Философский роман Прекрасной эпохи



Во второй половине XIX века, во времена так называемой «Прекрасной эпохи» жанр философского романаприобрёл второе дыхание. В 1880-х годах был написано и опубликовано одно из самых известныхпроизведение в этом жанре, «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше, оказавшее огромное влияние надальнейшее развитие философии и литературы. Особенно большое влияние экспериментальная техникаписьма в романе Ницше оказала на развитие символизма.

Не меньшее влияние на расширение границ жанра оказали публикация в 1884 романа «Наоборот»Гюисманса и в 1890 романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Романные достижения символизма во многом представляют собой дальнейшее развитие жанрафилософского романа. Проза символистов лишь отчасти может быть соотнесена с этим жанром. Русскийсимволизм активно экспериментируя в романной форме, создает ряд образцов произведений, своейнасыщенностью философской проблематикой родственных этому жанру.

Так, можно отметить исторические трилогии Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист» (1895—1905) и«Царство Зверя» (1908—1918). Произведения некоторых русских символистов непосредственносоприкасаются с более общим движением в литературе, получившим название модернизм.

На грани поэтики символизма и модернизма написан один из значительных романов XX века — «Петербург»Андрея Белого, первая редакция которого относится к 1913 году, и который можно отчасти отнести к жанруфилософского романа.

Литература модернизма

Огромную роль в дальнейшем развитии жанра сыграли новые направления философии этой эпохи,особенно философия жизни и психоанализ, а позже — экзистенциализм.

Литературный модернизм дал такие образцы философского романа, как «Волшебная гора» (1924) ТомасаМанна, «Степной волк» (1927) Германа Гессе, «Человек без свойств» (1931—1932) Роберта Музиля, «Ослепление» (1935) Элиаса Канетти, «Тошнота»(1938) Жана-Поля Сартра.

Несколько особняком стоят в этом ряду произведения Густава Майринка, пронизанные атмосферойоккультизма.

В советской литературе того времени жанр философского романа разрабатывал писатель Леонид Леонов.Опираясь на традиции русской литературы XIX века он создает, в частности, роман «Вор» (перваяредакция — 1929), пронизанный философской проблематикой. Одним из наиболее значительныхдостижений отечественной литературы в жанре философского романа является «Мастер и Маргарита»(1929—1940) Михаила Булгакова.

Известно, что философ и писатель Яков Голосовкер создал в 1925—1929 философский роман «Записьнеистребимая». Однако рукопись романа, отданная Голосовкером в преддверии ареста на сохранениедовереному лицу, погибла. Позже Голосовкер частично восстановил текст под новым названием«Сожженный роман». Эти фрагменты были опубликованы только в 1991.

Философ Алексей Лосев в промежутке 1932—1934 написал несколько прозаических произведений, в ихчисле — философский роман «Женщина-мыслитель», впервые опубликованный только в 1993 году.[3]

Особое место в литературе того времени составляют как отечественные, так и зарубежные антиутопии,такие, как «Мы» (1920) Евгения Замятина и «О дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли.

Таких профессиональных писателей, как уже упомянутый Сартр, а также Альбер Камю и Габриэль Марсель,зачастую называют представителями философии экзистенциализма. Хотя сами они часто находидись всложных отношениях с этим интеллектуальным течением, тем не менее, философия экзистенциализмаоказала на них существенное влияние и нашла отражение в их творчестве. Эти писатели внесли свой вклад вразвитие жанра философского романа, во многом порвав с модернизмом и создав собственные способыхудожественного выражения.

Послевоенная литература XX века

Осмысление опыта тоталитаризма и ужасов Второй мировой войны с новой силой вызвало необходимостьфилософского осмысления действительности. В это время жанр философского романа приобретаетдополнительную актуальность. Немецкие писатели, живущие в эмиграции, создают значительные образцыфилософского романа, посвященные роли художника и творца в годы социальных потрясений.

Это роман «Игра в бисер» (1943) Германа Гессе, повествующий об сложном выборе, встающем переддеятелем культуры — замкнуться в утопической стране чистого искусства, или выйти в мир, полныйсоциальной дисгармонии, «Доктор Фаустус» (1947) Томаса Манна, повествующий о судьбе композитора,мучительно размышляющего о назначении искусства, «Смерть Вергилия» (1945) Германа Броха, роман-размышление, в котором в уста умирающего римского поэта Вергилия вложены горестные размышления осудьбах творчества в мире, об отношениях творца и власти.

В послевоенную эпоху необыкновенно популярной становится философия экзистенциализма, ставящая сособой силой вечный вопрос об ответственности человека за тот выбор, который он совершает. Переживаниеопыта Второй мировой войны сливается с экзистенциалистскими рассуждениями в творчестве АльбераКамю, который в 1942 пишет свой знаменитый роман «Посторонний», а в 1947 — роман «Чума».

В советской литературе послевоенного времени появление философского романа, повествующего о ролитворца в обществе, об отношениях между человеком и миром, «Доктор Живаго» (1945—1955) БорисаПастернака, стало одним из самых дискутируемых событий, а его публикация на Западе вызвала шквалобвинений писателя в предательстве по отношению к своей родине.

Крупнейший представитель поэтики абсурдизма Сэмюэл Беккет активно обращавшийся в послевоенные годык форме романа, создает ряд произведений, такие как «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Уотт» (1953), «Безымянный» (1953), которые можно охарактеризовать как философские романы абсурда.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!