Без конспектов лекций и практических занятий студенты к зачету (экзамену) не допускаются.

Задание

(на 20 – 25. 04. 2020 г.)

Освоить лекционный материал по теме № 5:

          1. Проработка электронных материалов лекции преподавателя.

2. Составление собственного конспекта лекции на основе материалов  преподавателя и учебного пособия:

 С. П. Исачкин. «Основы культурологии». Омск: ОмГУПС, 2010. 87 с.

Тема 5.  Культура Западной Европы

         

     1. Влияние природно-климатических условий на формирование западного менталитета.

     2. Античная культура.

      3. Культура европейского Средневековья.

     4. Культура эпох Возрождения и Просвещения.

         

     Климат на территории Западной Европы умеренный, на юге – средиземноморский. Нет значительных холодов и жары. Среднегодовая температура равна 15°C, среднеянварская – 0°C. Местность в основном равнинная, в горных районах – долины. Практически нет болот, непроходимых лесов, пустынь, степей. Реки не несут серьезной стихийной опасности, но воды в них достаточно для удовлетворения нужд сельского хозяйства и жизнеобеспечения.

     В Западной Европе не было необходимости в строительстве ирригационных сооружений (каналов), осушении болот, выкорчевывании больших лесных пространств, коллективной обработки земли. Все это способствовало индивидуальному занятию земледелием. Отсюда в характере западноевропейского человека – индивидуализм, вера в собственные силы. Обильные и гарантированные урожаи позволяли земледельцу скопить средства, в том числе для выкупа из личной зависимости. Отсюда – свободолюбие, раскованность в быту. Излишки продуктов труда вывозились на рынок, что способствовало развитию у людей таких качеств, как предприимчивость, активная жизненная позиция, рационализм, преобладание материального над духовным. Климатические условия позволяли работать размеренно, планировать все этапы труда и его результаты. Отсюда в характере европейцев – основательность в деле, склонность к порядку.

      Тем не менее народы, представляющие германо-романский культурно-исторический тип, разные. Поэтому те или иные черты характера в каждом из них проявляются в неодинаковой степени. У немцев в основе – пунктуальность, порядок, у англичан – предприимчивость, деловитость, у французов – свободолюбие, раскованность и т. д.

      Европейская цивилизация начала зарождаться по берегам Средиземного моря во времена античности. Культура античности делится на три больших периода: греческий (II тысячелетие – IV в. до н.э.), эллинский (IV в. до н.э. – II в. до н.э.) и римский (II в. до н.э. – V в. н.э.). У культуры античности есть общие черты, но есть и своеобразие.

     Общие черты античной культуры заключаются в следующем:

      1. Доминантой культуры являлась государственно-политическое устройство в данный период развития общества (монархия, аристократия, империя, республика).

      2. Впервые философские учения приобрели большую значимость и начинали играть роль второй доминанты.

      3. Очень важными для культуры античности являлись зрелища (театр, спортивные соревнования, праздники, гладиаторские бои). Впервые массы не участвовали активно в культурном действии, а являлись только наблюдателями.

      4. Культура античности – сугубо мужская. Женщина может занять в ней выдающееся место только в исключительных случаях. Это первая культура основанная на частной собственности. Она постоянно колебалась между меркантильными интересами и духовными потребностями. Античная культура положила начало западной цивилизации.

      Культура древней Греции наиболее одухотворенная. Здесь даже ремесло часто приобретало признаки искусства. Эта культура породила демократию, которая предполагает гармонически развитую личность, способную выполнять любую государственную функцию. Греки считали, что «в здоровом теле – здоровый дух», поэтому уделяли огромное внимание физическому развитию. Все жители греческих городов-государств делились на рабов и свободных. Свободные люди делились на граждан и неграждан. Последние не имели никаких прав, их мог убить даже раб, поэтому самым суровым наказанием для человека было изгнание из города, т.е. лишение гражданства.

      Культура эллинизма – это попытка синтезировать все достижения древних цивилизаций, так как она родилась в рамках державы Александра Македонского, которая простиралась от Средиземноморья до Индии и Средней Азии. В этот период демократия сменяется монархией и нужда во всесторонне развитых людях исчезает, для человека становится важным не государство и его проблемы, а он сам, его отношения с другими людьми, т.е. человек, потеряв прежнюю опору, пытался найти новую. В этот период рождаются движения философов эпикурейцев и циников (киников). Их отличительной чертой является внимание к человеку и его проблемам.

