О высказывании Всевышнего Аллаха 1 страница



«Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в День воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они к Нему приобщают!» [168] (аз-Зумар 39:67).

 

Ибн Мас’уд рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах (в День воскресения) разместит небеса на одном пальце, земли – на другом, деревья – на третьем, воды – на четвертом, богатства – на пятом, а все остальные Свои творения – на шестом, и скажет: "Я – Царь". Пророк широко рассмеялся, соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в День воскресения…».

В ривайе у Муслима говорится: «…а горы и деревья – на седьмом. Он потрясет ими и скажет: "Я – Царь. Я – Аллах"».

В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «…разместит небеса на одном пальце, воды и богатства – на другом, а все остальные Свои творения – на третьем…».

Муслим приводит слова пророка, переданные Ибн Умаром: «В День воскресения Аллах свернет небеса и возьмет их в Свою правую руку, а затем скажет: "Я – Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?" Затем Он свернет все семь земель и возьмет их в левую руку, и скажет: "Я – Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?"».

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».

Ибн Джарир сказал: «Йунус (ибн Абд аль-А’ла) рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зейда от его отца следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: "Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси) подобны семи дирхамам, брошенным в щит"».

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Престол по сравнению с Троном (аль-Арш) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне"».

Ибн Мас’уд рассказывал: «Между первым и следующим небом – пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом – пятьсот лет, а между Престолом и водой – также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а Аллах – над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших»[169]. Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубейша от Абдуллаха ибн Мас’уда. Подобный же хадис приводит и аль-Мас’уди от Асима от Абу Ва’ила от Абдуллаха. Хафиз аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошел до нас через большое количество путей.

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал: «Однажды посланник Аллаха сказал нам: "Известно ли вам, каково расстояние между небом и землей?" Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк сказал: "Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего – также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама"». Этот хадис передали Абу Дауд и другие.

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Смысл высказывания Всевышнего «…а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его…»

2. Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена пророка, которые тогда еще не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.

3. Пророк подтвердил истинность того, что рассказал ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

4. Пророк рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему ученый.

5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель в левой.

6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

7. Величие Престола по отношению к небу.

8. Величие Трона по отношению к Престолу.

9. Трон является чем-то отличным от Престола и воды.

10. Расстояние между каждым небом и следующим.

11. Расстояние между седьмым небом и Престолом.

12. Расстояние между Престолом и водой.

13. Трон находится над водой.

14. Аллах находится над Троном.

15. Расстояние между небом и землей.

16. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

17. Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллаху все это ведомо намного лучше.

 

Здравое слово о главе шестьдесят седьмой

Данной главой автор, да смилостивится над ним Аллах, завершил свою книгу.

Он указал на тексты, свидетельствующие о величии и высочестве Великого Господа, Его славе, великолепии и подчинении всех творений Его могуществу. Такие великие свойства и совершенные качества являются наилучшим свидетельством и доказательством того, что только Один Аллах может быть истинным объектом поклонения.

Только Ему, достойному всей хвалы, следует полностью подчиняться, возвеличивать Его, питать к Нему бесконечную любовь и обожествлять только Его. Он Один является Истиной, а все иное- ложь. В этом состоит сущность таухида, его дух и секрет искренней преданности.

Испросим же Аллаха, чтобы Он преисполнил наши сердца знанием Его, любовью к Нему и раскаянием перед Ним, ибо Он – Щедрый и Великодушный.

 

Хвала Аллаху, Господу всех миров!

И да благословит Аллах господина нашего

Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

 


[1] Малограмотные люди пытались познать Всемогущего Аллаха своим разумом, и поэтому они задавали вопрос «как?» в отношении Его имен, качеств, действий и попадали в заблуждение, сравнивая Аллаха с людьми или другими Его творениями.

[2] Спасшаяся группа – это праведные мусульмане, которые придерживаются пути посланника Аллаха и его праведных сподвижников. Они основываются на Священном Коране и достоверной Сунне. Их покровитель – Аллах, их имам – посланник Аллаха Мухаммад.

[3] Кадариты считают, что человек совершает свои поступки без воли на то Всевышнего, а джабриты полагают, что человек, напротив, не имеет собственной воли. Истинный Ислам же утверждает, что все происходит по воле Аллаха, однако человек имеет право на выбор.

