Музеология как междисциплинарное знание. Музеология в системе наук.

Цель раздела: дать представление о музеологии как научной дисциплине, со своими объектом, предметом, категориальным аппаратом

Становление музеологии как науки

Понятие «музеология» возникло в конце 1870-х гг. В 1877-78 гг. директор знаменитого дрезденского музея «Зеленый свод» Иоганн Георг Теодор фон Грассе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению». В 1883 г. вышла в свет статья И. Г. Т. фон Грассе «Музеология как научная дисциплина», обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин «музеология», аналогом которому в российской традиции стало слово «музееведение».

В начале XX в. появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики. В 1901 г. в Великобритании был основан «Museums Journal», а в 1905 г. в Германии — «Museumskunde».

Глобализирующим фактором, имеющим позитивные последствия в музейной сфере, стало создание международных организаций, объединяющих музейных работников. Первым профессиональным объединением такого рода стала Международная музейная служба (International Museums Office – ИМО), основанная в 1925 году в структуре Лиги Наций. К числу приоритетных задач ИМО относились: «налаживание связей и контактов между музеями мира, подготовка и проведение международных форумов, выработка единых стандартов». После создания Международной музейной службы, впервые объединившей под своей эгидой специалистов из различных стран, частью выполняемой ею обширной программы стало издание журнала «Mouseion» (1927— 1946) и серии монографий по музеологическим проблемам.

В европейских вузах в ХХ в. появилась дисциплина музеология. Первая кафедра музеологии возникла в Брно (Чехия) в 1922 г. Окончательно она утвердилась в университетах после Второй мировой войны. В России музеология часто заменяется термином «музееведение». К началу ХХ в. относится начало преподавания С.П. Кузнецовым в Московском археологическом институте курса «Введение в музееведение» и попытки введения музееведческих занятий в ряде других вузов.

Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (1919 г.), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921 — 1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е) и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Историческом музее Отдел теоретического музееведения (1918—1933 гг.) был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале 1930-х гг. его преемником стал Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы. В 1937 г. он был реорганизован в НИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения

Возникновение Каннского кинематографического фестиваля в 1946 г. вызвало в некоторых кругах критику музея как явления культуры – его объявили устаревшим, предрекали скорую погибель. Как ответ – среди представителей музейной сферы возникло рвение к осознанию собственного статуса, теоретического осмысления явления музея. В 1946 г. в Париже был учрежден Международный совет музеев, больше известный под англоязычной аббревиатурой ИКОМ (International Council of Museums).

Попытки рассмотреть музеологию как научную дисциплину начинаются с середины ХХ века. Предпосылки появления дисциплины обнаружились в 60-е годы ХХ века – как следствие кризиса всех институтов культуры в мире. В 1965 г. в Нью-Йорке состоялась седьмая генеральная конференция Международного совета музеев (ИКОМ), на которой было принято решение о необходимости развития университетских курсов по теоретической музеологии.

В 1965 г. состоялся первый симпозиум по музеологии в Брно (Чехия).  (Еще в 1922 г. в Брно возникла первая кафедра музеологии). В 1968 г. в Праге сотрудником национального музея была опубликована первая монография по теории музейного дела. (Чешская школа музеологии – одна из сильнейших ХХ века, ее основоположники – Иржи Неуступный и Ярослав Гельферт).

В 1977 г. в рамках Международного комитета (совета) музеев (ICOM) при ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization при ООН) был создан специальный Комитет по музеологии (ICOFOM) International Committee for Museology. Он делится на национальные комитеты, объединяющие музейных работников стран, и профильные комитеты.

Открытие специальности «музееведение» в российских вузах активно проходит с конца 1980-х. В 1988 г. стало вестись обучение по специальности «Музейное дело и охрана памятников» в Ленинградском Институте культуры (ныне — Санкт-Петербургская академия культуры и искусств), в 1989 была создана кафедра музейного дела в Московском историко-архивном институте (с 1991 — Российский государственный гуманитарный университет). В Московском государственном университете культуры и искусств кафедра музееведения была открыта в 1991 году.

