ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПЕРЕД ГАК

ФГОУ ВПО

 «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства»

 

 

            Кафедра эстрадного искусства и музыкального театра

 

                                

                                     

                                                ПОЛОЖЕНИЕ

                                    О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ 

По специальности «РЕЖИССУРА ТЕАТРА»,

      квалификация «РЕЖИССЕР МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА»

                                    Методическое пособие

 

 

                         Составитель – старший преподаватель

 

 

                                    

                                            

 

 

                                          Санкт-Петербург

                                                     2008

                                        

                                                

 

                                               

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Дипломная работа по предмету «Режиссура и мастерство актера в музыкальном театре» является завершающей частью учебного процесса. Она представляет собой важнейший из критериев, дающих основание Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК) оценить теоретические знания и практическое освоение предмета. На основании оценки ГАК дипломной работы выносится решение о присвоении соответствующей квалификации, что, наряду с выполнением учебного плана и сдачей государственных экзаменов является основанием для вручения диплома государственного образца об окончании Академии.

        

       Дипломная работа должна продемонстрировать достижение основных целей обучения:

- формирование высокообразованного специалиста, владеющего комплексом теоретических знаний, практических умений и навыков профессии режиссера эстрады;

- формирование личности творца, его художественно-эстетического мировоззрения, духовного мира молодого специалиста, выработку гражданского и морально-нравственного этического идеала будущего режиссера эстрады;

- понимание и владение всеми видами искусств, привлекаемыми для создания образа – слова, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры и др.

В дипломной работе отражается выполнение основных задач обучения.

Популярность и массовость эстрадного искусства накладывают особую ответственность на создателей произведений легкого жанра,            

которые в дипломных постановках должны продемонстрировать умение осуществлять воспитательную функцию искусства, поднимать культурный и эстетический уровень массового зрителя. При этом эстрадные произведения не должны утрачивать своего развлекательного компонента, по природе присущему этому виду искусства. «Развлечение и польза» – эстетический девиз будущего режиссера эстрады.

Основной конечной задачей курса обучения является подготовка дипломного репертуара, содержание которого определяется программой и утвержденным учебным планом.

На основании практической постановочной работы выпускник

пишет дипломную работу, методические указания по составлению которой приводятся ниже в соответствующем разделе.

       Таким образом, в подготовке и защите дипломной работы есть три основных этапа:

1) практическая постановка,

2) написание дипломной работы,

3) защита дипломной работы перед ГАК.

Дипломная работа допускается к защите руководителем курса и дипломной работы, о чем должна быть соответствующая виза на титульном листе. Дипломные работы, не допущенные к защите руководителем курса, на рассмотрение ГАК не выносятся.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА

    

Практическая постановка дипломной работы представляет собой один из следующих видов музыкальных спектаклей:

- опера;

- комическая опера;

- оперетта

- водевиль

- музыкальная комедия

- мюзикл;

- музыкальное ревю, эстрадное обозрение;

Дипломная работа должна быть результатом самостоятельного творчества студента. В афише, программке, отзыве и других документах студент-дипломник должен квалифицироваться и обозначаться как «Режиссер» или «Режиссер-постановщик». При постановке допускается, что главный режиссер или художественный руководитель театра осуществляет функции «Художественного руководителя постановки».

Постановка дипломной работы осуществляется в государственных театрах и концертных организациях и областных филармониях, в музыкальных и эстрадных театрах, а также в эстрадных заведениях разных форм. Дипломная работа может быть поставлена по заказам областных, краевых, городских, районных властей и комитетов (управлений) по культуре. Учитывая изменения, происшедшие в последнее время в формах существования эстрадного искусства, дипломная постановка может быть осуществлена по заказам общественных организаций и фондов, государственных предприятий и организаций, а также корпораций, акционерных, частных предприятий и фирм. Постановка дипломной работы может быть произведена в частной антрепризе (в том числе и собственной), она может быть осуществлена как в Российской федерации, так и в зарубежных странах.

Для постановки дипломной работы привлекаются профессиональные артисты театров, эстрады, артисты театра и кино. Разрешается привлечение исполнителей и коллективов, формально не имеющих специального образования, но работающих в театре на профессиональных условиях.* Использование самодеятельных исполнителей и коллективов (также как и детских) допускается только в массовых сценах, при постановке уличных массовых праздников, шествий и т.п. В качестве дипломной работы в отдельных случаях может рассматриваться постановка в Учебном театре СПБГАТИ, осуществленная по заказу ректората академии.

 

ПИСЬМЕННАЯ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

В письменной дипломной работе студент должен продемонстрировать:

 

- освоение понятийно-категорийного, терминологического аппарата;

- овладение элементами актерского мастерства в работе с актерами;

- умение произвести режиссерский анализ произведения (опера, оперетта, музыкальная комедия, водевиль, мюзикл, эстрадная пьеса, музыкальное шоу и т.д.);

- умение произвести анализ партитуры или клавира;

- освоение теории режиссуры музыкального театра;

- знание истории музыкального театра;

- освоение специфики работы с автором, композитором, дирижером, художником, балетмейстером, звукорежиссером;

- практическое освоение навыков постановочной режиссерской работы в выбранных для постановки жанрах и формах музыкального театра;

- применение в практической постановке и теоретическом осмыслении работы общегуманитарных знаний, полученных в результате обучения;

- владение библиографическим аппаратом по своей профессии.

Письменная дипломная работа содержит:

1. Титульный лист.