[4] Мурджииты считают, что любой человек, засвидетельствовавший, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник, может совершать любые дела, и он не будет наказан. А ва’идиты полагают, что милость Аллаха не охватит людей, совершающих даже самые малые грехи. Приверженцы Сунны же убеждены, что Аллах наказывает за грехи и прощает их тому, кому хочет, если но не приобщал равных к Аллаху.

[5] Харуриты (хариджиты) и му’тазилиты полагают, что совершение грехов уничтожает веру, и человек за них навечно попадает в ад. Мурджииты и джахмиты же считают, что грех не влияет на веру, даже если она проявляется только на языке. Они полагают, что заявивший о своей вере находится на одинаковой ступени с архангелом Джибрилем.

[6] Это разделение между мусульманами произошло после убийства халифа Усмана – во время противостояния Али ибн Абу Талиба и Му’авии ибн Абу Суфйана. Рафидиты считают, что Али ибн Абу Талиб – лучший в общине Мухаммада и должен был унаследовать власть после него; при этом они заявляют о неверии Му’авии и его сторонников. Хариджиты же считают неверными как Али, так и Му’авию, а также сторонников их обоих. Третья группа – насибиты – сильно ругают Али и его сторонников, считая правым Му’авию. Приверженцы Сунны же считают, что Али и Му’авия действовали на основании собственного иджтихада. История показала, что эту смуту устроили заговорщики, не желавшие смириться с властью Ислама.

[7] Посланник Аллаха обрадовал десятерых своих сподвижников вестью о том, что они попадут в рай, еще при их жизни. Это – Абу Бакр ибн Абу Кухафа, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абу Убейда ибн аль-Джаррах, Са’д ибн Абу Ваккас, Абд ар-Рахман ибн Ауф, аз-Зубейр ибн аль-Аввам, Тальха ибн Убейдуллах и Са’ид ибн Зейд, да будет доволен ими Аллах!

[8] Битва при Бадре, произошедшая во 2 г.х., была первым крупным сражением в истории Ислама, в котором принимало участие более 300 сподвижников посланника Аллаха. Против них выступило три тысячи мушриков Курайша, однако Аллах даровал победу мусульманам. Участники битвы при Бадре были первыми мусульманами, заслуги которых неисчислимы.

[9] Бей’а ар-Ридван, или Присяга Довольства, была принесена сподвижниками пророка под деревом в Худейбии в 7 г.х., когда мусульмане присягнули на верность посланнику даже если они встретят смерть.

[10] Ибн Теймийа сказал: «Поклонение – это подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков». Он же сказал: «Поклонение – это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен».

Ибн аль-Каййим сказал, что поклонение «зиждется на пятнадцати столпах, и кто усовершенствует их, тот усовершенствует степень своего поклонения». Объясняется это тем, что поклонение делится на поклонение сердцем, языком и органами, а предписаний для поклонения – пять: обязательное, предпочтительное, свободное, порицаемое и запрещенное, и каждое из них относится к поклонению сердцем, языком и органами.

Ибн Касир сказал: «Поклонение Ему – это подчинение Ему в совершении того, что Он повелел, и отказ от совершения запрещенного Им, в чем и заключается сущность Ислама как религии, потому что смысл слова "ислам" – это покорность Всевышнему Аллаху, высшее повиновение, подчинение, смирение».

[11] Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Тагут – это шайтан». Джабир же сказал: «Тагуты – это предсказатели, в которых вселился шайтан». Это передал Ибн Абу Хатим. Имам Малик сказал: «Тагут – это все, чему поклоняются помимо Аллаха».

В этом аяте содержится указание на то, что Всевышний Аллах послал в каждый народ посланников с призывом поклоняться только Аллаху и избегать тагута. Ибн Касир сказал: «Все они призывали к поклонению Аллаху и запрещали поклонение кому-либо, кроме Него, и Аллах не переставал посылать к людям посланников с этим повелением с момента появления первого ширка в роду Адама – в народе пророка Нуха, который был послан к ним. Он был первым посланником, посланным Всевышним Аллахом к обитателям Земли, а последний из них –Мухаммад, призыв которого охватил людей и джиннов на востоке и на западе. О них (посланниках) Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не сообщив ему, что нет божества, кроме Меня – поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбийа’ 21:25). И в этом священном аяте Всевышний сказал: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута!"» (ан-Нахль 16:36). И как может кто-либо из мушриков после этого сказать: «Если бы пожелал Аллах, то мы бы не поклонялись ничему, кроме Него…» (ан-Нахль 16:35)? Они не могут оправдываться, опираясь на волю Всевышнего Аллаха, вытекающую из Его шариата, потому что Он запретил им ширк устами Своих посланников. Его воля предопределения дала им возможность сослаться на него, однако нет для них оправдания в предопределении Аллаха, потому что Всевышний создал Огонь и его обитателей – шайтанов и неверующих, но Он не доволен неверием Своих рабов. И в этом для Него прекрасное и убедительное обоснование. Всевышний сообщил, что Он угрожал им наказанием в этом мире после предостережения посланников, и сказал: «Среди них были те, кого Аллах поставил на прямой путь, и были те, для кого долею было заблуждение» (ан-Нахль 16:36).

