Особенности бабелевской прозы.

Дисциплина: литература

Преподаватель: Соловьева Ольга Васильевна

Группа: №10 ПРМПИ, 1 курс

I тема урока: Творческий путь А.П. Платонова.

 

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=GKRSVOYqaG0

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

 

Андрей Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) был участником всех знаковых событий первой половины XX века: принял участие в революционном движении, в качестве фронтового корреспондента прошёл гражданскую войну, был свидетелем сталинской коллективизации, и, наконец, работал военкором на фронтах Великой Отечественной войны. Безусловно, все эти события нашли отражение в творчестве писателя. Платонов родился в семье железнодорожного машиниста в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, а после — в городском училище. Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в ремонтных мастерских. В годы гражданской войны служил в Красной армии.

С 1918 года на страницах воронежских газет и журналов он начинает публиковать свои первые очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.В 1922 году выходит первая книга стихов Платонова — «Голубая глубина», на которую обращает внимание Валерий Брюсов.

В период «великого перелома» Платонов подвергается гонениям. После прочтения повести «Впрок» Сталин присылает в издательство «Красная Новь» письмо, в котором фактически объявляет писателя врагом народа. Ему отказывают в издании «Чевенгура». Не может быть и речи о публикации повести «Котлован».

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».

После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.

Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».

«О чём ты думал, товарищ Вощёв? – О плане общей жизни… Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. – Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощёв, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем… Если все мы задумаемся, то кто действовать будет?». По мнению главного героя, «без думы люди действуют бессмысленно». Ему хочется увидеть некий общий смысл жизни, и эти мысли старается заглушить работой. Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном. Люди же в повести Платонова живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мёртвые», а иногда и спят в гробах. И бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остаётся. Этот котлован в повести Платонова предстаёт своеобразным символом индустриализации первой пятилетки. В повести мы видим канцеляризмы и словесные штампы советской риторики, которые придают тексту гротескное звучание: «Социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: “У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощёв, соревноваться на высшее счастье настроенья!”».

Практическое задание:

1) После опубликования 7 ноября 1929 г. статьи Сталина «Год великого перелома» в стране развернулась…

1. Гражданская война;

2. Кампания по проведению сплошной коллективизации;

3. Электрификация страны.

 

2) Кем работал А. Платонов в годы Великой Отечественной войны?

1. Военным врачом;

2. Политруком;

3. Военным корреспондентом;

4. Тыловым служащим.

 

3) Восстановите пропуски в тексте.

В рассказе-фельетоне «____________________________________ Макар» А. П. Платонов затрагивает и тему____________________________: Макар замечает, что в Москве «человек живёт и рожает близ себя пустыню», где воздух наполнен ядовитыми парами: пахнет «возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов».

 

«Усомнившийся Макар»

Восстановите цитату, вписав пропущенные слова.

 

Мечтатель Макар притворяется чудаком, хотя по свое сути он умен и проницателен,способен одухотворять предметы: ценит и жалеет механизмы (колёса вагона поезда, механизм трамвайного вагона) наравне с людьми. Главный герой______________

 в ценности ____________________________________

 , потому что видит царящую вокруг демагогию и _________________________.

 

 

II тема урока: Проблематика и особенности поэтики И.Э. Бабеля.

 

Исаак Эммануилович Бабель родился в Одессе в состоятельной семье. Окончив Одесское коммерческое училище и Киевский коммерческий институт, Бабель отправился в Петроград, надеясь опубликовать там свои рассказы, которых к тому времени было уже немало. Его долго не печатали, пока Бабель не попал к Горькому, он-то и разглядел в этом молодом человеке талант. Однако новые рассказы Бабеля Горькому не понравились, и он посоветовал ему отправиться “в люди”.

В течение 7 лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал. Он был солдатом на румынском фронте, служил в ЧК, в Наркомпросе, в продовольственных экспедициях, воевал в Северной армии против Юденича, в Первой Конной армии Буденного, работал в Одесском губкоме, был репортером различных газет. Как вспоминал сам Бабель, “только в 1923 году я научился выражать мои мыли ясно и не очень длинно. Тогда я вновь принялся сочинять”.

Бабель известен как автор двух циклов очень ярких новелл: “Одесские рассказы” и “Конармия”. По ложному обвинению в мае 1939 года писателя арестовали, а в январе 1940 расстреляли. Через 14 лет его реабилитировали. Военный прокурор написал в заключении: “Что послужило основанием для ареста, из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено… через 35 дней после ареста Бабеля”.

