Классификация авторских договоров



 

Действующее законодательство об авторском праве не содержит классификации авторских договоров. Однако в настоящее время на практике используются типовые формы ранее существовавших договоров.

Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например, по способу использования произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор и др.).

Так, размножение и распространение научных, литературных, музыкальных произведений производится чаще всего на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора, по словам Г.Ф. Шершеневича [19], являются размножение и распространение произведения, которые совершаются за счет издателя, принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий. Этим временным характером издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.

В казахстанском законодательстве не разработано понятие издательского договора, хотя многие государства (например, Германия, Франция) отводят такому договору немаловажную роль. Издательский договор в Казахстане иногда составляют под названием "Авторский договор", суть которого состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон.

Постановочный договор оформляется, когда произведение используется для публичного исполнения зрелищными организациями. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый такой договор имеет свою специфику в зависимости от сценария той или иной передачи либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.) [12, c.83].

Специфичен по своему значению договор на создание рекламы. Предметом такого договора является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые Законом РК от 19 декабря 2003 г. О рекламе. При этом реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна обладать признаками объекта авторского права, т.е. быть результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения.

Следующим основанием деления авторских договоров является передача исключительных и неисключительных авторских прав.

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (п.2 ст.31 Закона об авторском праве). Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ. Независимо от формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.

Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав (в данном случае - неисключительных) на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют "оберточными" лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий: сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает свое согласие не письменно или устно, а своим поведением - вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке, на которой указывается условие ее использования.

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами, и всегда выгоден для автора.

Еще одно основание классификации авторских договоров - наличие или отсутствие самого произведения на момент заключения договора. Авторский договор может быть заключен на уже существующее произведение или на произведение, еще не обретшее реальной формы.

Последний определяется в Законе об авторском праве и смежных правах как договор заказа (ст.33). Это единственный законодательно закрепленный вид авторского договора. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику (п.1 ст.33).

В авторском праве часто сравнивается договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности первого из них, сопоставим два вида договора.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст.616 ГК РК). Согласно договору подряда подрядчик должен достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

По договору заказа автор обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязан по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам. Кроме того, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения. В отличие от подряда в авторском договоре заказа существенное значение имеет личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение.

Предметом договора подряда является результат работы, не обладающий творческим характером, например пошив платья по эскизам заказчика. Но работа по подряду тоже может носить интеллектуальный характер, будь то перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др. Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Однако нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа. Предметом последнего должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который к тому же должен удовлетворять заказчика.

Таким образом, авторские договоры можно классифицировать по следующим признакам: по способу использования произведения (издание - издательский договор, постановка - постановочный договор и др.); в зависимости от передачи исключительных и неисключительных авторских прав - по авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения, договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами; авторский договор может быть заключен на уже существующее произведение или на произведение, еще не обретшее реальной формы.

 

Содержание авторского договора

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!