Языковая классификация



Языки народов мира классифицируются по языковым семьям и их ветвям на основе методов сравнительно-исторического языкознания и установления генетического родства между языками.

При этом родство языков может означать и родство по происхождению, однако некоторые лингвисты полагают, что за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Языки подвержены самым различным изменениям (например, заимствования), языки проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности.

Языковая семья – понятие историческое. Входящие в неё родственные языки сходны, однако в силу исторического развития они могут сильно отличаться друг от друга. Так, родственные по происхождению французский, литовский, русский, персидский и другие языки относятся к индоевропейской языковой семье и восходят к общему языку-основе. Но их развитие шло разными путями, и сегодня взаимопонимание между людьми, говорящими на этих языках, невозможно. Во многих языках исторически выделились диалекты, между которыми сложились большие или меньшие различия. Так, к примеру, обстоит дело немецком языке: нижненемецкий диалект не всегда понятен баварцу, а швейцарские или австрийские диалекты – саксонцу. Диалекты (говоры, наречия), в отличие от языка, служащего средством общения для целой этнической общности, употребляются более узкой группой людей в виде регионального языкового варианта, связанного территориальной, социальной ли иной общностью.

Лингвисты пытаются обнаруживать отношения между современными языковыми семьями, предполагая существование в древнейшие времена связи между праязыками (макросемьи, или филии). Так, выдвинуто предположение, что в глубокой древности некоторые из современных языковых семей и языков Евразии и Африки (индоевропейские, картвельские, семито-хамитские, уральские, тюрко-монгольские, тунгусо-маньчжурские, дравидийские и другие) входили в гипотетическую макрообщность ностратических языков.

Число языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), отдельных языков и говорящих на них народов весьма значительно.

Количество говорящих на некоторых языках – прежде всего, на языках малочисленных народов – за последние столетия существенно сократилось. Напротив, численность говорящих на наиболее распространённых языках (английском, испанском, китайском, хинди и урду, арабском и других) неуклонно возрастает. Существуют распространённые механизмы языковой динамики, например билингвизм и полилингвизм (двуязычие и многоязычие). Во многих случаях билингвизм выступает как форма языкового ми иного взаимодействия между языками и народами и не приводит к ассимиляции одного языка другим; однако в ряде случаев языковая ассимиляция имеет место и даже поддерживается принудительными действиями государственных органов (напр., в Латвии и Эстонии по отношению к русскоязычному населению).

  • Индоевропейская семья

Группы:

славянская, балтийская, германская, кельтская, романская, албанская, армянская, греческая, иранская, индоарийская.

 

  • Алтайская, семито-хамитская, австралийская, нило-сахарская семья (и др.)

 

  • Урало-юкагирская семья

Группы:

Финно-угорская, самодийская, юкагирская.

Прежде всего, страны и народы группируются по численности и плотности населения. Далее, существенно выделить группы экономически развитых индустриальных стран (где интенсивнее складываются крупные нации) и группы экономически отстающих стран, в которых и этнические процессы проявляются с отставанием. В странах, где преобладает городское население, обычно интенсивнее развита профессиональная духовная культура, сложнее композиция этнического состава населения.

 

Можно назвать и ряд других классификационных приёмов, используемых в этнологии и этнографии:

По конфессиональному (религиозному) признаку –

  • как в стадиальном отношении (первобытные религии, религии региональных цивилизаций и т.д.),
  • так и по философско-догматическому содержанию (христианство, буддизм, ислам, иудаизм и пр.).

 

Обострение в наши дни межрелигиозных отношений делает сегодня особенно актуальными для этнологии проблемы изучения и классификации религий.

Классификационные приёмы могут быть использованы и по отношению к другим сторонам культуры:

  • отдельными видам и сторонам материальной и духовной культуры,
  • уровню разделения труда,
  • формам семьи и семейным отношений.

 

ЧИСЛЕННОСТЬ УГРО-ФИНСКИХ НАРОДНОСТЕЙ В МИРЕ

Численность угро-финских народов в мире (25 073 824) и в России (на 2010 г)

 

УГОРСКИЕ НАРОДЫ (14 544 000 чел.)

Венгры 14,5 млн (2 781)

Манси 12 500 (12 269)

Ханты 31 500 (30 943)

 

ФИННОЯЗЫЧНЫЕ НАРОДЫ (10 529 824 чел.)

 

Прибалтийско-финские народы (7 760 623 чел.)

 

Финны 6,5 млн (20 267)

Эстонцы 1,1 млн (17 875)

Карелы 88 850 (60 815)

Вепсы 6 400 (5 936)

Ижорцы 500 – 1300 (266)

Ливы ок. 400 (64)

Водь 73 (64)

Саамы от 60 до 80 тыс. (1771)

 

 

Волжские народы (1 750 000 чел.)

 

Мордва 1,150 млн (744 236)

в т.ч.- мордва-мокша (296 904)

в т.ч.- мордва-эрзя (517 575)

Марийцы ок. 600 000 (547 605)

 

 

Пермские народы (1 019 201 чел.)

 

Удмурты 570 000 (552 299)

Бессермяне (2 201)

Коми 447 000 (324 691)

в т.ч.- коми-зыряне 350 000 (228 235)

в т.ч.- коми-пермяки 95 000 (94 456)

 

ТЕМА 3

Этногенез

ВОДЬ

ЭТНОНИМ

Самоназвание

Водские племена именовали себя – вадья, ватьялайзет, ва́ддялайн (вадьялайн, вадьякко, водь, редкое вожане).

Новгородцы же звали их водью, вотами, вожанами.


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!