Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан».



Методические указания к курсу

История мировой литературы

Романтизм

Профиль подготовки

  Педагогическое образование

Курс 2, семестр 4

Составитель: д. филол. н., доц. Г.В. Заломкина

2021/2022 уч. г.

Система оценки знаний

Для получения зачета необходимо за работу в семестре набрать определенное количество баллов. Баллы ставятся следующим образом:

1. Посещение лекции: 1 балл. Всего 10 лекций. Максимальное количество баллов – 10.

2. Запись лекций. Максимальное количество баллов – 20.

Лекции должны быть пронумерованы и иметь датировку.

Запись лекций выполняется только от руки, компьютерные распечатки не принимаются.

Объем конспекта одной лекции не менее 5–6 страниц (в зависимости от почерка) обычного  тетрадного формата или 3–4 страниц (в зависимости от почерка) формата А4. Лекции должны быть датированы и пронумерованы

3. Ответ на собеседовании: от 1 до 4 баллов. Всего 4 собеседования.

Максимальное количество баллов – 16. К собеседованию надо подготовить по 5 вопросов по каждому произведению.

4. Работа на практическом занятии: от 1 до 3 баллов. Всего 6 занятий. Максимальное количество баллов – 18.

5. Письменная подготовка к семинару: от 1 до 2 баллов. Максимальное количество баллов – 12.

Итого: 10 + 20 + 20 + 18+12= 80 баллов

Для получения зачета необходимо набрать 48 баллов

 

Если по результатам работы в семестре студент не набирает баллов для получения зачета, он должен ответить на один из теоретических вопросов к курсу (список см. на с. 9) и пройти собеседование по произведениям, которые изучались (список см. на с. 8).  

Учебники

1. История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н.А. Соловьевой). М.: Высшая школа, 1991. 637 с. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/index.htm

Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

Пособие выложено в архивированной папке по адресу

https://s.siteapi.org/502de94e2971eb6/docs/21203d2bf9168cdd542cd830d95cfdf7f751a693.zip

Для того, чтобы работать с пособием, надо его скачать, разархивировать, затем открыть папку «Заруб. лит. эпохи Романтизма» и запустить файл index.html. Откроется перечень художественных текстов, которые включены в это пособие. Научные работы можно найти в разделе «Критика» (гиперссылка в верхнем левом углу).

 

График лекций и собеседований

№ нед Тема лекции /собеседования
1 1. Общая характеристика литературы романтизма
2 2. Ранний немецкий романтизм
3 3. Гейльдербергский романтизм
4 Собеседование 1. Л. Тик. Белокурый Экберт. А. Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля.
6 4. Рождение американской литературы в эпоху романтизма.
7 5. Романтизм в США: Зрелость. 
8 Собеседование 2. Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В. Ирвинг. Рип Ван Винкль. Легенда о сонной лощине
9 6. Ранний французский романтизм.
10 7. Зрелый французский романтизм.
11 Собеседование 3. Р. Шатобриан. Рене. А. Виньи. Чаттертон.
12 8. Романтизм в Англии: У. Блейк, Озерная Школа, Дж. Китс, П. Б. Шелли, М. Шелли
13 9. Титаны английского романтизма Дж. Байрон и В. Скотт
15 Собеседование 4. С. Т. Кольридж. Сказание о старом мореходе. П. Б. Шелли. Прометей освобожденный.
16 10. Итальянская литература романтизма
17 Подведение итогов

 

График практических занятий

№ нед. Тема практического занятия
7 1. Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский»
9 2. Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан»
11 3. Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».
13 4. Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века»
15 5. Романтическое осмысление заката средневековья в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
17 6. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света 

 

Планы практических занятий

Практическое занятие 1

Своеобразие романтического бунта в произведениях Г. фон Клейста

«Михаэль Кольхаас» и «Принц Фридрих Гомбургский»

1. Какие исторические личности присутствуют в новелле и пьесе? Как разработаны их образы? Какие исторические события отражены в новелле и пьесе? Какие черты романтического подхода к истории можно обнаружить в двух произведениях Клейста?

2. Особенности разработки конфликта личности и мира в «Михаэле Кольхаасе».

3. В чем противоречивость образа Михаэля Кольхаса?

4. Романтические составляющие образа Фридриха Гомбургского. Почему его называют сомнабулическим? Как случившееся с ним отражает романтическое восприятие сновидения?

5. Сравните Михаэла Кольхааса и Фридриха Гомбургского: сходства и различия в характерах, способах их разработки. В чем своеобразие патриотизма М. Кольхааса и принца Гомбургского?

