Теоретический материал для самостоятельного изучения

Дисциплина: литература

Преподаватель: Соловьева Ольга Васильевна

Группа: №10 ПРМПИ, 1 курс

Тема урока: Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=D8Y1Oh5aevc

 

Россия на рубеже XIX и XX веков переживала значительные исторические потрясения. Революция вызвала стремительные перемены в культурной жизни. Многим литераторам пришлось покинуть страну, а те, кто остался, поделились на угодных и неугодных советской власти.

Маяковский принимает революцию как футурист. Уже в начале 1919 года он пишет стихотворение «С товарищеским приветом, Маяковский», посвящённое годовщине отдела ИЗО Наркомпроса. Поэт восклицает: «Сотую – верю! – встретим годовщину» … «Пусть хотя б по капле, по две ваши души в мир вольются и растят рабочий подвиг, именуемый “Р_е_в_о_л_ю_ц_и_я”».

Однако к 20-м годам XX века футуризм изживает себя как литературное течение. Маяковский это понимает. Ситуация подсказывает поэту идею образования нового журнала. Официальная поддержка партии воодушевляет Маяковского и тех, кто идёт рядом с ним, вселяет надежду на организационный успех предприятия. Так появляется «Леф» – Левый фронт искусств. Это плацдарм, с которого поэт ведёт огонь, пытаясь утвердить свой взгляд на литературу.

В 1928 году Всеволод Мейерхольд просит Маяковского написать пьесу для постановки в его театре. Премьера происходит 13 февраля 1929 года. Это знаменитая комедия «Клоп». Главный её персонаж, «бывший рабочий» и бывший партиец, ныне жених Присыпкин, проделавший «культурную революцию на дому» и в результате назвавший себя более «изящно» – Пьер Скрипкин («это уже не фамилия, а романс!»). Своими репликами с первого же появления на сцене он обнаруживает невежественный снобизм и амбициозность, которым умело подыгрывает Олег Баян, «самородок, из домовладельцев». Во второй половины пьесы автор создаёт «Институт человечьих воскрешений». Решается вопрос о воскрешении замороженной человеческой фигуры, найденной на глубине семи метров под землёй в обледеневшем погребе. Присыпкина размораживают, и он возникает перед людьми будущего, перед людьми 1979 года. Удивленный непривычной обстановкой, растерявшийся, он пытается ухватить уползающего с воротничка клопа, единственное живое существо, понятное ему в этом неузнаваемом мире.

Спектакль «Клоп» – несомненная удача драматурга и постановщика.

Вскоре у Маяковского выходит ещё одна пьеса – «Баня», которую автор называет «драмой в 6 действиях с цирком и фейерверком». Перед нами предстаёт гневная сатира на бюрократию нового пошиба, драматически осложняющую жизнь людей и движение общества по пути социального прогресса. Критика недоброжелательно принимает спектакль. Автор тяжело переживает неудачу постановки и последующую критическую кампанию в прессе.

После революции стих Маяковского становится всё более свободным. Обращаясь к ямбу, поэт работает с его не очень строгой формой – чередованием трёх- и четырёхстопных стихов. Язык поэзии становится ещё ближе к прозаической и даже разговорной речи. Ямб помогает выразить иронию. Эти изменения хорошо прослеживаются на примере поэмы «Человек». Звучание ямба становится разнообразнее за счёт нарушения прямого порядка слов в предложениях:

Лучи везде!

Скребут они.

Запели петли утло,

и тихо входят будни

с их шелухою сутолок.

Солнце снова.

Зовет огневых воевод.

Барабанит заря,

и туда,

за земную грязь вы!

Солнце!

Что ж,

своего

глашатая

так и забудешь разве?..

Специфику ямба в поэме «Человек» можно считать своеобразным индикатором эволюции стиха Маяковского в направлении постепенного освобождения поэтической речи от традиционных принципов.

В стихотворении «Император», которое характеризуется соединением различных метрических форм, при помощи амфибрахия перефразируются строки из написанного этим метром стихотворения Лермонтова «Воздушный корабль».