Этот аят указывает на то, что Аллах посылал пророков для призыва их общин к поклонению Одному Аллаху и запрещения поклонения кому-либо, кроме Него. Всевышний сказал: «Или вы скажете, что Ибрахим, Исма’ил, Исхак, Йа’куб и колена Израилевы были иудеями или христианами? Скажи: "Вы лучше знаете или Аллах?"» (аль-Бакара 2:140). Он также сказал: «Это завещал Ибрахим своим сыновьям, а также Йа’куб: "Сыны мои! Аллах избрал для вас эту религию, потому умирайте только покорными Аллаху"» (аль-Бакара 2:132). Религия всех пророков и посланников основывалась на таухиде и полной покорности Аллаху, несмотря на то, что их шариаты (религиозные уставы) отличались, как сказал Всевышний: «Каждому из вас (пророков) мы устроили устав и дорогу» (аль-Ма’ида 5:48).

Этот аят также указывает на то, что вера неотделима от деяний сердца и органов.

[12] Право родителей является важнейшим после права Всемогущего Аллаха. Аллах завещал людям: «Благодари Меня и своих родителей – ко Мне возвращение!» (Лукман 31:14).

Анас рассказывал: «Однажды посланник Аллаха, когда поднимался на минбар, сказал: "Аминь! Аминь! Аминь!" Его спросили: "О посланник Аллаха! Чему ты сказал ‘Аминь!’? Он сказал: "Пришел ко мне Джибриль и сказал: "О Мухаммад! Да будет унижен тот, при ком упомянуто имя твое, а он не попросил для тебя благословения. Скажи: ‘Аминь!’" И я сказал: "Аминь!" Затем он сказал: "Да будет унижен тот, кому не было даровано прощение после того, как наступил и закончился меся рамадан. Скажи: ‘Аминь!’" И я сказал: "Аминь!" Потом он сказал: "Да будет унижен тот, родители которого, или один из них, достигли старости, но не ввели его в рай. Скажи: ‘Аминь!’" И я сказал: "Аминь!"»

Абу Бакра рассказывал: «Однажды посланник Аллаха сказал: "Не сообщить ли мне вам о величайших грехах?" Мы сказали: "Сообщи, о посланник Аллаха!" Он сказал: "Приобщение равных к Аллаху, ослушание родителей…". Он лежал облокотившись, а затем сел и сказал: "И лживое слово! И лживое свидетельство!" Он не прекращал повторять это, пока мы не сказали: "О, если бы он смолк"».

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Довольство Аллаха – при довольстве родителей, а гнев Его – при гневе родителей».

Абу Асид ас-Са’ди рассказывал, что однажды, когда они сидели около пророка, к нему подошел мужчина из племени Бану Салима и спросил: «О посланник Аллаха! Есть ли добрые дела для родителей после их смерти?» Он сказал: «Да, это – благословление их, молитва о прощении для них, исполнение их обещаний после их смерти, навещение близких родственников, которых навещали они, и почитание их друзей».

[13] Ибн Теймийа сказал: «Подчинившийся раб заслуживает вознаграждения, и это – его право благодаря благодеянию и милости (Аллаха), а не по праву возмещения, подобному праву одного творения перед другим. Есть люди, которые говорят, что слово "обязанность" означает лишь то, что Аллах сообщил об этом, и что Его обещание – истина. Однако большинство ученых утверждает, что слово "обязанность" несет больший смысл, как указывает на это Книга и Сунна. Всевышний сказал: «Обязанность Наша – помощь верующим» (ар-Рум 30-47). Приверженцы Сунны по этому поводу говорят: "Он Сам предписал Себе милость и вменил Себе в обязанность истину, а не творения обязали Его". Му’тазилиты же заявляют, что Его обязанность аналогична обязанностям творений, и что рабы подчиняются Ему самостоятельно. Они считают, что это не Он сделал их подчинившимися Ему, что Он не причастен к этому и что они заслуживают за это воздаяния. В этом и заключается их ошибка».

