Вопрос № 6 Развитие педагогической мысли в России

В России педагогические знания имели много общего с европей­скими, одновременно были и свои традиции. К одним из ранних па­мятников педагогической литературы относится «Поучение» созданное в ХП в. великим князем Владимиром Мономахом. Прежде всего он утверждал мысль о постоянном присутствии Бога в человеческих де­лах, но противоположность европейским средневековым поучениям, прославлявшим аскетизм, Киевский князь отмечал, что «человеколю­бивый Бог» вовсе не требует от каждого человека таких сверх усилий, как затворничество, строгий пост и т.п. Своих детей он призывал не забывать бедных и убогих, почитать наставников, глубоко любить ро­дину, не щадить жизни при защите ее от врагов.

Кроме того обращал внимание на необходимость настойчиво ов­ладевать знаниями, уважать и любить книгу. Важным средством вос­питания Мономах считал положительный пример.

Идеалом средневекового воспитания на Руси многие считают сбор­ник наставлений XVI в., известный под названием «Домострой». В нем значилось, что родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны почитать родителей.

«Домострой» рекомендовал суровые методы воспитания, но стро­гость совмещалась с требованиями любить детей и заботиться о них.

Особое внимание направлялось на воспитание трудолюбия, чув­ства ответственности перед государством, церковью и родителями.

По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели русской культуры. К этому времени в Москве основана Славяно-греко­ латинская академия и школа математических и навигационных, которая считается первой в Европе государственной реальной школой, где учат­ся представители всех сословий. Позднее открываются инженерная, артиллерийская, хирургическая и горная школы. Академический уни­верситет и гимназия. Важным толчком в развитии педагогического зна­ния на Руси служил тот факт, что Петр I вменил в обязанность академика, ведение занятий с целью подготовки научной и педагогической смены. Огромное внимание уделял подготовке русских ученых М.В. Ломоно­сов, стремясь сделать Академию центром просвещения.

Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века.

Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы: «Журнал для воспитания» (1857 г.), «Учитель» (1861 г.), «Русский педагогический вестник» (1857 г). и др.

1861 год - освобождение крестьян от крепостной зависимости. В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. В июне 1863 года утвержден новый университетский устав.

Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860, 1862,1864 гг. которые легли в основу Устава средних школ 1864 г. Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения.

Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение. От платы освобождались дети малоимущих родителей, количество освобожденных не могло превышать 10 от общего числа учащихся. Предусматривалась выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения.

Были узаконены три типа средней школы: Классическая гимназия с двумя древними языками, Классическая гимназия с латинским языком, Реальная гимназия без древних языков. Учреждался новый тип неполного среднего образования - Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать Закону Божьему, истории, географии, русскому языку, литературе, математике, а также - в классических гимназиях древние или современные европейские языки, в современных реальных гимназиях - естественные науки, черчение. Устав предусматривал преобразование части уездных училищ в прогимназии, а другой части - в двухлетние приходские начальные школы. В 1864 году был принят Устав по начальному образованию. Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу полезного знания. Закон Божий преподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный Уездным школьным советом. В него входили представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюда входили губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства.

Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытие учебных заведений, назначение оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860 гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школах. В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школ - Таврическое училище.

В 1871 - 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической реальной гимназии. Тут получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических училищах.

Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани. Новый устав начальных школ 1871 г. предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.

Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров в 1880-1882гг., но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого И.Д. Делянов, который начал репрессии против студенчества. Устав университетов 1882 г. окончательно лишил университеты автономии, упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов по поводу автономии.

Глава священного синода К.П.Победоносцев был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования, направленной против евреев, мусульман. Было ограничено обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру 1887 г. оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов: детям кухарок, крестьян, прачек и пр

Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения 80-х гг. В школе под руководством А.С.Грачевского в младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек, было организовано трудовое обучение: швейное дело для девочек, столярное дело для мальчиков.

В женской гимназии В.Я.Стоюнина программа делилась на 4 цикла: научные дисциплины, иностранные языки, искусство, физическое воспитание. Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.

Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А.Рачинский. Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.

Классик Российской педагогики Д.И. Писарев настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям свободного воспитания, считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы, полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной. В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группа методистов, внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе. Это были Николай Александрович Корф, Владимир Яковлевич Стоюнин, Василий Иванович Водовозов, Виктор Петрович Острогорский, Николай Федорович Бунаков и др. Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому.