В 1994 г. впервые появилась специальность «Музеология» (в Российском государственном университете), утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации, был разработан и утвержден государственный стандарт и разработаны примерные типовые программы, конвертируемые с зарубежными системами подготовки музейных специалистов.

Музеология является молодой развивающейся научной дисциплиной, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности происхождения (генезиса) и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом.

Объект дисциплины – музей как историческая форма существования потребности общества в отборе, сохранении и использовании в этом качестве объектов реального мира («музейности»).

Определение предмета музеологии в России началось в 20-30 гг. ХХ в.

Существуют разные подходы к вопросу определения предмета дисциплины:

1. Институциональный. Предметом музеологии является музей как социокультурный институт, существующий в обществе и выполняющий различные функции. При этом одни исследователи ограничивают рамки предмета изучением только музея и его функций, другие же трактуют предмет более широко, включая в него все музейное дело. Распространению институционального подхода во многом способствовало определение музееведения, сформулированное ИКОМ: «Музеология — это наука о музеях». Оппоненты институционального подхода считают, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он — всего лишь организационный центр, учреждение, предназначенное выполнять определенную работу.

Иногда выделяют функциональный подход – понимание социокультурных функций музея.

2. Предметный подход. Предметом музеологии является музейный предмет как феномен, источник и носитель информации. Музей – это собрание предметов, коллекций. Согласно формулировке немецкого исследователя К. Шрайнера, «музееведение — это наука о сборе, хранении, изучении и использовании музейных объектов».

Кризис этого подхода возник при поступлении в коллекции предметов не материальных Формы нематериальной культуры – обычаи, обряды, профессиональные навыки – всё чаще подвергаются музеефикации.

3. Аксиологический (аксиология – раздел философии изучающий ценности). Выявление событий и фактов, и их свидетельств, обладающих ценностью для сохранения в общественной памяти. Человек хранит какой-то предмет, т.к. он обладает определённой ценностью.

4. Существует и так называемый комплексный подход к пониманию предмета музееведения. Например, 3. Странский, который ввел понятие «музейность», считал, что «современный музей является лишь одной из исторических форм специфического отношения человека к действительности, приведшего в ходе истории к тенденции сохранения и показа избранных предметов. По этой причине речь не идет о постоянной форме; она будет подвержена изменению и, быть может, в существующем облике исчезнет. Поэтому предмет музееведения нельзя усматривать в существовании музея, а наоборот, в причине его существования, то есть в том, чего он является выражением и каким целям служит в обществе».

Как научная дисциплина музеология обладает определенной структурой. В основе ее структуры лежит несколько компонентов:

Генетический – связан с происхождением потребности общества в отборе, сохранении и использовании объектов реального мира – носителей музейности.

Структуральный – теоретические аспекты, связанные с процессами отбора объектов реального мира (носителей музейности), познанием, учетом и сохранением их социокультурной и материальной ценности (тезауросом), с проблемами использования информационного, культурного и документального потенциала носителей музейности (объектов реального мира) в целях развития общества.

Практический – связан с разработкой научных методик, техник, управленческих и организационных основ музейной деятельности.

Структура музеологии

       1.    История музейного дела, историография – раскрывает историю появления музеев, особенности музейного дела в различные исторические периоды.

2.    Теоретическая музеология – состоит из 4-х концептуальных блоков, взаимосвязанных между собой:

- общая теория музеологии (метамузеология) – объясняет место музеологии в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музея и музейного предмета; 

- теория документирования – связана с методологией отбора объектов действительности в музейное собрание, т.е. с комплектованием фондов;

- теория тезаврирования – связана с познанием ценности музейных предметов

- теория музейной коммуникации – исследует музей как один из коммуникационных институтов.

3. Музейное источниковедение – вырабатывает подход к музейным предметам как к носителям и источникам информации, оценивает возможность представлять документируемую действительность с позиций музейной коммуникации.

