Французский реализм
Бидермейер
А) отсутствие тенденции к парадности и репрезентативности_______________________
______________________________________________________________; стул прочно стоит
Б) функциональность ____________________________________________________________
В) «живые» пропорции ___________________________________________________________
Г) это уже не архитектура, стул носит столярный характер
Д) ценится открытая фактура дерева
Е) обивка - веселенький ситчик в цветочек и полосатый репс
Особенность: камерность; получает свое завершение лишь в комплекте, в ордере
Совершенно точно определено назначение стула – не для дворца, а для жилого помещения
Преобладающие формы
- Четкие, но не жесткие линии
- Изогнутость плавная, «мягкая»
- Грациозность изгиба, иногда на грани гротеска
- Графичность силуэта
Особенности ножки:
*** ножка полностью утрачивает эстетическую функцию, она подчеркнуто скромная и прямая;
Актуализируется каркасность ножки, она меблеобразующий элемент
----------------------------------------------------------------------------------------------------
№2 «Второе рококо»
А) помпезность, парадность (создается изогнутыми ножками, фигурной спинкой; атласной обивкой, богатым узором обивки)
Б) динамика (вытянутость спинки; фигурность спинки)
В) несоблюдение гармонии
Г) монументальные пропорции
Преобладающие формы
- Выпукло-вогнутые (от рококо)
- Изогнутые
- Очертания латинской буквы “S”
Особенность ножки:
***историки искусства выделяют две группы ножек в стуле:
|
|
передние – изогнутые, эстетичны (дань рококо);
ножки второго ряда – почти прямые (они образуют каркас стула, сливаются со спинкой, создают монолитность спинки и сидения); вторая пара ножек функциональна (дань современности – практичность)
------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 3 30-е годы 19 века - ИСТОРИЧЕСКИЙ перелом
· Бурно развивается промышленность
· Новая расстановка класс. сил (раб.класс – самост.сила)
· Во Франции - рев-ция 1848 года – свержение монархии
· В Англии - 1832 год - парламент. реформа, в результате которой буржуазия окончательно закрепила о своихполит. правах; размах чартистского движения (движение пролетариата)
· В Германии - 1844 год – восстание силезских ткачей. Германия постепенно подходит к буржуазной революции, сюда перемещается центр рев.движения; мартовская рев-ция 1848 года
Последствия этого перелома:
- Человека интересует конкретное бытие
- Человеку интересны повседневные заботы и проблемы
- Человек все примеряет на себя и свои интересы
- Интересна жизнь как таковая
- Человек интересует самого себя как (1) индивидуальность и (2) в связи с общ.интересами
30-е годы – ФИЛОСОФСКИЙ перелом
Дух новой атмосферы начинает определяться философией позитивизма – от лат positivus – положительное (философия «положительных знаний»); создатель – Огюст Конт
|
|
Взгляды Конта:
- «положительное» знание, подлинное может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетич.объединения; философия, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование
- Наука не нуждается в стоящей над ней философии.
Позитивизм материальным факторам приписывает доминирующее значение.
30-е годы 19 века –
ДУХОВНЫЙ и ЭСТЕТИЧЕСКИЙ перелом
Начинает цениться материальная антиромантич.реакция
сторона дейст-ти ___________________________
Интерес проявлен к человеку, кот. __________________________
находится в связях с миром __________________________
Последствия этого перелома:
- Смещаются эстетические акценты в сторону ОБЪЕКТИВНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№4
1840 - Бальзак «Письма о лит-ре, театре и ис-ве» - предисловие к «Чел.комедии»
Основные положения
· «Ис-во д/вырастать из подлинных фактов времени», т.е. ______________________
· Главное - изоб-ние жизн. правды НО!!! Искусство и жизнь - это не одно и то же. Живая жизнь богаче, и невозможно ее копировать во всем многообразии. Поэтому задача ис-ва не в том, «чтобы копировать правду, а в том, чтобы ее выражать».
|
|
· Художник обязан выбирать среди фактов то, что передает правду жизни. «Надо выбирать то, что выражает общий смысл, общий смысл явлений», т.е. ___________
· «Измерить всю силу связей, узлов, скреплений, которые скрыто сращивают один факт с другим», т.е.___________________________________________________
_____________________________________________________________________ автор стремится «раскрыть темный лабиринт обстоятельств в и причин, определяющих персонаж», т.е. социально-психологический детерминизм
· «Всякое движение обусловлено причиной, а всякая причина связана с целым», т.е.
_________________________________________________________________
· Герой - это социальный характер, т.к. сознание героя формируется в процессе приобщения его к миру; каждый герой входит в мир, детерминирующий его психологию и поступки, с миром герой вступает в активную связь, в свою очередь, воздействуя на него.