6. Функция эпизода с предсказанием цыганки курфюрсту Саксонскому – в сюжетном отношении и в смысле романтической направленности новеллы.

7. Сравните курфюрстов в новелле и пьесе.

8. Как работает романтическая ирония в пьесе «Принц Гомбургский»?

9. Логика и парадоксальность финалов двух произведений.

10. Переклички новеллы «Михаэль Кольхаас» с «Разбойниками» Ф. Шиллера.

11. Переклички пьесы «Принц Фридрих Гомбургский» с «Песней о Роланде» и драмой Кальдерона «Жизнь есть сон». Черты барокко в пьесе.

Литература:

1. фон Клейст Г. Михаэль Кольхаас. Принц Фридрих Гомбургский. http://lib.ru/INPROZ/KLEJST/kohlhaas_rus.txt_with-big-pictures.html

http://royallib.com/book/kleyst_genrih/prints_fridrih_gomburgskiy.html

2. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Клейст // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб., 2001. С. 357–419.

3. Лукач Г. Трагедия Генриха фон Клейста // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

4. Манн Т. Генрих фон Клейст и его повести // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

5. Самарин Р. Генрих фон Клейст // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

6. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Книга есть на сайте http://www.twirpx.com/file/1702018/

7. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. http://www.twirpx.com/file/1386527/

8. Биченко С. Г. Романтическая ирония в философии//  Энциклопедия гуманитарных наук. 2012. № 2. С. 319–322. http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2012/2/Bichenko_Romantic-Irony/59_2012_2.pdf

Глоссарий (должны быть письменно даны толкования этих понятий):

Историзм

Курфюрст

Патриотизм

Романтическая ирония

Сомнамбулический

 

Практическое занятие 2

Синтез жанров и спор с романтизмом в поэме Дж. Г. Байрона «Дон-Жуан».

1. Происхождение легендарной фигуры Дон-Жуана, предшественники Байрона в разработке образа.

2. Байроновский образ Дон-Жуана: продолжение традиции и новое. Дон-Жуан Байрона как полемика с: 1) легендой о Дон-Жуане, 2) с байроническим типом героя.

3. Лирическое начало поэмы: авторское высказывание, автобиографические элементы. Кто лирический субъект поэмы: Байрон, автор-рассказчик, Дон-Жуан?

4. «Дон-Жуан» как сатирический эпос: картины социальной жизни, историзм, сатирические зарисовки, широта охвата действительности, реалистичность.

5. Элементы плутовского романа в поэме. Дон Жуан как невольный соблазнитель, раб обстоятельств. Сравните Дон-Жуана и Тома Джонса.

6. Драматическая составляющая, сценичность поэмы.

7. Романтическая разработка любви и пародирование романтических стереотипов.

8. Ирония, пародия, скепсис в разработке характеров и сюжетных поворотов, в авторской речи, по отношению к основным положениям романтизма.

9. Проследите влияние поэмы Байрона на роман Пушкина «Евгений Онегин».

 

Литература

 

1. Байрон Дж. Г. Дон-Жуан. http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/donjuan.txt

2. Нусинов И. М. История образа Дон Жуана // Нусинов И. М. История литературного героя. — М., 1958. — С. 325–441. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1629/1/philolog-ahp-05.pdf

3. Усманов Р. Джордж Гордон Байрон // Яшенькина Р.Ф., Пустовалов А.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

4. Есть также здесь: http://www.lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron.txt Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975. http://www.twirpx.com/file/459598/

5. Зверев А. М. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988. http://www.e-reading.club/bookreader.php/110785/Zverev_-_Zvezdy_paducheii_plamen%27.html

6. Воробьев В.П. Лермонтов и Байрон. Смоленск, 2009. // http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/vorobev-lermontov-i-bajron/index.htm

7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин // Пушкин и западные литературы: Избранные труды. Л., 1978. http://imwerden.de/pdf/zhirmunsky_bajron_i_pushkin_1978.pdf

8.  Клименко Е.И. Байрон: язык и стиль. М., 1960. https://vk.com/doc127392813_417375973

9. Штейн А.Л. «Дон-Жуан» Байрона и демократический идеал // Штейн Л. На вершинах мировой литературы. М.: Художественная литература, 1988. http://www.twirpx.com/file/2068059/

10. Рак В.Д. Байрон // Пушкин: Исследования и материалы. СПб., 2004. С. 38-59. Эл. ресурс http://feb-web.ru/feb/pushkin/isj-abc/isj/isj-0381.htm

Глоссарий (должны быть письменно даны толкования этих понятий):

 

Байронический Герой

Лирический Субъект

Реалистичность

Сатира

Скепсис

Сценичность

Практическое занятие 3


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!