Образ времени в романе. Россия и революции. Специфика отражения революционных событий в романе.



Лаврентьева Ксения 3 курс

Гр.320971

ФРФиД

 

Практическое занятие №1

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

 

1) История создания и публикации романа

Написать масштабную работу Пастернак замыслил еще в самом начале своего творческого пути. Работа над романом Доктор Живаго началась еще 1918 году, но непростое время заставляло писателя отложить замысел, и лишь в 1945 году у писателя полностью сформировались образы и сюжет работы.

К лету 1946 года Пастернак завершает первую главу. К зиме готовы еще две части произведения Доктор Живаго. Таким образом началась история создания знаменитого произведения.

Из-за материальных трудностей писателю пришлось снова отложить работу над романом, и только в 1948 году Пастернак вновь возвращается к «Доктору Живаго» и пишет его четвертую главу.

Из-за репрессий и ареста его возлюбленной Ольги Ивинской писателю приходится вновь отложить роман, и первую книгу Пастернак завершает лишь в 1952 году, но на этом история создания и публикации данного романа не заканчивается.

В 1955 году из ссылки возвращается Ольга Ивинская, и писатель снимает для нее дом и ведет двойную жизнь. Ольга же помогает Пастернаку, возложив на себя редактуру, денежные вопросы и издательство. Это позволило Пастернаку больше уделять внимания работе, поэтому уже к концу 1955 года «Доктор Живаго» был завершен. Писатель отдает роман в два издательства, которые отказывают в публикации произведения. Благодаря знакомому итальянцу, в 1957 году Доктора Живаго публикуют в Италии издателем Фельтринелли, которому Пастернак передал копию рукописи, когда понял, что о печати книги в СССР не может быть речи. Вскоре последовали издания на других языках, в том числе и на русском (первое издание вышло в Голландии по не выправленной автором рукопи­си). И уже в следующем году его роман печатается на разных языках, а Нобелевский комитет присуждает Пастернаку премию.

На Родине начинается настоящая травля писателя. Его исключают из Союза писателей, заставляют отказаться от Нобелевской премии, а сам роман признают антисоветским. Скандалы и травля подрывает здоровье автора, и Борис Леонидович в 1960 году который покидает мир, так и не дождавшись публикации своей работы на Родине. В 1988 году роман впервые был опубликован в России.

 

«Доктор Живаго»: история публикации

 

 5 сентября 1958 г. в США был впервые опубликован роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который является вершиной творчества автора как прозаика. Рисуя широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны, сквозь призму биографии доктора-поэта книга, которая создавалась в течение десяти лет, затрагивает тайну жизни и смерти, проблемы русской истории, интеллигенции и революции, христианства и еврейства.

Известно, что роман был резко негативно встречен советской официальной литературной средой и отвергнут от печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующей жизни страны. Поэтому, когда Пастернаку была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», власти СССР восприняли это событие с негодованием, поскольку сочли роман антисоветским. Из-за развернувшейся в СССР травли Пастернак вынужден был отказаться от получения премии, но не согласился на церемонию покаяния, которую больше года навязывали ему литературные власти. Но дрогнул, когда зашла речь о «выдворении из СССР».

После выхода произведения на итальянском языке в Италии в ноябре 1957 года ЦРУ выпустило сообщение, в котором рекомендовало всем сотрудникам секретного ведомства «максимально распространять издание». В одной из директив ведомства ЦРУ рекомендует уделить обнародованию книги Пастернака большее значение, чем другим произведениям, которые поступят в «советский блок». «Доктор Живаго» должен быть опубликован максимальным тиражом, в максимальном количестве редакций для последующего активного обсуждения мировой общественностью, а также представлен к Нобелевской премии, - говорится в директиве, опубликованной на официальном сайте ЦРУ.

Что касается изданий на других языках, они должны быть поддержаны крупнейшими общественными издателями, - отмечается в документе. В других материалах ЦРУ говорится, что авторы с активной творческой позицией, подобно Борису Пастернаку, будут способствовать разрушению «железного занавеса»

Первым изданием «Доктора Живаго» ЦРУ не ограничилось. В июле 1959 г. управление напечатало 9 тысяч экземпляров романа — миниатюрным изданием, которое легко спрятать в кармане. Конечно, на романе не было указано, что его издало ЦРУ - американская разведка выступила под именем несуществующего парижского издательства.

В СССР роман в течение трёх десятилетий распространялся в самиздате и был опубликован только во времена перестройки. В январе — апреле 1988 года журнал «Новый мир» опубликовал авторский текст романа, предварив его предисловием Д. С. Лихачёва. А через год - 9 декабря 1989 года - Нобелевский диплом и медаль были вручены в Стокгольме сыну писателя Евгению Пастернаку.

 

Образ времени в романе. Россия и революции. Специфика отражения революционных событий в романе.

