Западный тип культуры



Культуру, рожденную на старом европейском континенте, называют «европейской», или «западной». Между этими терминами нельзя ставить знак равенства. Последний термин говорит о том, что вместе с европейцами – переселенцами эта культура перешагнула через океан и оказала огромное влияние на всю западную культуру.

Говоря о европейской культуре, мы должны иметь в виду и США, и Канаду, и Австралию, и в определенном смысле Россию.

В чем проявляется сущность европейской культуры?

Существует три точки зрения:

1) в особенностях индустриальной модели западного общества;

2) в духовных ориентирах христианства;

3) в традициях автономных городских коммун (городов – полисов античности, где были сформированы такие понятия, как «моральное лидерство», «демократия», «сообщество свободных собственников» и т.д.)

В Европе складывались такие компоненты полисного генотипа, как свобода собственности и трудолюбие, достоинство личности, свободный выбор.

Все это способствовало формированию в европейской буржуазной культуре определенных черт.

 

1. Антропоцентричный характер европейской культуры.

Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Древнегреческий философ Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей». Христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали, пониманием человеческого разума как созданного по образу и подобию божественного усиливало анторопоцентрический характер европейской культуры Нового времени. Ренессансный элитарный гуманизм, воспевавший мощь и свободу творческого человеческого духа, в Новом и Новейшем времени становится универсальным: он адресуется каждому человеку и провозглашает право на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Свобода личности становится исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2. Инновационный («нововведение») характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, высокий уровень риска, а стало быть, творчества и предприимчивости.

Данная черта способствовала формированию в Новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – это быстрое изменение техники и технологии, систематическое применение на производстве научных знаний, умножение знаний и изобретение нового.

3. Полицентризм власти, характерный для европейского типа культуры, заключается в рассредоточении власти в обществе, включая как относительную самостоятельность различных форм власти, так и ее ограничение на различных условиях с учетом определенной автономии местной власти. Заслуживает отдельного внимания разделение властей на политическую и духовную, государства и церкви. В борьбе политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть – сферу человеческой нравственности, благодаря чему человек приобрел свободу личности, нравственный идеал, суверенитет выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры.

4. Европеизм – это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное сотрудничество во всех областях общественной жизни. Например: НАТО, ООН, Международный Красный крест, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), «Грин – пис», Олимпийские игры, европейская денежная система и т.д.

5. Христианские корни европейской культуры. В основании культуры западного типа лежит христианство – одна из мировых религий. Основные идеи христианства – религии Иисуса Христа: искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм. Сегодня оно представлено и многочисленными сектами и культами – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и т.п.

Земная жизнь Иисуса Христа изложена в Евангелиях (от Иоанна, от Луки, от Марка, от Матфея). Евангелие – составная часть главного памятника христианской литературы – Библии.

Основанная Библией христианская картина мира лежит в основе христианского вероучения. Идея спасения – одна из главных тем христианской гуманистической литературы. Христианство для Европы нечто большее, чем просто какая – либо

 

религия в любой другой культуре. Христианская церковь как институт объединяла Европу «сверху»: путем распространения папской власти она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу «снизу»: формировала своего рода

«общеевропейское сознание», понемногу вытесняла разнородные мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры.

Различия между Западом и Востоком, хотя и сглаживаются под напором современной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными.

Принципиальные отличия двух обозначенных парадигм можно проследить по следующим основным позициям: (см. таблицу 1).

Итак, западный тип культуры – явление сложное и неоднозначное. Он ориентирован на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западного типа характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно – экономических и политических структур.

 

Таблица 1


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!