людьми.

 

Понимание науки Роджерсом диаметрально противоположно ее понимани: Скиннером и другими представителями бихевиорального направления. Взгляд этих двух выдающихся психологов на проблему научного контроля поведения 41 ловека были ясно сформулированы в дискуссии, проведенной перед съездом Ам1 риканской психологической ассоциации в 1956 году. В ходе дискуссии Роджер [Ко§ег5, 1956] отметил, что и он, и Скиннер посвятили себя изучению поведенн человека. Более того, оба согласны, что психологическая наука значительно пр(двинулась в объяснении поведения человека и разработала способы его прогног и контроля. Однако Роджерсу казалось, что Скиннер переоценивает серьезнос1 проблем, связанных с поведенческим контролем. По мнению Роджерса, заявления что бихевиоральные принципы можно использовать в создании культуры, котора будет более эффективно удовлетворять потребности человека, вызывает ря принципиальных вопросов. Кто кого будет контролировать? Кто будет контрол] ровать контролирующих? В какой степени будет осуществляться поведенчески контроль? И какие формы поведения будут считаться желательными в обществ организованном по Скиннеру? Тот факт, что ценности и субъективный выбс

 

558 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

неявно включены в рассмотрение такого рода вопросов, вызвал у Роджерса крайнее нежелание отдать неограниченную власть ученому-бихевиористу. По иронии судьбы, хотя Роджерс горячо верил в человечество, ему не хватало скиннеровской уверенности в ученом. Роджерс предположил, что науку можно использовать для создания открытого общества (в противовес закрытому скиннеровскому), в котором людям будет дана возможность развивать ценности ответственности, счастья, безопасности, продуктивности и креативности. Он утверждал, что персонологи-ческие исследования должны в конечном итоге решать вопросы, относящиеся к хорошей жизни и к тому, как ее достичь как можно большему числу людей.

 

Иэмерение Я-ионцепции: техника а-сортировки

 

В начале 1950-х годов Уильям Стефенсон, в то время коллега Роджерса по Чикагскому университету, разработал метод, получивший название техника (-сортировки, для исследования Я-концепции человека [ЗерЬепзоп, 1953]. Роджерс вскоре признал потенциальную ценность работы Стефенсона для своих исследований по изменению восприятия себя в ходе психотерапии. Поэтому он заимствовал (-сортировку и применял ее в качестве одного из основных исследовательских инструментов для сбора данных о терапевтическом улучшении.

 

Что представляет собой О-сортировка? Хотя она обладает огромным количеством возможностей, в сущности это метод эмпирического определения того, каким человек представляет себя. Метод (-сортировки очень прост. Испытуемому дают набор карточек, на каждой из которых напечатано утверждение или прилагательное, относящееся к какой-то личностной характеристике. Карточки могут содержать такие утверждения Я-эталона, как <Я эмоционально зрелый>, <Я часто чувствую себя униженным>, <Я умный>, <Я люблю быть в одиночестве> или <Я презираю себя>. Или же на них написано: <методичный>, <агрессивный>, <смышленый>, <искренний>. Задача испытуемого рассортировать карточки по категориям (обычно их семь) от тех прилагательных или утверждений, которые больше всего подходят к нему, до тех, которые меньше всего подходят к нему. Главной особенностью метода является то, что испытуемый должен рассортировать карточки в соответствии с заранее подготовленным или вынужденным распределением, то есть от него требуется расположить определенное число карточек в каждой определенной категории. Хотя число категорий меняется в разных исследованиях в соответствии с числом О-карточек, вынужденное распределение обычно в среднем производится одинаково. Например, в распределении О-сортировки, показанном в табл. 11-1, испытуемый сначала должен выбрать два утверждения, которые, как он считает, наилучшим образом его описывают, и поместить их в категорию семь. Затем он выбирает четыре утверждения, которые лучше описывают его, чем оставшиеся 36 (и хуже, чем два, помещенные в категорию семь), и помещает их в категорию шесть. Так продолжается до тех пор, пока он не поместит оставшиеся два утверждения, менее всего подходящие к нему, в категорию один. Как видно из примера, число карточек, помещенных в каждую категорию, симметрично уменьшается от центральной отметки, образуя нормальное распределение.

 

Следует отметить два дополнительных момента, относящихся к О-сортировке. Первый: утверждения или прилагательные могут быть отобраны из многочислен-Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _; Таблица 11-1. -сортировка вынужденного выбора

 

Число утверждений Номер категории

 

ных источников - не существует какого-то фиксированного набора стандарта: ванных данных О-сортировки. Они могут быть сформулированы на основе оп] деленной теории, из записанных терапевтических интервью или из личности: опросников. Второй: вынужденное нормальное распределение позволяет лег вычислить статистические результаты, так как средние значения и погреппкх всегда постоянны по всем испытуемым. Вынужденное распределение также пог гает контролировать наборы ответов, несмотря на существующие тенденц <среднего> или <экстремального> ранжирования. Напротив, О-сортировку кд тиковали за принуждение испытуемых классифицировать утверждения так, 1 они могут не точно отражать их Я-концепцию. Например, даже если испытуем чувствует, что большинство утверждений совсем не подходят ему, от него все требуют рассортировать их по предписанным категориям. Другой испытуемь хотя и чувствует, что большинство утверждений хорошо описывают его и не щ надлежат средней категории, также вынужден следовать инструкциям.