2. Оглавление разделов работы с нумерацией страниц.

3. Краткая аннотация работы.

4. Отзыв руководителя организации, где выполнялась работа: художественный руководитель, директор, главный режиссер, художественный совет, начальник департамента и т.п. 

5. Отзыв руководителя дипломной работы (мастера курса).

6. Драматургический материал или литературный сценарий дипломной постановки.

7. Фрагменты партитуры или клавира (при необходимости).

8. Режиссерская экспликация постановки.

9. Режиссерские комментарии к постановке.

10. Макет, эскиз, план или фотографии сценографического оформления.

11. Афиша, программка.

12. Фотографии постановки.

13. Видеоприложение.

14. Отзывы прессы.

15. Список использованной литературы.

Все материалы представляются в отпечатанном виде (А-4), помещаются в прозрачные файловые конверты, подшиваются в папку. На обложку папки наклеивается дубликат титульного листа.

Титульный лист подписывается автором дипломной работ

 

1. Титульный лист (образец)

 

 ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства»

 

 

                 Кафедра эстрадного искусства и музыкального театра

 

                                                                               Подпись режиссера-дипломника

                                         Дж. Кандер

                                                        (автор)

                                                     ЧИКАГО

                                               (название)

Мюзикл в 2-х отделениях

                                                          (жанр)

 

 

                                                  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

                  Студента 5-го курса (класс профессора А.В.Петрова)

                                                   (ФИО)

                      Специальность – «Режиссура театра»,

             квалификация – «Режиссер музыкального театра»

 

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном музыкальном театре

                              «ЗАЗЕРКАЛЬЕ»                   

                                         

                                                 Санкт-Петербург

                                                          200…..

 

                                                                  «Допускаю к защите»

                                                             Руководитель курса, , профессор

                          

                                                                  ………………………………  А.В.Петров

 

                                                                  «___» _____________ 20__ г.

                                                           

Оглавление (образец)                                                 (стр. 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Краткая аннотация работы………………………………………………………… 3

Отзыв организации …………………………………………………………………5

Отзыв руководителя диплома………………………………………………………7

Литературный сценарий ……………………………………………………………8

Режиссерская экспликация ………………………………………………………..12

Режиссерские комментарии ……………………………………………………….30

Макет, эскиз, фото сценографического оформления……………………………..35

Афиша……………………………………………………………………………… 38

Программка……………………………………………………………………… 39

Фотографии………………………………………………………………………… 40

Отзывы прессы…………………………………………………………………….. 44

Список использованной литературы……………………………………………... 48

Видеоприложение (диск, кассета прилагается)

2. Краткая аннотация

 

В краткой аннотации излагается:

- название постановки,

- жанр постановки,

- длительность поставленного спектакля (концерта, номера),

- место постановки (страна, город, организация),

- дата начала репетиций,

- дата премьеры,

- сведения о прокате после выпуска,

- сведения обо всех авторах (драматургия, сценарий, текст песен, композитор, оранжировщик и т.д.),

- сведения о постановочной бригаде (художник, балетмейстер, хормейстер, балетмейстер-репетитор,

дрессировщик, тренер, ассистенты режиссера,

музыкальный руководитель, звукорежиссер, художник по

свету и т.п.),

- сведения об актерах и исполнителях,

- сведения о том, что инициировало постановку (заказ, собственное предложение, план театрально-зрелищного предприятия, праздничная дата и т.д.),

- другие краткие сведения о постановке (на усмотрение режиссера-дипломника).

 

3. Отзыв организации

 


ОТЗЫВ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА (ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ДИРЕКТОРА) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА (ФИО) О РЕЖИССЕРСКОЙ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА СПБГАТИ ……………….. (мюзикл Дж.Кандера «Чикаго»).

 


Руководитель организации от имени художественного совета, совета директоров, или от своего собственного имени, излагает основные достоинства и недостатки проделанной дипломником работы. Оценивается умение работать с труппой, актером, цехами, авторским и постановочным коллективом в целом; организаторские способности; умение создать творческую атмосферу на репетиции, создать интересное зрелище в определенном жанре и т.д. Сообщается о том, вошли ли работа в репертуар, как активно она прокатывается, имеет ли успех у публики, критики, театральной и эстрадной общественности.

Особо отмечается проявление дипломником профессиональных качеств и умений режиссера-постановщика.

В конце отзыва дается положительная (отрицательная) оценка работе в целом и делается рекомендация об оценке в баллах за дипломную работу (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Отзыв подписывается руководителем. Его подпись заверяется (секретарь, отдел кадров) и скрепляется печатью организации (предприятия).

 

4. Отзыв руководителя дипломной работы (мастера курса)

 


ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

            ПРОФЕССОРА И.А.Богданова

О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТКИ 5-ГО КУРСА

РЕЖИССЕРОВ ЭСТРАДЫ Пятаевой Ольги Сергеевны

(ПОСТАНОВКА ЭСТРАДНОГО ШОУ «ЛУННАЯ НОЧЬ»)

 

Руководитель дипломной работы всесторонне оценивает просмотренную постановку режиссера-дипломника, дает краткие сведения о процессе обучения данного студента. Высказывается экспертная оценка о соответствии (несоответствии) программным требованиям и учебным планам. Высказывается мнение о профессиональных качествах режиссера-постановщика, проявленных в практической постановке. Сообщается, насколько точно написанная дипломная работа отражает подготовку, суть и результат режиссерского постановочного процесса.

