III. Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тема: Литература родного края как отражение культуры и быта народов Крыма. Общее понятие о предмете. Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.

 

I. Информационный блок

Текст лекции:

Эпиграф к уроку:

Нашему Крыму с чем сравниться?

НЕ с чем нашему Крыму сравниваться!

В.В.Маяковский.

I. Вступительное слово преподавателя.

Крым – особый регион, сочетающий в себе уникальное природное богатство, историю, многонациональный колорит. Крым по праву можно назвать «Орденом на груди планеты Земля».

Права старая легенда: лучше Крыма нет земли! Все там есть: горы, море, степь. Взойдешь на гору – жалко станет человека, который тут не был. Так красиво. А за горой море с небом вместе живут, оба синие, одно другого синее. И так хорошо, что мы родились здесь, в этом благодатном краю.

Крым многонациональный, пестрый - как ковер, в котором сплелись разные народы: русские, украинцы, крымские татары, греки, армяне, караимы..... Сплелись настолько тесно, что вряд ли кому удастся распутать этот вековой клубок. Каждая народность внесла в культуру нашего края весомый клад: это легенды, сказания, мифы, песни, сказки, пословицы и поговорки.

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII—XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму. ... Антропологически 80 % крымских татар относятся к европеоидной расе, кроме степных крымских татар (ногаев), которые имеют европеоидно-монголоидные черты лица.

 После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма. В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой. В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

Караимы (караи) - народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.

Венецианцы, генуэзцы. Венецианские купцы появились в Крыму в XII веке, а генуэзские - в ХШ-м. Постепенно вытеснив венецианцев, генуэзцы закрепились здесь. Расширяя свои крымские колонии, они, по договору с золотоордынскими ханами, включают в них всю прибрежную территорию - от Кафы до Херсонеса. Собственно генуэзцев было немного - администрация, охрана, купцы. Их владения в Крыму просуществовали до захвата Крыма турками-османами в 1475г. Немногочисленные оставшиеся после этого в Крыму генуэзцы (крымские женовежцы) постепенно растворились среди местного населения.

Русские. Активный приток русского населения в Крым начался после присоединения полуострова к России (1783 г.), это были отставные солдаты, помещичьи крепостные и государственные крестьяне. Особенно усилился этот процесс после реформы 1861 г., освободившей крестьян от крепостной зависимости. Заселялись в основном те земли, которые опустели после массовой эмиграции крымских татар в Турцию. К 1939 г. русские составляли около 50% населения полуострова, а в настоящее время около 60%. На всех этапах переселения в Крым представители русского крестьянства отражали особенности жизненного уклада того региона, откуда они прибывали. Сохраняя язык, веру, этническое самосознание, особенности традиционной культуры, русские жители многое усваивали на новом месте, оказавшись в культурном взаимодействии с геноэтничным окружением. В то же время, будучи издревле земледельцами-пахарями, они распространяли среди местного населения традиционные для них сельскохозяйственные навыки и приемы, и, естественно, участвовали в формировании местной, крымской, бытовой культуры. Немалую роль в жизни русского населения Крыма играли промыслы и ремесла. Во многих селах Симферопольского и Феодосийского уездов русские занимались рубкой дров, ломкой камня, извозом, выжиганием древесного угля. Деревообрабатывающий промысел был развит как в качестве основного занятия, так и приработка. Из древесины делали возы, лавки, полки для мисок, ведра, бочки, сундуки, корыта, коромысла, ложки.

Украинцы жили в Крыму еще с глубокой древности. В X-XIII веках в восточной части Крыма существовало Тмутараканское княжество. Да и в эпоху Крымского ханства на полуострове постоянно находилась часть пленников из Великой и Малой Руси, монахи, купцы, дипломаты из России. Таким образом, они на протяжении веков были частью постоянного коренного населения Крыма. Большого развития декоративно-прикладное искусство. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (художественная роспись, вышивка, ковроделие, декоративное ткачество, резьба по дереву, металлу, кости, плетение из лозы, декоративная керамика и др.). В советское время возникли новые его виды: монументальная декоративная скульптура подлаковая роспись, роспись на фарфоре, декоративная живопись.

