Служения, обязанности и функции мирян



23. Спасительная миссия Церкви в мире осуществляется не только священнослужителями в силу таинства Священства, но также всеми верующими-мирянами: действительно, в силу своего состояния крещеных и своего особого призвания — каждый в присущей ему мере, — они участвуют в священническом, пророческом и царственном служении Христа.

Поэтому пастыри должны признавать и поощрять служения, обязанности и функции мирян, которые основываются на сакраментальном фундаменте Крещения и Миропомазания, а во многих случаях — также таинства Брака.

Когда того требуют необходимость и целесообразность в Церкви, пастыри могут доверить верующим-мирянам, следуя установленным нормам универсального права, некоторые обязанности, связанные с их собственным пастырским служением, но не требующие печати Священства. Кодекс канонического права говорит: “Когда этого требуют нужды Церкви, при нехватке священнослужителей миряне, даже не будучи чтецами или аколитами, могут исполнять некоторые их обязанности: осуществлять служение слова, предстоятельствовать на литургических молитвах, совершать Крещение и преподавать Святое Причастие в соответствии с предписаниями права”[69]. Однако исполнение этих обязанностей не делает верующих-мирян пастырями: в действительности то или иное лицо не является священнослужителем просто в силу исполнения некоторой задачи, но только через таинство Священства. Только таинство Священства усваивает служению рукоположенного священнослужителя особый характер в служении Христа Главы и Пастыря и в Его вечном священстве[70]. Задача, исполняемая в силу замещения священнослужителя, обретает законный характер непосредственно и формально от официальных полномочий, данных пастырями, и конкретно осуществляется под руководством церковной власти[71].

Недавняя Ассамблея Синода представила широкий и показательный обзор ситуации в Церкви касательно видов служений, обязанностей и функций крещеных. Отцы высоко оценили апостольский вклад верующих-мирян, мужчин и женщин, на благо евангелизации, освящения и животворения христианским духом преходящей реальности, равно как и их щедрую готовность к замещению пастырей в чрезвычайных ситуациях и при хронических нуждах[72].

Вслед за литургическим обновлением, вызванным Собором, сами верующие-миряне обрели более живое осознание своих задач в литургическом собрании и в его подготовке и стали более широко открыты к их исполнению: совершение Евхаристии является священнодействием не только клира, но и всего собрания верных. Поэтому естественно, что те задачи, которые не являются собственно прерогативой священнослужителей, исполняются верующими-мирянами[73]. Таким образом, вполне спонтанным является переход от фактического вовлечения верующих-мирян в литургическое действие к возвещению Слова Божия и пастырскому попечению[74].

Однако на самой синодальной Ассамблее наряду с положительными слышались и отрицательные суждения в отношении слишком неограниченного употребления термина “служение”, смешения и порой уравнивания понятий общего и служебного священства, недостаточного соблюдения церковных законов и норм, произвольного толкования понятия “замещение”, тенденции к “клерикализации” верующих-мирян. Было также обращено внимание на риск создания de facto церковной структуры служения, параллельной той, которая основана на таинстве Священства.

Именно для того, чтобы преодолеть эти трудности, синодальные Отца настаивали на необходимости более ясно выразить, также используя более четкую терминологию[75], единство миссии Церкви, в которой участвуют все крещеные, и вместе с тем принципиальное отличие между пастырским служением, укорененным в таинстве Священства, и другими видами служений, обязанностей и функций в Церкви, корни которых находятся в таинствах Крещения и Миропомазания.

Тогда в первую очередь необходимо, чтобы пастыри, признавая и предоставляя верующим-мирянам исполнение различных служений, обязанностей и функций, с величайшей заботой наставляли их в том, что все эти задачи укоренены в Крещении. Также необходимо, чтобы пастыри были бдительны, избегая того, чтобы с легкостью, но незаконно прибегать к предполагаемой “чрезвычайной ситуации” или же к “ситуации замещения по необходимости” там, где они объективно не существуют или же там, где их возможно предупредить с помощью более рационального пастырского планирования.

Различные служения, обязанности и функции, которые верующие-миряне могут законным образом осуществлять в литургии, в передаче веры и в пастырской структуре Церкви должны исполняться в соответствии с их особым мирским призванием, отличным от призвания священнослужителей. Апостольское обращение Evangelii nuntiandi, которое сыграло столь большую и благотворную роль в поощрении разнообразного сотрудничества верующих-мирян в жизни и евангелизаторской миссии Церкви, напоминает, что “непосредственной областью их евангелизаторской деятельности является обширный и сложный мир политики, общественной жизни, экономики, как, впрочем, и мир культуры, науки и искусства, международных отношений, мир средств массовой коммуникации. Она также включает в себя другие реалии, открытые для евангелизации, такие как любовь, семья, воспитание детей и подростков, профессиональная деятельность и человеческие страдания. Чем больше здесь будет мирян, проникнутых евангельским духом, ответственных за эти реалии и открыто причастных к ним, способных им оказывать компетентное содействие и осознающих, что они должны полностью вкладывать все свои христианские силы, столь часто сокрытые и подавленные, тем больше эти реалии послужат созиданию Царства Божия, а потому — спасению в Иисусе Христе, ни в чем не утрачивая и не принося в жертву свое человеческое содержание, но проявляя часто неведомое трансцендентное измерение”[76].