В конце отзыва даются рекомендации по выставлению соответствующей оценки в баллах и присвоению соответствующей квалификации (специальность «Режиссура», квалификация «Режиссура эстрады»).

Отзыв подписывается руководителем дипломной работы. Его подпись заверяется (секретариат, отдел кадров) и скрепляется печатью СПБГАТИ.

5. Литературный сценарий

По усмотрению автора дипломной работы:

- литературный сценарий может быть представлен полностью;

- может быть представлено краткое изложение сценария.

Обязательно должен быть указан автор сценария, либретто, текста. В случае постановки музыкального произведения нужно приложить клавир или партитуру, указать автора музыки. Особо следует подчеркнуть, если режиссер-дипломник сам является автором сценария для своей постановки.

В случае использования в качестве сценарной основы известного литературного или драматургического первоисточника (например, пьеса Э.Ростана «Романтики» или эстрадный монолог М.Жванецкого «В Греческом зале») достаточно обозначить автора и название, очень кратко изложить сюжет. Подробнее, в случае необходимости, следует остановиться на том, как был адаптирован к жанру постановки известный сюжет (причины и способы купирования, перестановки эпизодов, сокращения или увеличения, перевод текстовой основы в оригинальный или хореографический жанр, мюзикл и т.д.).

 

6. Режиссерская экспликация

 

Этот раздел дипломной работы является основным по содержанию и самым объемным. В нем должен содержаться подробный анализ поставленного произведения. Отдельными параграфами (пунктами) должны быть рассмотрены такие параметры метода действенного анализа произведения как:

- тема,

- идея,

- проблема,

- сверхзадача,

- жанр,

- стиль,

- адресность (на какого зрителя рассчитана постановка),

- предлагаемые обстоятельства,

- фабула как событийный ряд,

- исходное, центральное, главное, финальное события,

- характеристика персонажей,

- действия персонажей, сквозное действие,

- особенности художественной структуры произведения в зависимости от жанра и формы зрелища (номер, концерт, спектакль),

- постановка задач автору, композитору, музыкальному руководителю, хормейстеру, балетмейстеру, звукорежиссеру, художнику по костюмам, художнику по свету,

- выразительные средства создания художественного образа в постановке,

- режиссерско-постановочное решение,

- музыкальное решение, место и значение музыки в постановке,

- сценографическое решение, место и значение в постановке (в том числе и сценический костюм),

- использование трюков (для оригинальных и эстрадно-цирковых жанров),

- другие аспекты по усмотрению автора дипломной работы.

Режиссерская экспликация, изложенная в дипломной работе, должна представлять собой подробный постановочный план. В него включаются как творческие аспекты, так и административно-организационные: отдельным приложением в режиссерскую экспликацию входит график репетиционного процесса(дата, время, характер репетиции – сцены, балетмейстерская, прогонная, сводная с оркестром, световая, 1-я генеральная, сдача и т.д.).

 

7. Режиссерские комментарии

 

Этот раздел представляет собой своеобразный отчет о проделанной работе, изложенный в свободной форме. Здесь представляют интерес размышления молодого режиссера о месте эстрады в современном художественном процессе, о том, почему он выбрал для своей постановки тут или иную форму или жанр. Здесь режиссер высказывается о том, с какими трудностями он столкнулся при работе над дипломным произведением, как их преодолевал, что удалось осуществить, а что – нет. Подвергалась ли работа изменениям в процессе постановки (по сравнению с планом), и если да, то чем это было вызвано? Удовлетворен ли режиссер качеством работы актеров, помогали ли они ему в процессе репетиций? Как режиссер соотносил актерские импровизации и жесткость постановочного плана?              В режиссерских комментариях представляют интерес размышления автора дипломной работы об истории жанра, в котором он осуществил постановку. Уместно вспомнить имена наиболее известных режиссеров и основные их режиссерские решения в постановке той или иной пьесы. Это демонстрирует эрудицию дипломника, владение принципом исторического анализа. То же самое относится к эстрадным номерам и представлениям: история жанра, какие номера, трюки, исполнители были наиболее известны в этом жанре? Пользовался ли режиссер принципом «Новое – хорошо забытое старое»? Какие традиционные принципы художественной структуры той или иной формы эстрады были использованы при постановке? Как исторические традиции сочетались с новыми формами, предложенными современным молодым режиссером? Какие аналогии с другими видами искусств были использованы? Как осуществлялся синтез искусств в номере или программе?

Ответы на эти и другие вопросы, волнующие режиссера в связи с постановкой дипломной работы, составляют суть «Режиссерского комментария».

 

8. Макет, эскиз, план, фотографии сценографического оформления.

 

Все, перечисленное в названии раздела, должно быть представлено в дипломной работе при постановке крупной формы. Ясно, что при работе над номером основой сценографического решения становится костюм, реквизит, снаряды, иногда детали сценографии. Таким образом, наполнение этого раздела дипломной работы определяется жанром и формой представления или номера, которые поставил режиссер-дипломник. Если нет технической возможности предоставить макет,

эскизы декораций, реквизита и костюмов, то можно ограничится фотографиями сценической или эстрадной площадки (костюмов, реквизита), которые дают представление о сценографическом оформлении.

Каждый иконографический материал, фотография должны сопровождаться поясняющими подписями (эпизод такой-то, костюм персонажа такого-то, эскиз занавеса, оформление второго отделения и т.п.).

