Чрево в сравнении с сердцем



Так говорил Он и укорял их, чтобы уничтожить предрассудок, и, не довольствуясь этим, присовокупил еще: все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека (Мф 15:17-20). Видишь ли, как сильно Он укоряет их? Потом подтверждает сказанное общим законом природы, для исправления их. Говоря: проходит в чрево и извергается вон, Он дает ответ, приноравливаясь к брезгливости иудеев. Он говорит, что пища не остается во чреве, но исходит, между тем как если бы она и оставалась, и тогда не оскверняла бы человека; но они еще не могли вместить этого. Потому и законодатель позволяет оставаться без умовения в то время, пока пища находится внутри, но когда выходит вон, не позволяет. Он повелевает омываться и быть чистым вечером, расчисляя время переваривания и извержения пищи. А нечистота сердца, говорит Он, внутри пребывает и оскверняет человека не только тогда, когда остается там, но и когда исходит оттуда. Сначала Он исчисляет злые помышления, свойственные иудеям, и уже не заимствует доказательства из природы вещей, но из того, что одни из них порождаются во утробе, а другие в сердце, одни остаются в человеке, а другие не остаются. То, что входит в человека отвне, опять и исходит из него; но что зарождается внутри него, то оскверняет его и по исшествии, и тогда еще более. Такое доказательство употребил Он потому, что ученики, как я уже сказал, еще не могли слушать этого с должною мудростью. Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея.

 

15:19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления

 

Из сердца

Из сердца, сказал Он, исходят злые помыслы. Душа, или начало, поступка - не в мозге, как у Платона, а, согласно Христу, - в сердце. Нужно отвергать людей, считающих, что мысли навевает дьявол и что будто бы они не исходят из нашей собственной воли. Дьявол может способствовать и разогревать злые помыслы, но он не может их рождать; и даже если он, все время подстерегая нас, способен зажечь в нас искорку мысли своими средствами, то мы не должны думать, что он может проникать в глубины нашего сердца. Однако по положению тела и жестам нашим он способен распознать, о чем мы помышляем: если, например, он видит, как мы часто засматриваемся на красивую женщину, то он понимает, что сердце наше ранено стрелою любви. Иероним Стридонский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

15:20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека

 


Дата добавления: 2016-01-04; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!