Made in china: рефлексотерапия сегодня

(Сравнительный анализ анатомических атласов Востока)

«Существо человека содержит всё, что есть на небе и на земле… Никакая форма, никакой мир не могли существовать прежде человеческого существа, ибо он обнимает все вещи и всё, что существует, существует не иначе, как через него. Без него не было бы мира…»

(Симеон Бен Иохай)

 

И прежде, и после Сократа, призвавшего человека «познать самого себя», умнейшие представители человечества утверждают тождество самопознания с постижением действительности, поскольку человек – единственная неопровержимая реальность в своём мире. Всё, что нам известно, проникает в сознание опосредованно – через тело.

«Все наши знания о мире в некотором смысле являются знаниями о себе. Дело в том, что процесс познания – это процесс представления внешних событий в виде состояний физического тела человека, в частности, в виде состояний его нервной системы и мозга». (8.115).

Казалось бы, что может быть проще: тело – всегда «под рукой» и доступно для непосредственных исследований, а значит, должно быть давным-давно исчерпывающе познано. Однако, постижение человеком самоё себя и в наши дни происходит в форме не обещающего быть завершённым процесса.

Известно, что медицина (и, в частности, анатомия) уже в глубокой древности – по вполне понятной необходимости – достигала просто-таки феноменального уровня развития. Археологические открытия свидетельствуют о том, что в древнем Египте осуществлялись сложнейшие хирургические операции (на сердце, глазах, мозге и пр.), а над воссозданием рецептов мумификации египтян биохимики до сих пор тщетно ломают головы. Поскольку бесценные знания древних, по большей части, были утрачены, и следствием этих невосполнимых потерь стал тот факт, что европейская медицина средневековья, в сравнении с познаниями тех же египтян, находилась практически на зачаточном уровне.

Печальной исторической закономерностью является однообразная участь, постигавшая все известные нам цивилизации древности, достигшие наиболее высокого уровня развития: они становились добычей для диких племён завоевателей. Так, Египет достался арабам, а Рим – варварам; Китай был захвачен монголами, империя Майя - конкистадорами. Плачевным итогом этих событий неизбежно становилась необратимая утрата ценнейших знаний.

 

Подобно неустанному изобретению велосипеда, познание человеком собственного тела (организма) и в наши дни «высоколобого технического прогресса» по-прежнему далеко не то что от исчерпывающего «совершенства», но даже – от единообразия (единодушия) в разных частях Света. Неизбежная дифференциация науки на множество отраслей (со своей, соответствующей их специализации, терминологией), подобно дополнительному языковому барьеру, воспроизводит в действительности блестяще отображённое мифом о строительстве Этеменанки – вавилонского зиккурата – препятствие торжеству человеческой гордыни над недосягаемым величием небесной тверди. Вследствие чего наше тело – всё ещё terra inkognita.

 

Где-то наивное, в особенности – ярко выраженным мифологическим контекстом, мироотношение древних вызывает снисходительную улыбку современного учёного, вооружённого целым арсеналом сложнейших технических приспособлений, кот. расширили пределы доступного исследованию мира, относительно природных способностей человеческого восприятия, во много раз. В то же время, практические знания древних, основанные на тех же «примитивных» представлениях о мироустройстве, зарекомендовали себя тысячелетиями успешного применения. К концу двадцатого века такое исключительно эффективное явление, как китайская рефлексотерапия (акупунктура), получило полное признание и успешно применяется современной западной медициной.

 

Мануальная терапия, безусловно, является наиболее древней формой медицинской помощи (Иисус Христос и апостолы исцеляли больных наложением рук, о чём говорится в Евангелиях от Луки (4,40) и от Марка (16,18) и в др. источниках) и сохраняет свою популярность в виде многообразных приёмов массажа. Однако, приоритет именно китайских врачевателей в систематизации соответствующих знаний считается общепризнанным и не имеет причин для опровержения. «Установление взаимосвязи между поверхностью кожи и внутренними органами – уникальное открытие древней китайской медицины». (5.68)

В предельно лаконичной форме суть открытия, сделанного китайскими медиками тысячелетия назад, состоит в выявлении и описании некоторого количества точек на человеческом теле, целенаправленное воздействие на которые позволяет вызывать очевидные изменения состояния внутренних органов. Число упомянутых точек в различных источниках колеблется от 295 (трактаты «Су-Вэнь» и «Лин-Шу») до 667 («Чжэнь-цзю Та-чжэн», составленный в эпоху Мин). «Сегодня большинство признают существование 722 точек» (5.68).