Известно, что поводами для написания обоих стихотворений послужили сходные размышления авторов. «Воздушный корабль» был написан в 1840 г. «в связи со слухами о том, что французское правительство намерено перенести прах Наполеона с острова Св. Елены в Париж». «Император» написан в 1928 г. после посещения автором предполагаемого места захоронения семьи Николая II. Трагические обстоятельства гибели монархов не оставили равнодушными обоих писателей. Автор выражает своё отношение к факту расстрела большевиками семьи Николая II.

Анапест также нередко используется Владимиром Маяковским для перефразирования текстов других авторов. В стихотворении «Дипломатическое», где вновь представлены различные стихотворные формы, поэт, обращаясь к хрестоматийному произведению Некрасова «Размышления у парадного подъезда», переходит от акцентного стиха к анапесту объекта цитирования.

Здесь поводом для переосмысления классического текста становится звуковое подобие слов «швейцар — швейцарец». Маяковский создаёт шуточную утопическую картину очереди делегации «приморских швейцарцев» на приём к наркому иностранных дел Чичерину.

Также при помощи анапеста Маяковский обращается к наследию Александра Блока в стихотворении «Три тысячи и три сестры». Он дословно цитирует полторы строки из стихотворения Блока «Новая Америка. Не случайно именно к этому стихотворению выдающегося поэта-символиста обращается Маяковский, прославляя столицы союзных республик, а вместе с ними послеоктябрьскую эпоху в целом. Блок называет Россию Новой Америкой, имея в виду её природные богатства и потенциал рабочего человека, который сумеет этими богатствами распорядиться. Сопоставляя Россию и Америку, Александр Блок вкладывает в это сопоставление символическое значение, подразумевая Америку в широком смысле, Америку как символ нового, только что открытого, многообещающего, потенциально очень мощного мира. Продолжая это сопоставление, Маяковский конкретизирует его, нарекая советские республики новыми Штатами, поэтизирует молодые столицы, как будто придавая символическому образу Новой Америки Блока чёткие геополитические очертания.

А здесь,

где афиши

щипала коза,

- "Исполнят

такие-то арии"...-

сказанием

встаёт Казань,

столица

Красной Татарии.

Москве взгрустнулось.

Старушка, што ты?!

Смотри

и радуйся, простолицая:

вылупливаются,

во все Советские Штаты,

новорожденные столицы!

 

2. Практическое задание:

 

1. Выберите фамилии поэтов, принадлежавших вместе с В. В. Маяковским к футуризму.

 

a) Велимир Хлебников

b) Анна Ахматова

c) Давид Бурлюк

d) Сергей Есенин

e) Алексей Кручёных

f) Александр Блок

 

2. Напишите расшифровку аббревиатуры ЛЕФ:

 

3. Укажите годы жизни В. Маяковского.

a) 1889-1966 гг.

b) 1893-1930 гг.

c) 1880-1921 гг.

 

4. Заполните пропуски.

 

В. В. Маяковский____________ революцию. Его старший товарищ А. А. Блок посвятил революции поэму « ____________________ ». До революции Маяковский принадлежал к такому литературному течению, как________________________

 , а после Октября возглавлял литературно-художественное объединение____________________.

 

II тема урока: Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. Художественный мир поэмы «Во весь голос»

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

 

На протяжении всего своего творческого пути Владимир Маяковский задавался вопросом о предназначении поэтического искусства и о роли поэта. Этот вопрос стал ключевым в его последнем произведении – поэме «Во весь голос».

Поэт пишет её в конце 1929-го – начале 1930-го года. Параллельно он готовится к выставке, посвящённой 20-летию своей творческой деятельности. В это время у Маяковского складываются не лучшие отношения с властью: его творчество подвергают жёсткой критике, а тексты нередко интерпретируют в угоду политической номенклатуре. В новой поэме автор хочет показать собственную позицию: «Я человек решительный, я хочу сам поговорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем. Поэтому я обращаюсь непосредственно к потомкам в своей поэме, которая называется “Во весь голос”».