4. Прикладная музеология – представляет собой большой самостоятельный круг вопросов, составляющий отдельные учебные дисциплины: 1) общая и специальная методика музейной деятельности (учет и хранение, атрибуция и экспертиза, создание экспозиций), 2) техника музейной работы (проектирование музейных зданий, технические средства экспонирования, передачи информации, исследования физического состояния музейных предметов, консервация, реставрация), 3) организация музейного дела и управление музейной деятельностью (менеджмент и маркетинг).

       Музейная педагогика и музейная социология имеют особый статус. Их можно включить в прикладную музеологию и в общую теорию музеологии.

5. Музеография — описания музеев, являющиеся важнейшими источниками сведений об их истории и деятельности. Понятие музеография употребляется также для обозначения совокупности изданий музея и о музее: каталоги (фондов, экспозиций и выставок), путеводители (по отдельным музеям или по музеям города или региона), юбилейные сборники, отчёты и труды музеев.

       Музеология тесно связана с практической деятельностью музеев, а также управленческих государственных служб, занимающихся сохранением культурного и природного наследия. В музеологии формируется представление о наследии, включающем, наряду с явлениями культуры и истории, природу в двух ее ипостасях: как самостоятельный феномен и как исторический ландшафт, т.е. среду бытования памятника.

 

Музеология как междисциплинарное знание. Музеология в системе наук.

       Музеология является социальной и гуманитарной наукой, способствует познанию человека и общества. Наука носит междисциплинарный характер.

       Аспекты междициплинарности прикладной музеологии:

1)    Профили музеев связаны практически со всеми отраслями знания: геологией, минералогией, биологией, зоологией, историей, литературоведением и др.

2)    В музеях осуществляется разнообразная деятельность, нуждающаяся в научном обосновании – педагогическая, художественная (в т.ч. дизайнерская, консервационная и реставрационная), маркетинговая, информационно-компьютерная.

       Междисциплинарность музеологии имеет теоретический, философский характер. Музеология имеет глубинные связи с другими науками. Предметом музеологии, согласно одному из подходов, является специфическое отношение человека к действительности (музейное), особый тип отношения сознания к бытию, которое проявляется в беспрерывном процессе документирования и селектирования не только материальных свидетельств развития природы, общества и человека, но и ценностных, нравственных критериев, эстетических категорий. В специфическом, музейном отношении человека к действительности происходит принятие ценностей явлений этого мира, осознание его структурности и триединства, проявляющегося в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.        Философские подходы являются фундаментом для создания концепции музея и осмысления всех направлений его деятельности. Таким образом, музеология тесно связана с аксиологией – разделом философии, который изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

       Интердисциплинарные связи между музеологией и психологией обнаруживаются, в первую очередь, в изучении восприятия информации, аккумулированной в музейных предметах, средствами как общей психологии, так и психологии личности.

       Педагогика и социология имеют традиционные и самые устойчивые связи с музеологией. На их основе строится методология и методика реализации музеем его образовательной функции. Музеология имеет много точек пересечения с педагогикой и социологией в изучении общекультурного, этического, эстетического воздействия музеев и их мировоззренческого влияния на формирование индивидуального и общественного сознания.

       Музейное отношение человека к действительности обуславливает связь музеологии с этикой. Интерпретация музейного собрания в форме экспозиции, выставки, музейно-педагогических программ и рекреационных проектов строится на основе этической оценки, создания морально-ценностных ориентаций и мотивировок.

       Музеология, наряду с литературоведением и искусствознанием, занимается осмыслением художественного текста и поиском методов его интерпретации, установлением его многозначного смысла.

       Развитие науки предопределяет необходимость постановки вопроса о музее как феномене культуры.

       Терминологический аппарат музеологии является достаточно разработанным, основные понятия, являющихся ключевыми, закреплены в словарях. Существует целый ряд специальных музеологических словарей, изданных за рубежом. Предпринимались попытки составления словарей музейных терминов отечественными специалистами. Большим достижением современной музеологии является выход в свет «Российской музейной энциклопедии» в 2-х томах в 2001 г., которая затем стала основой для создания ее электронной версии.