В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество народного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы, ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для начальной школы, участвует в деятельности Московского общества грамотности, школ. После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада, Л.Н. Толстой обратился к идеям свободного воспитания Ж Ж. Руссо. В начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в программу народной школы письмо, счет, религию, историю, географию, рисование, пение, черчение. Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу народной школы грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции Л.Н. Толстого - идея свободного воспитания. Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать гармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не должен руководить нравственным воспитанием учащихся Критерий педагогики есть только один - свобода. Идеальная школа, где свободное содружество, где одни сообщают знания, а другие воспринимают их. Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет. Толстой видел свободное воспитание не вне цивилизации, а, напротив, в условиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях Л.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями свободного воспитания. Он признает религию как единственное и разумное воспитание. Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов. Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися.

Попытку осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в Яснополянской школе 1859 г. Эта школа основана на идеях любви к ребенку, веры в их творческие способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными рассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениями учащихся.

Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми. Преподавали чтение писание каллиграфию грамматику священную историю русскую историю рисование черчение математику Закон Божий проводись беседы из естественных наук. Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков и 5 девочек.

Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.

Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.) родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета, был профессором в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным, педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в Морском сборнике появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительный отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в образовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальная школа, прогимназия реальная и классическая, университет и высшая специальная школа. Иными словами: Начальная школа - 2 года, Прогимназия реальная - 4 года, классическая - 4 года, Гимназия реальная - 3 года, классическая - 3 года.

Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных языков, поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-пансионатах, противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными заведениями, был против регламентации сверху. В статье «Нужно ли сечь детей» возражал против физических наказаний. Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем создания циркуляров, педагогических журналов. Но он не смог противостоять большинству чиновников. В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была прервана его педагогическая деятельность.

В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания посредством воспитания общечеловеческого воспитания. Мало кто осознанно ставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание. Школа - проводник к распространению в будущем поколении одних только известных убеждений, взглядов. Школа - рассадник специалистов, необходимых государству для достижения обыденных целей Школа служит для воспитания детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться, образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать инстинктивной потребностью общества. Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И. Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания, все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает специальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научиться с ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное - нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостного педагогического воздействия и при обучении. Нравственное воспитание - осознание ребенком окружающего мира и общественной среды, превращение добрых инстинктов в сознательную тягу к идеалам добра и правды, формирование характера и убеждений. Н.И. Пирогов видел двойственность человека в его социальной и биологической природе. И воспитание - единственный приемлемый способ привести в гармонию природное и общественное в человеке. Он полагал, что общечеловеческое воспитание должно быть согласовано с идеей национального воспитания. Все мы можем сделаться через воспитание настоящими людьми, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества. Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он ратовал за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме: древние языки, родной язык, история, математика. Предлагается отказ от ранней специализации. Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года.

Преподавались Закон Божий, русский язык, алгебра, арифметика, геометрия, два новых языка, история, география, естествознание, черчение. Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии. Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет.

Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения. Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.

Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений масштабов такого образования.

Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность, быть узкоспециализированным. Пирогов настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр. Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку.

Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое направление.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870 гг.) - крупнейший представитель русской педагогики XIX столетия.

Что это за человек, какова его судьба? Не дав ответы на эти вопросы, мы не можем объективно оценить его вклад в отечественную педагогику.

Один из способных учеников гимназии, он проваливается на выпускном экзамене и не получает аттестата, в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав в Петербург, он тщетно ищет место учителя, а через несколько лет русская императрица беседует с К.Д.Ушинским, как с авторитетным педагогом.

Перед ним открылась карьера ученого. Выдающаяся роль К. Д.Ушинского, как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к его личности.

К.Д.Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле, в небольшой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком, участником Отечественной войны 1812 года. Первоначальным воспитанием и образованием великого педагога руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в 11 лет он смог поступить в 3 класс гимназии.

Новгород-Северская гимназия во многих отношениях отличалась от большинства школ.В ней царил дух демократизма и товарищества, движения к науке и бескорыстного стремления к знаниям, что определялось преподавательским составом гимназии. Любимым учителем Ушинского был Илья Федорович Тимковский. В первые годы обучения Кости Ушинского Тимковский был директором гимназии. Так же общим любимцем гимназистов был учитель истории Михаил Григорьевич Ерофеев. Но они были уволены с должности. Очень важное обстоятельство, следует отметить, для формирования личности будущего педагога - природное окружение Новгород - Северского. Позднее об этом скажет сам Ушинский: «Воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги, а розовая весна, а золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. Что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его голова занята каким-то туманом, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком идущих из природы - что такой день стоит многих недель, проведенных на школьной скамье».

Его личность, статьи и книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!