Тема 6. Политические и правовые учения в Новое время.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Институт управленческих кадров
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Методические материалы для подготовки
К семинарским занятиям
Студентов 1 курса заочной формы обучения
По дисциплине
«История политических и правовых учений»
Разработчики: канд. ист. наук, доцент М.М. Атрушкевич
Рекомендованы к использованию в учебном процессе (протокол №2
от 01.09.2022)
Минск 202 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История политических и правовых учений – это общетеоретическая учебная дисциплина, изучение которой направлено на развитие у студентов правосознания и правовой культуры, формирование юридического мышления. Анализ правовых доктрин в их исторической эволюции позволяет глубже осознать теоретические положения современной юридической науки, дает возможность ориентироваться в сложных общественных процессах современности. История политических и правовых учений позволяет осмыслить, как в столкновении различных воззрений рождаются новые идеи о праве и государстве, какую роль они играют в процессе реального развития государственно-правовых институтов, как изменяются представления о свободе, справедливости, власти и надлежащем общественном устройстве.
Курс «История политических и правовых учений» является развернутой во времени теорией и философией права, поэтому он способен служить основой для постижения сущностных и ценностных аспектов права в период кризиса марксистской идеологии, служившей ранее теоретической базой учений о государстве и праве. В процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания.
|
|
Учебная программа рассчитана на объем 82 часа для очной формы обучения, из них лекций – 28 часов, семинарских занятий – 18 часов, самостоятельной работы – 36 часов.
В рамках курса «История политических учений» рассматриваются не только исключительно правовые, но и важнейшие право-политические учения, оказавшие наибольшее влияние на формирование современного права, на понимание сущности и социального назначения государства как формы совместного проживания людей.
Ко всем темам семинарских занятий прилагаются списки рекомендованной к изучению литературы.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема 3. Политические и правовые учения в период Средневековья
|
|
Вопросы для обсуждения
1. Взаимодействие церкви и государства на основании труда К. Туровского «Про человеческую душу и тело».
2. Основные политико-правовые идеи в труде «Житие святой Евфросинии Полоцкой».
3. Взгляды К. Смолятича на вопросы внутренней политики государства «Послания Митрополита Климента Смолятича к пресвитеру Фома истолкованное Афанасием монахом».
Темы рефератов
1.Политико-правовые взгляды Цицерона.
2. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия (Блаженного).
3. Доктрина «двух мечей» в средневековой политико-правовой мысли.
4. Схоластическая теория развития государства и права Ф. Аквинского
5. Учение Марсилия Падуанского о суверенитете.
6. Особенности формирования и развития мусульманской правовой мысли
Методические рекомендации для подготовки к занятию
Формирование и развитие мусульманской правовой мысли. Особенности структуры мусульманского права. Мусульманские правовые школы-толки: суннитская и шиитская. Политико-правовые идеи арабских философов и государствоведов Аль-Фараби, Ибн Рушд, «Братья чистоты». Аль-Маварди. Учение Ибн Хальдуна. Классификация форм правления. Функции государственной власти.
Учение Августина о государстве и церкви. Теократические теории в средневековой политико-правовой мысли.
|
|
Рационализм средневековой схоластики. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Трактат «О правлении государей». Виды права и их значение в жизни общества.
Учение М. Падуанского. Трактат «Защитник мира». Обоснование светской власти у Марсилия. Идеи народного суверенитета.
Митрополит Иларион о проблеме соотношения правового и морально-религиозного начал. Характер связи законопослушного и нравственного поведения, теологический и юридический аспект закона. «Правда», как цель усилий гражданской верховной власти. Святость и обóжение как цель жизни. Круг правомочий и обязанностей идеального правителя, его права и обязанности перед народом.
В. Мономах. Образ, права и обязанности носителя верховной власти в «Поучении». Уголовно-правовой аспект «Поучения».
Даниил Заточник. Представления о верховном правителе, его правах и обязанностях. Проблема идеального правителя и особенности разрешения этой проблемы.
К. Туровский. «Про человеческую душу и тело». Человек, его цели и задачи. Роль Церкви в обществе. Взаимодействие Церкви и государства.
Е. Полоцкая. «Житие святой Евфросинии Полоцкой». К. Смолятич «Послания Митрополита Климента Смолятича к пресвитеру Фоме истолкованное Афанасием монахом».
|
|
Значение политико-правовой мысли Средневековья для современности.
При самостоятельной работе по данной теме необходимо в первую очередь вспомнить периоды развития государственности в средние века и обратить внимание на то, в рамках какого из данных периодов развивались доктрины изучаемых авторов.
Учение Августина Аврелия – этотеологическое обоснование права и государства, связанное с возникновением и распространением христианства. Прежде чем изучать доктрину Августина, необходимо обратиться к истории превращения христианства в государственную религию. Далее следует определить внутренние субъективные мотивы устремления Августина Аврелия к теологической философии («Исповедь»). В целом при работе над данным вопросом необходимо выяснить, как Августин Аврелий представлял себе соотношение церкви и государства как общесоциальных институтов, как определял Августин происхождение государства, проанализировать сущность его учения о Граде земном и Граде Божьем.