 

Исследователи, пользующиеся этим методом, обычно предлагают испытуем] провести О-сортировку утверждений дважды: один раз для самоописания и в' рой раз для идеального самоописания. Сначала испытуемого просят рассорти] вать карточки так, чтобы получилось описание его таким, каким он видит себ настоящее время. Это так называемая Я-сортировка. Второй раз испытуемс просят использовать те же карточки для описания человека, каким он больше в го хотел бы быть. Эта вторая сортировка называется идеал-сортировка.

 

Данные О-сортировки можно анализировать несколькими способами. Одна наиболее часто вычисляют коэффициент корреляции идеал-сортировки и Я-с(тировки, определяя таким образом, насколько точно Я-образ испытуемого, или (осознанное <Я>, соответствует его идеальному образу. По этой методике каждо утверждению О-сортировки приписывают два номера, причем первый представ.) ет номер категории для Я-сортировки, а второй - номер категории для иде< сортировки. Потом для этих двух номеров рассчитывают корреляцию. Следо] тельно, коэффициент корреляции становится индексом степени соответствия и несоответствия между осознанным <Я> и Я-идеальным. Позитивная корреляц демонстрирует соответствие, а негативная корреляция - несоответствие меж осознанным <Я> и Я-идеальным. Коэффициенты корреляции, незначительно ' личающиеся от нуля, показывают отсутствие связи (сходства) между тем, и человек видит себя, и тем, каким он хотел бы быть.

 

560 _ Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности

 

Стратегия исследования, примененная Роджерсом и его сотрудниками для исследования психотерапевтических личностных изменений (то есть изменений в Я-образе клиента), очень проста. Клиенты неоднократно выполняют Я-сортиров-ку и идеал-сортировку во время терапии, в конце терапии и, в некоторых случаях, во время посттерапевтических интервалов. Каждый раз подсчитывается коэффициент корреляции между двумя сортировками. Сравнивая корреляции между двумя сортировками, можно выделить закономерности постепенного изменения отношений между осознанным <Я> и Я-идеальным клиента в ходе терапии. Методология исследования также требует использования контрольной группы для демонстрации того, что обнаруженные изменения произошли благодаря терапии, а не просто с течением времени, вследствие знакомства с (-сортировкой или из-за других посторонних влияний. Контрольную группу сопоставляют с испытуемыми-клиентами по таким демографическим переменным, как возраст, пол, образование и социоэкономический статус. Они выполняют (-сортировки в те же промежутки времени, что и группа клиентов. Единственная разница между двумя группами та, что группа клиентов проходит курс лечения (клиент-центрированная терапия), а контрольная групппа - нет. Этот метод позволил Роджерсу валиди-зировать многие его теоретические представления, касающиеся личностного роста и изменений и терапевтических условий, которые вызывают их [СагЫш, 1969].

 

Самовосприятие и психологическая адаптация

 

Как объяснялось ранее, Роджерс полагал, что психологическая дизадаптация происходит в результате несоответствия между Я-структурой и опытом. Другими словами, человек с психическим расстройством воспринимает себя и свои отношения с людьми и явлениями в своем окружении так, чтобы это соответствовало его Я-структуре. Поэтому он склонен к отрицанию или искажению любого переживания, которое противоречит его нынешнему Я-образу, так как его осознание вызовет тревогу, ощущение угрозы и расстройство. А психически здоровый человек стремится к реалистичному восприятию себя и своих отношений с другими людьми, то есть он старается видеть их такими, какими они представляются непредубежденному наблюдателю. Более того, здоровый человек открыт для переживания (то есть не защищается), принимает ответственность за собственное поведение и оценивает переживание с помощью своих чувств.

 

Случай с миссис Оук может продемонстрировать, как некоторые из этих теоретических утверждений были эмпирически проверены. До начала терапии миссис Оук (имя вымышлено), женщина под 40, была домохозяйкой, и у нее были трудности во взаимоотношениях с мужем и дочерью-подростком. Роджерс проводил многочисленные сеансы терапии с этой клиенткой в течение пяти месяцев [Ко§ег5, 1954]. После этого был семимесячный перерыв в терапии, а затем сеансы были возобновлены и продолжались еще в течение двух месяцев. Несколько раз - до, во время и после терапии - миссис Оук выполняла О-сортировку своего реального и идеального <Я>.

 

Данные О-сортировки показали, что в процессе терапии произошли значительные изменения в Я-концепции миссис Оук. А именно, описания ее Я-идеаль-ного в начале и в конце терапии показали более высокую корреляцию (г == +0,72),

 

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности _ 5(

 

чем описания реального <Я> в эти же два момента времени (г=+0,30). По Ро1 жерсу, это означает, что реальное <Я> пациентки подверглось большему измен> нию вследствие терапии, чем ее Я-идеальное. Более того, корреляция между от саниями ее реального и идеального <Я> были значительно выше в конце терапи (г=+0,79), чем в начале (г=+0,21). Это указывало на то, что ее реальное <Я более соответствовало Я-идеальному в конце терапии, чем в начале. И наконеь как ожидалось, соответствие между осознанным <Я> и Я-идеальным усилилось процессе терапии, причем индексы корреляции с течением времени возрастало г = +0,21, +0,47, +0,69, +0,71 и +0,79. Для Роджерса это означало, что миссис Оу стала больше походить на человека, которого она описывала как свой идеал.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!