Итак, произведение – это своеобразная квинтэссенция всего творчества Маяковского. Он разговаривает с читателем «о времени и о себе». Его можно воспринимать как послание будущему поколению. В поэтическом монологе автор демонстрирует бесстрашие, искреннюю идеологическую убеждённость, говорит о надеждах и опасениях. При этом он не романтизирует поэтический труд. Маяковский пишет:

…Я сам расскажу

о времени

и о себе.

Я, ассенизатор

и водовоз,

революцией

мобилизованный и призванный,

ушёл на фронт

из барских садоводств

поэзии —

бабы капризной…

Автор не признаёт искусство без идеологической мысли. Такое творчество поэт саркастично называет «капризной бабой».

В произведении хорошо видна другая мысль Маяковского: он размышляет о том, как труды поэта-революционера будут жить после его смерти.

…вы,

возможно,

спросите и обо мне.

И, возможно, скажет

ваш учёный,

кроя эрудицией

вопросов рой,

что жил-де такой

певец кипячёной

и ярый враг воды сырой.

Мой стих

трудом

громаду лет прорвёт

и явится

весомо,

грубо,

зримо,

как в наши дни

вошёл водопровод,

сработанный

ещё рабами Рима.

В курганах книг,

похоронивших стих,

железки строк случайно обнаруживая,

вы

с уважением

ощупывайте их,

как старое,

но грозное оружие…

Свою поэзию Маяковский воспринимает как оружие. Отстаивая коммунистические взгляды, он считает, что настоящий идейный писатель не должен думать о вознаграждении.

…Мне

и рубля

не накопили строчки,

краснодеревщики

не слали мебель на́ дом.

И кроме

свежевымытой сорочки,

скажу по совести,

мне ничего не надо.

Явившись

в Це Ка Ка

идущих

светлых лет,

над бандой

поэтических

рвачей и выжиг

я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

моих

партийных книжек…

«Во весь голос» – это и исповедь, и проповедь поэта, его жизненная и творческая позиция. Как полководец после длительного похода, после тяжёлых, изматывающих боёв он устраивает смотр своим «войскам» – своей поэзии. Он резюмирует:

…Сочтёмся славою —

ведь мы свои же люди, —

пускай нам

общим памятником будет

построенный

в боях

социализм…

В поэме поэт вдохновляет потомков к верности идеям коммунизма и призывает их помнить отцов революции. Маяковский свято верит в свои идеалы и рассчитывает, что, обращаясь в будущее, он говорит с теми, кто, как и он, по-настоящему верит в коммунизм.

Финал поэмы покоряет поэтической мощью и убеждённостью звучания, в нём выражена главная цель творчества и жизни поэта. И здесь же пригвождены к позорному столбу враги и недоброжелатели. «Банда поэтических рвачей и выжиг». В эту краткую характеристику поэт вкладывает всё своё негодование и даже презрение к поэтам вне политики.

В условиях обострившейся в конце 1920-х годов политической и литературной борьбы поэма «Во весь голос» стала ответом всем тем, кто пытался оппонировать Маяковскому. Это послание в будущее, сводящее на нет возможные попытки «перекрасить» убеждения поэта.

 

Практическое задание

1. Соотнесите цитаты с названиями поэмы В. Маяковскго.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Персонаж Высказывание
«Про это» «Имя этой теме:..!»
«Во весь голос» «...шершавым языком плаката...»
«Облако в штанах» «Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, женское».

2. Сортировка элементов по категориям.

Разместите предложенные варианты художественных приёмов из фрагмента поэмы В. В. Маяковского «Во весь голос» по двум столбцам.

Метафоры Эпитеты
     

 

a. «очки-велосипед»

b. «призванный»

c. «я, ассенизатор и водовоз»

d. «мобилизованный»

e. «капризной»

f. «из барских садоводств поэзии»

 

 

Подсказка:

Эпитет – яркое красочное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств с одного предмета на другой по сходству.

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 21.04.2020. coloveva.olga@gmail.com или https://vk.com/id63858820


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!