Формирование цивилизации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ

ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

(СибГУТИ)

 

 

Кафедра СПП

Курс: Культурология

Шумер – самая ранняя цивилизация на земле.

Выполнил: Красникова В.А.

ГР-51

Проверил: Гилева Е.В.

Работа сдана:

21.12.2015

Работа проверена:

Новосибирск 2015

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Формирование цивилизации………………………………...……….…4

Язык и письменность……..…………………………………………….5

Культура……………………….…………….…………………………...6

Быт………………………...……...……………………………….......…7

Заключение……………………………………………………………...9

Список литературы……………………………………………………..10

 

 

Введение

Шумеры — древняя и загадочная цивилизация, некогда возникшая в окрестностях долины рек Тигра и Евфрата. Поселились они до берегов Персидского залива на юге, и до широты современного Багдада – на севере. Откуда пришли шумеры, остается до сих пор загадкой, но тем интереснее и актуальнее выбранная мною тема. В работе будет рассмотрена история и культура шумерской цивилизации, а так же приведены известные данные о её происхождении.

На протяжении тысячи лет шумеры бы­ли главной цивилизацией на древнем Ближнем Востоке. Они оставили после себя не только загадку для изучения, но и великую культуру.

Шумерская культура, является древнейшей культурой, дошедшей до нас в памятниках собственной письменности. Трудно переоценить ее величие и значение. Благодаря шумерским источникам, совершен огромный вклад в мировую историю, литературу, искусство и религию. Можно сказать, что всё человечество в целом, ощутило на себе влияние истории и культуры древнейших цивилизаций.

Откуда же появилась цивилизация шумер? Что уже известно о ней и что до сих пор остается загадкой? Какие особенности у шумерской культуры? – найти ответы на эти и другие вопросы, является целью моего реферата.

 

Формирование цивилизации

Шумеры - это лишь условный научный этноним, обозначающий древнее население Месопотамии. История происхождения шумеров до сих пор остается не разгаданной, по причине того, что шумеры не оставили о себе никаких зацепок и следов. На протяжении несколько веков ученые и археологи пытаются выяснить, откуда пришли шумеры, и как началось формирование цивилизации. В шумерских письменных артефактах говорится о «гористом острове в море и морском пути», приведшем их в низовья Евфрата. Этот остров они называют своей родиной и местом зарождения человеческой цивилизации. Но точное местонахождение археологи так и не определили. Так же из космонологических фрагментов известно, что сами шумеры называли себя «санг-нгиг», что означает - «черноголовые». Если шумер хотел подчеркнуть свое происхождение, он называл себя «сыном города», то есть свободным гражданином го­рода. Территориальная принадлежность была у шумеров важнее, в том время, как национальная отсутствовала вовсе.

Основными занятиями этих древнейших племен были земледелие и скотоводство. Однако, обработка земли затруднялась не только, из-за не очень удачного территориального расположения и постоянными, и неожиданными разливами рек, но еще и из-за жаркого и сухого климата. Чтобы бороться с постоянными наводнениями, шумеры начали орошать земли и строить ирригационные сооружения. Воду с илом держали в специальных каналах, чтобы в случае засухи подавать ее на поля. Значительную роль в культуре шумеров играло скотоводство. Помимо того, что этот род занятий был основополагающим в их быте, он так же повлиял на формирование культуры, сформировав образы государственной идеоло­гии. Например, люди вырезали печень принесенного в жертву ягненка и с ее помощью пытались вычислить судьбу государства, а теплая одежда из шерсти овцы считалась тут символов богатства, поэтому овца была почитаемым животным. Так же очень ценилась корова и считалась символом могущества и плодородия, именно поэтому некоторые божества Месопотамии носили на голове рогатую тиару.

Земли Месопотамии были бедны на полезные ископаемые, поэтому шумеры использовали то, чем их земли обладали в изобилии - песок и глина. Люди научились использовать природный материал для изготовления керамики и скульптур, а так же материал широко применялся в строительстве.

Активно шло формирование цивилизации. Строились и развивались новые города. Каждый город был привязан к своему каналу, что явилось причиной для независимого политического развития. Таким образом, каждый город формировался отдельно, со своей идиологией, символикой, историей и культурой, поэтому сформировать единую государственную систему не удавалось. Люди собирались воедино, лишь при необходимости или бедственных ситуациях.