 

II. Литература родного края

Крымская литература — литература написанная крымчанами или литература написанная о Крыме. Русскоязычная литература состоит из трёх пластов: изначально написанные на русском языке произведения, обращенные к общекрымским, русским или общечеловеческим ценностям; произведения написанные на русском языке, но берущие корни в культурах других народов Крыма (например, крымскотатарская диссидентская поэзия); и произведения, переведённые на русский язык с языков крымских или некрымских (например, «Крымские сонеты» Мицкевича) народов.

Исходя из этого, системное изучение крымской литературы следует проводить по схеме, характерной для позднесоветской школы. Каркас курса литературы составляет русская литература (безусловно, не различающая этничности своих авторов), а к этому каркасу примыкает глубоко национальная по сути, но русская по языку литература народов СССР (в нашем случае народов Крыма), с некоторым вкраплением переводной литературы.

III. Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры.

Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры. На вдохновенные земли древней Киммерии стремились многие поэты и писатели. В. Жуковский сопровождал в Крым своего венценосного ученика, А. Пушкин, покоренный красотой Бахчисарая, создал свою знаменитую поэму, особую главу в истории литературного Крыма составляют поэты и писатели Серебряного века, находившие приют в хлебосольном доме М. Волошина. В Коктебель к Волошину съезжались многие поэты, философы, художники: здесь побывали В. Брюсов, М. Цветаева, В. Хлебников, О. Мандельштам. Крым нашел отражение в творчестве каждого, кто видел его, но именно Волошин, как никто другой, сумел воспеть эти благословенные земли. Невероятная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: «львиная грива — греческая голова... босиком... и... не хитон, а балахон», как писала Цветаева, сделали Волошина заметной фигурой среди Серебряного века… «Из теста изваянный Зевс», — сказал про него В. Хлебников. Удивительное единение с природой Коктебеля, бережное отношение к его самобытности, снискало поэту славу местного кудесника. Сама земля признала его своим:


Моей мечтой с тех пор напоены

Предгорий героические сны

И Коктебеля каменная грива;

Его полынь хмельна моей тоской,

Мой стих поет в волнах его прилива,

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.


(Коктебель, М. Волошин)

 

Крым в литературе

Крым глазами русских писателей начала ХХ века.

О Крыме написано много произведений. Все гении русской литературы, связавшие на какой-то момент часть своей жизни с Крымом, оставили заметки и рассказы об этом крае. Но наиболее интересно для нас видение Крымского феномена глазами классиков русской литературы рубежа прошлого и позапрошлого столетий. Они искусно подмечают все стороны жизни крымского курорта в начале его зарождения. Вчитываясь в строки мастеров русской литературы, получаешь не только эстетическое удовольствие, но и узнаешь многие факты о нравах курортного Крыма того времени.
Михаил Булгаков. "Путешествие по Крыму"

Александр Куприн. "Винная бочка"

Иван Бунин. "Алупка"

Александр Куприн. "В Крыму"

Антон Чехов. "Дама с собачкой"

Художественная литература

Крым занимает важное место в русской литературе 19-20 веков: это и место кровопролитных сражений и военных подвигов (Крымская война и Великая Отечественная война), и последний оплот Белой армии в Гражданской войне, и в то же время прекрасный экзотический край с богатой историей, вдохновляющий мечтателей и поэтов, теплое южное море и курортные города с их особой атмосферой.