       Базовые понятия музеологии: «музейный предмет», «музей», «музейное дело». Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности и включенный в музейное собрание историко-культурный или природный объект, обладающий музейной ценностью, являющийся источником разнообразных знаний и эмоционального воздействия, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Музейный предмет является сложным, полифункциональным и полисемантическим образованием, обладает целым комплексом признаков, свойств и функций, является частью национального достояния и основой всех видов музейной деятельности.

       Эстетическая и художественная ценность предмета определяется его способностью вызывать эстетические переживания и связана со свойствами аттрактивности, экспрессивности и ассоциативности.

       Информативность – способность музейного предмета являться источником сведений о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, характеризовать особенности среды бытования, в которой он находился.

       Экспрессивность – способность музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу человеческой личности, вызывать эмоции. Экспрессивность музейного предмета может быть обусловлена разными его качествами: древностью, связью с известными именами и событиями, необычностью или, наоборот, узнаваемостью и т.п. В наибольшей степени свойством экспрессивности обладают уникальные и мемориальные предметы, реликвии.

       Аттрактивность – это способность музейного предмета привлекать внимание, обусловленная его внешними характеристиками. Буквальный перевод термина «аттрактивный» на русский язык – «привлекательный». Высокой степенью аттрактивности обладают, безусловно, произведения искусства. Однако не следует считать, что аттрактивными являются только предметы, обладающие эстетическими достоинствами. Предмет может притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм и даже уродством. На использовании свойства аттрактивности в значительной степени строились экспозиции кунсткамер, представлявшие в первую очередь предметы «куриозные», «диковинные».

       Большинство исследователей ограничивается при описании свойств музейных предметов этими тремя определяющими свойствами. Однако делаются попытки выделить и другие свойства, среди которых наиболее часто называют репрезентативность и ассоциативность.

       Репрезентативность – способность музейного предмета служить образцом, наиболее адекватно представляющим целый ряд аналогичных объектов. Среди множества однотипных предметов музейный работник стремится выбрать тот, который с наибольшей полнотой отражает эпоху, явление, среду.

       Ассоциативность – способность музейного предмета вызывать ассоциации.

       Общей ценностной характеристикой является музейного предмета является его музейная ценность – значимость предмета для музейного использования, являющаяся основным критерием для отбора предмета в музейное собрание.

       В зависимости от ценностных характеристик среди музейных предметов выделяются предметы уникальные (уникумы) – единственные в своем роде, обладающие своеобразием и неповторимостью, и редкие (раритеты).

       Понятию уникальности противопоставляется понятие типичности. Типичный музейный предмет в высокой степени обладает признаками, характерными для определенной среды бытования, поэтому ему прежде всего присуще свойство репрезентативности, а типовой предмет – это стандартное изделие серийного производства.

       Потенциальный музейный предмет, или объект музейного комплектования, еще не изъятый из среды бытовой принято называть предметом музейного значения. Предмет музейного значения, еще находясь в среде бытования, обладает музейной ценностью и свойствами музейного предмета. После того как предмет музейного значения изъят из среды бытования и перемещен в специальную, искусственную историко-культурную среду, создаваемую музеем, он утрачивает одни функции и начинает выполнять другие; его информационный потенциал раскрывается, и он, пройдя этапы обработки и будучи включен в музейное собрание, становится музейным предметом.

       Можно выделить социальные функции музейного предмета. Все функции предмета тесно переплетены, взаимодействуют друг с другом и образуют сложную систему.

       Генетическая функция – целевое назначение предмета, определенное его создателем. В данном случае имеется в виду конкретное предназначение любого артефакта (Артефакт - предмет, изготовленный, сделанный человеком), которым тот наделяется в момент изготовления.