Уяснять содержание данной темы следует с уточнения общих проблем государства и права в теологическом мировоззрении Средних веков, с философской и исторической характеристики средневековой схоластики. На протяжении всей государственно-правовой истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, что и отразилось на правовых учениях.
Теория Фомы Аквинского о праве и государстве – это приспособление светских взглядов Аристотеля к догматам католической церкви. Его религиозная философия – это философия пантеизма, определяющая основные виды законов, которые существуют в обществе: универсальный божественный, вечный закон, закон откровения, человеческий и естественные законы. Не следует забывать, что согласно концепции Фомы Аквинского все законы связаны между собой нитями субординации и обусловлены двумя равнозначными и непротиворечивыми способами познания мира: разумом и верой.
Теократические идеи присутствуют и в учении Марсилия Падуанского. Эта теория не антирелигиозна, но антицерковна. М. Падуанский возлагает на католическую церковь ответственность за все беды и несчастья мира. При изучении данного вопроса необходимо особое внимание обратить на описываемую Падуанским структуру общества, выделение высших и низших сословий, на его довольно смелые идеи относительно народа как источника всякой власти и выборности как принципа конституирования учреждений и подбора должностных лиц. Оцените влияние, которое оказала теория Марсилия Падуанского на последующее развитие европейской правовой и политической мысли.
Литература по теме
· Августин Аврелий. Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийскаго. – М., 1786. – Ч.1-4.
· Августин Аврелий. Исповедь / Пер.с латин. М. Сергеенко. – М.: МНПП «Гендальф», 1992. – 528 с.
· Августин Аврелий. О граде Божием. – Минск: ООО Харвест; М. : АСТ, 2000. – 1020 с.
· Августин Аврелий. Об истинной религии. – Минск: ООО «Харвест», 1999. – 489 с.
· Грималь П. Цицерон. М.,1991.
· Деревнин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве. М., 1985.
· Дождев Д.В. Римское частное право. М., 2000.
· Кофанов Л.Л. Введение // Дигесты Юстиниана. Т.1. М., 2002.
· Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.
· Нерсесянц В.С. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
· Нерсесянц В.С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. 1980.№ 3.
· Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.
· Орлов Е. Демосфен и Цицерон: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1996. – 514 с.
· Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.
· Памятники римского права: Законы XII таблиц.Институции Гая. Дигесты Юстиниана.М., 1997.
· Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государствои и церковью.Казань, 1897.
· Четвертнин В.А. Политическое учение блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое развитие) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.
· Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. с лат. и коммент. В.О. Горенштейна. – М.: Наука, 1993. – 246 с.
· Цицерон. Речи / Пер. с латин. В.О. Горенштейн. – М.: Наука, 1993. – 340 с.
· Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966.
· Хайруллин В.И. Одна из классических концепций категории справедливости : Учение Цицерона // Право и политика. 200.№ 12.
· Шалимов О.А. Образ идеального правителя в Древнем Риме. М., 2000.
- Аквинский Ф. Сумма теологии. – Киев: Эльга: Ника-центр; М.: Элькор – МК, 2002. – 482 с.
- Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.
- Баранов В.Ф. Политическое учение Марсилия Падуанского и его связь с коммунальным движением Северной и Средней Италии // Ученые записки Петразаводского университета. Вып. 7. Исторические науки. Петрозаводск, 1966.
- Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
- Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.
- Герье В.И. Расцвет западной теократии. М., 1916.
- Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М. – СПб., 2000.
- Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV в. М., 2004.
- Керров В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV века. М., 1986.
- Крылова С.Е. О политических взглядах Иоанна Солсберийского // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987.
- Егорова Т.Е. Трактат Марсилия Падуанского «Защитник мира» // Культурология: дайджест. 2000. № 3.
- Марсилий Падуанский. Защитник мира (отрывки) // Анталогия мировой политической мысли: в пяти томах. Т.2. М., 1999.
- Маритен Ж. Знание и мудрость: Сб. тр. / Пер. с фр., коммент. Л.М. Степачева. – М.: Науч. мир, 1999. – 388 с.
- Малашенко И. Е. Марсилий Падуанский и Данте: преемственность философского обоснования независимости светской власти // Человек, общество, познание. Историко-философские очерки. М., 1981.
- Мильчарек Т.П. Политическая теория Иоанна Солсберийского // Гуманитарное знание: Сер. Преемственность. Вып. 1.Омск, 1997.
- Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. – Сретенск: Межконфессион. центр ист.-филос. исслед., 2000. – 184 с.
- Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс / Пер. с англ. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 304 с.
- Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.
·
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7
Тема 6. Политические и правовые учения в Новое время.
Вопросы для обсуждения
1. Политические и правовые идеи Т.Кастюшко в трудах «Мемориал о Польше» и «Полонецком универсале».