Крыму посвящали стихи многие русские поэты 19-20 веков: К.Н. Батюшков («Таврида»), Я.П. Полонский («На Черном море», «Ночь в Крыму»), А.А. Фет («Севастопольское братское кладбище»), А.К. Толстой («Всесильной волею Аллаха», «Солнце жжет; перед грозою…», «Растянулся на просторе…», «Где светлый ключ»), И.А. Бунин («Байдарская долина», «Чатырдаг», «Учан-Су», «Сиваш», «Яйла»), В.Я. Брюсов («Краткими складками взморщи…»), К.Д. Бальмонт («Чары месяца»), В.В. Хлебников («Крымское», «Судак»), О.Э. Мандельштам («Феодосия», «Еще далеко асфоделей»), В.В. Маяковский («Крым»), А.А. Ахматова («Вновь подарен мне дремотой…»), М.И. Цветаева («Встреча c Пушкиным», «Над Феодосией угас…»), Н.А. Заболоцкий («Гурзуф ночью», «Гурзуф»), М.И. Алигер («Осень», «Утренняя песня»), И.А. Бродский («Война в убежище Киприды», «Посвящается Ялте»), Ю.В. Друнина («Да здравствуют южные зимы», «Штурм Митридата», «Киммерия», «Старый Крым», «У памятника», «Предгорье»).

В 1820 году в Крым приехал Пушкин для поправки здоровья. Он побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, где посетил ханский дворец. Здесь у Пушкина

возник замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» по мотивам легенды о крымском хане и его любимой наложнице. Здесь же Пушкин задумал и «Евгения Онегина». Поэт упоминает крымские впечатления в главе о путешествии Онегина, которая не вошла в окончательный текст романа («Прекрасны вы, брега Тавриды»). Крыму посвящены стихи Пушкина «Ты вновь со мною», «В прохладе сладостной фонтанов», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Бахчисарайский фонтан», «Кто видел край».

Адам Мицкевич, польский поэт и деятель национально-освободительного движения, был в Крыму в 1825 году. Мицкевич пережил морскую бурю, побывал на Чатыр-Даге, посетил ханский дворец — по его словам, «видел Восток в миниатюре». Впечатления от увиденного Мицкевич выразил в «Крымских сонетах», которые были опубликованы в 1826 году и сразу приобрели широкую известность. П.А. Вяземский сделал прозаический перевод «Крымских сонетов» на русский язык, затем они были переведены И.И. Козловым. Сонеты Мицкевича несут на себе отпечаток восточной поэтической традиции и проникнуты восторгом перед красотой пейзажей и мощью природных стихий.

Л.Н. Толстой был в Севастополе в 1854-1855 годах, во время Крымской войны. Он несколько месяцев жил на Четвертом бастионе, который часто подвергался обстрелу, командовал батареей в битве на реке Черной, своими глазами видел штурм Малахова кургана. Военные впечатления легли в основу «Севастопольских рассказов» Толстого («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Толстой также написал сатирическую «Песню про сражение на реке Черной», которая пользовалась большой популярностью и считалась народной, а строки «Гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги» были переделаны в пословицу. В 1901-1902 годах Толстой жил в Гаспре, где написал повесть «Хаджи-Мурат».

Военная история Крыма в 19 веке отражена в произведениях К.М. Станюковича. Станюкович родился в Севастополе. Его отец командовал черноморской эскадрой и был военным губернатором города. В 1854 году, когда началась первая оборона Севастополя, будущему писателю было всего одиннадцать лет. С началом военных действий он вместе с семьей эвакуировался в Симферополь, но перед отъездом успел увидеть некоторые события и героев войны собственными глазами. Крымская война и жизнь моряков описаны в повестях и рассказах Станюковича «Кириллыч», «Маленькие моряки», «Смотр», «Волк», «Глупая причина», «Севастопольский мальчик» и др.

В Ялту приезжали для поправки здоровья больные туберкулезом: считалось, что здешний климат помогает справиться с недугом. Нездоровье привело сюда и А.П. Чехова. Впервые он побывал в Крыму в 1888-1889 годах (жил в Ялте и Феодосии). Через несколько лет Чехов вновь приехал в Крым, а в 1898 году купил в Ялте участок и построил дом, где провел последние годы жизни. Здесь он написал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад». Жизнь приморского города и природа Крыма отражены в рассказах «Черный монах», «Ариадна», «Дама с собачкой». В настоящее время в Крыму существуют два музея, связанных с Чеховым: дом-музей в Ялте и дом-музей «Дача А.П. Чехова» в Гурзуфе. В 2004 году в Ялте был установлен памятник «Дама с собачкой», изображающий героев рассказа. Эта скульптурная композиция стала одним из символов города.

