Радость поиска истины



Неутолимая жажда истины сама по себе блаженна. "Я жажду Истины и ничего кроме Истины" — в этом скрыт величайший экстаз (ананда). Ничто не приносит такой радости, как поиск Бесконечного. А это возможно, если признать свою ничтожность по сравнению с Бесконечным. Только заняв отрицательное положение, можно соприкоснуться с положительным Бесконечным. Только став средством наслаждения, можно встретиться с Наслаждающимся. Для нас как частиц Подчиненной Половины Божества наиболее естественно занимать противоположное положение — положение ничтожества. И чем глубже ощущение собственной "отрицательности", тем естественнее мы себя чувствуем.

Вопрос: Не является ли самоотрицание презрением к себе и извращенной формой смирения?

Шридхар Махарадж: Смирение прежде всего. Шри Чайтаньядев учил, что следует быть ниже травы и терпеливее дерева, оказывать почтение другим и не ожидать почтения к себе.

Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, почему мы презреннее травы. Получив в руки мощный инструмент — разум, мы не умеем им пользоваться. Трава, по крайней мере, ведет себя естественно, соответственно своей природе. Мы, будучи предметом обладания, претендуем на роль обладателя, тем самым отталкиваем от себя истинного Обладателя.

Мы пользуемся собственным разумом во вред себе. Трава пассивна — она не совершает действий, а лишь пользуется результатом прошлых жизней. Мы же, обладая свободой действия и используя ее не по назначению, готовим себе почву для будущих страданий. В этом смысле, наше положение хуже, чем у травы.

С материальной точки зрения нам повезло больше, но с духовной — наоборот. Почему? Потому что мы пользуемся своим положением ради собственной выгоды, чаще всего, причиняя страдания другим. Трава безоружна, она ни себе, ни другим не приносит вреда. Мы вооружены и убиваем сами себя. Сумасшедшему нельзя давать нож. Он становится опасен и для себя, и для окружающих.

Чем больше свободы, тем больше груз ответсвенности. Быть деревом менее рискованно: в этой жизни оно не может сделать ничего, за что нужно будет отвечать. От нас требуется большего терпения, чем от дерева, и большего смирения, чем от травы. У нас в руках оружие — человеческое тело и разум, с помощью которого можно разорвать цепи рабства, а можно загнать себя в еще большее рабство. Обладать таким оружием — огромная ответственность.

 

Глава Пятнадцатая


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!