Эвалюция научных взглядов и подходов



Научную основу становления и развития организационно-управленческой мысли составляют образ жизни, система ценностей и смена парадигм социальных наук.Образ жизни - это не только труд, общественная деятельность, семейно-бытовая сфера, досуг, но и упорядоченное взаимодействие людей, исполнение социальных ролей на основе их общественного статуса. Исполнение ролевых функций людьми в процессе их взаимодействия - жизненно необходимое условие самоорганизации общества, его функционирования как системы.

Под парадигмой понимаются признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и организации их решения.

Образ жизни, смена парадигм социальных наук, являясь основой организаторской мысли, находятся во взаимодействии, синтезе и соразвитии.

Образ жизни и система ценностей - это последующие звенья, которые являются организующими составляющими общества, соединяющими его с индивидом и поэтому становящимися главными механизмами включения человека в систему глобальной общественной организации. При этом если образ жизни есть сфера непосредственной реализации социальных функций человека, то система ценностей, прежде чем выявить себя в роли организатора внешнего поведения индивидов и их взаимных общественных связей, порождает в сознании специальную систему ценностных ориентации и только через ее посредство проявляет свою социально-организаторскую функцию. Поэтому даже при наличии единства между образом жизни и системой ценностей не всегда направления их воздействий на чело века совпадают, гармонируют между собой. Зачастую наблюдается их конфронтирующие влияния, когда, например, человек, будучи вынужденным, в силу своего статуса, вести определенный образ жизни, усваивает неадекватную систему ценностей.

Жизнедеятельность человека, всегда связанная с реализацией его витальных функций, направлена на овладение, усвоение адекватных ему материальных и духовных объектов (идеи, принципы, эталоны деятельности), которые суть ценности. Жизнь людей, а все существенные аспекты ее являются социальной реальностью, есть практическое развитие организаторской мысли, опосредованное материальными и духовными ценностями, как в процессе производства, так и за его пределами (общественная деятельность, семейно-бытовые отношения, сфера досуга). При всем разнообразии позиций и установок взаимодействующих индивидов в пределах данного общества люди, исходя из некоторой единичной системы ценностей, преобразуют ее каждый в свою личностную структуру ценностных ориентации. Для упорядочения этих ориентации взаимодействующие индивиды должны ориентироваться на ценности, имеющие организационно единую систему знаний.

Преобладание средневековой парадигмы обществоведения относится к периоду расцвета феодализма. Не отличительной чертой было господство мировых религий (христианской, буддийской, мусульманской, иудейской), признание божественных законов, предопределявших поведение и судьбу человека, народа, государственное устройство, незыблемость правовых и этических норм, освященных религиозными канонами.

Как отмечал Й. Шумпетер, [1] была предпринята попытка соединения средневековой схоластики, церковных догматов с учением Аристотеля. Преуспел в этом Фома Аквинский (1225 - 1247), который, объединив естественную и сверхъестественную (результат божественного откровения) теологию, стремился приспособить философию Аристотеля к нуждам церкви. Юридические науки развивали римское право. Постепенно менялось отношение схоластов к собственности, цене (учение о справедливой цене), коммерческой деятельности, кредиту, отражая развитие рынка и рождение капиталистических отношений.

В период утверждения капиталистической организации общественного развития, формирования основ индустриальной цивилизации общественные науки освобождаются от религиозных догм или признают их формально. Лидирующая роль переходит к экономическим доктринам, которые выражали менталитет «экономического человека» и отражали разные подходы к пониманию организации рыночно-капиталистических экономических отношений. При всем различии классической буржуазной политической экономии, марксистской и вульгарно-марксистской экономических теорий, кейнсианства, либерализма и неолиберализма - все это, по сути, разновидности организации экономической парадигмы индустриальной цивилизации на разных этапах ее жизненного цикла. То же самое можно сказать о философии, начиная с гегельянско-фейербаховских

научных школ, которые модифицировались и дифференцировались в марксистской философии, позитивизме, в многообразии философских течений XX в., отражавших разброд и хаос организации индустриального общества.

Крупным событием стало рождение социологии, как фундаментальной, так и многочисленных прикладных направлений, помогавших объяснить и более успешно решать практические задачи организации усложнявшейся социальной структуры и общественной жизни позднеиндустриальной цивилизации.

Политология выражала системы взглядов и интересов основных классов капиталистического общества, этапов становления, развития буржуазной демократии.

Юридические науки исповедовали организацию государственно-правового строя индустриального общества с минимальным огосударствлением в период его расцвета (XIX в.) и с максимальным - в фазе его заката (особенно во второй и третьей четверти XX в.).

Исторические науки, подпитываемые нарастающим потоком археологических находок, выражали парадигму стадиальной организации развития общества с вершиной в индустриальную эпоху и с разными школами теории организации, имевшими, при всем их различии, отпечаток господствовавшей парадигмы на разных стадиях ее становления, развития и упадка.

Господствовавшая система взглядов индустриального общества оказалась в состоянии нарастающего кризиса в XX в., что выражает состояние всеобщего кризиса, неустойчивости и противоречивости организации самого этого общества. Смена фундаментальных основ организации на всех ступенях пирамиды общества породила множество научных фактов, не укладывавшихся в привычную систему взглядов, не способных успешно решать возникающие проблемы теории организации и организации науки. Все большая дифференциация обществоведческих наук и умножение научных школ отражали усилия найти решение задач, но общая картина радикально меняющегося общества становилась вес более неясной.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 10; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!