Язык и письменность

Письменность возникла в конце IV тысячеле­тия в Двуречье, Египте и Эламе. Общественно-эко­номические отношения в этих местах достигли необходимого уровня сложности и начали качественно перерастать в отношения, характерные для раннего государства. В Древнем Двуречье письменность изобрели шу­меры, и первые хозяйственные документы были со­ставлены в храме города Урука. Они представляли собой выполненные на глине пиктограммы — знаки рисуночного письма. Поначалу предметы изобража­лись абсолютно точно, и глиняные документы по характеру письма напоминали египетскую иероглифику. Но затем под воздействием особенностей гли­ны как писчего материала и в связи с необходимостью ускорить темп записи реалистич­ное пиктографическое письмо шумеров, во-первых, трансформируется в абстрактную клинопись, а во-вторых, поворачивается на 90 градусов против ча­совой стрелки. Параллельно с процессом трансфор­мации идет процесс раздвоения письменного знака на знак, обозначающий образ понятия, и знак, обо­значающий его звучание. Так возникает словесно-слоговое письмо, в котором один и тот же знак мо­жет быть слогом или словом.

Шумерские тексты создавались школьными и храмовыми писцами, использовавшими при их со­ставлении два основных метода. Храмовый писец записывал текст со слов жреца, причем нередко так, как он услышал — фонетическим письмом. Школьный писец работал как с передатчиками тра­диции, так и с архивами прошедших эпох, переде­лывая композицию, но сохраняя неизменным содер­жание текстов. Поэтому нельзя рассматривать эти записи как этнографические документы. Датировать несинхронный шумерский текст довольно сложно: изучая его, следует различать время события (ри­туала, исторического факта), описанного в тексте, время сложения текста и времена его записей. При этом следует помнить, что время события может отстоять от времени записи на тысячу лет.

Но, пожалуй, самым существенным вкладом шу­меров в историю мировой культуры является изо­бретение письменности. Письменность стала мощ­ным ускорителем прогресса во всех областях дея­тельности человека: с ее помощью был налажен учет имущества и контроль за производством, стало возможным планирование хозяйства, появилась ус­тойчивая система образования, увеличился объем культурной памяти, в результате чего возник новый вид традиции, основанный на следовании канону письменного текста. Письменность и образование изменили отношение людей друг к другу: родство кровное дополнилось родством духовным на основе принадлежности людей к одной письменной тради­ции и связанной с ней ценностной системе. Шу­мерская разновидность письма - клинопись - использовалась в Вавилонии, Ассирии, Хеттском цар­стве, хурритском государстве Митанни, в Урарту, в Древнем Иране, в сирийских городах Эбла и Угарит.

 

Культура

У цивилизации шумер – богатая история развития культуры, искусства, философии, религии. Так же шумерам приписывают множество изобретений - ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг.

Еще одним достижением шумерской культуры, является скульптура и архитектура

Шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре. Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. У Шумеров сложился своеобразный тип постройки — зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. Помимо великолепной архитектуры урукский период отмечен широким распространением резных печатей – этих маленьких шедевров раннего месопотамского искусства.

Литература шумеров так же достигла высокого уровня. Самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

Быт шумеров

Быт шумеров не менее интересен, чем их культура..Изучая их быт, можно встретить много интересных фактов. Например, шумеры не носили нижнего белья, никогда не снимали с талии надетого на голое тело магическо­го двойного шнурка, оберегавшего жизнь и здоровье. Основной одеждой мужчины были рубашка-безру­кавка (туника) из овечьей шерсти, длиной значи­тельно выше колен, и набедренная повязка в виде шерстяного полотнища с бахромой на одной стороне. Бахромчатый край мог прикладываться к юри­дическим документам вместо печати, если человек был недостаточно знатен и личной печати не имел. В очень жаркую погоду мужчина мог появляться на люди в одной только повязке, а нередко и полно­стью обнаженным.