Систематизация этих знаний китайскими специалистами позволила воссоздать своего рода альтернативный анатомическому образ тела, напоминающий географическую карту с нанесёнными на неё маршрутами караванных путей. «Все точки, оказывающие влияние на один и тот же орган, …связаны между собой, эти взаимосвязи получили название цзин, то есть меридианы». (5.68).

То обстоятельство, что к настоящему времени разнообразные методы, применяемые медиками многих стран мира, основаны на открытии древнекитайских врачей, говорит об эффективности рефлексотерапии, но не даёт достоверных сведений в происхождении этих знаний. Собственно китайцы, как правило, ограничиваются мифологическими источниками, предшествовавшими наиболее древним хроникам и трудам историков. «Существование каменных игл свидетельствует в пользу теории о том, что акупунктура развивалась в течение каменного века». (5.68).

Необходимо отметить, что в Китае каменный век наступил значительно позднее, чем в Европе, и приходился на III-II тысячелетия до новой эры. «Представляется вероятным, что применение каменных инструментов… предшествовало использованию огня, так что акупунктура, проводимая с помощью каменных игл, возникла раньше, чем лечение прижиганием». (5.66-67).

Подобно многим иным открытиям и достижениям культуры древнего Китая (таким, как бумага и шёлк, компас и порох, чай и иероглифическая письменность и др.), акупунктура (и акупрессура) с соответствующими описаниями собственно точек, а также связующих их меридианов и коллатералей, методов воздействия и инструментария, календарных периодов активности соответствующих маршрутов и всего комплекса прилагающихся сведений; именно в таком виде китайская медицина получает распространение по всему дальневосточному региону и, видоизменяясь сообразно местным культурным особенностям, успешно приживается в Корее и Японии, Вьетнаме и Таиланде, и даже в Индии (где существует своя традиция врачевания, описанная в «Аюрведе»), а также составляет основу всемирно известной тибетской медицины.

Помимо адаптированных в соответствии с традициями той или иной культурной среды версий собственно китайского описания устройства человеческого организма, и в странах, заимствовавших китайские открытия, возникали собственные дисциплины и методы мануальной терапии (как правило, авторские), испытывавшие несомненное влияние того же прототипа, но дававшие природе возникновения патологии и средствам лечения оной «самостоятельную» интерпретацию, якобы независимую от первоисточника.

 

 

Изо всех многообразных форм мануальной терапии (или попросту – массажа) заслуженное признание как наиболее эффективный, систематизированный и всеобъемлюще-универсальный получил, несомненно, тайский массаж (нуат тай), представляющий собою полноценную медицинскую дисциплину, осуществляемую профессионалами. Фундаментальность нуат тай объясняется тем, что на протяжении столетий он выполнял функции медицины как таковой: «Сиам долгое время не знал хирургии, так как вскрывать тело человека было запрещено». (7.28).

Основоположником тайского массажа считается д-р Дживака Кумар Бхаши, личный врач одного из раджей Северной Индии, уже в VI веке до н. э. практиковавший систему воздействия на энергетические точки. Передававшееся от учителя – ученику, главным образом, в стенах монастырей, искусство тайского массажа было впервые описано в XVII веке и составило содержание обьёмного трактата на пальмовых листьях. После разорения бирманскими войсками в 1767 году Аютии, тогдашней столицы Сиама, от текста сохранилось только шестьдесят страниц в виде высеченных в камне копий, ныне вмонтированных в стену монастыря Ват Пхра Четупхон (Ват Пхо) XVIII века, ставшего центром по изучению тайского массажа. Теоретическую основу этого искусства составляет концепция восстановления энергетического равновесия, по вполне понятным причинам, изложенная в чисто-китайских терминах (категории Инь-Ян, взаимодополняющие противоположности, создающие в мире естественное равновесие всего существующего). (7).