 

Самые сильные впечатления оставила у Бабеля служба в рядах Первой Конной армии, которой он посвятил свою знаменитую повесть “Конармия”. Писатель приехал туда в качестве корреспондента газеты “Красный кавалерист” и должен был писать статьи и вести дневник военных действий. Наблюдая за тем, что происходило, Бабель думал о судьбе революции. Теперь она представлялась ему не такой, как со стороны. Он не мог понять той ненужной жестокости, что была вокруг.

Свои наблюдения он записывал в личный дневник, который и оформился позднее в цикл рассказов.

Краткий исторический сценарий таков: опьяненный успехами на фронтах совнарком отправляет Конармию в поход на Варшаву с целью восстановления довоенных границ России. Поход заканчивается полным крахом. Западная Украина отходит Польше, а Бессарабия – Румынии. Основную массу конной армии составляли казаки, которые во времена Российской империи были привилегированным сословием. А в революцию они метались между “белыми” и “красными”. На этом драматическом фоне происходят основные события книги.

Вся страна тогда распевала этот бравурный марш. Бойцы Первой Конной армии были героями эпохи. А какими их увидел Бабель? Какими показал в своей знаменитой книге?

Особенности бабелевской прозы.

В своей критической статье Евгений Шкловский пишет: “И.Эм.Бабель пользуется двумя противоречиями, которые у него заменяют роль сюжета:

· стиль и быт;

· быт и автор.

И.Эм.Бабель пользуется следующими художественными приёмами:

· антитеза – противопоставление. У него всё строится на противопоставлении.

· рефлексия – размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.

· гипербола – преувеличение

· диалог – разговор 2, 3, 4 и более лиц (Бабель мастер диалога).

В рассказах Бабеля диалоги – это скорее, монологи, направленные в никуда, риторика, как средства самоутверждение персонажа. Они говорят не только друг с другом, сколько с миром, ёмкой спрессованной фразой заявляя о себе.

Любая фраза – это их выход на сцене бытия, как в античной трагедии. И в этом плане бабелевские рассказы – удивительный сплав эпоса, трагедии и лирики.

И.Эм.Бабель во многих рассказах предоставляет слово самому персонажу, стилизует произведение под документ, будь то докладная, письмо, объяснительная или сказ.

Главное, что в этих формах ярко выражается сознание тех людей, которые были захвачены ветром революции и гражданской войны, принеся в неё свои представления, часто смутные и фантастические.

Язык – стиль речи, сложный противоречивый сплав, который выражает не только их происхождение, но и образ мышления. Г.Горбачёв, писатель, писал: “В передаче Бабеля на фоне утрированного часто до пародии литературного приподнято-романтического языка великолепно ощущаются: язык крестьянско-солдатский с внедрёнными в него элементами традиционно-торжественного (“поклон от бела лица до сырой земли”) или сказочного (“я там был, самогон-пиво пил”) народного стиля и вульгаризированного газетно-митингового жаргона, в рассказах (“Письмо”; “Соль”; “Тимошенко и Мельников”), одесский полублатной жаргон налётчиков-евреев; речь талмудистов западного края, переработанная мещанским бытом города, крестьянская речь с искажёнными отражениями церковной поэзии, бульварно-трактирного говора и обыденного интеллигентного жаргона…”

И.Эм.Бабель запоминается в рассказах, а рассказы запоминаются не сюжетами или событиями, а уникальной интонацией и цветовой гаммой, контрастами и сочетаниями слов, афористичностью и своеобразием речи персонажей.

И.Эм.Бабель сливает воедино разнонаправленные стилевые элементы текста, которые часто противоречат друг другу:

· патетика и ирония;

· заурядная обыденность и экзотика;

· физиологизм и лирика;

· возвышенное и низменное;

· весёлое и печальное.

В своих рассказах И.Эм.Бабель использует:

· Рефлексия

· Антитеза

· Диалоги

· Гипербола

· Ретроспекции

· Патетика

·

· Риторические вопросы

· Ирония

· Комизм

· Экзотика

· Пародия

· Монологи и т.

Но всё же основными художественными приёмами в его рассказах являются:

· рефлексия;

· антитеза;

· диалоги.

Практическое задание:

 

1. Так каковы же художественные особенности бабелевских рассказов? Какие чаще всего методы и приёмы использует И.Эм. Бабель в своих произведениях?

 

2. Под какие формы официально-делового стиля стилизует И.Эм. Бабель свои произведения?

 

3. Для чего и зачем?

 

4. Каков язык его рассказов?

 

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 23.04.2020. coloveva.olga@gmail.com или https://vk.com/id63858820


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!