III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются
вокальные упражнения:
1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише – громче;
2) мычание;
3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок
и не выходить за пределы диапазона.
Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с ло - гопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжа - ется не более 15 минут в течение занятия, по 3 – 5 минут за один приём.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают пес - ни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т. е. интервалы не превышают 1- го тона). Это способствует более длительному удержа - нию нёбной занавески в смыкании.
Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.
С. Ф. Иваненко предлагает упражнения (сугубо подражательного харак - тера) по варьированию мелодики голоса, которые можно выполнять уже в процессе выработки дыхания и постановки гласных. В доступной на - глядно - ситуативной форме – через подражание – детям дается понятие о голосоведении. По словам К. С. Станиславского, «... все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т. д., – все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), – все это по звуковой лестнице пойдет вниз...»
|
|
С помощью зрительной опоры и голосового изображения вводится ряд понятий:
Далеко – близко (или тихо – громко)
А далеко
А близко А
Высоко – низко (тонко поет птичка – толсто, грубо поет медведь)
А
А А
Коротко – длительно (отрывисто, быстро, скоро – протяжно, медленно). Протяжно – отрывисто
А _____________________
А ___ ___ ___ ___ ___
Звук [ а ] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.
С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания
используются следующие задания: а) Звук [ а ] на качелях.
Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [ а ] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне – вдох! – выдох! – [ а ]).
б) Звук [ а ] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [ а ] – [ а ] на од - ном выдохе).
Руки - ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо – влево.
в) Звук [ а ] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, гром - ко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).
|
|
Звук [ а ] взбирается на вершину горы.
На горе тропа, по тропе идет [ а ]; звук произносится протяжно, с посте - пенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)
Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепен - но расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую за - висят от его подвижности.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!