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской, но женщины никогда не ходили без туники и не появлялись в одной тунике, без другой одежды. Женская туника могла доходить до колен и ниже, иной раз имела разрезы сбоку. Была извест­на и юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, причем верхнее заворачивалось в жгут-пояс. Традиционной одеждой знатных людей, помимо туники и повязки, была «завертка» из полотнища, покрытого нашиты­ми флажками. Флажки эти, вероятно, не что иное, как бахрома из цветной пряжи или ткани. Никакого покрывала, которое закрывало бы лицо женщины, в Шумере не было. Из головных уборов знали вой­лочные круглые шапки, шляпы и колпаки. Из обу­ви — сандалии и сапоги, но в храм всегда приходили босыми. Когда наступали холодные дни позд­ней осени, шумеры заворачивались в плащ-накид­ку — прямоугольное полотнище, в верхней части которого с обеих сторон было прикреплено по одной или по две лямки, завязывающиеся узлом на груди. Но холодных дней бывало немного.

Шумеры очень любили ювелирные украшения. Богатые и знатные женщины носили тесный «ворот­ник» из прилегавших друг к другу нитей бус, от подбородка до выреза туники. Дорогие бусы изго­товлялись из сердолика и лазурита, более деше­вые — из цветного стекла, самые де­шевые — из керамики, раковины и кости. И муж­чины и женщины носили на шее шнур с большим серебряным или бронзовым кольцом-пекторалью и металлические обручи на руках и ногах.

Мыло еще не было изобретено, поэтому для омо­вения и для стирки применяли мылящиеся расте­ния, золу и песок. Чистая пресная вода без ила бы­ла в большой цене — ее носили из колодцев, выры­тых в нескольких местах города. Поэтому ее берегли и тратили чаще всего для омовения рук после жертвенной трапезы.

Вместо современных духов, шумеры использовали смолы хвой­ных растений для изготовления благовоний. Женщины подводили глаза черно-зеленым сурьмяным порошком, защищавшим от яр­кого солнечного света. Умащения также имели праг­матическую функцию — они предотвращали чрез­мерную сухость кожи.

Так как вода из колодца была непригодна для питья, шумеры изобрели ячменное пиво. Этот напиток считался напитком простолюдинов, Богатые люди пили финиковое пиво, а самые знатные особы пили виноградное вино.

Пища шумеров, на наш со­временный вкус, была довольно скудной. В основ­ном это лепешки из ячменя, пшеницы и полбы, фи­ники, молочные продукты и различные сорта рыбы. Мясо ели только по большим праздникам, доедая оставшееся от жертвы. Сладости готовили из муки и финико­вой патоки.

Типичный дом среднего горожанина был одно­этажным, построенным из кирпича-сырца. Комнаты в нем располагались вокруг открытого внутреннего дворика — места принесения жертв предкам, а еще раньше и места их погребения. Зажиточный шу­мерский дом был на этаж выше.В верхнем этаже размещались личные покои хозяев до­ма, включая спальню. Окон не было. В богатых до­мах встречаются стулья с высокой спинкой, трост­никовые маты и шерстяные коврики на полу, в спальнях — большие кровати с резными деревян­ными спинками. Бедные довольствовались в качест­ве сиденья связками тростника и спали на цинов­ках. Имущество хранили в глиняных, каменных, медных или бронзовых сосудах, куда попадали даже таблички домашнего хозяйственного архива. Шка­фов, по-видимому, не было, зато известны туалет­ные столики в хозяйских покоях и большие столы, за которыми принимали пищу. Это важная деталь: в шумерском доме хозяева и гости за трапезой не сидели на полу.

 

Заключение

В завершении, хотелось бы сказать, что цивилизацию шумер оправданно называют основополагающей для всей человеческой цивилизации. С Древних времен и до наших дней сохранилась незыблемая, великая культура шумеров, невероятные памятники архитектуры. Гибель этой цивилизации большая трагедия, ведь пали устои, традиции и древние обычаи.

Интереснее всего мне было изучать быт шумеров, я узнала для себя много интересных фактов. Данная работа стала полезной для меня и позволила окунуться и изучить становление шумерской цивилизации-первой цивилизации на Земле.

 

 

Список литературы

1.Гуляев В.И.- Современная история цивилизаций. Шумер. Вавилон. Ассирия. 5000 лет истории. — М., 2005

2.Емельянов В.В.Древний шумер. Очерки культуры – СПб.,2001

3.Крамер Самюэль «Шумеры первая цивилизация на Земле», 2002

4. Массон В.М. Первые цивилизации. – - М., 1989.\

5.Оппенхейм.А.- Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!