Общая характеристика испанского Возрождения



(источник – лекция)

Сначала – немного истории. Исторические обстоятельства наложили особый отпечаток на характер испанского Возрождения. К 15 веку (а именно, в правление знаменитой четы Фердинанда и Изабеллы) завершилось образование централизованного государства. В 1492г. окончательно завершилась Реконкиста - многовековая борьба испанцев против арабов за отвоевание Пиренейского полуострова. В 1492г. пала Гранада – последний оплот мавров в Испании. До кучи, в том же самом славном году Колумб открыл Америку J Ура. Начало следующего столетия ознаменовалось головокружительно быстрыми успехами испанской монархии. В начале 16в. Испания представляла собой огромную сильную державу, под властью которой находился не только Пиренейский полуостров, но и Нидерланды, часть Италии и Германии. Все это происходило при монархе Карле V (1516-1556). Однако в целом Испания представляла собой так называемый «колосс на глиняных ногах». Открытие Америки сыграло отрицательную роль. Результатом необычайного притока золота из Америки явилось резкое подорожание всех продуктов – «революция цен», которая затронула все европейские страны, но с особенной силой проявилась в Испании. Так как стало выгоднее покупать заграничные продукты, испанская промышленность второй половины XVI в. сильно сократилась. В упадок пришло также и сельское хозяйство – отчасти по той же самой причине, отчасти вследствие массового разорения крестьян и обеднения огромного числа мелких дворян-земледельцев, не выдержавших конкуренции с крупными помещиками, которые пользовались разными привилегиями. В стране усилилось обнищание народных масс, застой в торговых и промышленных делах, полная запущенность земледелия и скотоводства. Число бродяг и нищих порой достигало каких-то астрономических размеров. Более того, во время правления Филиппа II (1556-1592) Испанию постиг ряд неудач на международной арене: в 1581г. отделились Северные Нидерланды, в 1588г. английский флот разгромил Непобедимую Армаду… Короче, все грустно. Испания постепенно переходит в разряд второстепенных держав. Все это не могло не сказаться на культурном развитии страны, в частности, на развитии литературы. Особенно популярны в Испании драматургия (прежде всего благодаря Лопе де Веге) и проза, в частности, роман и новелла (тут прославился наш друг Сервантес). Период Ренессанса в Италии можно условно разделить на 2 этапа:1) Раннее Возрождение – I половина XVIв.2) Зрелое Возрождение - II половина XVIв.В начале этого периода в Испании, как и в большинстве других стран, наблюдается зарождение того нового, критического и реалистического подхода к действительности, который характерен для ренессансного мировоззрения. В конце 15в. в Испанию проникает наследие «Иразма Нотрдамского». Его труды, правда, быстро запрещаются инквизицией. Гуманист Альфонсо Вальдес, секретарь Карла V, в 1510-20х гг. создает ряд сатирических диалогов, направленных против папства и современного Альфонсо положения в католической церкви. Его брат, Хуан Вальдес, также писал диалоги, осуждающие, но открыто не критикующие церковь. #«Диалог о христианском учении”. Ещё Абрамова называла Антонио де Небриха, который создал первую грамматику испанского языка, а также латино-испанский и испано-латинский словари.Тем не менее гуманистические идеи не получили в Испании своего полного философского развития. Встречая самое враждебное отношение к себе при дворе и среди аристократии, не находя поддержки со стороны буржуазии, они были приглушены католической реакцией. Во II половине XVв. активизируется инквизиция, разыскивая морисков (крещеных мавров), евреев, еретиков… В общем, не до гуманизма, ребята. Гуманистические идеи в испанской ренессансной литературе находят выражение почти исключительно в поэтических образах, а не в теоретических сочинениях. По той же причине влияние античных и итальянских образцов было в целом гораздо менее значительно в Испании, чем, например, во Франции или в Англии.Вот ещё что сказано у Пискуновой. Все мы помним, что Баткин говорил о 2 путях движения европейцев к Новому времени – через собственно Ренессанс (Италия) и через так называемое Северное Возрождение, поскольку испанское Возрождение находится «на скрещении этих путей». С одной стороны, оно ориентировалось на итальянское Возрождение, а с другой – на «христианский гуманизм» Эразма и североевропейскую мистику. И оно сумело совместить в себе оба эти начала. Диалог культур в Испании переориентировался в «человека внутреннего» (как метафорически формулировали идею личности мыслители-христиане, начиная с апостола Павла и кончая Эразмом), страдальчески осмысляющего свою непохожесть, особость, отторженность от других людей и одновременно тоскующего об утраченной духовной цельности. Поэтому диалогичность исп. Возрождения, помимо всего прочего, встреча открытых друг другу позиций личностных, контакт разноустроенных сознаний (вспомним диалог ДК и Санчо).