      Древнеримская культура отличалась от древнегреческой отсутствием высокой духовности. Еще в начале Римской республики существовали духовные ценности, но в эпоху империи они утратили всякое значение. Эту культуру определяли принципы государственного устройства Рима, в том числе разделение народа на патрициев и плебеев. Плебеи требовали хлеба и зрелищ, патриции – раздавали бесплатный хлеб и устраивали гладиаторские бои. Если в начале Римской империи сооружались грандиозные здания, прокладывались дороги, проводились акведуки (водопроводы), то позже в ее культуре проявились разрушительные признаки. Постепенно происходит вырождение высоких идеалов античности. На фоне культурного упадка в Древнем Риме быстро распространялось христианство, указывавшее выход из духовного тупика.

      В целом культура античности дала человечеству образцы достойные подражания как в материальном производстве, так и в лучших достижениях духовного творчества. Она во многих сферах жизни определила направления будущего развития западноевропейского общества.

      В 476 г. н. э. после крушения под напором варваров Римской империи наступает эпоха средневековья, культура которой делится на следующие периоды:

       1. V в. – конец VIII в. – период «варварства».

       2. Конец VIII в.– первая половина IX в. – каролингское возрождение.

       3. X – XII вв. – романский период.

          4. XIII – XIV вв. – готический период.

       В первый период средневековой эпохи происходила утрата культурных ценностей, оскудение духовной и материальной жизни. Очагами культуры оставались монастыри. В период каролингского возрождения появляется преклонение перед образованностью. Жители Европы начинают заново знакомиться с античной культурой. На европейские языки переводятся многие античные авторы, развивается ремесло, строятся города. Становится престижным быть образованным и вести культурную жизнь. После распада империи Каролингов закончилось и каролингское возрождение.

       Для третьего периода средневековья характерен романский стиль. Ведущей отраслью искусства становится архитектура, преимущественно церковная (храмы, монастыри), но строятся и светские замки. Эта архитектура была широко распространена в городах. Строили в основном монахи. Миряне приходят в строительство только с началом XII в. Сооружения романского стиля массивные, с толстыми стенами, узкими окнами из плохо обработанного камня, грубые, приземленные, неуютные внутри. Для скульптуры характерна приспособленность к архитектуре. Живопись плоская, нет перспективы, нет глубины пространства. Преобладают фрески, представляющие собой монументальный вид живописи по сырой известковой штукатурке специальными водными красками.

      Для четвертого, готического периода характерно переплетение черт реализма с религиозным откровением. Значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с соборами в городах строятся ратуши, затем появляются большие здания купеческих гильдий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные дома. Типичное сооружение церковной архитектуры того периода – городской собор. Как правило, он представлял собой изысканное здание с широкими стрельчатыми окнами, гармонично устремленное вверх. В готике много колонн, арок, архитектурных украшений.

      Главный жанр готической живописи – иконопись. Изобразительное искусство данного периода представлено росписями, мозаиками, миниатюрами. Особое значение придается стеклянным витражам, которые выходят на первый план в ущерб росписям. Витражи одновременно украшают и освещают помещения. Совершенствуется техника изготовления цветных стекол, что обеспечивает тонкую игру света, расширение гаммы красок. В готический период получает развитие книжная иллюстрация. Иллюстрируются Библии, Евангелия, Псалтыри, учебники, энциклопедии, светская литература. Происходит развитие практической науки и алхимии, изобретаются часы, зеркало, очки.

      Таким образом, средние века не следует считать временем культурного упадка. Вклад данной эпохи в области архитектуры, изобразительного искусства, христианской этики достаточно значителен, несмотря на утрату многих достижений периода античности. Их возрождение началось в последующую эпоху. 

      Возрождение или Ренессанс – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это время крупных перемен в истории Европы, которые характеризуется кризисом феодализма и зарождением капитализма, формированием новых сословий –буржуазии и наемных рабочих, а также созданием крупных государств и формированием наций.

      Возрождение – эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. В это время менялся духовный облик человека, он приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом социокультурном пространстве. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходило развитие науки и техники.

      Эпоху Возрождения принято подразделять на следующие хронологические периоды:

      1. XIV – конец XV в. – раннее Возрождение.

      2. Конец XV – XVI в.– высокое Возрождение.

      3. Конец XVI – XVII в.– северное Возрождение.

      В начале XIV в. в Европе, а именно Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая весьма эстетичное название «Возрождение». Сам этот термин указывал на связь новой культуры с античностью, поскольку возрождались как раз ее идеалы. Итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей. В частности были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от латинского слова «humanus» – человеческий). Ярче всего эпоха Возрождения нашла выражение в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового взгляд на человека и его место в мире.

