Рассылка 18. Шесть качеств, благоприятных для преданного служения

Прогрессу в чистом преданном служении способствует следование шести принципам (НН-3т.):

1) утсаха – энтузиазм;

2) нишчая – убежденность;

3) дхарья – терпение;

4) тат-тат-карма-правартанат – действия в соответствии с регулирующими принципами, такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне;

5) санга-тьяга – отказ от общения с непреданными;

6) сато-вриттех (садху-вритти) – следование по стопам предшествующих ачарьев.

 

 

Энтузиазмом называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны (НН с.33). Истинный энтузиазм стабилен, поскольку разум преданного всегда в йоге, то есть в связи, во взаимоотношениях с Кришной, из которых он и черпает свою решимость, неиссякаемый энтузиазм доставить удовольствие Кришне. Энтузиазм не закрепившегося в йоге разума находится в гуне страсти и таким образом будет зависеть от соприкосновения чувств с их объектами, в том числе от похвалы, разного рода поощрений. Поэтому признаком ложного энтузиазма является его неустойчивость и зависимость от поощрений.

Когда человек действует, движимый вдохновением, все получается легко и доставляет ему удовольствие. Но когда вдохновения нет, а человек продолжает выполнять свои обязанности, практиковать преданное служение, соблюдать обеты, которые дал своему духовному учителю, это и есть проявление настоящего энтузиазма. Таким образом, вдохновение, воодушевление и другие позитивные эмоции - то, что мы обычно понимаем под словом «энтузиазм» – это «бонус», который прилагается к нашей деятельности в сознании Кришны, или настоящему энтузиазму.

 

Убежденность -это уверенность, что то, чем занимается преданный в своем служении, правильно, одобрено Кришной и Его представителями – вайшнавами. Иначе преданный будет сомневаться, стоит ли ему продолжать прилагать усилия. Знание могущества Кришны и преданного служения, понимание того, как действуют законы бхакти – все это составляющие такой убежденности. Поэтому, обладая убежденностью, человек может полагаться на милость Кришны и полностью зависеть от Его воли (БГ 6.24). Самонадеянный и наглый человек верит в свое могущество или уверен в том, что поскольку он преданный, то Кришна обязан все устроить согласно его планам. Убежденность - синоним веры. Чем тверже наша вера в слова гуру, садху и шастр, тем больше мы убеждены в правильности выбранного пути, и тем решительнее идем по нему. Процесс становления веры (убежденности в правильности выбранного пути) и есть процесс сознания Кришны (см. «Б-г», 9.3, комм.)

(О вере – ее определении, составляющих и признаках проявления - см. материалы соответствующего занятия).

 

Терпение предполагает активную деятельность, а не лень и апатию. Но поскольку эта деятельность авторитетна, то есть, направляема садху, гуру, то преданный, убежденный в правильности процесса, в котором он занят, может терпеливо относиться к трудностям, препятствиям и отсрочкам в достижении результата (БГ 6.24). Терпение – это вера в то, что Кришна сейчас, через 10 лет, или через 100 лет, или через 100 жизней позаботится о том, кто неуклонно занят в служении Ему. Таким образом, преданный очень инициативен, активен в служении Господу (УГЧ с. 70-71).

Терпение не означает делать это «стиснув зубы». Если пружину долго сжимать, то в конце концов она распрямится и причинит большой вред окружающим. Так и наше «терпение» когда-то кончится и мы «взорвемся», разрушив то, что так долго пытались сохранить. Настоящее терпение – это принятие обстоятельств такими, какие они есть, с полным пониманием, что Кришна не зря поставил меня в такие условия. Из каждой ситуации мы должны вынести определенный урок, научиться чему-то, что будет полезно для нашей духовной жизни. Если мы находимся в такой ученической позиции, то для нас нет «плохих» и «тяжелых» ситуаций, В каждой из них мы учимся становиться сильнее, добрее, терпеливее и в общем - лучше. Для того, чтобы могли обрести терпение, нам нужно трансцендентное знание – о нашей природе, о ступенях, которые проходят преданные на пути бхакти, о том, как правильно строить отношения с преданными и окружающим миром, о препятствиях на нашем пути и т.п. Истинное знание дает нам силу принимать, правильно реагировать и терпеть обстоятельства, в которых мы оказались.

 

Тат-тат-карма-правартанат - действия в соответствии с регулирующими принципами, такими как слушание, воспевание и памятование о Кришне и др. (то есть девять методов бхакти), а также следование регулирующим принципам бхакти-йоги (отказ от мясоедения, одурманивающих веществ, азартных игр и незаконного секса) и воспевание святого имени Господа на четках. Девять методов бхакти предназначены для того, чтобы мы всегда помнили о Кришне и никогда не забывали о Нем, а регулирующие принципы помогают практиковать эти процессы более эффективно.

 

Отказ от нежелательного общения предполагает отсутствие восхищения качествами и деятельностью непреданных; нежелание открывать сердце тем, кто лишен интереса к Господу, так как санга предполагает, что мы что-то принимаем. Проповедь означает «отдавать». Это подобно тому, как в шланг, из которого вода бьет сильным потоком, не может войти ничто другое. Таким образом, проповедь не является асат-сангой, если проповедник наполнен полноценной духовной жизнью, которая бьет из него ключом живительного знания для других (БГ 11.55 с. 576-578).

Виды нежелательно общения описаны в материалах к предыдущему занятию.

 

Сато-вритти, следование по стопам предшествующих ачарьев, означает, что мы следуем процессу, который дан нам предыдущими ачарьями. Все разнообразные формы деятельности в преданном служении, которые даны нам великими духовными учителями прошлого, находясь под влиянием внутренней энергии, шуддха-саттвы, очищают бытие преданного и поднимают его на трансцендентный уровень. При этом мы используем свой разум для того, чтобы понять глубину их наставлений, с целью действовать наиболее осознанно, и таким образом выполнить их в совершенстве. Ученик следует наставлениям гуру не слепо и тупо, думая, что все придет автоматически. Ученик знает, верит, что цель достигается благодаря совершенному следованию наставлениям и примеру гуру и садху и поэтому применяет разум, чтобы осознать эти наставления.

Энтузиазм, убежденность и терпение – составляющие веры. Вера – это тот рычаг, который поднимает преданного со ступени на ступень лестницы бхакти. Лишившись какой-либо из составляющих веры, человек становится апатичным, сомневающимся или агрессивным, оскорбительным, недоверчивым и замкнутым. Преданное служение для него становится мукой. Не следуя правилам и предписаниям бхакти, преданный рискует порезаться, соскользнув с этого «лезвия бритвы», с которым сравнивается путь бхакти, поскольку именно правила и предписания являются перилами, защищающими путника от падения. Но следует помнить, в чем заключаются эти регулирующие принципы. Это слушание о Господе, прославление Его, памятование о Нем и т.д. Без этого росток бхакти засохнет, и буйно разрастутся материальные желания. Измышляя же свой путь бхакти, не внимая примеру и наставлениям садху, мы однозначно рискуем сойти на путь кармы, гьяны и сахаджии.

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!