Что у нас с поэзией. Начало XVI века отмечено новым витком итальянского влияния на испанскую поэзию, перенявшую итальянский 11- и 7-стопный стихотворный размер и форму итальянского сонета —терцину. Итальянское направление в испанской поэзии возглавили Хуан Боскан (1500—1544) и блестящий Гарсиласо де ла Вега (1503—1536). Их творчество столкнулось с сопротивлением испанских поэтов, верных традиционным народным формам. Так сформировались два основных течения в испанской поэзии, сохранившиеся до нашего времени (это, простите, из Википедии). К середине XVI века сформировались 2 крупные поэтические школы:· севильская – «более изысканная»· саламанкская – «пасторально-идиллическая» (Саламанка со своим университетом – крупный просветительский центр) Теперь немного поговорим о прозе, а именно, о романе. Средневековая Испания практически не дала оригинальных образцов рыцарского романа. А вот к началу XVв. Франция как бы передает эстафету Испании. В 1470-х гг. появились первые варианты романа об Амадисе Галльском. В 1507г. в Сарагосе вышли из печати первые 4 книги на кастильском языке, исправленные и улучшенные Гарсиа Родригесом де Монтальво. Это знаменовало начало триумфа испанского рыцарского романа. Роман переиздавался 30 раз (!!!) в течение века. В 1510г. была напечатана 5 книга, затем 6, 7, 8… Там уже задействованы дети, внуки, правнуки Амадиса. Причем в 8 книге Амадис умер, а в 9 он чудесным образом воскрес. Словом, понятно, на что опирались создатели сериала «Обручальное кольцо». Всего вышло 24 книги.Конечно, «Амадису» сильно досталось и от современников, особенно от гуманистов. Монтень, например, называл все эти романы «дрянными книжонками». Хотя серьезные люди порой очень даже увлекались Амадисом, например, мистическая писательница Тереза де Хесус, иезуит Игнатий Лойола. Кстати, Франциск I тоже не терял времени во французском плену. Так «Амадис» был переведен на французский язык JВ чем секрет такой популярности? Потому что рыцарский роман можно прочитывать на разных уровнях. Более того:· остросюжетность романа – отражение авантюрного духа эпохи· хеппи енд· модели утонченного аристократического поведения.Кроме Амадиса, также были популярны «Пальмерин де Оливи» (в 11 томах), «Зерцало рыцарей и государей» (в 9 томах). Последние оригинальные романы увидели свет в 1602г. А потом Сервантес все это высмеял. J Но об этом речь позже. Пасторальный роман Пасторальный роман получил свое второе рождение в новеллах Боккаччо. Родоначальником пасторального романа Ренессанса считается Якопо Саннадзаро (итальянец). Его пастораль – «целомудренная наука любви». В 1504г. был издан роман «Аркадия» - описание блаженной страны пастухов, в к-рой ищет убежища отвергнутый любовник Синчеро - автобиографический образ (почему об этом пишу – ДК стремился устроить новую Аркадию). Черты пасторального романа Саннадзаро:· утопический жанр (этот рай находится непонятно где)· подчеркнутая простота одежды, пищи – акцент делается на глубине естественных чувств героев· военные авантюры исключеныВ Испании в 1582 г. появилась «Filida», — роман Луиса Гольвеса де Монтальва, самый известный пасторальный роман о философствующих и любезничающих пастухах и пастушках. К этому жанру принадлежит «Галатея» («Galatea») Сервантеса (1584), «Аркадия» («Arcadia») Лопе де Вега (1598). Продолжительный успех, которым, несмотря на все нелепости и несообразности, пользовался пасторальный роман, объясняется, большей частью тем, он своими идиллическими картинами предлагал читателю передышку от кровавых войн и сложностей городской жизни. Плутовской роман А вот это уже чисто испанское явление. Предпосылки возникновения жанра – разорение массы народа из-за «революции цен», появление кучи деклассированных элементов. Этот жанр возник в среде общественных низов как ответ рыцарскому роману.Самый знаменитый плутовской роман – «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (анонимный)Схема, по которой развиваются события:· ребенка или выгоняют из дома, или он убегает· он вынужден заботиться о себе сам· жизнь жестока – он претерпевает многочисленные лишения· он выживает – и пишет мемуары (как правило, повествование ведется от 1 лица)Ещё некоторые черты плутовского романа:ü любовная тема вообще обходится сторонойü ПР – «энциклопедия житейской мудрости»ü т.к. мир враждебен, герой пытается выжить любой ценой. При этом, как говорится, все средства хороши. Понятное дело, герой стоит вне морали – когда на кону твоя жизнь, о морали никто не рассуждает. ü важны материальные (а не духовные) ценностиü одно из важнейших завоеваний ПР – бытописательностьü конец ПР – нахождение некого компромисса. Герой достигает «тихой гавани», относительного благополучия.«Ласарильо» пользовался необычайной популярностью. Имя главного героя стало нарицательным. Другие известнейшие плутовские романы:Матео Алеман «Гусман из Альфароччо» (1599)Франциско де Кеведо «История жизни проходимца по имени Паблос» (1606) Новеллы

Ко времени Сервантеса появляется уже определённое клише. Новеллы прежде всего разрабатывали сюжет, занимательность. Действие записывалось от завязки до развязки; сюжетный ряд строго детерминирован. Рамочная конструкция была задана ещё Боккаччо. Рассказчик стоит вне событий. Повествование всегда от 3 лица. Сервантес учитывает опыт ит. новеллы, но и спорит с ним. Создаёт собственный вариант этого жанра.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!