В 1889 году в Крым приезжал В.Г. Короленко. Писатель посетил Керчь, поднимался на гору Митридат, был в Ялте, полтора месяца жил в окрестностях Алушты, побывал на Чатыр-даге. На основе впечатлений от крымских поездок Короленко написал рассказы «Емельян» и «Рыбалка Нечипор», опубликованные в 1907 году (позже рассказы издавались под общим названием «В Крыму»). Восхищаясь крымской природой, Короленко отмечал загадочную тоску, которой проникнут воздух Крыма, и безлюдность, отсутствие человека, очевидное и на картинах художников. В письмах и рассказах Короленко упоминает крымских татар, их непонятную жизнь, скрытую от глаз курортной публики, и добровольное выселение из Крыма. Полуостров представляется писателю чем-то вроде отмели, через которую в поисках счастья перекатываются, как волны, разные народы: тавры, скифы, греки, генуэзцы, татары, русские.

М.А. Волошин посвятил Крыму циклы стихов «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна». В этих стихах он обращается к древним мифам и преданиям, которыми поэтическое воображение наполняет пустынные крымские пейзажи. Гостеприимный дом Волошина посещали многие писатели и поэты. Здесь царила особая творческая атмосфера: гости принимали участие в поэтических состязаниях, играх, импровизированных спектаклях. Центральной фигурой был сам хозяин дома, в парусиновом балахоне, сандалиях на босу ногу и венке из полыни на пышных волосах. Дом Волошина стал своеобразным культурным феноменом. После смерти поэта его вдова М.С. Волошина сумела сохранить обстановку комнат и архив, и в 1984 году в Коктебеле был официально открыт дом-музей Максимилиана Волошина.

Крым занимал важное место в жизни А.И. Куприна. В 1900-е годы писатель часто бывал там, отдыхал и плодотворно работал, часто навещал в Ялте Л.Н. Толстого. На южном берегу Крыма происходит действие известного рассказа «Белый пудель». С 1904 года Куприн жил в Балаклаве, где познакомился с местными рыбаками. Им писатель посвятил серию очерков «Листригоны».

В 1906 году были изданы «Крымские рассказы» В.М. Дорошевича. Популярный писатель и публицист, автор ярких фельетонов, Дорошевич запечатлел облик прибрежных городов и нравы курортной публики.

В Крыму жил и создавал свои поэтические повести А.С. Грин. В 1924 году писатель вместе с женой переехал в Феодосию, на Галерейную улицу, где прожил пять лет (теперь там находится дом-музей Александра Грина, открытый в 1970 году). Здесь Грин написал романы «Золотая цепь» и «Бегущая по волнам». В 1930 году писатель переехал в Старый Крым, где провел последние годы жизни. Из Старого Крыма Грин регулярно ходил через горы в Коктебель, в гости к Волошину. Этот маршрут (длиной около 15 километров) получил название «тропа Грина» и пользуется популярностью у туристов.

Известный русский сатирик начала 20 века А.Т. Аверченко родился в Севастополе и провел там первые шестнадцать лет своей жизни. Побывав в нескольких городах, Аверченко осел в Петербурге, но после революции 1917 года вернулся в Севастополь, преодолев множество препятствий. В 1920 году, за несколько дней до того, как в Севастополь вступили красные, писатель эмигрировал в Константинополь. В своих рассказах Аверченко пишет о мирном, сонном, жарком городе своего детства, его купальнях и бульварах, и об этом же городе, охваченном лихорадкой войны и смуты.