[14] В настоящее время, когда посланника Аллаха нет в живых, следует говорить: «Аллаху это ведомо лучше».

[15] Имеются в виду знания, не относящиеся к необходимым для выполнения предписаниям религии. Скрывающим же подобные знания Всевышний сделал суровое предупреждение, сказав: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений и прямого руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, - тех проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (аль-Бакара 2:159).

[16] Ибн Теймийа сказал: «Таухид, с которым пришли посланники, содержит в себе утверждение божественности только Одного Аллаха, ибо человек, свидетельствующий, что нет божества, кроме Аллаха, не поклоняется никому, кроем Него, не уповает ни на кого, кроме Него, дружит только ради Него, враждует только ради Него и совершает все свои дела только ради Него. Он (таухид) включает в себя подтверждение всех имен и качеств, которыми Он охарактеризовал Себя. Всевышний сказал: «Бог ваш – Бог единый. Нет божества, кроме Него – Милостивого, милосердного» (аль-Бакара 2:163). «Аллах сказал: "Не принимайте двух божеств! Истинно, есть только Один Бог; потому только Меня чтите"» (ан-Нахль 16:51). Всевышний также сказал: «А кто взывает вместе с Аллахом к другому божеству, - нет у него для этого доказательства, и расчет его только у его Господа! Не найдут блаженства неверующие!» (аль-Му’минун 23:117)».

Он продолжил: «Под таухидом не подразумевается только таухид ар-рубубиййа, то есть убеждение в том, что только Один Аллах сотворил вселенную, а именно так полагают мутакаллимы и суфии. Они предполагают, что кто подтвердит это доказательством, тот подтвердит совершенный таухид, а кто засвидетельствует это и будет всецело предан ему, тот предастся совершенному таухиду. Однако человек, который признает все Его качества, признавать которые обязал его Всевышний Господь, отдаляет от Него все, от чего Он далек, и признает, что Он Один является Творцом всего, не станет муваххидом, пока не засвидетельствует, что нет божества, кроме Одного Аллаха, не признает, что Аллах Один является божеством, достойным поклонения, и не станет придерживаться поклонения Одному Аллаху, у которого нет сотоварища. "Божество" – это объект обожествления и поклонения, достойный поклонения ему. Слово "божество" не означает "способный к изобретению (сотворению)"». Далее он писал: «Это передавали от Абу-ль-Хасана [Али ибн Исмаи’ла аль-Аш’ари] и его последователей, но они не познали сущности таухида, с которым Аллах отправил Своего посланника. Арабы-мушрики тоже признавали, что Аллах Один является Творцом всего сущего, но вместе с тем они оставались мушриками. Всевышний сказал: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф 12:106).

Некоторые салафы сказали: «Мы их спрашиваем: "Кто создал небеса и землю?" Они отвечают: "Аллах", - но вместе с тем поклоняются другим». Всевышний же сказал: «Скажи: "В чьей власти земля и кто на ней, если вы знаете?" Они скажут: "Аллаха". Скажи: "Неужели же вы не опомнитесь?" Скажи: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Так что же вы не боитесь Его?" Скажи: "В чьей руке власть над всякой вещью, и Он покровительствует, а Сам не нуждается в покровительстве, если вы знаете?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "От чего же вы в таком обольщении?"» (аль-Му’минун 23:84-89).

[17] Несправедливость бывает трех видов: ширк, угнетение рабов Аллаха и угнетение собственной души. Ибн Мас’уд рассказывал: «Когда был ниспослан аят «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость…», мы сказали: "О посланник Аллаха! Кто же из нас не поступает несправедливо со своей душой?" Он сказал: "Это не то, о чем вы говорите. В словах «…и не облекли своей веры в несправедливость…» имеется в виду ширк. Или вы не слышали слов Лукмана своему сыну: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей: ведь ширк – великая несправедливость!»?"»