· Герой - это тип. Тип отличается от реальной личности. «Тип создается путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров». ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
· Изображение типич.обст-тв________________________________________
|
|
«Формула» Энгельса: «реализм предполагает помимо правдивости деталей правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 5
Реализм |
Проблема «личность и об-во».При ее решении акцентировали взаимосвязь обоих компонентов |
Типизация – выражается в органической взаимосвязи типичных характеров и типичных обстоятельств; духовный мир социально детерминирован. |
Понятие среда понимается как
|
У реалиста есть история и наука, которые дают возможность исследовать мир, выявить причинно-следственные отношения в окружающей действительности; вскрыть и исследовать конфликт, выявить пути развития. |
Роль ис-ва –объективное воспроизведение действительности на основе глубокого изучения фактов и явлений жизни |
Тяготеет к познанию жизни «изнутри», следовательно, на авансцену выдвигается роман Его черты · Эпическая просторность («Евгения Гранде» - история Франции от 1789 года до середины 19 века) · Концентрированность описания (через историю обогащения Феликса Гранде) · Драматическая конфликтность (ее истоки – в любви Евгении к кузену Шарлю; конфликт Евгении и деспота–отца; перед Евгенией выбор: 1) стать покорной как мать или 2)стать счастливой) |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 6
Критерии для сравнения | Романтизм | Реализм |
Роль автора и его функции | позиция автора – центральна. «тираническое присутствие автора» (Флобер), т.е. автор убежден в универсальности своего видения действительности; интерпретатор мирового порядка, субъективен; | позиция автора – центральна. «демократическое присутствие» автора; |
Отношения автора и читателя | автор воздействует эмоционально, | |
Роль слова | романтик «присваивает» себе слово – снабжает его произвольными этимологиями, как бы пересоздает семантику слова | слово отдано в распоряжение автора; НО слово принадлежит действительности, оно «предметно», т.е. обозначаетконкретные явления в конкретном значении |
Тип героя | проповедовал культ индивидуалиста; в человеке важно НЕ всеобщее, А единичное, исключительное; Герой и автор сближаются, герой часто оказывается проекцией автора «Рене» Шатобриана); Это герой, «выпадающий» из действительности – отсюда типы изгнанника, чудака, мятежника, «сына века» Герой противостоит миру НЕСХОЖДЕНИЕ | герой существует внутри действительности, нет «не-схождения», несовпадения (даже если он и противостоит действительности, то он складывается на основе жизненных, а не «поэтических» начал) – «лишний человек», «гений без портфеля». Психологические черты подкрепляются широким социальным и историческим анализом, поведение героя мотивировано многими факторами (Феликс Гранде – простой бочар стал зажиточным буржуа; показано формирование в герое черт деловитого коммерсанта, который сумел воспользоваться моментом, чтобы скопить и удвоить состояние, черты буржуазного дельца приобретает в коммерческих делах среди себе подобных; хитрость, практицизм – обусловлены социальными факторами (от природы был умен и ловок). |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Французский реализм
Особенности:
- вырастает из открытий_____________________
- вырастает на той же почве, что и романтизм, ______________________________________
- взаимосвязь с романтизмом, не антагонисты, развиваются параллельно, улавливают общую потребность______________________________________________________
- отказ от эмпиризма, т.е. в лит-ре допускается присутствие «неэмпирических» приемов – гротеска, символа, фантастики (Бальзак. Шагреневая кожа)
- объективное изоб-ние действительности не исключает субъективного начала, которое проявляется в авторском видении мира и человека
Принцип психологизма во франц.реализме
***наибольшего развития достигает ______ в тв-ве Стендаля и Мериме
***психологизм = интерес к внутр.миру личности, обусловленному социально-временными причинами + подвижность, эволюция человеческих свойств
***психологизм первого этапа реализма (30-40-е годы) еще отмечен рационализмом: исключаются алогичные поступки героев, чувство движется по тем же законам, что и мысль (Стендаль. Красное и черное – образ Жюльена Сореля)
***с психол.точки зрения герои про-ний первого этапа – мономаны, когда герой становится ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Принцип историзма во франц.реализме
***унаследован от романтиков
***предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы
____________________________________________________________________________
№ 9 Цикл «Человеческая комедия»
95 романов
подзаголовок «История Франции 19 века» - панорама экон., соц., моральной истории Франции
Архитектоника
- 3 этажа
- архитектонический принцип: более высокий уровень худ. и филос.обобщения
1 этаж – «Этюды о нравах»
История об-ва +история человека «Гобсек», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии»
2 этаж – «Философские этюды» «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр»
Показал ПРИЧИНЫ явлений
3 этаж - «Аналитические этюды» «Физиология брака», «Монография добродетели»
Определяет основы чел.бытия
Самый «высокий» этаж – первый, поэтому внутри «этажа» есть подразделения (6 тематических подразделений) - «Сцены частной жизни», «Сцены парижской жизни», «Сцены провинциальной жизни», политич., военной, сельской). Менее аналитичен
3 этаж – наиболее аналитичен
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!