Русский и советский писатель В.В. Вересаев также был в Крыму во время Гражданской войны: в 1918-1921 годах он жил на своей даче в Коктебеле. На основе пережитого Вересаев написал роман «В тупике». Место действия в романе — дачный поселок Арматлук. Под этим названием выведен Коктебель, а город, изображенный в книге, — Феодосия.

В 1889 году в Крым приезжал Максим Горький. Впечатления от этой поездки отражены в его рассказах «В степи», «Два босяка», «Мой спутник». Начиная с 1897 года Горький регулярно ездил в Крым и подолгу жил там в связи с болезнью легких. Писатель побывал в Херсонесе, Форосе, жил в Ялте и Коктебеле (в доме Волошина), в 1928 году посетил метеорологическую станцию на Ай-Петри. В Крыму Горький работал над пьесой «На дне» и романом «Жизнь Клима Самгина».

Н.А. Островский упоминает на страницах романа «Как закалялась сталь» Евпаторию: писатель приезжал сюда на лечение в 1925 году и был поражен красотой крымского побережья.

Крым многое значил в жизни К.Г. Паустовского. Впервые он оказался на «райской крымской земле» в четырнадцать лет. Свои детские воспоминания об этой поездке писатель описал в автобиографической книге «Далекие годы»: ласковое море, белый Севастополь, пышная набережная Ялты, тихая Алушта, спускающиеся с Чатыр-дага осенью отары овец. В 1930-х годах Паустовский жил в Севастополе, где работал над книгой «Черное море». В 1934 году он приехал в Старый Крым — город, где провел последние годы жизни его любимый писатель-романтик А.С. Грин. Этому городу посвящена глава в повести «Черное море», опубликованной в 1936 году. В 2005 году в Старом Крыму был открыт дом-музей Паустовского.

Крыму в годы Великой Отечественной войны посвящены очерки К.М. Симонова, который приехал в Севастополь как репортер и принимал участие в военных операциях моряков-подводников. События войны отражены в рассказах «У берегов Румынии», «Последняя ночь», «Предатель», «В керченских каменоломнях» и др.

Крым занимает важное место в советской детской литературе. В 1924 году здесь был учрежден всесоюзный пионерский лагерь «Артек» — символ счастливого детства и идеалов интернационализма. В «Артеке» происходит действие повести А.П. Гайдара «Военная тайна». Артековцами были пионеры — герои книг «Улица младшего сына» (Л.А. Кассиль) и «Четвертая высота» (Елена Ильина). Но крымская тематика в детской литературе не ограничивается Артеком. Герои книги Юза Алешковского «Кыш и я в Крыму» приезжают на отдых в Алупку и переживают там множество забавных приключений. Детский писатель В.П. Крапивин в 1960 году впервые побывал в Севастополе, о котором много читал, и увидел море. С тех пор Севастополь стал для Крапивина второй родиной. Впоследствии писатель посвятил этому городу несколько книг: «Давно закончилась осада…», «Трое с площади Корронад», «Шестая Бастионная» и др.

Одно из самых известных произведений русской литературы, посвященных Крыму, — роман В.П. Аксенова «Остров Крым», написанный в 1979 году. Роман написан в жанре альтернативной истории и основан на допущении, что Крым является островом и отделен от материка проливом. Эта географическая деталь оказывается принципиально важной для хода Гражданской войны: красные войска при попытке штурма острова проваливаются под лед. В итоге Крым сохранил свою самостоятельность и превратился в отдельное процветающее государство. Главный герой романа создает движение «Союз общей судьбы», которое выступает за включение Крыма в состав СССР.

Крым в период Гражданской войны также описан в романе Д.Л. Быкова «Орфография». Главный герой романа, писатель и журналист, чья привычная жизнь разрушена революцией, бежит в Крым, но и там находит все ту же гротескную и страшную действительность.