Ибн Теймийа по поводу этого хадиса сказал: «Им было тягостно от того, что они предположили, что несправедливостью, отсутствие которой ставилось условием, была несправедливость раба к своей душе. Они предположили, что безопасность и ясное руководство гарантированы только тем, кто не угнетает свою душу. Пророк разъяснил им, что ширк в Книге Аллаха также называется несправедливостью. И приобретет безопасность и ясное руководство только тот, кто не облечет своей веры в подобную несправедливость. Поистине, тому, кто не облекает своей веры в такую несправедливость, гарантирована безопасность и ясное руководство, как это было гарантировано тем, кого избрал Аллах: «Мы дали Писание в наследие тем из рабов наших, которых избрали Мы: среди них есть угнетающие собственные души, среди них есть держащиеся середины, и среди них есть опережающие других в добрых делах по изволению Аллаха. Это – великое превосходство!» (Фатир 35-32). Однако это не отрицает того, что угнетающий свою душу будет наказан за свои грехи, если не покается, ибо сказал Всевышний: «И тот, кто сделал добра весом с одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зла весом с одну пылинку, увидит его» (аз-Зилзал 99: 6-7)».

[18] Аль-Бухари 6/342, Муслим (28).

Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис занимает величественное и славное место и объединяет в себе хадисы, охватывающие различные акиды (вероубеждения). Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, объединил в нем все, что отталкивает от общин неверия по противоречию с их вероубеждениями, и отдаляет от них. Он изложил в этих словах все, что противоречит им». Поэтому необходимо привести его подробное объяснение.

Само слово «свидетельство» подразумевает, что произносящий его говорит на основании знания, уверенности, искренности и верности. Отсутствие этого делает данное свидетельство недействительным. В первую очередь, человек должен узнать смысл слова «аль-илах» (божество). Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа сказал: «Божество – это то, чему поклоняются и повинуются. Божество обожествляемо, а обожествляемо только то, что заслуживает поклонения ему, чье существо заслуживает, чтобы ему поклонялись, потому что оно отличается качествами, которые неизбежно влекут за собой то, чтобы его любили высшей любовью, чтобы ему покорялись высшей покорностью». Он также сказал: «Божество – это то, что любимо, поклоняемо и обожестляемо из любви сердец к нему. Ему покоряются и перед ним унижаются, его боятся и его желают, к нему прибегают в несчастье и к нему обращают молитвы в важные моменты, на него уповают в ожидании блага и у него ищут убежища, успокаиваются при его упоминании, находят покой в любви к нему, и нет никого такого, кроме Одного Аллаха. Поэтому выражение «Ла илаха иллаллах» (нет божества, кроме Аллаха) – самое верное, и утверждающие его являются людьми Аллаха и Его партией, а отрицающие его – Его врагами и людьми, на которых обращен Его гнев и недовольство. И если свидетельство человека было здоровым, то здоровыми будут все его деяния и стремления, а если раб не был искренен в нем, то порочными будут все его дела и знания».

Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» отрицает божественную природу всего, кроме Аллаха, и требует выполнения его сердцем, языком и органами. Тот, кто произносит его, не осознавая его значения, или не совершает дел, которые оно требует, является невежественным человеком, который обязан узнать и выполнять наипервейшую обязанность, возложенную Аллахом на людей.

Далее идут слова «…Одного, у которого нет сотоварища…», которые подтверждают и объясняют смысл свидетельства. Аллах разъяснил это в Коране – в историях о пророках и посланниках. И кто же невежественнее поклоняющихся могилам, не осознающих своего положения?! И что может быть опаснее ширка, противоположного слову искренности – «нет божества, кроме Аллаха»?! Арабы-мушрики и им подобные отрицали как произношение свидетельства, так и его смысл. Однако мушрики, поклоняющиеся могилам, утверждают его на словах, но отрицают его смысл. Они произносят его, а затем обожествляют кого-то помимо Аллаха, обращая к нему поклонение: будь то любовь, возвеличивание, страх, надежда, упование, мольба или другие его виды. Их ширк хуже, чем ширк доисламских арабов, потому что в трудных ситуациях они начинают искренне взывать к своим божествам, оставив Аллаха и будучи убежденными в том, что они принесут им облегчение быстрее, чем Он. Ранние язычники же приобщали к Аллаху равных только в благополучии, однако в несчастии они искренне обращались к Аллаху, как сказал об этом Всевышний: «И когда они едут на судне, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним веру. А когда Он спасет их, выводя на сушу, - они приобщают к Нему равных» (аль-Анкабут 29-65). Из этого становится ясно, что современные мушрики менее осведомлены об Аллахе и Его таухиде, чем ранние язычники.