 

9.  Афиша

 

Оригинал афиши в дипломной папке может быть заменен уменьшенной ксерокопией. В афише обязательно должны быть указаны:

- название организации, где выполнена работа;

- фамилия и имя режиссера-дипломника в качестве режиссера или режиссера-постановщика;

- название работы.

Остальные сведения (жанр, актеры, постановочная бригада – по усмотрению составителей афиши).

Если дипломная работа выполнялась за рубежом, то к афише должен быть приложен перевод.

 

10.  Программка

При постановке дипломной работы на эстраде программка зачастую не выпускается (например, при постановке номера).       Если же программка спектакля или представления имеется, то она обязательно прилагается к дипломной работе.

Если дипломная работа выполнялась за рубежом, то к программке должен быть приложен перевод.

 

11.  Отзывы прессы

В этот раздел входят печатные отзывы, критические статьи, аннотации, объявления, рекламы представления и другие материалы из газет, журналов, буклетов и других печатных изданий. Могут быть представлены ксерокопии.

Отзывы на постановку в электронных средствах массовой информации (телевидение, радио, интернет) расшифровываются и вкладываются в дипломную работу в напечатанном виде. Они сопровождаются пояснительной подписью, например: «Интервью Е.Д.Уваровой в передаче Е.Петросяна «Смехопанорама», ОРТ, 12 декабря 2005 года» - «Выступление критика Е.В.Марковой в передаче «Утро Петербурга», Радио «Петербург», 18 января 2006 г.».

Если дипломная работа выполнялась за рубежом, то к материалам должен быть приложен перевод.

 

12.  Видеоприложение

При наличии технической возможности автор дипломной работы предоставляет видеосъемку своей постановки. Носитель – видеокассета или диск (по выбору). Дипломник подготавливает два варианта видеоматериала:

1. Полноразмерная версия.

2. Клип-дайджест (до 5-ти минут) самых сюжетно значимых и ярких эпизодов, которые могут дать представление о постановке в целом.

Если технические возможности не позволяют приложить к дипломной работе видеоматериал, то в этом случае следует увеличить количество фотографий (не мене 25 фото).

 

13.  Список литературы

 

Список литературы, которым пользовался выпускник при написании дипломной работы, завершает ее. Он должен составлять не менее 20-ти названий.

Ниже приводится список рекомендуемой литературы:

Книги, монографии

1. Акимов Н. Театральное наследие // В 2-х ч. Л., 1978.

2. Алексеев А.Г. Серьезное и смешное. М., 1973.

3. Алла Пугачева глазами друзей и недругов. Под ред. Б. Покровского. М., 1997.

4. Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968.

5. Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка. М., 1968.

6. Аркадий Райкин в воспоминаниях современников. М., 1997.

7. Бабкина Н. Душа русской песни. М., 2002.

8. Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988.

9. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1963.

10. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.

11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

12. Бейлин А. Аркадий Райкин. Л., 1969.

13. Белинский А. Записки старого сплетника. СПб., 1994.

14. Бергсон Г. Смех в жизни и на сцене. СПб, 1900.

15. Берковский Н. Литература и театр. М., 1969.

16. Брунов Б. Спасибо за совместно прожитые голы. М., 2000.

17. Богданов И. Постановка эстрадного номера // Учебное пособие. СПб., 2004.

18. Борев Ю. О комическом. М., 1957.

19. Бояджиев Г. Душа театра. М., 1974.

20. Вадимов А. (Али-Вад). Репертуар иллюзиониста. М., 1967.

21. Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М., 1966.

22. Василина И. Алла Пугачева. М., 1991.

23. Вертинский А. «Дорогой длинною…» Воспоминания. М., 1991.

24. Вертинский А. За кулисами. М., 1991.

25. Виккерс Р. Юрий Тимошенко и Ефим Березин. М., 1982.

26. Викторов А. С пером у Карандаша. М., 1971.

27. Викторов А. Начинаем эстрадный концерт. М., 1974.

28. Вильсон М. Фокусы и трюки. Весь арсенал магических секретов величайших иллюзионистов мира. М., 2004.

29. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972.

30. Воскресенский С. Эстрадные жанры. М., 1930.

31. Геллер Т. О специфике художественного образа в театральном искусстве. М., 1972.

32. Гершуни Е. Заметки о музыкальной эстраде. Л., 1963.

33. Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. М., 1968.

34. Грин М. Публицист на эстраде. М., 1981.

35. Грин М. Бен Бенцианов. М., 1986.

36. Гуревич З. О жанрах советского цирка. М., 1977.

37. Декру Э. Слово о миме. Архангельск, 1992.

38. Деммени Е. Призвание – кукольник. Л., 1986.

39. Дземидок Б. О комическом. М., 1974.

40. Джексон Ш. Костюм для сцены. М., 1984.

41. Дмитриев Ю. Искусство советской эстрады. М., 1962.

42. Дмитриев Ю. Советская эстрада. Краткий очерк истории. М., 1968.

43. Дмитриев Ю. Эстрада и цирк глазами влюбленного. М., 1971.

44. Дмитриев Ю. Цирк в России. М., 1977.

45. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.

46. Донская М. Тайны загадочного жанра. М., 1990.

47. Дорошев В. Скорпион. СПб., 1996.

48. Дубнова Е. О литературной эстраде // Очерк истории. М., 1979.

49. Дюллен Ш. Воспоминания и заметки актера. М., 1958.