Тема Крыма в творчестве многих русских писателей и поэтов значима и иногда является точкой отсчета для большого вдохновения. Красота и неповторимость природы Крыма, драматичность исторических событий, которые происходили на берегу полуострова еще в древние и средние века, героические битвы, бушевавшие на берегу и Чёрном море, нашли своё отражение в стихах, рассказах, поэмах известных русских писателей.

В 2014 году «Крым вернулся в родную гавань». Значение этого события велико не только для истории нашей страны, но и для развития культуры и искусства.

Если говорить об истории Крыма под властью Российской империи, нельзя не упомянуть о том, что полуостров неразрывно связан с эпохами Золотого и Серебряного веков русской культуры. Свое участие в обороне Севастополя описал Л.Н. Толстой в знаменитых «Севастопольских рассказах», а замечательный поэт А.К. Толстой посвятил этой земле лирический цикл «Крымские очерки». В Феодосии жил и творил выдающийся художник – маринист И.К. Айвазовский, подаривший лучшие написанные им картины городу. Полуостров занял прочное место в жизни деятелей литературы и искусства как непременное место отдыха, встреч, разнообразных путешествий. В Ялте провел свои последние годы А.П. Чехов, куда к нему приезжали И.А. Бунин, С.В. Рахманинов,

И.И. Левитан, написавший в Крыму немало картин. Знаменитая поэтесса Марина Цветаева в Коктебеле познакомилась со своим мужем Сергеем Эфроном на даче, где в начале ХХ столетия поселился поэт Максимилиан Волошин.

Путешествие в Крым вдохновило А.С. Пушкина на сочинение поэмы «Бахчисарайский фонтан». В начале сентября 1819 г Пушкин и Раевские снова в пути: верхом, через Ялту, Алупку, Симеиз, они отправились сначала к развалинам Георгиевского монастыря, а потом в Бахчисарай, где осмотрели Ханский дворец, посещение которого стало толчком к рождению замысла одной из самых пленительных поэм – «Бахчисарайского фонтана»:


Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я поселил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.


Постараюсь разобраться в том, что вдохновило поэта на написание этой поэмы. Есть замечательное произведение поэта Александра Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Есть легенда о женщине, вдохновившей поэта. В одном из первых стихотворений "Платонизм",

посвящённых Софье Киселёвой (Потоцкой) , Пушкин посвящает следующие строки:


Восторги нежные к тебе
Нашли пустынную дорогу.
Я понял слабый жар очей,
Я понял взор полузакрытый,
И побледневшие ланиты,
И томность поступи твоей...


Пушкин знал Софью Станиславовну еще по Петербургу. Гроссман указывает, что именно Софья Станиславовна была вдохновительницей „Южной поэмы " Пушкина „Бахчисарайский фонтан".

Совершив двухмесячное путешествие по Кавказу с семьей генерала

Н.Н. Раевского (героя войны 1812г.), ссыльный Пушкин 15 августа 1820 года, вступил на крымскую землю, переправившись через пролив из Тамани в Керчь. На другой день путешественники отправляются в Феодосию, где останавливаются в доме бывшего градоначальника С.М. Броневского. 18 августа Раевские и Пушкин на бриге «Мингрелия» отплыли в Гурзуф. «Всю ночь не спал», - напишет позже поэт. Природа Южного берега Крыма произвела на него такое впечатление, что спустя три года в Кишиневе на полях черновиков первой главы «Евгения Онегина» он по памяти нарисует Золотые ворота Кара-Дага. В Гурзуфе поэт провел «счастливейшие минуты жизни». Его окружали близкие и дорогие ему люди. Сыну Раевского – Н.Н. Раевскому – младшему он посвятит позднее поэму «Кавказский пленник». Пушкин наслаждается покоем и независимостью, много работает. Именно в Крыму он увлекается Байроном и изучает английский язык. Здесь поэт начинает реализовывать замыслы, родившиеся ранее, в частности работает над поэмой «Кавказский пленник». О Крыме Пушкин будет вспоминать в стихотворном романе, «Евгений Онегин» сюда приведет он своего Онегина, описывая путешествия героя. Если обратиться к роману А.С. Пушкина, то можно найти «Крымские следы» его главного героя. Это можно доказать строками: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира, подобного которому больше не увидеть нигде.