      Гуманисты эпохи Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность. Человек стал рассматриваться как творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения личность приобретает невиданную ранее ценность. Важнейшем признаком гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению свободомыслия и светских идей в обществе. Вместе с тем для Возрождения характерен синтез черт античности и средневековья при доминировании первых из них.

      Пико Мирандола являлся родоначальником гуманизма. По его убеждению, в новую эпоху в центре мира находится человек, которому дана свобода воли, несмотря на то, что он создан Творцом. Возникает идеал личности, стоящей на земле, но равной Богу.

      Идеал личности, созданный в эпоху Возрождения, характеризовался такими чертами:

      1. Титанизм, т. е. способность человека, обладающего свободой воли, изменять мир и себя самого по собственному усмотрению и быть тем, кем он хочет. При этом Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции.

     2. Универсальность, при которой личность остается цельной. Она обладает всесторонними знаниями, навыками, интересами. В ней сочетаются различные черты. Она свободна и может в своей деятельности развиваться в любом направлении.

3. Жизнерадостность и добродетельность, когда наслаждение жизнью сочетается с верой в нравственность человеческой натуры. При этом страсти не считаются порочными и происходит реабилитация чувственности.

Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в средние века святых. Именно на принципах нового отношения к личности и строились основные положения эстетической теории Ренессанса, которые заключаются в следующем:

      1. Выдвижение примата чувственной красоты окружающего мира и человека в первую очередь.

      2. Новое отношение к художнику как личности познающей, преобразующей и творящей мир. 

      В свою очередь эстетическая теория Возрождения сформировала характерные черты искусства данной эпохи, а именно познавательную направленность, светское содержание, общественный характер, рациональность и антропоцентризм. Теоретиками и практиками искусства того времени были такие величайшие личности, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Ян ван Эйк и др. Не зря их называли титанами эпохи Возрождения.     

       В начале XVIII в. процесс секуляризации – высвобождения государства и общества из-под влияния церкви – приобретает широкие масштабы. Наука и рационализм начинают определять характер мироощущения нового времени. XVIII в. в истории не случайно называют эпохой Просвещения. Именно в эту эпоху научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популярно излагающих достижения науки и культуры. С точки зрения немецкого философа И. Канта (1724 – 1804), «Просвещение является выражением естественной сущности человека, так как успешное развитие и применение разума возможно только при условии преодоления всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человечества».

      Наука и прогресс стали главным лозунгом деятелей эпохи Просвещения. При этом они апеллировали не просто к человеческому уму, а к разуму научному, который опирался на опыт и был свободен от религиозных предрассудков. Просветители впитали в себя практически все известные к тому времени научные, философские и теологические знания. По этой причине их называли еще и энциклопедистами. Они рассматривали Бога в качестве разумной первопричины мира, а религию в качестве социального регулятора исторического процесса. Х. Черберн, Д. Локк, Ф. Вольтер, П. Гассенди, Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, вся плеяда просветителей-энциклопедистов подвергли суду разума и здравого смысла всю человеческую историю, в том числе христианства и церкви. Главное действующее лицо и в научных, и в литературных трудах деятелей Просвещения – человек. Он предстает, с одной стороны, как отдельная личность, а с другой – как часть общества, всего человечества независимо от национальной принадлежности, ибо все индивиды равны.

      Таким образом, европейское Просвещение выдвинуло целый комплекс идей, определивших особенности новой культуры:

      1. Деизм (признание Бога как творца природы и возможности его познания разумом).

      2. Космополитизм (осуждение всякого национализма и признание равных возможностей для всех народов).

      3. Научность и прогресс (опора на достижения естествознания и рационализма, формирование научного мировоззрения как основы дальнейшего развития человечества).

      4. Энциклопедизм (овладение всесторонними знаниями, накопленными человечеством).

      5. Просветительство (формирование нового человека посредством образования и пропаганды знаний).

       Главным достижением эпохи Просвещения явилось окончательное утверждение светской культуры и основ для зарождения современного западного общества.

Литература

 

Исачкин С. П. Основы культурологии [Электронный ресурс]: Учебное пособие [для студентов всех категорий и специальностей]. - Омск: ОмГУПС, 2010. - 87 с.  

Режим доступа: http://bibl.omgups.ru/METMAT/Исачкин-71.И85.zip

!!! Сканы (фото) конспектов высылать не нужно. Конспекты буду проверять очно после отмены режима обучения в условиях COVID -19.

Без конспектов лекций и практических занятий студенты к зачету (экзамену) не допускаются.


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!