50. Евреинов Н. В школе остроумия. М., 1998.

51. Ершов П. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

52. Журбина Е. Искусство фельетона. М., 1965.

53. Завадская Н. Певец и песня. М., 1979.

54. Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.

55. Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988.

56. Зверева Н. Характер и характерность. М., 1985.

57. Зеленая Р. Разрозненные страницы. М., 1987.

58. Золотницкий Д. Зори «Театрального Октября». Л., 1976.

59. Зыкина Л. На перекрестках встреч. М., 1984.

60. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972.

61. Келлер Е. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. СПб., 2001.

62. Клитин С. Режиссер на концертной эстраде. М., 1971.

63. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987.

64. Клитин С. Эстрадные заведения. М., 2003.

65. Клитин С. Искусство эстрады ХIХ-ХХ веков // Учебное пособие. СПб, 2005.

66. Кожевников С. Акробатика. М., 1984.

67. Козинцев Г. Глубокий экран. Собр. соч. Т. 2. М., 1983.

68. Конников А. Мир эстрады. М., 1980.

69. Коллиер Д. Становление джаза. М., 1984.

70. Коралли В. Сердце, отданное эстраде. Записки куплетиста из Одессы. М., 1988.

71. Кочарян С. В поисках живого слова. М., 1979.

72. Кугель А. Театральные портреты. Пг., 1923.

73. Кугель А. Листья с дерева. Воспоминания. Л., 1926.

74. Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958.

75. Кухарский В. О музыке и музыкантах наших дней. М., 1979.

76. Лихачев Д., Панченко А. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976.

77. Лихачев К. Мастера острого слова. М., 1965.

78. Лук А. Юмор. Остроумие. Творчество. М., 1977.

79. Лук А. Психология творчества. М., 1978.

80. Макаров С. Советская клоунада. М., 1986.

81. Макаров С. Клоунада мирового цирка. История и репертуар. М., 2001.

82. Макарян А. О сатире. М., 1967.

83. Маркова Е. Марсель Марсо. Л., 1975.

84. Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.

85. Мархасев Л. В легком жанре. Очерки и заметки. Л., 1986.

86. Местечкин М. В театре и в цирке. М., 1976.

87. Мечик Д. Искусство актера на эстраде. Л., 1972.

88. Миронова М., Менакер А. «…В своем репертуаре». М., 1984.

89. Михоэлс. Статьи, беседы, речи. М., 1965.

90. Муравьева И. Век модерна. СПб., 2001.

91. Набатов И. Заметки эстрадного сатирика. М., 1957.

92. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984.

93. Немирович-Данченко В. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.

94. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., 1976.

95. Нестьев И. Звезды русской эстрады. М., 1974.

96. Никулин Ю. Десять троллейбусов клоунов // В 2-х кн. Самара, 1993.

97.  Образцов С. Моя профессия. М., 1981.

98. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. М., 1985.

99. Орлов Г. Монолог длиною в жизнь. Рассказы артиста эстрады. Л., 1991.

100. Палыга В. Гимнастика. М., 1982.

101. Пармон Ф. Композиция костюма. М., 1985.

102. Петров Б.Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра. Л., 1986.

103. Пиаф Э. Моя жизнь. М., 1992.

104. Пиз А. Язык жестов. Минск, 1996.

105. Пожидаев Г. Повесть о танце. М., 1972.

106. Пономарев Я. Психология творческого мышления. М., 1960.

107. Попов А. О художественной целостности спектакля. М., 1957.

108. Пропп В. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

109. Райкин А. Воспоминания. СПб., 1993.

110. Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.

111. Розанов А. Музыкальный Павловск. Л., 1978.

112. Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.

113. Рошаль Г. Мир и игра. М., 1973.

114. Рубб А.А. Нетрадиционный театр – как он есть. М., 2004.

115. Румнев А. О пантомиме. Театр. Кино. М., 1964.

116. Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории. // Под ред. докт. иск., проф. Е.Уваровой. М., 1976.

117. Русская советская эстрада. 1930-1945. Очерки истории. // Под ред. докт. иск., проф. Е.Уваровой. М., 1977.

118. Русская советская эстрада. 1946-1977. Очерки истории. // Под ред. докт. иск., проф. Е.Уваровой. М., 1981.

119. Русская театральная пародия ХIХ – нач. ХХ века. М., 1976.

120. Савченко Б. Эстрада ретро. М., 1996.

121. Серова С. Анна Редель и Михаил Хрусталев. М., 1976.

122. Скороходов Г. Звезды советской эстрады. М., 1982.

123. Славский Р. Искусство пантомимы. М., 1962.

124. Слокова Н. Геннадий Хазанов. М., 1988.

125. Смирнова Н. Мастера советской песни. М., 1980.

126. Смирнова Н. Искусство играющих кукол. М., 1983.

127. Смирнов-Сокольский Н. Сорок пять лет на эстраде. М., 1976.

128. Сохор А. Путь советской песни. М., 1968.

129. Soubeyran J. Die wortlose Sprache // Lehrbuch der Pantomime. Hannover, (б.г.).

130. Спенсер Г. Физиология смеха. СПб., 1905.

131. Сперанский Е. Повесть о странном жанре. М., 1971.

132. Спортивная акробатика // Под ред. В.Коркина. М., 1981.

133. Таиров А. Записки режиссера. М., 1970.

134. Таршис Н. Музыка спектакля. Л., 1978.