Свидетельство о том, что «Мухаммад – Его раб и Его посланник» утверждает то, что Мухаммад является лучшим из творений Всевышнего, который послан ко всем людям, чтобы донести до них Слово Аллаха, обрадовать верующих вестью о блаженстве в будущей жизни и предупредить неверующих о приближающемся наказании. Долг всех людей – уверовать в его миссию, поверить в то, что он сообщил, подчиниться ему в том, что он приказал, сторониться того, что он запретил, любить его и его дело и не ставить никого из людей выше него, да благословит Аллах его, его семью и всех его сподвижников. Ни один человек, будь то иудей, христианин, либо исповедующий любую другую религию, не обретет счастья в будущей жизни, если он откажется последовать за последним доверенным посланником Аллаха, принесшим людям Его последнее откровение. Всевышний сказал: «Мы послали тебя только как милость к мирам» (аль-Анбийа’ 21:107). От милости Господа отворачиваются только заблудшие!

Выражение «Иса – раб Аллаха и Его посланник» показывает заблужденность убеждений христиан в том, что он является Богом, сыном Бога или одним из Святой Троицы. Всевышний сказал: «У Аллаха нет никаких детей, и вместе с ним нет другого божества» (аль-Му’минун 23:91). Раб Аллаха обязательно должен засвидетельствовать, что Иса – раб Аллаха и Его посланник, которого Он создал от женщины без вмешательства мужчины, как сказал об этом Всевышний: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" – и он стал» (Аль ‘Имран 3:59). Он также сказал: «Никогда не сочтет Мессия для себя унизительным быть рабом Аллаху, как и ангелы приближенные!» (ан-Ниса’ 4:172).

Иса ибн Марйам – могущественный посланник Аллаха к народу Израилеву, однако они не признали его миссию и разошлись во мнении о нем. Одни из них начали проявлять излишнюю любовь к нему, и возвеличили его до такой степени, что стали поклоняться ему и его матери. Это – христиане. Другие же отвергли его послание и оклеветали его. Но Всевышний Аллах сказал: «…Аллах наложил печать на них за их неверие, и лишь немногие из них уверовали. Это – за то, что они не уверовали и изрекли на Марйам жестокую клевету, и за то, что они сказали: "Мы убили Мессию Ису ибн Марйам, посланника Аллаха». Но они не убили его и не распяли, это только показалось им; и те, которые спорят о нем, находятся в сомнении. У них нет об этом никакого знания, и они руководствуются лишь предположениями. Они точно не убивали его: Аллах вознес его к Себе. Аллах Могущественен, Мудр!» (ан-Ниса’ 4:155-158).

Ибн Касир сказал: «Когда Аллах послал Ису ибн Марйам к иудеям с ясными знамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил его Аллах, тому, как он с изволения Аллаха исцелял слепых и прокаженных, оживлял мертвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в нее жизнь: она превратилась в живую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это, они сочли его лжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха Иса не перестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своей матерью. Но они не удовлетворились этим и оклеветали его перед тогдашним правителем Дамаска – греком-мушриком, который поклонялся планетам. Иудеи представили это дело правителю так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда, иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: "Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?" Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его еще молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши, не отзывался. Тогда Иса сказал: "Ты будешь им!" – и Аллах изменил его облик на облик Исы, так что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверстие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом Всевышний: «Аллах сказал: "О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…"» (Аль ‘Имран 3:55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за Ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колюч«к. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Группы христиан поверили этому из-за своего невежества и недостатка ума. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Мессией и был свидетелем его вознесения».

Выражение «…слово Его, посланное Марйам…» означает, что Аллах создал его словом, которым послал Джибриля к Марйам, чтобы тот вдохнул в нее, по воле Всевышнего, дух Исы. Он сказал: «Будь», - и он стал, однако сам Иса не является речью Господа. Имам Ахмад в книге «Опровержение джахмизма» писал о сотворении Исы: «Он был создан словом, посланным к Марйам, когда Он сказал: "Будь!" – и Иса стал. Он создан по повелению "Будь!", а "Будь!" – это речь Всевышнего Аллаха, и она не сотворена. Христиане и джахмиты измыслили ложь об Аллахе в вопросе Исы».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!