 

В Японии, где широкое распространение получила китайская чжэн-цзю терапия (в японской транскрипции – «шиацу»), безо всяких изменений заимствованная методика мануального (неинструментального) воздействия на точки и области тела, предназначенная для массажной практики; также возникают «самостоятельные» дисциплины. Так, в XIX веке японский врач Микао Усуи, задавшись целью постигнуть методы, которыми пользовался Христос, исцелявший различные недуги «простым наложением рук», разрабатывает также широко распространившуюся по миру систему «Рейки», основанную на разноимённых электромагнитных зарядах ладоней. Целитель, практикующий Рейки, последовательно накладывает руки на тело пациента, начиная с макушки и заканчивая стопами, при этом он чередует параллельное расположение своих ладоней с перекрёстным. (2). Электромагнитная природа воздействия, применяемого в Рейки, делает эту дисциплину более сходной с «магнетизмом» Антона Месмера, некогда объявленного шарлатаном, однако признанного впоследствии первым энтузиастом применения гипноза в медицине. Вместе с тем, по мнению западных экспертов в области ци-гун терапии, т. е. лиц, работающих с энергией (инд. «прана», кит. «ци»), теория «животного магнетизма» г-на Месмера в своей основе вполне соответствовала представлениям древнекитайской медицины о нарушении энергетического баланса организма как основной причине патологии: ци-гун терапия основана на восстановлении свободной циркуляции энергии в теле и не менее эффективна, чем акупунктура, при условии грамотного подхода и целеустремлённой практики (9.115-119).

«В 1962 году корейские учёные открыли систему Кенрак, которая качественно отлична от нервной и кровеносно-лимфатической систем. Система Кенрак представляет собой тонкие, связанные друг с другом трубчатообразные структуры, имеющие очень тонкие стенки. На поперечном разрезе – овал или круг. В жидком содержимом Кенрак нет никаких форменных элементов, в кожных и подкожных покровах трубки оканчиваются маленькими структурами, резко отличными от близлежащих тканей.

На теле человека – это так называемые «лечебные точки» (всего их 693), которые используются при иглоукалывании для лечения различных болезней» (6. 84).

Наряду с вышеупомянутым научным обоснованием, экспериментально подтвердившим древние знания, в Корее возникает альтернативная отрасль мануальной терапии – Су-Джок (где Су – кисть, Джок – стопа), основанная на подробном описании соответствия рефлекторных зон кистей и стоп всем органам тела. Создатель Су-Джок терапии, южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву, пропагандирует свою разработку как безопасный метод, предназначенный для самолечения и доступный любому человеку. (4).

 

«Всё, что совершается в организме, в особенности каждое внутреннее заболевание, вызывает изменение напряжения в покровах тела», – компетентно констатирует рефлексолог проф. В. Кольрауш в своей работе «Массаж рефлекторных зон мускулатуры и соединительной ткани». Высказывание западного специалиста оказывает решающее воздействие на позиции скептически настроенных представителей европейской медицины.

В конце XIX века американский врач У. Фитцжеральд описывает опыт массажа стоп, применяемого индейцами Северной Америки в лечебных целях. Именно этот специалист, работая в клиниках Лондона и Вены, впервые сообщает европейским коллегам о существовании подобных методов терапии. Ассистентка д-ра Фитцжеральда, массажистка Юнис Ингэм, описывает индейские методы целительства в книге «О чём могут рассказать ноги человека». После серии экспериментов, австрийский врач Эрих Раух в предисловии к книге Анны Марквард «Как работают рефлекторные зоны стопы» пишет следующее: «На материале нескольких сот случаев мы пришли к несомненному заключению о том, что сообщения г-жи Ингэм и открытия её учителя д-ра У. Фитцжеральда отнюдь не являются фантазией, но представляют собой чёткую, выдержавшую испытание серьёзной критики, чрезвычайно важную для медицины реальность». (1.8).

Так западная медицина обретает собственную, независимую от Азии традицию рефлексотерапии; при этом, любопытным фактом является то обстоятельство, что очертания рефлекторных зон стопы в европейских пособиях в точности совпадают с аналогичными схемами, изучаемыми в учебных заведениях по тайскому массажу, и на соответствующих рекламных стендах по всему Таиланду.

Многочисленные совпадения, обнаруживаемые при сопоставлении пособий для практикующих рефлексотерапию разных традиций, не должны никого удивлять, особенно – принимая во внимание как наиболее распространённый (китайский) первоисточник, так – и природу описываемых взаимосвязей организма человека. Вполне естественно, исследуя таковые взаимосвязи, самые разные врачи, независимо от их происхождения и образования, и должны приходить к одинаковым выводам – в силу единого объекта исследований. Некоторое удивление вызывают, как-раз, существенные расхождения в описании взаимосвязей внутренних органов с рефлекторными зонами кожных покровов. Сравнительный анализ систем рефлексотерапии разной генеалогии позволяет наглядно убедиться в том, что каждая из упомянутых систем описывает эту взаимосвязь по-своему, и наряду с некоторым количеством вполне понятных совпадений, мы обнаруживаем множество расхождений в интерпретации названной взаимосвязи. Вместе с тем, бесспорным остаётся тот факт, что последовательное применение любой из перечисленных выше систем позволяет добиться впечатляющих результатов как при диагностике, так и при лечении почти всех известных медицине патологий; не смотря на то обстоятельство, что теоретическое обоснование методов принципиально различается во многих из перечисленных систем.