2. Республиканские и демократические идеи Я. Есинского в его поэме «К народу».
3. Представления об идеальном обществе И. Яленского в работе «Благовесть да Исраиля Российского».
Темы рефератов
1. Учение утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и Оуэн).
2. Общая характеристика социалистической идеологии.
3. Теория марксизма в учении К. Маркса и Ф. Энгельса.
4. Политические и правовые взгляды А.Н. Радищева.
Методические рекомендации для подготовки к занятию
Представители теории физеократизма на территории Беларуси (И. Стройновский, И. Хрептович, К. Богуславский и др.). Критика социально-политического строя. Просветители-реформаторы И. Хрептович, А.Тызенгауз, П.Бжестовский. Натурально-правовая концепция. И. Стройновский. Труд «Наука о натуральном политическом праве, политической экономии, и праве народов». И. Хрептович «О праве природы ».
Политические и правовые идеи конституции Речи Посполитой от 3 мая 1791г. Отражение принципов правового государства. Политические и правовые идеи лидеров восстания 1794 г. Труды Т. Кастюшко: «Мемориал о Польше» (1793г.), «Полонецкий универсал» (1794г.) и др.
Республиканские и демократические идеи Я. Есинского. Критика основ феодального общества.
И. Яленский – представитель радикального утопизма на территории Беларуси в ХVIII в. Представления об идеальном обществе, основанном на социальном, политическом и правовом равенстве в работе «Благовесть да Исраиля Российского».
Изучение второго вопроса темы следует начать с анализа социально-экономических и философских предпосылок марксизма. Создатели материалистической теории Карл Маркс и Фридрих Энгельс на основе анализа явлений классовых общественно-экономических формаций определили специфику классового подхода к изучению государства и права. Данный подход базируется на идее зависимости государства и права от уровня общественного разделения труда, классовой структуры общества и соотношения классовых сил. При работе над темой необходимо рассмотреть следующие элементы марксистской теории:
- диалектический материализм;
- материальное производство – основа существования и развития общества;
- государство и право – надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества;
- необходимость диктатуры пролетариата;
- проблема социального измерения политики.
Необходимо стремиться к объективной оценке идей и результатов марксизма, выделяя как положительные, так и негативные стороны данного учения.
Литература по теме
· Айрапетов А. Г., Юдин А. И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени. М., 1991.
· Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998.
· Бентам И. Принципы законодательства. М., 1896.
· Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Крит. анализ: Пособие для преподавателей вузов. – М.: Наука, 1994. – 265 с.
· Констан Б. Об узурпации. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.
- Левандовский А. Сен-Симон. М., 1973.
- Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма – М.: Книга, 1988. – 125 с.
- Любутин К.Н. О философии Маркса И философии Энгельса // Философия и общество. 2004. № 1.
- Мамут Л.С. Учение Маркса о государстве требует переосмысления // Общественные науки и современность. 1991. № 5.
- Милль Д. С. Утилитаризм: о свободе. СПб. 1900.
- Милль Д. С. Представительное правление. СПб., 1907.
- Маркс Карл. Манифест Коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса / Пер. и примеч. В.Г. Плеханова. – Женева: Вперед, 1905.
- Мизес Л. Либерализм в классической традиции: Пер. с англ. – М.: Начала - Пресс, 1995. – 256 с.
- О свободе: Антол. мировой либер. мысли (І половина ХХ в.) / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Прогресс–Традиция, 2000. – 694 с.
- Опыт русского либерализма: Антология / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Канон : ОИ «Реабилитация», 1997. – 512 с.
- Остроух А.Н. Иеремия Бентам о понятии и сущности права // Известия высших учебных заведений. Право. – 2002. – № 5. – С. 222–231.
- Остроух А.Н. Учение Бентама о праве. Краснодар, 2002.
- Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М., 2003.
- Ревякин А.И. Социализм и либерализм во Франции в середине XIX века / А.В. Ревякин; Отв. ред. А.Э. Штекли. – М.: Наука, 1999. – 422 с.
- Ростиславлева, Н. В. Зарождение либерализма в Германии: Карл фон Роттек. – М.: Изд. центр РГГУ, 1999. – 132 с.
- Сен- Симон А. Избранные сочинения. Т.1-2..М., 1948.
- Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.
- Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.
- Торицин Т.М. Учение Р. Оуэна и его влияние на распостронение и развитие социалистических идей. Рязань, 1972.
- Чернобель Г.Г. Некоторые аспекты взглядов Энгельса на право // Сов. госуд. и право. – 1980. – № 11. – С. 25–32.
- Четвертаков Р.И. В чем ошибся Карл Маркс: Новое о разделении труда. – СПб.: Петра–РИФ, 1998. – 74 с.
- Фурье Ш. Теория четырех теорий и всеобщих судеб. М. 1938.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Перевод с 4-го нем. изд. – СПб., 1894 – 175 с.
Тематика рефератов
Для студентов 1 курса
Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!