Таким образом, мы убедились в том, что этот полуостров вдохновлял великого Пушкина на создание легендарных произведений.

И.А. Бунина крымская тема тоже не оставила равнодушным. Авторская позиция относительно пейзажей полуострова просматривается во многих его произведениях. Для меня было интересно узнать тот факт, что же вдохновило Бунина на отражение крымской темы в своих произведениях?

Именно Иван Алексеевич Бунин является наиболее значительным преемником А.С. Пушкина в развитии крымской темы в поэзии.

И.А. Бунин приезжал в Крым многократно и хорошо его знал, особенно южный берег. Поездки стали регулярными с тех пор, как в Ялте обосновался Чехов, в доме которого поэт нередко останавливался. Бунин регулярно навещал его там. Стихи, связанные с Крымом, не образуют формально какого-либо цикла, но по существу это удивительная по точности, наблюдательности и выразительности поэтическая книга. В ней нашлось место всему: философским раздумьям о смысле жизни это стихотворения «Кипарисы», «Вино», теме любви и женской красоты («К прибрежью моря длинная аллея, «Купальщица», «Последние слезы»). С точностью естествоиспытателя Бунин передает разные состояния моря, погоды, времени суток («Штиль», «Зной», «Сумерки»), набрасывает пейзажные зарисовки.

Например, о стихотворении «Сумерки» я узнала следующую историю.

В 1900 году Иван Бунин создает небольшой цикл стихов, посвященных Одессе, в который и вошло стихотворения «Сумерки». Правда, следует сразу же отметить, что в этих строках поэт рассказывает не об одесском море, а о Крыме, в котором очень любил бывать вместе с семьей. Один из вечеров поздней осени, проведенный на морском побережье, особенно запомнился автору, и он попытался рассказать то, что чувствует, глядя на бушующую стихию. Крымские мотивы поэт введет в свой автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», не раз будет возвращаться к их разработке в рассказах, написанных за границей.

Мы видим, что посещение полуострова не оставило И.А. Бунина равнодушным. Ему хотелось донести до читателя красоты Крыма, передать ощущения, которое он испытал, глядя на море.

Толстой А.К. (1817-1875), граф, русский писатель, путешествовал по Крыму в мае-июне 1856г. Он объехал южный берег, побывал в Севастополе. Поэтическим дневником этого путешествия стал цикл «Крымские очерки» включающие 14 стихотворений.

Толстой путешествовал вместе с Софьей Андреевной Миллер, ставшей впоследствии женой писателя, которая, не считаясь с мнением света, приехала в Одессу выхаживать больного тифом возлюбленного. Из Одессы они поехали в Крым, в Мелос. На полуострове А.К. Толстой побывал еще трижды после этого. Последний раз – в октябре 1869 г. – в Ливании. Наиболее известные стихотворения из «Крымских очерков» - «Растянулся на просторе…», « Туман встает на дне стремнин», «Тяжел наш путь»…

 

(Из цикла «Крымские очерки»)


Туман встает на дне стремнин,

Среди полуночной прохлады

Сильнее пахнет дикий тмин,

Гремят слышнее водопады.

Как ослепительна луна…


В этом цикле отразились впечатления, полученные во время поездки по Крыму вместе с женою в мае - июне 1856 года, вскоре после окончания Крымской войны. Южный берег «Очерков» — это край темнолиственных лавров, черных кипарисов и пурпурных роз, сказочно-прекрасных лунных ночей, особенно любимых Толстым.


3.Закрепление и систематизация учебного материала. Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

1. Что означает понятие литературное краеведение?

2. Почему Крым для многих писателей и поэтов стал источником вдохновения?

 

Заключительный этап.

- Общие выводы

- Ответы на возможные вопросы

- Задание к самоподготовке:


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!