Верблюд и игольные уши



Заносчивый юноша, когда ему повелевается исполнить закон, становится удрученным и опечаленным. Ведь народу этому крест и страдание - соблазн, а потому для юноши в них нет никакого спасения. Однако он хвалится законом, отвергает язычников-сонаследников и отказывается обратиться к евангельской свободе; тем самым трудно ему будет войти в Царство Небесное. Ведь немногие из них (а в сравнении со множеством язычников - очень редко кто) были иудеями, которые уверуют: трудно им обуздать свою волю, так долго твердевшую под законом, чтобы обратить ее к евангельской проповеди смирения. А вот верблюду пройти через игольные уши легче. Верблюд не может войти в отверстие иглы, как не может принять в себя это огромное животное узкое ушко иглы. В начале этой книги, обсуждая одежды Иоанна, я отметил, что верблюд означает язычников. Это животное подчиняется слову, сдерживается страхом, терпеливо воздерживается от пищи, дисциплинированно встает на колени, чтобы взять ношу. В таком сравнении дикость язычников смиряется послушанием Божьим заповедям. И тогда они встают на очень узкий путь в Царство Небесное, то есть отверстие иглы, которое и есть проповедь Евангельского слова. Им сшиваются раны тела, восстанавливаются разодранные одежды, и сама смерть оказывается пригвожденной. Таков путь этой новой проповеди, и на него легче встает слабость язычников, нежели изобилие богатого, то есть того, кто гордится законом. Иларий Пиктавийский, Комментарий на Евангелие от Матфея.

 

Верблюд и веревка

Верблюдом (κάμηλον) Господь называет здесь не вьючное животное, но толстую веревку, к которой моряки привязывают якоря. И совершенно не бесцельно Он дает такое обозначение, но чрезмерно придирчивому [человеку] показывает, что это дело некоторым образом близко. Кирилл Александрийский, Фрагменты.

 

19:25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

Что же Христос?

Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф 19:23). Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в Царствие Небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к Царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое! Но для чего же Христос сказал ученикам Своим, что трудно богачу войти в Царствие Небесное, когда они были бедны и даже ничего не имели? Для того, чтобы научить их не стыдиться бедности и как бы оправдаться перед ними в том, почему Он прежде советовал им ничего не иметь. Сказав здесь, что трудно богатому войти в Царствие Небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. Удобнее, говорит, верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. А отсюда видно, что немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божиим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

19:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно. Богу же все возможно

 

Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Но отчего смущаются ученики, будучи бедны и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству и, уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то мысль очень много и смущала их, так что они великую имели нужду в утешении. Потому Иисус, посмотрев сначала на них, сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Кротким и тихим взором Он успокоил волнующиеся их мысли и разрешил недоумение (на это самое указывает и евангелист словом воззрев), а потом ободряет их и словами, указывая на силу Божию и таким образом возбуждая в них надежду. А если хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: невозможное человекам возможно Богу, чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного. Нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая великость предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьею ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

19:27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Что это значит, блаженный Петр: оставили все? Уду, сети, корабль, ремесло? Это ли разумеешь ты под словом все Да, отвечает он. Но не честолюбие заставляет меня говорить так. Я хочу этим вопросом обратить людей бедных к Господу. Так как Господь сказал: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф 19:21), то - чтобы кто из бедных не спросил: что же, если у меня нет имения, значит, я и не могу быть совершенным? - для того Петр предлагает вопрос свой Иисусу, чтобы ты, бедный, знал, что бедность твоя нимало не вредит тебе. Петр спрашивает для того, чтобы не от Петра узнал ты истину и сомневался (он и сам тогда был еще несовершенен и не имел Духа), но чтобы, получив ответ от Учителя Петра, был твердо уверен в ней. Как поступаем мы, когда, предлагая мнения других, часто усваиваем их себе, так поступил и апостол: он вместо всей вселенной предложил Иисусу этот вопрос. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

19:28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых

 

Судьи колен

Израилевых Как при приношении Бог, принимая не дар, но произволение дарящего, оправдывает и скорее принимает давшего меньше с более совершенным произволением, чем давшего больше от большего с меньшим расположением (как ясно из написанного о большом даре богатых и двух лептах, которые ради бедных вдова положила в сокровищницу), так и относительно тех, кто ради любви к Богу оставил приобретенное, чтобы спокойно следовать за Христом Божиим, делая все по Его слову, скорее будет принят вовсе не тот, кто оставил больше, а не меньше, и скорее тот, кто всей душой оставил меньше, а не тот, кто пренебрег большим. Действительно, хотя Петр с братом Андреем оставили малое и незначительное, когда оба услышали: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним (Мф 4:19-20), однако это не считается малым у Бога, узнавшего, что они это сделали в таком состоянии, что даже если бы имели большое имение (Мф 19:22) и большое состояние, то это не сдержало бы их и не воспрепятствовало стремлению последовать за Христом. Итак, последовавшие за Спасителем сядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И эту власть они получат по воскресении мертвых, ибо это воскресение есть новое пакибытие, когда новое небо и новая земля населяются теми, кто обновился, и подается новый завет и его чаша. Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Но что значат слова: судить двенадцать колен Израилевых? То, что они осудят их; апостолы не будут сидеть, как судии; но в каком смысле сказал Господь о царице южной, что она осудит род тот (Мф 12:42), и о ниневитянах, что они осудят их (Мф 12:41), в том же говорит и об апостолах. Потому и не сказал: «народы и мир», но - двенадцать колен Израилевых. Иудеи были воспитаны в тех же самых законах и по тем же обычаям, и вели такой же образ жизни, как и апостолы. Поэтому, когда они в свое оправдание скажут, что мы не могли уверовать во Христа потому, что закон воспрещал нам принимать заповеди Его, то Господь, указав им на апостолов, имевших один с ними закон и однако же уверовавших, всех их осудит, как о том и раньше сказал: посему они будут вам судьями (Мф 12:27). Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!