       Утилитарно-потребительская функция – цели и формы практического использования предмета в среде бытования. Утилитарно-потребительская функция обусловлена генетической, но может не совпадать с ней и изменяться в процессе пребывания предмета в среде бытования. Находясь в среде бытования, предмет выполняет обе названные функции. При перенесении в музей он, как правило, утрачивает их, сохраняя лишь в отдельных случаях, хотя и не в качестве основных. Например, во многих музыкальных музеях выдающимся исполнителям предоставляется честь играть на уникальных музыкальных инструментах из музейной коллекции, и никому из посетителей не возбраняется смотреться в зеркало, включенное в экспозицию, или определять время по старинным часам.

       Научно-познавательная функция обусловлена способностью предмета воплощать в своей форме и содержании происходящие в природе и обществе процессы и явления и благодаря этому служить объектом и средством научного познания.

       Культурная функция определяется ролью и местом предмета в системе культурных ценностей общества.

       Функция моделирования определяется значением предмета как фрагмента (остатка) исторической действительности. В музее благодаря наличию музейных предметов возможно создание некоей модели ушедшей действительности. Функция моделирования действительности в музее реализуется в процессе создания коллекций, организации экспозиций и выставок.

       Коммуникативная функция предмета, включенного в экспозицию, реализуется в процессе контакта его с посетителями музея. Посредством экспонируемых предметов осуществляется общение нашего современника с иными эпохами и культурами других народов, а в определенном смысле – и с теми людьми, которые за этими предметами стоят. С этой функцией музееведы связывают представление о музейном предмете как звене музейной коммуникации.

       Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях.

       Музейное дело – это особая сфера общественной деятельности. Его составными элементами являются: практическая деятельность музеев и охрана памятников, музейная сеть, музейная политика и законодательство, система подготовки и повышения квалификации кадров, профильные научные, научно-методические и учебные центры, специализированная периодика, наконец, специальная научная дисциплина – музеология (музееведение).

Контрольные вопросы

1. Когда и кто ввел понятие «музеология»?

2. Когда появились первые периодические издания по музейной проблематике?

3. Какая организация впервые объединили музейных работников мира?

4. Какие исследовательские организации в Советском Союзе в послереволюционный период занимались вопросами музейной работы?

5. Как расшифровывается аббревиатура ИКОМ?

6. Когда был организован специальный Комитет по музеологии (ICOFOM)?

7. Что является объектом научной дисциплины «музеология»?

8. Какие подходы к определению предмета научной дисциплины музеология вы знаете?

9. Из каких разделов состоит музеология как научная дисциплина?

10. С какими науками музеология имеет тесные связи?

Тестирование

Вопрос 1

Музейный предмет - это

· историко-культурный или природный объект, извлеченный из реальной действительности и включенный в музейное собрание (правильный ответ)

· историко-культурный объект, включенный в музейное собрание

· историко-культурный  или природный объект, извлеченный из действительности

· природный объект, извлеченный из реальной действительности

Вопрос 2

Основным критерием для отбора предмета в музейное собрание является

· музейная ценность (правильный ответ)

· сохранность

· уникальность

· эстетичность

Вопрос 3

Типичный музейный предмет в высокой степени обладает свойством

· репрезентативности (правильный ответ)

· уникальности

· информативности

· аттрактивности

Вопрос 4

Потенциальный музейный предмет, или объект музейного комплектования, еще не изъятый из бытовой среды принято называть

· предметом музейного значения (правильный ответ)

· экспонатом

· артефактом

· объектом музейного значения

Вопрос 5

Способность музейного предмета служить образцом, наиболее адекватно представляющим целый ряд аналогичных объектов, обозначается словом

· репрезентативность (правильный ответ)

· ассоциативность

· аттрактивность

· информативность

Вопрос 6

Способность музейного предмета привлекать внимание, обусловленная его внешними характеристиками, обозначается словом

· аттрактивность (правильный ответ)

· ассоциативность

· экспрессивность

· информативность

Вопрос 7

Способность музейного предмета воздействовать на эмоциональную сферу человеческой личности, обозначается словом

· экспрессивность (правильный ответ)

· аттрактивность

· эмоциональность

· аффективность

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!