Картины красного террора в Крыму в произведениях советской литературы

События 1917−1921 гг. в истории Крымского полуострова являются одними из наиболее страшных. Как и другие регионы бывшей Российской империи, многострадальная земля Тавриды в этот период стала ареной междоусобицы и жутких социальных экспериментов.

«Варфоломеевские ночи» в Севастополе зимой 1917−1918 гг., насилие в других городах; экспроприации, реквизиции, конфискации периода «второго большевизма» весной-летом 1919 г., наконец, ужасы массового террора 1920−1921 гг. — исчерпывающе показывают, какими методами утверждалась на полуострове «народная» власть. На фоне этих преступлений теряются любые эксцессы, совершённые антибольшевистскими силами.

В советской историографии тема красного террора в Крыму в годы Гражданской войны не то что бы не освещалась, но преподносилась крайне тенденциозно и сжато. Больший упор делался на воспевание «подвигов» революционных матросов, красноармейцев, коммунистов, комсомольцев, партизан и подпольщиков. Понятно, что данная идейная установка не предполагала сколь либо детальное отражение неприглядных сторон. Насилие и жестокость показывали лишь те, которые совершались под флагом «контрреволюции». О большевистских же расправах более-менее открыто писали в литературе 1920-х — начала 1930-х гг. В основном, как о «проявлении народного гнева», «вынужденной ответной мере» или отдельных «перегибах». Позднее и этот подход сочли дискредитирующим «героику огненных лет», и со второй половины 1930-х гг. развёрнутые упоминания о красном терроре практически исчезли со страниц мемуаров и научных работ. Несколько иначе обстояло дело с художественной литературой. С одной стороны, по мере усиления идеологического пресса натурализм и жестокость перестали поощряться и здесь. С другой, произведения 1920-х гг., изобилующие кровавыми сценами, официально не запрещали, и даже продолжали переиздавать (как, например, повесть Александра Серафимовича «Железный поток»). В других случаях, единожды выпустив в свет, книги на долгие десятилетия предавали забвению, впрочем, не применяя никаких репрессий к их авторам. Если литератор попадал в поле зрения «органов» и привлекался к ответственности, его произведения изымались и помещались в спецхраны (как это случилось с наследием сибирского писателя Владимира Зазубрина, расстрелянного в годы «Большого террора»).

Говоря об отражении революционного насилия в Крыму в произведениях советских писателей, необходимо назвать имена трёх известных и признанных авторов, живших на полуострове в годы Гражданской войны. Это Александр Малышкин, Викентий Вересаев и Сергей Сергеев-Ценский. Живя в Крыму, они не могли обойти молчанием мрачные эпизоды истории Русской Смуты. В результате появились произведения, практически лишённые «революционной романтики», точно передающие атмосферу и дух того жестокого времени.

Начнём наш обзор с повести А. Малышкина «Севастополь». Произведение охватывает период с февраля по декабрь 1917 г., и состоит из четырёх частей. Первая часть, «Февральский снег», действие которой происходило в революционном Петрограде в феврале-марте 1917 г., была опубликована в 1927 г., последняя — три года спустя. В творчестве писателя это произведение считается самым автобиографичным. В образе главного героя — мичмана Сергея Шелехова, автор воплотил некоторые свои личные черты и эпизоды жизненного пути.

Несмотря на некоторые неточности в фактах и датах, автором дана целостная картина разложения Черноморского флота в межреволюционный период, распространения левого экстремизма среди моряков. И вот в декабре 1917 г. Севастополь потрясают ужасы жестоких расправ. Мстя за погибших товарищей, вернувшиеся в Крым бойцы отправленных на материк для помощи местному «пролетариату» матросских отрядов, залили город кровью.

 

В культуре[править | править вики-текст]

В советской литературе[править | править вики-текст]

Исследователь новейшей истории Крыма Д. В. Соколов среди произведений советской литературы, в которых были правдиво (что, по мнению Соколова, требовало от писателей не только знания событий и наличия таланта, но и гражданского мужества) описаны события, связанные с крымским террором, выделил повесть А. Г. Малышкина «Севастополь» (1931 год). Автор проживал в Крыму в годы гражданской войны и его повесть во многом автобиографична. Главный герой повести — мичман Сергей Шелехов. В нём автор воплотил некоторые свои личные черты и эпизоды жизненного пути. В произведении показана целостная картина жизни Севастополя и Черноморского флота в межреволюционный период и события «Варфломеевских ночей». Произведение было отмечено и А. И. Солженициным, который писал[70]:

В произведении показана царящая в городе гнетущая атмосфера страха и множащиеся жуткие слухи о творящихся зверствах. Малышкин показал убийства офицеров в Севастополе, отправку транспорта «Трувор» с карательной экспедицией в Евпаторию как самочинные матросские самосуды, которые были пресечены пришедшим к власти большевистским ревкомом. То, что эти стихийные проявления «народного гнева», в действительности были подготовлены соответствующей агитацией большевиков и других левых партий в предшествующий период, в произведении не показано[70].

Кровавые события в Крыму описывались советскими писателями и позднее. Так, в 1966 году был опубликован роман И. Л. Сельвинского «О, юность моя!», в котором описывалась революционная Евпатория и расправы над задержанными на транспорте «Трувор» в январе 1918 года, а в 1987 году вышел роман А. И. Домбровского «Красная Таврида» о революции и гражданской войне в Крыму. Однако в этих произведениях, ввиду установок коммунистической партии, описание террора оттеснено на задний план[70].

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!