ЧАСТЬ 5. Буддийское искусство.



Задание:

«Одиннадцатиликий бодхисаттва Авалокитешвара». Место создания: Тангутское государство Си Ся, Хара – Хото. Время создания: конец XII-XIII вв.

В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу.

ЧАСТЬ 6. Экспонаты на выбор.

Задание:

Экспонат 1 - Статуя Силена (римская работа по греческим образцам V - IV вв. до н.э.). Место создания - Древний Рим. Время создания - I в.

Силен - лесной демон, сын бога Гермеса и нимфы, воспитатель бога вина и веселья Диониса. Его считали отцом семейства силенов - лесных демонов, в которых смешивались черты людей и животных. Как люди, они некрасивы: курносые, с глазами навыкате, толстогубые, лысые. От животных силены получили лошадиные хвосты и копыта. Но не всегда изображения лесных демонов имели ярко выраженные звериные черты. Как спутники Диониса, дикие и похотливые силены были любителями вина, олицетворением стихийных сил природы, ее плодородия. Однако силены могли быть и мудрыми, предсказателями будущего. Существовал древнейший статуарный тип, изображавший Cилена с младенцем Дионисом на плече. В эрмитажной копии соединились разновременные прототипы. Спокойно стоящая с опорой на одну ногу массивная фигура восходит к типу, разработанному во второй половине V в. до н.э. греческим скульптором Поликлетом и мастерами его круга. Голова имеет прототип в греческой скульптуре середины IV в. до н.э. В I в., когда была создана эрмитажная статуя Cилена, в Риме увлекались греческим классическим искусством. Статуя лесного демона могла украшать перистиль городского дома или загородную виллу.

Экспонат 2 – Капризница. Автор - Ватто, Антуан (1684-1721). Место создания – Франция. Время создания - около 1718 г. Относится к коллекции Французская живопись XV-XVIII вв.

Картина признается одной из лучших галантных сцен позднего периода творчества Антуана Ватто, чье авторство никогда не вызывало сомнений. Своим оригинальным названием «La Boudeuse», поныне фигурирующим в иностранной литературе, картина обязана французскому романисту, историку и художественному критику Эдмону де Гонкуру, который именно так упомянул ее в «Catalogue raisonné de l’oeuvre peint, dessiné et gravé d’Antoine Watteau» (Goncourt 1875). Русское название «Капризница» связано со старым переводом этого слова на русский язык. В действительности оно означает «надувшая губы». Многих историков ставил в тупик загадочный сюжет картины. Они безрезультатно силились осмыслить роль женской фигуры – то ли надменной, высокомерной, то ли безразличной до бесчувственности и презрительной (Rosenberg 1984). Одеяния персонажей также достаточно необычны. На голове кавалера красуется красноватый берет, какие носят только на сцене; черное платье дамы, с длинными прорезными рукавами, – тоже, несомненно, театральный костюм. Подобные одеяния в духе XVII в. очень характерны для французcкого театра особенно первой четверти XVIII столетия. Ватто любил ставить своих персонажей в пространстве между ролью и реальной жизнью, что придавало загадочный смысл многим его произведениям. Интересную трактовку нашего сюжета предложила Ю. Н. Белова (2010). Каприз в теории светского общения того времени – целая структура прихотливого поведения, связанная скорее с женским самоутверждением, нежели с глупыми притязаниями. Главная героиня играет в каприз, осваивая новый тип обольстительницы, знающей себе цену. Кавалер, опытный ловелас, кажется, заинтригован этой таящей неожиданные повороты игрой не по правилам, которую принесла в светскую жизнь эпоха Регентства. Но повод для обиды представляется надуманным и, по-видимому, призван спровоцировать кавалера на притворную ссору.

 

 

Задание 2


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!