Наблюдения над структурой романа «Доктор Живаго» дают основание сделать вывод, что преобладающей в пространственно-временной организации является категория времени. Так, говоря о своем читательском впечатлении, А. Эфрон писала Б. Пастернаку: «В 150 страничек машинописи втиснуть столько судеб, эпох, городов, лет, событий, страстей, лишив их совершенно необходимой “кубатуры”, необходимого пространства и простора, воздуха!»1. Этот упрек читательница обосновывает: «…никто из известных мне современников не владеет так, как ты, именно этими самыми пространствами и просторами, именно этим чувством протяжения времени.

Иными словами, пространственные характеристики реальности как бы «поглощены» временными, время преобладает над пространством, становится более значимой категорией в произведении. Прерывистое, стремительное изображение событий в романе и должно было, по замыслу Пастернака, передать «подвижный мир всеобщего круговращения», «существо истории».

Можно выделить два способа передачи времени в «Докторе Живаго»: «по календарю» (прямым указанием на временную дату) и передачу времени через движение образов – изменений природы, ее тончайших оттенков.

В первом случае в романе даются указания как на крупные даты – годы («летом тысяча девятьсот третьего года», «весной тысяча девятьсот шестого года»), времена года («осенью происходили волнения на железных дорогах Московского узла», «пахло началом городской зимы»), месяцы («раз в начале декабря», «прошел август»), так и на более мелкие единицы времени – дни («на другой день», «третьего дня»), части суток («как-то вечером», «ночью», «утром»), часы («часа через три или четыре, ближе к сумеркам», «часов в десять вечера») и минуты («спустя несколько минут улица была почти пуста»). Однако эти указания используются, как правило, как связки между эпизодами, фиксируя хронологию изображенных событий. В тех же случаях, когда в произведении показывается развернутая в настоящем времени сцена, движение времени передается через развитие и движение образов. Важной чертой временной организации в романе является также наличие нескольких временных уровней, определяющихся двумя взаимосвязанными «сюжетами»: «лирическим сюжетом авторского переживания», вбирающим в себя вымышленный «событийный сюжет героев». Внутри двух этих измерений можно обозначить и другие временные пласты: время памяти/ воспоминания автора и героев; линейное время (временной отрезок земной реальности, изображенной в произведении), время циклическое (время природы, эволюционное время «жизни» в философии доктора Живаго, время православного календаря в первых главах романа), вечность. При этом структура произведения предусматривает как составной элемент также время читателя. Рассмотрим каждый из перечисленных уровней. На уровне авторского присутствия можно выделить «время повествования» – оно связано с организацией событий, описанных в романе. Автор как бы живет в двойном времени – времени, в котором роман пишется («сейчас»), и времени воспоминания («прошлое»). Вот как эта особенность повествования проявляется в организации романных событий. Иногда целые годы жизни героев переданы неподробно, в пределах одного-двух предложений, и, напротив, отдельным «незначительным» с точки зрения развития жизни персонажей эпизодам уделяется пристальное внимание.

 

Россия и революции.

 

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» рассказывает нам о судьбе русского врача и интеллигента Юрия Живаго, которому не посчастливилось жить во времена слома старого мира и установления новых законов бытия. Через судьбу отдельного человека писатель раскрывает свой собственный взгляд на значимость и последствия революции.

Сам главный герой провёл много времени на фронтах Первой мировой войны. Он был счастливо женат и не боялся за своё будущее. Но война и революция коренным образом изменили жизнь семьи Живаго. Вернувшись с фронта, главный герой видит отчаянное положение своих близких в холодной революционной Москве, однако ничего не может с этим поделать. С этого момента даже название романа приобретает ироничный смысл, ведь после революции доктор Живаго уже никогда не работал по призванию. Юрий превращается в безвольную куклу в руках обстоятельств. Он боится принимать решения, не может найти работу. Его семья умудрялась выживать лишь благодаря помощи со стороны. Именно так Пастернак изображает перед читателем судьбу отдельного человека во времена исторических катаклизмов. Неглупый и талантливый Живаго просто пытается выжить в этом жестоком мире, однако его надежды на мирную жизнь с семьёй терпят крах. Юрия забирают в партизанский отряд, навсегда разлучая с женой и детьми. В этот момент Пастернак высказывается о революции уже в большем масштабе. Он вырисовывает перед нами образ Памифила Палых — одного из многих крестьян, сражавшихся на стороне большевиков. Этот озлобленный на всех представителей высшего сословия человек убил огромное количество людей. Когда партизанский отряд близок к разгрому, Палых сходит с ума, боясь, что его семью постигнет та же участь, что и его жертв. В конце концов, убив жену и детей, он окончательно теряет человеческий облик и уходит в тайгу. Таким образом, писатель хотел сказать, что революционная борьба зачастую пробуждает в людях самое худшее, превращая их в зверей. В конце романа перед нами предстаёт окончательно опустившийся главный герой. Юрий не пишет стихов, живёт обывательской жизнью с девушкой Мариной, не стремится ни к работе, ни к семье. После завершения гражданской войны герой оказался в новом для себя мире, и, будучи не способным принять его, предпочёл опуститься на дно жизни и ждать смерти, которая вскоре и настигла его.

По мнению Пастернака, революция при всей своей исторической значимости чаще всего губительна для отдельного индивида. Активно создавая новый мир, она разрушает старый и губит всех, кто был с ним связан.

 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!