Человек и космос в контексте космической этики



 

Выдвинутые К.Э.Циолковским жёстокие, антиэкологические и резко противоречащие нашему экологическому чувству проекты переделки человека и мира вовсе не выглядели такими в контексте космической философии. Как раз напротив: они предлагались именно для преодоления несправедливостей, несовершенств, жёсткостей, характеризующих природное и социальное бытие, для «уничтожения мук». Понять этот парадокс невозможно без анализа некоторых специфических моментов концепции человека по К.Э.Циолковскому.

Человек в этой концепции рассматривается по существу в трёх взаимосвязанных аспектах:

1. Как микрокосм, который представляет собой «храм», или «гостиницу» множества атомов-духов, живущих в согласии между собой;

2. Как часть ноокосмической иерархии, состоящей по преимуществу из объединённых между собой очагов «высшего», «зрелого», «совершенного» разума;

3. В составе ноокосмической иерархии – как неотъемлимая часть космоса, который, по словам К.Э.Циолковского, «ничего не содержит, кроме атомов с их частями. Эти атомы каждую минуту готовы возникнуть к жизни. Нет атома, котрый бы периодически не принимал участия в высшей жизненной организации (существ, подобных человеку и выше)… Итак, весь космос… всегда жив в абсолютном смысле. Он всегда чувствует»[1].

Космос способен диктовать свою волю человеку через ноокосмическую иерархию.

Человек состоит не только из клеток, молекул, физических атомов и элементарных частиц, но, в конечном счете, из атомов-духов, стоящих, согласно космической философии, в том же ряду, хотя, с нашей точки зрения, они должны рассматриваться как нечто качественно отличное от природных объектов – метафизические сущности, лежащие по ту сторону от всякого возможного опыта, принципиально неверифицируемые. Вспомним, что «я» в метафизике космической философии принадлежит не человеку, а атому-духу. Но как же примирить с этими идеями «субъективное представление о существовании «я» в храме тела моего от рождения до смерти?» - размышлял К.Э.Циолковский. Как могут существовать во мне воспоминания, если «я» - неделимые атомы-духи большую часть времени проводят вне моего организма, входят в него временно и ненадолго? К.Э.Циолковский считал идею о существовании человеческого «я» иллюзией, признавая, что его «я» пребывает в теле от рождения до смерти! Никто также миллионы лет не сомневался в существовании небесного свода и его движения. Однако и это оказалось заблуждением. Мы и сейчас не чувствуем вращения Земли, несмотря на уверения науки»[1]. Субъективное представление о существовании человеческого «я» создаётся, по К.Э.Циолковскому, иллюзией атомов-духов, попадающих в организм и немедленно пропитывающихся воспоминаниями человека о его прошлом. Им кажется, что они входят в этот организм с самого начала. (Вероятно, эти представления космической философии могли быть как-то навеяны буддизмом).

Атомы-духи могут, согласно К.Э.Циолковскому, испытывать положительные и отрицательные эмоции, но сами они не могут действовать, чтобы выйти, например, из состояния «горя». Ритмы космической эволюции за миллионы, миллиарды и вообще за «дециллионы» лет, конечно, бесконечное множество раз будут переносить атомы-духи в мозг высокоразвитых существ, где они будут неизбежно преходящими, сменяясь снова и снова попаданием атомов-духов в среду, где их эмоции будут иметь негативную окраску. Единственная возможность этого избежать – безболезненно уничтожить в космосе все низшие формы жизни, заменив их – для их же блага – высокоразвитыми формами жизни. Размышляя над проблемами такого рода преобразований, включающих изменение облика разумных существ, в том числе и человека, К.Э.Циолковский связывал эти свои мысли со своими представлениями о циклических изменениях во Вселенной. Например, в отдалённом прошлом молекулы были менее сложными, были другие планеты, другие солнца, другие существа, составленные из этих более простых молекул. Эти существа были менее плотны, чем мы с вами. Они могут воздействовать на нас с вами. «Осталось ли что-нибудь от прежних эпох: более простая материя, лёгкие эфирные существа и т.д.? – спрашивает К.Э.Циолковский. – Мы видим световой эфир. Не есть ли это один из осколков первобытной материи? Мы видим порой необыкновенные явления. Не есть ли они результат деятельности уцелевших разумных существ иных эпох?[13]. Иными словами, нас окружают, по К.Э.Циолковскому, материальные духи разных циклов эволюции Вселенной. «Мы окружены сонмами духов разных эпох, и можем превратиться также и в них, хотя бесконечно вероятнее в образе плотной современной материи»[13]. Проблема истолкования макроскопических «духов» (в отличие от атомов-духов) как особого типа материальных существ очень напоминает идеи теософов и оккультистов начала XX века. В частности, трудно отделаться от впечатления о сходстве соответствующих идей космической философии с глубинными смыслами оккультных романов В.И.Крыжановской. Объединяет К.Э.Циолковского с оккультистами и та форма, в которой он описывает возможность бесконечного продления индивидуальной жизни для некоторых особо избранных гениальных людей. Гениям в космической философии отводилась особая нравственная роль. Одним из них был, согласно взглядам К.Э.Циолковского, Иисус Христос, выступающий в космической философии как гениальный учёный, замечательный врач, стремившийся сделать человечество счастливым. Он – некий «гений», или «герой», но не богочеловек. Чудеса, которые Христос способен был совершать, К.Э.Циолковский объяснял вполне естественными причинами[14].

Итак, концепция человека в этике К.Э.Циолковского рассматривает его как природное существо, представляющее собой часть космоса. И человек и космос – живые. Человек живёт жизнью космоса. Ничего божественного в человеке нет. Божественным являются лишь причина космоса, сам космос и высшие силы. Человек окружён материальными «духами», т.е. существами разных циклов космической эволюции, способными влиять на его жизнь.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!