135. Териков Г. Куплет на эстраде. М., 1981.

136. Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917. М., 1995.

137. Товстоногов Г. Зеркало сцены // В 2-х кн. Л., 1980.

138. Тривас М. Сатира и юмор на эстраде. М., 1973.

139. Тюлин Ю. и коллектив авторов. Музыкальная форма. М., 1974.

140. Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983.

141. Уварова Е. Аркадий Райкин. М., 1986.

142. Уварова Е. Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.

143. Уразов И. Факиры. М., 1928.

144. Утесов Л. «Спасибо, сердце…» Воспоминания, встречи, раздумья. М., 1976.

145. Ушакова Т. Речь человека в общении. М., 1989.

146. Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978.

147. Филиппов В. Актеры без грима. М., 1967.

148. Фокин М. Против течения. Л., 1981.

149. Хайченко Г. Русский народный театр. М., 1975.

150. Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978.

151. Цимбал С. Разные театральные времена. Л., 1969

152. Шапировский Э. Образы и маски эстрады. М., 1976.

153. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.

154. Шароев И. Многоликая эстрада. М., 1995.

155. Шевалье М. Мой путь и мои песни. М., 1977.

156. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985.

157. Шереметьевская Н. Прогулки в ритмах стэпа. М., 1996.

158. Шифрин Е. Театр имени меня. М., 1994.

159. Шульженко К. «Когда вы спросите меня…». М., 1981.

160. Юренев Р. Советская кинокомедия. М., 1964.

 

   Тематические сборники, отдельные статьи

 

161. Актер на эстраде // Сост. А. Викторов // В помощь художественной самодеятельности. М., 1979.

162. Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады // Сборник статей ЛГИТМиК. Л., 1987.

163. Алексеев А.Д. Концертная жизнь на рубеже столетий. // Русская художественная культура конца Х1Х – начала ХХ в.// Кн. 1. Зрелищные искусства. Музыка. М., 1968.

164. Анастасьев А. Эстрадное искусство и его специфика. // Русская советская эстрада. 1917-1929. М., 1976.

165. Ахманов А. О содержании некоторых основных терминов «Поэтики» Аристотеля //Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

166. Бармак А. О дилетантизме и школе // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988.

167. Белов А. Эстрада требует мастерства // Мастера эстрады – самодеятельности. М., 1979.

168. Бендер Н. Заметки режиссера // Искусство звучащего слова // Вып. 1. М., 1965.

169. Бернес М. Главное – неповторимость // Мастера эстрады советуют. М., 1967.

170. Богданов И. О некоторых особенностях искусства мима. ИЦПКиИ (Информкультура). Л., 1980.

171. Богданов И. Эстрадный номер в учебном концерте // Учебный спектакль в сценической педагогике // Сборник статей СПГАТИ. Утверждено к печати Советом факультета драматического искусства СПГАТИ 25 июня 2004 г.

172. Богданов И. Речевые жанры эстрады сегодня // Новое в сценической речи. Сборник статей СПГАТИ // Утверждено к печати Советом факультета драматического искусства СПГАТИ 23 сентября 2004 г.

173. Бубенникова А. Современная молодежная эстрада как инструмент социализации // Искусство в художественной жизни социалистического общества. М., 1990.

174. Ваксберг А. Ночь на ветру // Рассказы о деятелях современного зарубежного искусства. М., 1982.

175. Ванслов В. К методологии анализа содержания и формы в искусстве //Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981.

176. Виккерс Р. София Ротару // Певцы советской эстрады // Вып. 2. М., 1985.

177. Воображаемый концерт. Рассказы о мастерах советской эстрады // Сост. А.Бейлин. Л., 1971.

178. Вопросы театрального искусства // Сборник статей. М., 1977.

179. Восприятие и действие // Сборник статей. М., 1967.

180. «Все движется любовью» // Сборник статей о Л. Маслюкове // Автор-сост. И.Осинцева. М., 2003.

181. Встречи с цирковым прошлым // Сборник статей // Составитель Р. Славский. М., 1990.

182. Вяткин Б. Один из моих дней // Искусство клоунады. М., 1963.

183. Глаголь С. Да здравствует театр! // В спорах о театре. М., 1914.

184. Гуляева Н. Нани Брегвадзе // Певцы советской эстрады // Вып. 2. М., 1985.

185. Dimitry. Le plus des artistes // Clown et Farceurs. Paris, 1982.

186. Дуков Е. Полихрония российских развлечений ХIХ века // Развлекательная культура России ХVIII – ХIХ вв. СПб., 2001.

187. Ельшевский Н. Цирковые жанры на эстраде. // Русская советская эстрада.1917-1929. М., 1976.

188. Енгибаров Л. Раздумья клоуна-мима // Искусство клоунады. М., 1969.

189. Завадская Н. Корень зла // Эстрада без парада. М., 1991.

190. Зинченко В. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования // Восприятие и действие. М., 1967.

191. Зись А. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1975.

192. Золотницкий Д. Разговоры Смирнова-Сокольского // Мастера эстрады // Сборник статей. Л.-М., 1964.

193. Импровизация и метод действенного анализа // Сборник статей. М., 1986.

194. Искусство звучащего слова // Сборник статей // Вып. 4. М., 1968.

195. Искусство и общение //Сборник статей. Л., 1984.

196. Искусство и социокультурный контекст // Сборник статей. Л., 1986.

197. Искусство клоунады // Сборник статей. М., 1969.