Иначе говоря, парадоксальным представляется тот факт, что воздействием на одну и ту же рефлекторную зону врачеватели разных традиций добиваются излечения различных органов и, напротив, для излечения одного и того же органа разными специалистами используются совершенно разные рефлекторные зоны. При этом, представитель каждой традиции руководствуется присущими ей теоретическими предпосылками, могущими существенно расходиться с таковыми в другой традиции.

 

Единственным возможным объяснением этого феномена может послужить принятая современными физиками теория голографичности Вселенной, согласно которой реальность, недоступная нашему наблюдению (и даже вычислениям), многомерна, и тело человека (как и любое иное физическое тело) является оттиском (или следом) тела большей мерности, представляющим его в нашей, четырёхмерной системе координат.

«С точки зрения физика, признающего голографический принцип строения Вселенной, информация, поступающая из внешнего мира, отражается в мозговых структурах также голографическим способом». (3.66). «И поскольку в каждой точке пространства пересекаются голограммы множества тел Вселенной, то в каждой точке имеется … информация обо всём пространстве-времени». (3.68). Соответственно, свойства передачи информации в организме, используемые той или иной системой рефлексотерапии, отражают голографичность человека, позволяющую получать по фрагменту информацию о целом и – следовательно – путём воздействия на фрагмент, добиваться искомого изменения в целом (что и составляет принципы действия рефлексотерапии, отражающей, тем самым, холистический (от гр. holos – целое) взгляд на человека).

«Ведь человека не собирают, как машину. Его жизнь в мире не начинается с того, что голову прикручивают к шее, мозг соединяют с лёгкими, а к сердцу приваривают вены. Голова, шея, сердце, лёгкие, мозг, вены, мышцы и железы внутренней секреции – всё это разные слова для обозначения одновременных и связанных событий». (8.82).

Так современная (западная) наука, проделав долгий путь, приходит к заключениям (выводам), в которых мудрецы Востока не нуждались, т. к. обладали именно таким взглядом на человека (микрокосм) в мире (макрокосме): взаимоотражающие, человек и «внешний» мир понимались посредством уподобления друг другу, или аналогий.

 

Подводя итог всему вышесказанному, следует констатировать: человеческий организм как единое целое способен к восстановлению здорового состояния посредством целенаправленного внешнего воздействия на отдельные участки его поверхности (зачастую, столь малой площади, что воздействие это по необходимости осуществляется острой серебряной или золотой иглой, либо не подразумевает прямого контакта – как в случае прижигания мокшей (полынной сигарой)), что и отражено многочисленными методами рефлексотерапии, успешно применяемыми в различных областях земного шара на протяжении приблизительно пяти тысячелетий. Вероятной родиной современной рефлексологии обоснованно считается Китай, однако, будучи наиболее древней формой медицинской практики, мануальная терапия, как таковая, является достоянием всего человечества, что не нуждается ни в каких доказательствах.

22 января 2009 года

© ПётрКакПётр

(SPb, Russia; made in China)

 

Библиография:

1. Бирах, Альфред: Здоровье – своими руками/ массаж рефлекторных зон. Мн. 1985.

2. Гюнтер, Хорст: Рейки – универсальная жизненная сила. S. L. 1992.

3. Кадочников, Алексей: Мой взгляд на рукопашный бой. Ростов-на-Дону, 2005.

4. Пак Чжэ Ву: Су Джок терапия для всех, М. 1996.

5. Палош, Штефан: Китайское искусство целительства. М. 2002.

6. Сер Бин Терро, В.: Развитие телепатических способностей (в сб. «Телепатия») S.L. 1993.

7. Стомахин, Игорь: Секреты массажа (в ж. «Всемирный следопыт» №4/2006, стр. 23-32).

8. Уоттс, Алан: Книга о табу на знание о том, кто ты есть на самом деле. Киев, 1995.

9. Фентон, Питер: Шаолиньская школа Цигуна (Шаолинь Ней-Цзин Цигун) Ростов- на-Дону, 1997.

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!