Во время работы Синода Отцы посвятили немало внимания чинам чтецов и аколитов. В то время как в прошлом эти виды служений существовали в Латинской Церкви только как духовные этапы на пути к священному служению, вместе с motu proprio Папы Павла VI Ministeria quaedam (15 августа 1972 г.) они обрели самостоятельность и постоянство, равно как и возможность быть доверенными мирянам, хотя лишь только мужчинам. То же положение вещей закреплено и в новом Кодексе канонического права[77]. Отцы Синода выразили желание, чтобы “motu proprio “ Ministeria quaedam ” было пересмотрено, учитывая нужды поместных Церквей, и прежде всего для указания критериев, согласно которым должны избираться те, кто предназначается для этих видов служений”[78].

В связи с этим была учреждена особая Комиссия не только для того, чтобы дать ответ на это пожелание, выраженное Отцами Синода, но также и более всего для углубленного изучения различных богословских, литургических, юридических и пастырских проблем, вызванных нынешним значительным расцветом служений, порученных верующим-мирянам.

Прежде чем Комиссия завершит изучение этой проблемы, все отдельные Церкви в заботе о том, чтобы церковная практика служений, порученных мирянам, оказалась более упорядоченной и плодотворной, должны верно соблюдать вышеупомянутые богословские принципы, в особенности существенное различие между служебным и всеобщим священством и, следовательно, различие между теми видами служений, которые происходят из таинства Священства и теми, которые происходят из таинств Крещения и Миропомазания.

Харизмы

24. Святой Дух, вверив Церкви-Общению различные виды служений, в то же время обогатил ее иными особыми дарами и талантами, называемыми харизмами. Они могут принимать самые разнообразные формы, как выражение абсолютной свободы Духа, их щедро изливающего, а также как ответ на многообразные потребности, возникающие в истории Церкви. Описание и классификация, данные этим дарам в текстах Нового Завета, являются знамением их великого многообразия: “Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, Тем же Духом; иному вера, Тем же Духом; иному дары исцелений, Тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1 Кор 12, 7-10; ср. 1 Кор 12, 4-6. 28-31; Рим 12, 6-8; 1 Петр 4, 10-11).

Будучи чрезвычайными или же простыми и смиренными, харизмы являются видами благодати Святого Духа, которые обладают, прямо или косвенно — в соответствии со своим предназначением — пользой для церковной общины, внося свой вклад в созидание Церкви, на благо человечества и удовлетворение нужд мира.

И в наше время нет недостатка в щедром проявлении разнообразных харизм среди верующих-мирян, как мужчин, так и женщин. Хотя эти харизмы даются отдельным людям, но также они могут разделяться и другими, таким образом сохраняя свое существование во времени как драгоценного и живого наследия, порождающего особое духовное родство между людьми. Именно в отношении апостольства мирян Второй Ватиканский Собор говорит: “Для осуществления такого апостольства, Святой Дух, освящающий Народ Божий через служение и таинства, так же подает верующим особые дары (ср. 1 Кор 12, 7), “разделяя каждому особо, как Ему угодно” (1 Кор 12, 11), чтобы все и каждый “тем даром, который получили, служили другим”, и сами были “хорошими домостроителями многообразной благодати Божией” (1 Петр 4, 10) в созидании всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16)”[79].

Согласно логике изначального Божественного дарения, как напоминает нам Собор, дары Святого Духа требуют, чтобы те, кто их принял, употребляли их для возрастания всей Церкви[80].

Харизмы должны быть приняты с благодарением как со стороны тех, кто их получает, так и со стороны всей Церкви. Они являются по сути уникальным богатством благодати для жизненной силы апостольства и для святости всего Тела Христова, при условии, что они представляют собой дары, истинно происходящие от Святого Духа и используются в полном соответствии с подлинными побуждениями Духа. В этом смысле всегда необходимо различение харизм. Действительно, как сказали синодальные Отцы, “действие Святого Духа, Который дышит, где хочет, не всегда легко распознать и принять. Мы знаем, что Бог действует во всех верных христианах, и мы осознаем те благодеяния, которые происходят от харизм как для отдельных людей, так и для всей христианской общины. Вместе с тем, мы также осознаем силу греха и его попытки вселить тревогу и смущение в жизнь верующих и в жизнь общины”[81].

По этой причине никакая харизма не освобождает от поддержания отношений с Пастырями Церкви и от подчинения им. Собор ясно утверждает: “Суждение об их [харизм] подлинности и правильном употреблении принадлежит тем, кто предстательствует в Церкви, тем, кому особо надлежит не угашать Духа, но все испытывать и доброго держаться (ср. 1 Фес 5, 12 и 19-21)”[82], чтобы все харизмы могли сотрудничать в многообразии и взаимодополняемости во имя общего блага[83].


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!