198. Искусство режиссуры за рубежом. Первая половина ХХ века // Хрестоматия. Отв. ред. проф. Л.Гительман. СПб, 2004.

199. Искусство эстрады // Сборник статей. М., 1964.

200. Кадышев В. Искусство шансонье // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М., 1979.

201. Калиш В. Елена Камбурова // Певцы советской эстрады // Вып. 2. М., 1985.

202. Клитин С. Режиссер и чтец // Эстрада и современные проблемы развития эстрадного искусства. Л., 1968.

203. Клитин С. Эстрада как вид искусства. // Методологические проблемы современного искусствознания // Вып. 2. Л., 1978.

204. Клявина Т. О процессах включения зрительного зала в систему спектакля // Искусство и общение. Сборник статей. Л., 1984.

205. Конников А. Режиссура на эстраде // Мастера эстрады советуют. М., 1964.

206. Конников А. Размышления об эстрадной режиссуре // Мастера эстрады – самодеятельности. М., 1975.

207. Краснянский Э. Слуги трех муз // О мастерах театра, сатиры, эстрады и цирка. М., 1987.

208. Кузнецова О. Леонид Ленч // Москва с точки зрения. М., 1991.

209. Лапкина Г., Чепуров А. Спектакль как предмет научного изучения. // Границы спектакля. Сборник статей и материалов. СПб., 1999.

210. Леонтьев А. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

211. Мастера искусства советуют // Сборник статей. М., 1964.

212. Мастера эстрады – самодеятельности // Сборник статей. М., 1971.

213. Мастера эстрады советуют // Сборник статей. М., 1967.

214. Маска и маскарад в русской культуре ХУ111-ХХ в. // Сборник статей // Отв. ред. Е. Струтинская. М., 2000.

215. Массовая культура на рубеже веков // Сборник статей ГИИ. М.-С.Петербург, 2005.

216. Мастерство режиссера // Сборник статей. М., 1956.

217. Мейерхольд Вс. Чаплин и чаплинизм. // Февральский А. Пути к синтезу. М., 1978.

218. Мечик Д. Индивидуальность на эстраде // Мастера эстрады. М.-Л., 1964.

219. Могилянский М. Кабаре «Бродячая собака» // «Минувшее» // Вып. 2. М.- СПб., 1993.

220. От заката до рассвета. Ночь как культурологический феномен // Сборник статей ГИИ. СПб, 2005.

221. Певцы советской эстрады // Сборник статей. Вып. 2. М., 1985.

222. Политическое кабаре на стыке веков // Международный симпозиум. СПб., 2000.

223. Проблемы развития современного эстрадного искусства // Сборник статей. М., 1988.

224. Проблемы воспитания актеров и режиссеров эстрады и массовых представлений // Сборник статей ГИТИС. М., 1976.

225. Психология процессов художественного творчества // Сборник статей. Л., 1980.

226. Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. // Очерки истории и теории. СПб., 2001.

227. Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов // Сборник статей. М., 2004.

228. Рамсегер Г. Марсель Марсо // Искусство пантомимы. Б.м., 1955.

229. Рождественская Н. Проблема «актер – зритель» в режиссерских системах ХХ века. // Художник и публика // Сборник статей. Л., 1981.

230. Румянцев М. Ищу смешное // Искусство клоунады. М., 1969.

231. Симонов П. Изучение процессов творчества и «психический мутагенез». // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.

232. Славский Р. Рыжий + Белый = ? // Искусство клоунады. М., 1969.

233. Смоктуновский И. Главное в синтезе искусств с точки зрения актера. // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

234. Солоницына Л. Взаимодействие актера и публики как научная проблема. // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 1. Л., 1975.

235. Театральный актер на эстраде // Николай Черкасов // Сборник статей. М., 1976.

236. Тихвинская Л. К проблеме положительного образа на эстраде // Проблема молодого героя в современном спектакле. М., 1977.

237. Тихвинская Л. Куда исчезла «настоящая» эстрада? // Проблемы развития современного эстрадного искусства. М., 1988.

238. Тихонова Н. Возвращение комической эксцентрики // Эстрада. Что? Где? Зачем? М., 1988.

239. Уварова Е. Предисловие // А.Райкин. Воспоминания. СПб, 1995.

240. Уварова Е. Вокзалы, сады, парки // Развлекательная культура России ХУ111 – Х1Х вв. М., 2001.

241. Успенская М. Николай Сличенко // Певцы советской эстрады // Вып. 2. М., 1985.

242. Филимонов Ю. О воспитании артиста разговорного жанра // Вопросы театрального искусства. М., 1977.

243. Хазанов Г. В поисках самого себя // Мастера эстрады – самодеятельности. М., 1979.

244. Хренов Н. Место зрелищных искусств в художественной культуре. // Театр и наука. М., 1976.

245. Цоки. Немножко дискуссии // Эстрада без парада. М., 1991.

246. Чаплин // Сборник статей. М., 1945.

247. Что же такое театр кукол? // Сборник статей. М., 1990.

248. Шапировский Э. Конферанс и конферансье // Репертуар художественной самодеятельности. М., 1970.

249. Штокбант И. Современные проблемы высшего образования актеров эстрады // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л., 1986.

250. Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады // Сборник статей. Л., 1987.

251. Штокбант И. О политическом кабаре на стыке веков // Политическое кабаре на стыке веков. СПб, 2000.

252. Эстрада без парада // Сборник статей. М., 1991.

253. Эстрада. Что? Где? Зачем? // Сборник статей // Под ред. Е.Уваровой. М., 1988.

Статьи в периодике

254. Алянский Ю., Золотницкий Д. Если звезды зажигают // ЭЦ. 1992. № 2.

255. Архангельский А. Диагноз доктора Троицкого // «Огонек». 2003. № 33.

256. Бернес М. Время песен // Культпросветработа, 1956. № 11.

257. Бессонов В., Янтиров Р. Театральный подвал // Воспоминания о театре Н.Ф.Балиева «Летучая мышь», Москва // «Вопросы литературы». 1989. № 9.

258. Богданов И. Эксперимент закончен. Эксперимент продолжается // «Театр», 1981. № 10.

259. Бойко А. Улыбка конкурса // СЭЦ. 1979. № 10.

260. Брунов Б. Главное – работа // СЭЦ. 1983. № 12.

261. Виноградский И. Магический кристалл // СЭЦ. 1984. № 9.

262. Гурович А. Приятный вечер // СЭЦ. 1985. № 2.

263. Жизнь или искусство? // Ялтинский вестник. 1909. № 25.

264. Дудник Г. «Я встретил вас…» // СЭЦ. 1984. № 6.

265. Заров Е. Серьезно о смешном // СЭЦ. 1985. № 2.

266. Золотницкий Д. Профили эстрады // «Театр». 1971. № 1.

267. Золотницкий Д. Очерки о советской эстраде // СЭЦ. 1977, № 3.

268. Ильинский И. Эстрада в моей жизни. // СЭЦ. 1970, № 1.

269. Ильичев М. «Как соловей о розе…» // СЭЦ. 1982. № 5.

270. Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969, № 1.

271. Каштелян С. Новизна и оригинальность прежде всего // СЭЦ. 1984, № 8.

272. Лотман Ю. Семиотика сцены // «Театр». 1980, № 1.

273. Луковников С. Искусство моментального портрета // СЭЦ. 1985. № 1.

274. Марьяновский В. Буриме: от и до // СЭЦ. 1976. № 4.

275. Марьяновский Вик. На волне памяти // СЭЦ. 1984. № 5.

276. Мельникова Л. Хоровод масок // «Смена». 1983. № 11.

277. Милявский О. О конферансе // СЭЦ. 1984. № 4.

278. Мороз Н. Право на общение // СЭЦ. 1984. № 4.

279. Новодворская И. «Скажите, цирк – это театр?» // СЭЦ. 1985. № 4.

280. Рудин Р. Театр малых форм // «Новое в жизни, науке, технике». М., 1980. № 12.

281. Румянцева Н. Шесть вечеров // СЭЦ. 1986. № 8.

282. Русланова Л. Жизнь моя песня // СЭЦ. 1968. № 7.

283. Славский Р. Заметки о комическом трюке // СЭЦ. 1986. № 9.

284. Теслер Т. «Чай вдвоем». // «Смена». 2001, № 1.

285. Утесов Л. Песня всегда со мной // «Комс. правда». 1975. 2 марта.

286. Хайт А. Его величество зритель // СЭЦ. 1984. № 8.

287. Шароев И. Профессия: режиссер! // СЭЦ. 1984. № 10.

288. Шульженко К. Счастье петь для России // СЭЦ. 1975. № 1.

289. Щербаков В. О пластическом театре // «Театр». 1985. № 7.

290. Юренев Р. Механика смешного // «Искусство кино». 1969, № 1.

Энциклопедии

291. Балет // Энциклопедия. М., 1981.

292. Макаров С. Клоуны // Энциклопедия. М., 1995.

293. Цирк // Энциклопедия. Авторы-составители А.Шнеер, Р.Славский. Под ред. докт. иск., проф. Ю.Дмитриева. М., 1973.

294. Цирковое искусство России // Энциклопедия. Под ред. докт. иск. М.Швыдкого. Сост. В.Кошкин, М.Рудина, Р.Славский. М., 2000.

295. Эстрада России. Двадцатый век. // Энциклопедия. Отв. ред. докт. иск., проф. Е.Уварова. М., 2004.

                         

 

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПЕРЕД ГАК

Работой Государственной Аттестационной Комиссии руководит ее председатель. Председатель ГАК является ведущим и признанным специалистом в области эстрадного и циркового искусства, он не может быть педагогом СПбГАТИ, его кандидатура утверждается Министерством культуры России по представлению ректората Академии.

Процедура защиты длится не более 30 минут.

Процедура защиты включает себя:

1. Предоставление комиссии дипломной работы.

2. Демонстрацию афиши.

3. Краткий доклад дипломника, содержащий основные положения дипломной работы (с основным акцентом на пункты 7 и 8).

4. Показ видеоматериалов (клип-дайджест) и комментарии к ним. По требованию комиссии должна быть также показана полная видеоверсия или отдельные эпизоды постановки.

5. Оглашение отзыва организации.

6. Оглашение отзыва руководителя диплома (мастера курса).

7. Оглашение отзывов прессы.

8. Ответы на вопросы членов ГАК.

 

На основании обсуждения дипломной работы и ее защиты ГАК выставляет соответствующую оценку в баллах. Текст дипломной работы со всеми приложениями сдается в архив Академии.

 

 


* Например, Р.Карцев формально не имеет профессионального актерского образования, что, однако, не является основанием не считать его выдающимся артистом российской эстрады.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!